- Преподавателю
- Иностранные языки
- Шаг в будущее юниор. Особенности оценивания в Великобритании и России
Шаг в будущее юниор. Особенности оценивания в Великобритании и России
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреевская О.Д. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Введение
Актуальность. На протяжении всей истории развития школы и педагогики была актуальна проблема оценки знаний учащихся.
Что значит оценить, отметить знания ученика? Обратимся к словарю С. И. Ожегова: оценка, -и, ж.1.см. оценить. 2. мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-н. дать оценку чему-н. высокая о. 3. то же, что отметка (в 3 знач.). о. по пятибалльной системе.
отметка, -и, ж. 1. см. отметить. 2. знак, сделанный на чем-н. о. ведомости. о. "а карте, плане. 3. принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся. выставить отметку в журнал. .[5]
Проанализировать два понятия то, можно сделать вывод: оценка - выражается в вербальной форме, отметка - цифровое выражение знаний учащихся.
В Российской Федерации принято оценивать знания по пятибалльной системе, но в некоторых школах практикуют и десятибалльную систему, например, как в нашей школе №13.
В зарубежных школах практикуются разные системы оценивания знаний, умений, навыков, приняты разные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двух-балльную и др. В Великобритании принято оценивать знания в словесной форме и по восьмибалльной системе.
Цель: изучить и проанализировать особенности школьной системы оценивания в России и Великобритании
Задачи:
-
изучить историю отметки
-
изучить школьную систему образования и оценивания в России
-
изучить школьную систему образования и оценивания Великобритании
Основная часть
-
История отметки
Школьная отметка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая её. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребёнка.
Система оценки знания и поведения учащихся баллами ведет своё начало с иезуитских школ XVI -XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначавшимися цифрами. Отсюда, первоначально единица имела значение высшей отметки. Кстати, именно поэтому в ряде западноевропейских стран исторически сложилась шкала оценок противоположной российской. «Единица» - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно «пятёрка» - один из низших.
В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. Постепенно оценка становилась однообразной и короче. Она всё чаще заменялась цифровой системой. Русская шкала пережила 3,5,
8-,10-,12- балльную систему оценки знаний. Из них прижилась пятибалльная, которая была в 1837 году официально установлена Министерством Народного просвещения. «1»- слабые успехи, «2»- посредственные, «3»- достаточные, «4»- хорошие, «5»- отличные.[3]
После октябрьской революции, в мае 1918 года, было принято постановление «об отмене отметок», подписанное А.В. Луначарским. В нем говорилось о том, что применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики. И перевод из класса в класс, и выдача свидетельств, производится на основании успехов учащихся, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы. [4]
-
Система образования и система оценивания учащихся в России
В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но она представлена более в упрощённом виде.
Дошкольное образование даёт детям элементарные знания. Дети начинают посещать детский сад в возрасте 2-х лет и находятся там до 7 лет.
Начальное образование начинается с 7 лет или с 6 полных лет ( по желанию родителей) и длится 4года. Оно является первой ступенью школьного образования, где дети получают фундаментальные знания для дальнейшего образования. Наряду с общепринятыми образовательными предметами со второго класса вводится иностранный язык. На первом году обучения дети не получают оценку, вместо оценок им ставят «звёздочку», «квадрат» или чаще всего им пишут «хорошо», «молодец» и т. д.
На втором году обучения учителем выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных учреждений длится 5 лет. После окончания 9 класса ученики сдают экзамен ГИА, что даём им право для получения аттестата об общем среднем образовании.
полное общеобразовательное образование. При завершении 10, 11классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право поступать в высшее учебное заведение. В конце 11 классов учащиеся сдают ЕГЭ, что даёт право поступать в любое заведение стране по результатам экзаменов. При получении результатов ЕГЭ выпускникам выдаются сертификаты. В сертификатах стоят баллы, чем выше балл, тем самым у выпускника есть большая вероятность поступить в то или иное заведение.[3]
3. Система образования и система оценивания учащихся в Великобритании
Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет.
Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, частные школы) [1].
Британская система образования состоит из четырех ступеней:
• начальное образование (Primary schools) - для детей от 4 до 11 лет;
• среднее образование (Secondary schools) - от 11 до 16 лет;
• последующее образование или подготовка к университету (Furthereducation and tertiary education) - от 16 до 18 лет;
• высшее образование (Higher education) - от 18 лет.
Однако существует и ступень дошкольного образования (Pre- primary schools), которая начинается для ребенка в возрасте 4-5 лет.
Школьное (начальное и среднее) образование является в Великобритании обязательным для всех граждан в возрасте от 4 до 16 лет.
Учебным планом устанавливается, что должны изучать школьники, как преподаватели должны их обучать, каких уровней должны достичь учащиеся на каждом этапе школьного образования. Учебный план также определяет четыре группы школьников (первая - 4-7 лет, вторая - 7-11 лет, 3-я - 11-14 лет и 4-я - 14-16 лет). Первая и вторая группы относятся к начальной школе, а третья и четвертая - к средней.
