Применение технологии дифференцированного обучения на уроках иностранного языка

 Все обучающиеся  разные, все используют разные стратегии при обучении, задача учителя – знать и умело использовать психологические особенности своих учащихся, гибко применять разные стратегии обучения. Практика обучения показывает, что, оказывается, все люди от рождения нуждаются в разных стилях обучения, так как имеют разные возможности, связанные с каналами, по которым к ним поступает информация. Соответственно, учащихся, учителей, любых людей можно отнести к рефлексивному, синтетическому, се...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологии дифференцированного обучения. Дифференциация по каналам восприятия и способам мышления.


Все обучающиеся разные, все используют разные стратегии при обучении, задача учителя - знать и умело использовать психологические особенности своих учащихся, гибко применять разные стратегии обучения. Практика обучения показывает, что, оказывается, все люди от рождения нуждаются в разных стилях обучения, так как имеют разные возможности, связанные с каналами, по которым к ним поступает информация. Соответственно, учащихся, учителей, любых людей можно отнести к рефлексивному, синтетическому, сенсорному, индуктивному, контекст-зависимому, кинестетическому типу (часто типы имеют пересечения), а в широком смысле - к правополушарным (чаще всего аудиального типа, склонны к синтезу, индукции) - и левополушарным (визуального типа, ориентированы на дедукцию и анализ).

Давая краткую характеристику каждому из этих типов, можно отметить, что, левополушарники легко воспринимают вербальный материал (лекция, учебник), умеют использовать правила, последовательны в своих действиях и поступках, способны к произвольному запоминанию. Для правополушарников главное - смысл, они легко улавливают основную мысль из контекста, хорошо работают методом мозгового штурма, но несколько сумбурны, часто хромает грамматика. Бывают излишне эмоциональны, произвольное запоминание может быть затруднено. Обучающимся этого типа нужно дать возможность интегрировать, создавать собственные миры, а не анализировать.

С этой целью я использую методику ОЗТ (обучение-закрепление - тестирование). В соответствии с этим подходом обучение и тестирование должны ассоциироваться с наиболее выраженными учебными стилями обучающегося, а закрепление - с выраженными более слабо. Я применяю задания и упражнения по английскому языку, учитывающая разные стили обучения, а также применяю различные упражнения.

Для создания баланса в классном коллективе я делаю следующее:

  • Определяю стили обучения каждого обучающегося, отмечаю место каждого обучающегося на карте стилей.

  • Определяю усредненный стиль класса, выясняю, кто не соответствует стилю большинства.

  • Определяю свой стиль преподавания и отмечаю случаи конфликта со стилями обучения обучающихся.

  • Определяю ориентацию учебных материалов и отмечаю случаи конфликта со стилями обучения обучающихся.

  • Определяю методы включения обучающихся группы риска в учебный процесс (адаптация внутри класса, творческое использование работы в малых группах, индивидуальные домашние задания, консультирование учащихся).


Стиль обучения

Стратегия обучения иностранному языку

Синтетический

Восприятие на слух, освоение вокабуляра методом "островков",

мозговые штурмы, выделение важнейших моментов, предсказание результатов

Аналитический

Чтение, освоение вокабуляра посредством изучения слов,

анализ рассказа, задания на поиск ошибок

Импульсивный

Мозговой штурм, деятельность, требующая быстрой реакции, ролевые игры

чтение /пересказ

Рефлексивный

Работа в малых группах, деятельность, требующая отсроченной реакции,

письменные работы, чтение и краткое изложение, обучение других

Визуальный

Чтение с доски, письменные задачи,

чтение рассказов

Аудиальный

Диалоговый режим, видеофильмы, аудиокассеты

просмотр фильма, прослушивание рассказов

Кинестетический

Игры, соревнования, группы с переменным составом, работа с магнитофоном и учителем, разыгрывание рассказов по ролям

Отмечу, что применение данной технологии позволило мне получить следующий результат: облегчить учащимся получение и воспроизведение информации.




Проектирование целей обучения и их реализация на уроке английского языка.

Кроме доминирующего канала восприятия учебного материала (аудиальный, визуальный, кинестетический) и функциональной асимметрии полушарий головного мозга (правополушарность, левополушарность, смешанный тип) при проектировании урока я стараюсь учитывать и другие характеристики личности обучающегося: гендерные особенности (все обучающиеся - лица мужского пола), возрастные особенности (обучающиеся - не дети, возраст обучающихся от 18 до 36). Материалы учебных пособий приходится отбирать, искать дополнительные задания из сборников, ориентированных на взрослую аудиторию. Лексические темы и содержание многих текстов не соответствуют по содержанию возрастным интересам обучающихся. Хочется надеяться, что среди множества учебных методик будут разработаны и учебные пособия по иностранному языку, предназначенные для вечерних школ.

При планировании учебного процесса я использую методический комплект М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием», из дополнительной литературы я чаще всего использую следующие учебные пособия:

  • Л. П. Христорождественская «Английский язык».- М.: Эксмо, 2007.

  • В. А. Миловидов «Сборник упражнений и тестовых заданий по английскому языку». - М.: Астрель: АСТ, 2009.

  • Бережная О. А. «300современных тем по английскому языку». Ростов н / Д: Феникс; Донецк:ООО ПКФ БАО, 2008.

  • В. А. Миловидов «Элементарный английский для всех: самоучитель». - М.: Астрель: АСТ, 2009.

  • А. Айнгербер «английский язык. Шпаргалка для путешественника» учеб. Пособие; пер. с нем. Н. А. Галиной. - М.: Астрель: АСТ, 2009.

  • И. И. Панова и др. «Читай и говори по -английски: тексты и тесты:8-11 кл». - Мн.: «Аверсэв», 2003.

