Обучение говорению на основе заданий при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ в 9-х классах

Раздел Иностранные языки
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Л.Булавина, д.6

Тел. 8(496)542-93-09







Выступление на ШМО английского языка на тему:

«Обучение говорению на основе заданий при подготовке учащихся

к сдаче ОГЭ в 9-х классах»







Подготовил

учитель английского языка

без квалификационной категории

Морозкина Анна Константиновна









Сергиев Посад

Январь 2016 г.

В современном обществе стремительно растет потребность в изучении английского языка: увеличивается количество сфер повседневного и профессионального общения, которые требуют наличия у участников общения значительного запаса специализированной лексики, умения ее правильно использовать, а также определенного количества фоновых знаний, которые необходимы для эффективной коммуникации в каждой конкретной сфере.

Кроме этого, большую потребность испытывают учащиеся общеобразовательных школ в тренировке навыков, необходимых для успешного прохождения итоговой аттестации по английскому языку.

Для сравнения, в 2015 году количество учащихся 9-х классов, сдававших ОГЭ по английскому языку в Московской области, было чуть больше 1900 человек. В этом же году это количество увеличилось до почти 8300 учащихся.

Передо мной, как перед учителем с небольшим педагогическим стажем работы, стояла задача найти задания и упражнения для обучения устной речи. Существует огромное количество информации по данному вопросу, но я отобрала наиболее, на мой взгляд, эффективные упражнения, которые помогут учащимся подготовиться к сдаче устного раздела ОГЭ по английскому языку в 9 классе.

Устная часть КИМ ОГЭ по английскому языку включает в себя 3 задания:

  • Задание 1 предусматривает чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.

  • В Задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге-расспросе: ответить на 6 услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса.

  • В Задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план.

Как готовить учащихся к тематическому монологическому высказыванию и отвечать на вопросы экзаменатора?

Следует выделить несколько основных видов деятельности, стимулирующих говорение:

1. Дискуссии.

После содержательного урока можно устроить дискуссию по разным причинам. Учащиеся, разделенные на группы, могут преследовать следующие цели: придти к общему мнению, поделиться идеями касательно какого-либо события или найти решение. Преподавателем должна обязательно быть определена цель дискуссии. Например, учащиеся могут участвовать в дискуссии по принципу «согласен - не согласен». В такого рода дискуссиях предпочтительно сформировать группы из 4-5 человек и дать им спорные предложения для обсуждения. Затем, каждая группа работает над заданной темой определенное количество времени и представляет свое мнение классу. Важно, чтобы каждый участник группы смог высказаться. По окончании, класс решает, какая группа отстояла свои идеи лучше всех. Такая деятельность способствует развитию критического мышления и быстрому принятию решений, учащиеся также узнают, как вежливо выразить и защитить свою точку зрения, не соглашаясь с другими. При обсуждении в группах необходимо также побуждать учащихся задавать вопросы, перефразировать идеи, выражать поддержку и т.д.

2. Ролевая игра.

В этом виде деятельности учащиеся представляют себя в различных социальных контекстах и исполняют различные социальные роли. В ролевых играх преподаватель задает определенную информацию учащимся: кто они, что они думают и чувствуют.

3. Имитационные модели.

Они очень похожи на ролевые игры, но более продуманные и сложные. Для этого вида деятельности учащиеся могут приносить любые предметы, чтобы создать максимально реальную ситуацию. Ролевые игры и имитационные модели имеют много преимуществ. Во-первых, будучи развлекательными, они мотивируют учащихся. И, во-вторых, повышают уверенность в себе у робких учащихся.

4. Информационный пробел.

Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Учащиеся обладают различной информацией, которой они должны обменяться. Задания преследуют такие цели как решение проблемы или сбор информации. Кроме того, каждый из партнеров играет важную роль, так как без него невозможно будет заполнить информационный пробел. Такой вид деятельности высокоэффективен, потому что дает возможность каждому учащемуся подробно изъясниться на изучаемом языке.

5. Мозговой штурм.

В этом виде деятельности учащиеся продуцируют идеи на заданную тему в ограниченный период времени. Мозговой штурм можно использовать как для отдельных учащихся, так и для групп учащихся. Этот вид характеризуется тем, что идеи учащихся не критикуются, и они всегда смогут обмениваться новыми идеями.

6. Рассказывание историй.

Цель этого вида деятельности - дать краткое обобщение рассказу или истории, которую учащиеся слышали ранее или придумать свою собственную и озвучить ее в классе. Рассказывание историй стимулирует критическое мышление, а также помогает выражать свои идеи в определенном формате: начало истории, развитие, конец. Учащиеся также могут рассказывать шутки и загадки.

7. Интервью.

