Формирование профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мухсинова Асия Наримановна - магистрант ЗКГУ,

преподаватель английского языка 1категории

педагогического колледжа им.Ж.Досмухамедова



Формирование профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка

Система технического и профессионального образования призвана решать принципиально новую глобальную проблему, связанную с подготовкой к жизни и деятельности будущего учителя английского языка в совершенно новых для него условиях информационного общества, создавать условия для использования инновационных технологий в новой информационно-обучающей среде. Формировать у будущих учителей английского языка личностные и профессиональные компетенции и новое мировоззрение, новое содержание учебно-методических комплексов, методики преподавания английского языка в процессе профессиональной подготовки.

Исследователи выделяют различные дидактические условия активизации познавательной деятельности учащихся. Это систематическое включение учащихся в усложняющуюся самостоятельную деятельность, направленность познавательной деятельности учащихся на формирование умения структурировать учебный материал, циклическое построение учебных занятий; формирование умения составлять алгоритмы деятельности; сочетание алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.

Главной целью обучения студентов в педагогическом колледже имени Ж. Досмухамедова является предоставление студентам и преподавателям широчайшего спектра современных учебных материалов, технологий, которые позволяют добиваться более значимых результатов в учебном процессе. Помимо аудиторных и лабораторных занятий студенты уделяют существенное время самостоятельной работе с мультимедийной программой в дистанционном режиме из любой аудитории к всемирной сети интернет. У студентов есть возможность дистанционного общения с учащимися из других стран, которые входят в многомиллионное мировое сообщество изучающий английский язык.

В связи с этим особое внимание в педагогическом колледже имени Ж. Досмухамедова уделяется формированию профессиональной компетенции будущийх учителей иностранного языка.

Статус учителя иностранного языка ставит задачу существенной модификации профессиональной подготовки педагогических кадров, обновления содержания и технологии лингвистического образования, повышения качества технического и профессионального образования. Для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности будущий учитель иностранного языка должен в совершенстве владеть иностранным языком, навыками профессиональной компетентности.

В специальной педагогической литературе определению понятия «профессиональная компетенция» уделяется значительное внимание. Это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений, когда происходит реформа системы технического и профессионального образования и появились негосударственные учебные заведения, когда расширилось информационное пространство и заметно повысился интерес к мировым образовательным стандартам, возросли требования к качеству профессиональной подготовки будущих учителей.

С 2011 учебного года в ппедагогическом колледже им. Ж. Досмухамедова проводится эксперимент по внедрению системы English Discoveries Online/Offline. Эксперимент объединяет в себе самые современные методики преподавания, передовые технологии на базе мультимедийных программных комплексов, многофункциональные системы управления, контроля и мониторинга учебного процесса, традиционные классные занятия, систему дистанционного обучения.

Это интегрированная система комплексного обучения иностранному языку, которая включает в себя самые продвинутые методики преподавания, а также передовое мультимедийное обучающее программное обеспечение и новейшие педагогические ресурсы.

Мультимедийная обучающая программа English Discoveries - 10 различных курсов по общеразговорному английскому языку от начального до продвинутого: Английский для начинающих; Базовый 1 уровень; Базовый 2 уровень; Базовый 3 уровень; Средний 1 уровень; Средний 2 уровень; Средний 3 уровень; Продвинутый 1 уровень; Продвинутый 2 уровень; Продвинутый 3 уровень. Благодаря этому наши студенты изучают английский язык в самые кротчайшие сроки.

Компетентностный подход в подготовке специалистов в области иностранных языков и культур ориентирует на преодоление объяснительно-иллюстративного и репродуктивного способа обучения посредством формирования таких способностей будущего педагога, как способность применять усвоенные знания, умения, навыки в практической среде, способность их изменять в зависимости от новизны ситуации.

Профессиональная компетентность и профессиональная лексическая компетенция будущего учителя иностранного языка - взаимосвязанные и одновременно развивающиеся категории компетентностной образовательной модели, единицы измерения профессионализма учителя.

Анализ работ посвященных профессиональной компетентности учителя иностранного языка, позволил выявить ее структуру,применяемых на уроках в колледже следующих ключевых компетенций: коммуникативная (языковая, социокультурная, лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная компетенции); дидактическая (синтез приобретенных знаний, умений и навыков и способы деятельности) и личностная (регулятор личностного роста, помогает анализировать результаты деятельности, прогнозировать возможные ошибки и недочеты, рефлексировать). Это мы имеем в виду при описании профессиональной лексической компетенции будущего учителя иностранного языка.

Понимание языка как условия культуры позволяет считать обращение к текстам художественной литературы, профессионально ориентированное домашнее чтение может стать эффективным фактором, обеспечивающим обогащение активного словаря будущего учителя, позволит повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка как будущей специальности.