  • Н. Г. Брюсова «Новые контрольные и проверочные работы по английскому языку». 5-6 кл.: -М.: Дрофа, 2001г.

  • А. В. Конышева «Английский язык. Тексты и тесты для аудирования». 10-11кл. - Мн.: «Аверсэв», 2002.

  • Н. Н. Трубанёва и др. «Экзамен в новой форме: Английский язык: 9 кл: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме». - М.: Астрель : АСТ, 2012. (Федеральный институт педагогических измерений).

Исходя из уровня обученности грамматическим явлениям и чтению для каждого обучающегося я определяю минимально необходимый уровень усвоения программного материала. Для этого я использую рекомендации В. П. Беспалько, который выделяет четыре уровня усвоения: ученический, алгоритмический, эвристический и творческий. Данные заношу в таблицу:

Список класса

Уровень обученности по данному аспекту языка

Задаваемый минимальный уровень усвоения

1

Волков Е. А.

Средний

Эвристический

2

Гадельшин Р. И.

Низкий

Алгоритмический

3

Симбирцев Е. Н.

Средний

Эвристический

4

Тимофеев С. С.

Низкий

Алгоритмический

Соответственно дифференцируются цели обучения по конкретной грамматической теме у разных групп обучающихся.

Задаваемый минимальный уровень усвоения

Цели обучения по теме «Простое прошедшее время»

Алгоритмический

Знать: правило употребления и образования простого прошедшего времени, формы прошедшего времени неправильных глаголов.

Уметь: воспринимать на слух и выделять из контекста форму простого прошедшего времени; строить фразы с новой грамматической формой по образцу с заменой одного из элементов

Эвристический

Знать: правило употребления и образования простого прошедшего времени, формы прошедшего времени неправильных глаголов.

Уметь: то же, что на алгоритмическом уровне; самостоятельно образовывать формы простого прошедшего времени глаголов, самостоятельно использовать их в развёрнутом высказывании

Творческий

Знать: правило употребления и образования простого прошедшего времени, формы прошедшего времени неправильных глаголов.

Уметь: то же, что на эвристическом уровне; уметь использовать формы простого прошедшего времени в естественной речи, комбинируя их с усвоенными ранее моделями.

После определения разноуровневых целей я проектирую дифференцированные задания.

Алгоритмический уровень

1. Поднимите руку, когда услышите фразу, в которой глагол стоит в простом прошедшем времени.

2. Прочитайте текст, выпишите фразы, в которых герой рассказывает, что делал на каникулах.

3. Я буду говорить о том, как провела выходные. Если вы делали то же самое, повторите.

4. Ученики моего класса приготовили газету о том, как прошёл новогодний праздник. Угадайте, что они нарисовали.

5. Я скажу, что делали на летних каникулах члены моей семьи, а вы скажите, делали ли вы то же самое или нет.

Эвристический уровень

1-6. См. алгоритм. уровень.

7. Расскажите (напишите), как вы провели прошедшие выходные.

Творческий уровень

1-7. См. эвристический уровень.

8. Прочитайте (прослушайте) текст. Скажите, что герой сделал из намеренного, а что он только будет делать на выходные.

9. Расскажите (напишите), как вы провели прошедшие летние каникулы. А ближайшие каникулы будут чем-то примечательны? Что вы планируете делать этим летом?

Обучение чтению проектируется согласно задаваемому минимальному уровню усвоения.

Задаваемый минимальный уровень усвоения

Цели обучения чтению

Алгоритмический

Уметь извлекать из текста категориально-познавательную и (частично) ситуативно-познавательную информацию, то есть освоить чтение на уровне фрагментарного понимания: отдельных слов, словосочетаний, предложений.

Эвристический

Уметь извлекать из текста основную категориально-познавательную и ситуативно-познавательную информацию, то есть охватить общее логическое содержание текста. Более высокая ступень - охватывать детали содержания.

Творческий

То же, что на первых двух уровнях. Добавляется распознание логического и эмоционально-волевого планов текста, понимание отношения автора к сообщаемому, извлечение и интерпретация подтекстов и мотивов поступков героев, выражение своего отношения к тексту.

Алгоритмический уровень

1. Прочитайте заголовок текста, сделайте предположение о его тематике (проблематике).

2. Прочитайте список незнакомых слов, сделайте предположение о тематике текста.

3. Прочитайте заголовок, просмотрите текст и определите его жанр (отрывок из художественного произведения, страничка из дневника, статья из газеты, социологический опрос).

4. Прочитайте текст, ответьте на вопросы по содержанию текста.

Эвристический уровень

1-4. См. алгоритм. уровень.

5. Прочитайте высказывания, скажите, правильно ли они отражают содержание текста.

6. Ответьте на вопросы (более детально по сравнению с предыдущим уровнем).

7. Ответ на какой вопрос не содержится в тексте?

8. Дополните предложения.

Творческий уровень

1-8. См. эвристический уровень.

9. Зарисуйте символами содержание одного из фрагментов текста, обменяйтесь с товарищем, расшифруйте его рисунки и перескажите по ним содержание.

10. Как развивались бы события в тексте, если бы…

11. Представьте себя одним из персонажей текста. Расскажите о событии со своей точки зрения.

Таким образом, обученность - это тот фактор, который выявляет наличный уровень того, что уже сложилось в опыте изучения предмета и на что можно опереться в дальнейшей работе. С одной стороны, это результат прошлого опыта, а с другой - цель - предстоящего обучения. Степень обученности зависит от степени реализации цели обучения. Обученность можно соотнести с привычной шкалой оценки успеваемости обучающегося. Для диагностирования я не провожу специальные оценочные и измерительные процедуры, а определяю степень обученности по результатам контрольных работ и срезов.



© 2010-2022