Учащиеся проводят интервью с различными людьми по выбранным темам. Будет лучше, если преподаватель выберет рубрику для учащихся, чтобы они знали, какого плана вопросы задавать и каким путем идти, но вопросы для интервью должны придумать они сами. Проведение интервью позволяет практиковать свои коммуникативные способности как в классе, так и вне его, а также подготавливает учащихся к жизни в обществе. Учащиеся могут также брать интервью друг у друга и представлять своего партнера классу.

8. Завершение истории.

Это развлекательный вид деятельности для всего класса, для выполнения которого учащиеся садятся в круг. Учитель начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких предложений. Затем каждый учащийся должен добавлять по 4-10 предложений для ее продолжения. Пари этом разрешается придумывать новых персонажей, события, описания и т.д

9. Доклады.

Суть этого вида деятельности заключается в том, что учащиеся читают дома какую-нибудь газету или журнал, а затем рассказывают в классе, какую информацию они нашли самой интересной. Они также могут рассказывать о том, что происходило с ними в повседневной жизни.

11. Рассказ по картинкам.

В этом виде деятельности учащиеся должны рассказать историю, опираясь на последовательную череду картинок и, уделяя внимание той лексике и структурам, которые им необходимо использовать во время повествования.

12. Описание картинки.

Здесь учащемуся дается одна картинка, которую он должен описать. Можно разделить учащихся на группы. Каждая группа изучает свою картинку, а затем представитель от каждой группы описывает ее всему классу. Этот вид деятельности развивает креативность и воображение учащихся, а также навыки публичной речи.

13. Найди отличие.

Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Каждому учащемуся в паре дается своя картинка, и затем они обсуждают сходства и различия в этих картинках.

Несколько полезных советов при обучении устной речи:

  • Важно обеспечить учащимся максимальную возможность практиковать устную речь на изучаемом языке, создав соответствующие условия, которые бы включали в себя совместную работу, аутентичный материал и задания и т.д.

  • Необходимо задействовать каждого учащегося в каждом виде речевой деятельности.

  • Важно указать на положительные стороны, комментируя ответ учащегося.

  • Можно задавать такие усложненные вопросы как «Что ты имеешь в виду?», «Как ты пришел к такому выводу?»

  • Важно не исправлять ошибки произношения учащихся слишком часто во время их устной речи, чтобы не отвлекать их.

На уроках английского языка учитель, задавая вопрос, хочет получить на него развернутый ответ. Сейчас мы побуждаем учащихся аргументировать свои ответы. Учащимся нужно научиться говорить логично, используя "linking words", типа: moreover; in addition to however; on the other hand; as soon as; in particular; in conclusion; all in all; in the long run, etc. Если ученик не понял вопроса, то его умение задать вопрос собеседнику (учителю) поощряется, так как ученик показывает умение восстанавливать беседу в случае сбоя.

Как готовить учащихся к диалогу по ситуации?

1) диалог с обменом информацией (ролевая игра)

2) диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация)

3) вопросно-ответные упражнения,

4) диалог с пропущенными репликами,

5) диалоги образцы.

Использование мультимедийных программ, по мнению учителей, также даёт эффективные результаты в обучении говорению и не только говорению. Мультимедийные программы создают интерактивную среду, похожую на среду естественной коммуникации. Этот процесс приобретает интерактивный характер благодаря возможности двусторонней связи, диалога с компьютером.

Метод Video-English основан на принципе - слушать и понимать. Школьник учится на постоянно пополняемой базе видеороликов, произнесенных носителями языка - на интервью, выпусках новостей, выступлениях, коротких отрывках из фильмов.

Эти ролики разбиваются на короткие фрагменты. Он прослушивает фрагмент, старается его понять, а затем составляет в правильном порядке слова, которые были произнесены. Как только он справляется с этой задачей, система пускает его к следующему фрагменту. В чем преимущества такого метода?

Во-первых, вы тренируете его аудио-восприятие. Вы даете возможность слушать и запоминать, как на самом деле носители языка произносят слова в живой.

Во-вторых, необходимость правильных ответных действий со стороны ученика заставляет его думать. Он вынужден обращать внимание на каждый не до конца понятный вам фрагмент. Он вынужден постоянно задумываться - почему слова стоят именно в таком порядке, зачем здесь это слово, почему тут такая форма глагола?

Задумываясь над такими вещами и пытаясь найти ответ, он невольно запоминает все сложные места и будет узнавать их, встречая снова. Так приходит понимание английской грамматики на интуитивном уровне. Ученик сможет уверенно применять определенные языковые конструкции, основываясь только на своем опыте - просто потому что он знает, что «так говорят».

В-третьих, этот метод увеличивает словарный запас. В систему встроен контекстный словарь, который показывает значение непонятных слов. Будет возможность запоминать не просто абстрактные слова, а слова в контексте смысла, в котором они были употреблены. Такое запоминание является намного более качественным и полезным, чем пополнение словарного запаса традиционными методами, вроде «flash cards».

У метода Video-English есть существенный недостаток. Он не очень хорошо подходит начинающим. Для успешного применения этого метода необходим определенный словарный запас и минимальные знания о том, как конструируются предложения в английском языке. Поэтому этот метод зачастую применяется в старших классах.