На уроках спецпредмета «Домашнее чтение» происходит процесс становления профессиональной лексической компетенции более эффективным. Обучение языку, опирается на изучение художественных текстов современных и классических авторов. Чтение художественных произведений способствует личностному развитию студентов, формированию у них высоких моральных качеств, критического мышления, твердой жизненной позиции. Будучи бессменным хранителем разноплановой языковой, грамматической, лингвострановедческой, стилистической, социокультурной информации, литературное произведение значительно обогащает мировоззрение студентов, повышает их лингвистический уровень и, предоставляя материал для самостоятельных выводов и обобщений, обеспечивает базу для развития профессионального мышления будущих специалистов в области языкового образования. Работа с текстами позволяет создавать в учебной аудитории ситуации, максимально приближенные к реальной профессиональной сфере, познать профессиональную реальность в стране изучаемого языка, сформировать у обучающихся правильные представления о профессиональной культуре в стране. На уроках общепрофессиональной дисциплины « Профессиональный иностранный язык» используется тексты разного направления, и является одним из основных условий для того, чтобы студенты могли свободно ориентироваться в иноязычной профессиональной среде, применять свои знания, умения и навыки в конкретной жизненной ситуации. Чтение художественной литературы стимулирует постоянное воспроизведение в сознании читающего лексических единиц в новом контексте, а также сочетание уже изученных грамматических структур с новым лексическим материалом. Такая повторяемость лексических единиц создает благоприятные условия для прочного усвоения лексики и ее дальнейшего использования обучающимися.

В ходе изучения курса профессионального английского языка у студентов формируются умения и навыки пользования вторым языком как средством общения, средством получения новой, актуальной и полезной информации из различных областей знаний. По окончанию профессионального курса английского языка наши студенты владеют необходимой профессиональной лексикой, читают тексты, содержащие специальный вокабулярий, развивают диалогическую и монологическую речь, а так же используют эти знания в дальнейшей практике.

С точки зрения лингвистики текст можно определить как кластер коммуникации, который реализует все уровни языка, в то время как его содержание определяется мышлением. С психолого-педагогической точки зрения, текст, используемый в процессе обучения, выступает мощным механизмом гуманизации процесса образования. Особенное значение текст как учебный инструментарий имеет для профессиональной деятельности учителя иностранного языка, поскольку в тексте отражаются, во-первых, все уровни языка, во-вторых, социокультурные особенности изучаемого языка. С методической точки зрения текст - это основная единица обучения, в которой всегда имеется определенная речевая задача, требующая активизации языковых средств и опыта речевой деятельности обучаемых, находящихся как в активном запасе, так и в зоне ближайшего развития учащихся.

Текст должен быть содержательной основой работы с лексикой, дать возможность проанализировать и запомнить все основные профессионально-направленные лексические единицы. С позиции методического аспекта в качестве критериев выступают доступность текста, его соответствие конкретным задачам обучения, методическая эффективность, его содержательность, предполагающая естественность передачи информации, информативность и способность вызывать у будущего учителя иностранного языка заинтересованность.

Заключающим этапов является то, что наши студенты - выпускники проходят все виды практики с учетом полиязычия, то есть проводят свои уроки на трех языках. В процессе обучения по выбранной специальности студенты собирают методический материал - портфолио на трех языках

Одним из критериев эффективности обучения выступает качество знаний обучающихся.

В результате внедрения системной работы существенно повысился уровень языковой подготовки студентов; повысился профессиональный уровень преподавателей по специальным дисциплинам. Все преподаватели получили доступ к самым продвинутым методикам и технологиям обучения позволяющим освоить все языковые навыки в самостоятельном режиме в любое удобное время. Реализовывается возможность мониторинга и полного контроля учебного процесса с помощью автоматизированной системы контроля и управления.

Для качественного образования в колледже создана экспертная группа, предназначенная для анализа, экспертизы экспериментально-образовательной деятельности студентов. В состав экспертной группы входят преподаватели английского языка и члены администрации, программисты.

Определяющим направлением обучения является методическое обеспечение, руководство и контроль по внедрению дидактических условий формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка.

Литература:

  1. Назарбаев Н. А. «Послание Президента народу РК 2050»

  2. Алметов Н.Ш. Многоязычное обучение в школах Казахстана: опыт, проблемы и решения/ Н.Ш. Алеметов, Р.К. Касенова//Педагогика.-2011.-№5.-С.117-122.

  3. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обозова. - Л., 1984.

  4. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. - М., 1985.

  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология М.: Логос, 2004 - 384 с.

  6. Каталог психологических и дидактических тестов. Братислава: Психодиагностические и дидактические тесты. - 1982. - 198 с.

  7. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя- Л.: Знание, 1985. - 32 с.

  8. Маркова А. К. Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников М: Педагогика 1983

  9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., Педагогика. - 1978.

  10. Педагогика как творческий процесс. Нурашева Г. С. Профессионал Казахстана №4 2013 год







Форма участника:


Наименование

Информация об участнике

1

Ф.И.О. участника

Мухсинова Асия Наримановна

3

Должность

Преподаватель

4

Телефон

87755040029

5

e-mail

[email protected]

6

Название доклада

«Формирование профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка»


© 2010-2022