В учебный план включены три основных предмета: английский язык и литература, математика и науковедение. Кроме того, школьники первой, второй и третьей группы кроме этих главных изучают еще и базовые предметы, к которым относятся технология, история, география, музыка, искусство, физическая культура и иностранный язык. Школьники четвертой группы должны кроме главных предметов изучать еще технологию, иностранный язык, физическую культуру, а на выбор - историю, географию либо краткие курсы по указанным предметам.
Учебным планом предусмотрены стандартные тесты на успеваемость (Standard Assessment Tasks, сокращенно - SATs), с помощью которых оценивают знания учеников в период обязательного обучения. Стандартные тесты являются государственным экзаменом.
Кроме того, в школе контроль осуществляется со стороны преподавателей, а также посредством проведения внутренних школьных тестов и экзаменов. Его проводят в возрасте 7, 11 и 14 лет.
В отличие от России, в Британии принято проставлять оценки не цифрами, а буквами или словами. В британской школе существует восьмибалльная система оценок.
A*- наивысшая оценка
A - отлично
B - очень хорошо
С - хорошо
D - не совсем успешно
E -плохо
F -очень плохо
N - не аттестован
Успешным результатом считается получение таких оценок, как "А+", "А", "В" и "С". Самая высокая оценка "А+".
Учащиеся в Великобритании сдают основные экзамены в конце 11-ого класса, когда им исполнилось 16 лет. Обычно курс основных экзаменов занимает 2 года, и учащиеся сдают экзамены по 5-и - 8-и предметам. Хорошие британские школы требуют 5 основных экзаменов с оценкой С или выше.
Результаты успеваемости каждого ученика представлены в отчете на конец каждого триместра. Учителя выставляют не оценки, а так называемые уровни успеваемости в соответствии с имеющимися в школе стандартами. Например, 1 - выдающийся, 2 - выше среднего, 3 - средний, 4 -ниже среднего. Если же оценка успеваемости на уровне 5, то это причина для беспокойства (ребенок не успевает).[2]
Исследование
В беседе с учителем начальных классов Ерофеевой Натальей Петровны, я узнал, что она 11 лет практикует десятибалльную систему оценивания знаний у учащихся.
Она считает, что один из главных недостатков пятибалльной системы, в том, что она подавляет инициативу и не мотивирует детей учится.
Ведь часто бывает, одному ребенку постоянно ставят тройки, и он ни к чему не стремиться, а другому наоборот ставят постоянно пятерки, тем самым расслабляют его. И тогда она начала практиковать в своей деятельности десятибалльную систему оценивания знаний. Десять баллов сложно получить, их надо заслужить своим трудом.
Например, 10 баллов по русскому языку получит тот, кто не просто показывает отличные знания, но и выходит на исследовательский уровень в творческой работе.
Десятибалльную систему оценивания знаний она делит на пять уровней. 1-2 балла - уровень знакомства, 3-4 балла- уровень неосознанного воспроизведения, 5-6 баллов- осознанное воспроизведение, 7-8 баллов- элементарные умения и навыки, 9-10 баллов- творческий уровень. Самое сложное, это перевод баллов в журнал, но они преодолимы при помощи таблицы. (Приложение 1)
Прежде чем начинать выставления по 10- балльной системе, она знакомит родителей и детей со своей системой оценивания и с таблицей и каждый родитель знает, какую оценку получает их ребёнок. Но с ведением электронного дневника, а он предусматривает только выставление по пятибалльной шкале, она прекратила практиковать 10- балльную систему.
Я провел анкетирование в классах, которые в начальной школе столкнулись с десятибалльной системой у Натальи Петровны. В анкетировании участвовали два её класса 5 А и 9 А классы. Что мне показалось интересным, если в 5 классе всего пятерым человекам нравилась десятибалльная система и они хотели бы её вернуть, то в 9 классе оказалось - девять человек из 14. Я считаю, что в выпускном классе сыграла роль введение ЕГЭ в 11 классе. Ведь оценивание экзаменов проходят в балльной системе (Приложение 2) .
Заключение
Школьная оценка это обратная связь от учителя к ученику. Ученик должен понять, с каким качеством он выполнил то или иное задание. Система оценивания в России продумана не до конца, если в Великобритании система оценивания имеет не пятибалльную, а восмибалльную систему оценивания, горизонт оценивания знаний учащихся более «прозрачен» чем в России.
Библиографический список
1.ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%F1%F2%E5%EC%E0_%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%FF_%C2%E5%EB%E8%EA%EE%E1%F0%E8%F2%E0%ED%E8%E8
2. nkot.ucoz.ru/Obrazovanie/obrazovanie_v_velikobritanii.pdf
3.rest.kuda.ua/2630
4. belovo-school77.narod.ru›
5.ozhegov-online.ru/