Использование клише.

В большинстве случаев разговорный английский состоит из клише.

Подобные высказывания мы используем в английском для того, чтобы преподнести какую-то мысль и начать разговор. Начало высказывания - это обычно самая сложная часть, и именно эта часть поможет сложить о вас определенное мнение? Как говорить вежливо и привлечь внимание к собственному высказыванию?

Клише для запроса информации или данных.

Например, вы пришли в магазин или в какую-то серьезную фирму по своим делам, а на вас не обращают внимания. Соответственно, вам нужно это внимание к себе привлечь. Как? Помогут следующие разговорные клише на английском:

I'd like to know - я бы хотел узнать

I'm interested in - Я заинтересован в…, мне нужно….

Could you tell me…? - Не могли бы вы мне сказать…?

Do you know…? - Вы знаете…?

Could you find out…? - Вы не могли бы выяснить…?

Could I ask…? - Можно спросить…?

Как вежливо прервать говорящего, чтобы высказать свое мнение или направить разговор в нужное русло.

Например, вы встретили на улице группу активно что-то обсуждающих людей, а вам необходимо спросить, как добраться, например, до Лондонского Тауэра. Вам необходимо прервать этот разговор, чтобы получить необходимую информацию. Как это сделать? Используйте следующие клише:

Excuse me - извините

Sorry - извините

Excuse me for interrupting, but… - Извините, что прерываю, но….

May I interrupt for a moment? - Можно вас прервать на секунду?

Это были высказывания, которые можно использовать с незнакомцами на улице. А как быть, если вы сами являетесь участником оживленной беседы и нужно прервать говорящих, чтобы высказаться.

Sorry, but.. - Извините, но…

Excuse me for interrupting, but… - Извините, что прерываю, но….

Can I add here that… - Можно здесь добавить, что…

I'd like to comment that… - Я бы хотел это прокомментировать…

Can I ask a question ? - Можно задать вопрос?

Anyway - в любом случае…

Where was I? - на чем я остановился?

Разговорные клише для запроса информации по телефону

Мы каждый день пользуемся телефонами как средством получения необходимой информации. А как же спросить о чем-то на английском? Все очень просто:

I'm calling to find out - я звоню, чтобы выяснить…

I'd like to ask - Я хотел бы спросить

Could you tell me - Вы не могли бы мне сказать…

I wonder if you could help me - вы не могли бы мне помочь…

I'd like to talk to somebody about - Я бы хотел поговорить с кем-то о…

Все эти клише и разговорные высказывания на английском помогут чувствовать себя более уверенно в самых распространенных ситуациях, а также дадут время собраться с мыслями и построить в уме дальнейшую нить высказывания или подобрать необходимые слова, чтобы построить предложение на английском.

Для составления инструкций и руководств на английском мы используем следующие английские клише:

First of all - сперва, Then - затем, Next - далее, After that - после этого, Finally - наконец-то, в результате.

Как дать совет или рекомендацию на английском, проявив участие и искренний интерес:

Make sure you - убедитесь, что вы, Be careful not to - будьте осторожны и не, Remember to - помнитe, Don't forget to - не забудьте.

Как рассказать о каком-то событии в вашей жизни или сделать пересказ истории, соблюдая последовательность событий?

First - сперва, First of all - сперва, To begin with - для начала, Then - затем, After that - после этого, So - итак, поэтому, So then - дальше, At the end - в конце, Finally - наконец то.

Английские разговорные клише для выделения главного, основного в высказывании:

First of all - сперва, The main thing is - главное- это, The most important thing is - самое важное - это.

Английские разговорные клише для того, чтобы выделить или объяснить проблему:

The trouble is - проблема заключается в следующем, The problem is- проблема заключается в следующем, The real problem is - реальная проблема заключается, The point is - суть в том, The awful thing is - страшное заключается в том, Don't forget that - не забудьте, что.

Как рассказать о чем-то удивительном, необычном:

Do you realize that - вы осознаете, что, Believe it or not - верьте или нет, You may not believe it but - вы можете в это не верить, но, It may sound strange but - это может прозвучать странно, но, The surprising thing is - удивительное заключается в, Surprisingly - к нашему удивлению, Oddly enough - странно, Funnily enough - достаточно забавно.

В целом, успешная сдача экзамена ГИА во многом зависит от особенностей ребёнка. Кто-то легко и быстро может говорить на разные темы, но делает многочисленные орфографические ошибки в ответах и при написании письма. Кто-то быстро читает и делает грамматические задания, но очень волнуется при устном ответе. Некоторым детям очень тяжело воспринимать речь на слух.

В заключение, можно сказать, что для успешной сдачи экзамена ГИА по английскому языку, как и всех экзаменов в форме ГИА, нужна добросовестная подготовка в течение нескольких лет.



© 2010-2022