Использование видео в процессе обучения

    Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам существенным образом повышает эффективность обучающей деятельности учителя. Видеоматериалы представляют образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым , интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.      Использование видео предполагает не только презентациэ видеоматериала, но и разработку, использование комплекса уп...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование видео в процессе обучения иностранному языку

Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видео-материалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.

Презентация учебного материала при помощи видео характеризуется рядом определенных особенностей:

  1. информация представляется средствами искусства, что обусловливает наличие образной модели введения материала. Основной характеристикой названной модели является наличие сюжета и композиции. Предполагается эмоциональное изложение учебного материала и его эмоциональное восприятие. Возникает « эффект соучастия и сопереживания с героями», что в свою очередь создает на занятии условия реальной мотивированной коммуникации. Эмоциональные мотивы в деятельности обучаемых связаны с формированием оценочного отношения;

  2. информация подается динамично, что усиливает результативный аспект обучения, увеличивает плотность общения на занятии, повышает эффективность всей обучающей деятельности. Динамичность и эмоциональность введения материала способствуют запоминанию информации, увеличивая вероятность воспроизведения данного содержания в будущем;

  3. информация, презентируемая при помощи видео, авторитетна, т.к.обеспечивается фактором аутентичности используемых материалов. Это порождает высокий уровень доверия к воспринимаемой информации со стороны обучаемых.

Преимущества видео в ряду других технических средств обучения.

Дейв Уиллис выделяет положительные характеристики видео:

- помещение не требует затемнения. Следовательно, контакт преподавателя с обучаемыми носит непрерывный характер,

-видео предоставляет возможность использования различных режимов работы, например, работы со стоп-кадром, выключение аудиодорожки и т.д.

-видеоматериалы легко используются при различных видах работы: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.

Маргарет Аллан добавляет, что видеоаппаратура позволяет разделить фильм на нужное количество видеофрагментов в зависимости от целей, индивидуальных потребностей и особенностей обучаемых и далее работать с каждым фрагментом отдельно.

Планируя работу с видеоматериалом необходимо соизмерять насколько использование их способно реализовать конкретную цель определенного урока.

Использование видео предполагает функционирование широкого диапазона материалов, которые в совокупности с определенным комплексом упражнений призваны реализовать ту или иную учебную задачу. В своей учебной практике я использую видеокурс Window on Britain.

Данный видеокурс предполагает комплексную работу по формированию иноязычных навыков и умений.

Видеокурс Window on Britain ( Richard MacAndrew)состоит из Activity Book- сборника упражнений , Video Guide ( книги для учителя) и диска с видеоматериалом.

Данный видеокурс предполагает комплексную работу по формированию иноязычных навыков и умений .Курс предназначен как для начинающих изучать английский язык, так и для тех, кто продолжает совершенствовать свои языковые умения и навыки.

В современной науке существуют разнообразные типологии видеоматериалов.

Наиболее распространены следующие типологии:

  1. по цели создания- специально созданные для учебных целей видеоматериалы; адаптированные для учебных целей неучебные видеоматериалы; самостоятельно снятые по своему сценарию видеоматериалы;

  2. по жанру- видеоматериалы, представляющие собой художественный фильм, видеорекламы, мультфильмы, видеоклипы, блоки новостей, фрагменты ток- шоу, спортивные и исторические хроники, фрагменты документальных фильмов и т.д.

  3. по количеству охватываемых тем- ситуативно однотемные и ситуативно многотемные;

  4. по способу производства- съемочные, перемонтажные;

  5. по дидактическому назначению- инструктивные, иллюстративные, инструктивно- иллюстративные;

  6. по структуре и степени законченности- целостные и фрагментарные;

  7. по условиям использования- материалы для работы под руководством преподавателя и материалы, предназначенные для самостоятельной работы обучаемых.( Банкевич Л.В., Шеленгер И.А., Иванова- Цыганова В.И., Щербакова И.А.)

В процессе обучения иностранным языкам видеоматериалы могут выступать в различном своем функциональном предназначении.

В зависимости от установки, длительности презентации видеоматериала, места предъявления видеофрагмента в системе работы по формированию иноязычных навыков и умений видеоматериалы могут функционировать в качестве:

- содержательной опоры

- смысловой опоры

- стимула к речи

Последовательное применение видеоматериалов по схеме:

«использование видеоматериалов в качестве содержательной опоры---использование видеоматериалов в качестве смысловой опоры---использование видеоматериалов в качестве стимула к речи» обеспечивает равномерное наращивание трудностей в процессе формирования иноязычных навыков и умений.

Таким образом, комплекс упражнений по формированию коммуникативной компетенции с использованием видеоматериалов можно охарактеризовать как последовательность учебных действий, в которых видеоматериалы используются как опора( содержательного и смыслового характера), а также как стимул к речи.

Рассмотрим, какова последовательность Этапов работы с видеоматериалами, а также каково содержание названных этапов, если задачей методической деятельности является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Обучение с опорой на видео предполагает наличие пяти этапов работы:


  1. подготовительного

  2. рецептивного

  3. аналитического

  4. репродуктивного

  5. продуктивного

Основная задача подготовительного этапа- снять трудности при восприятии видеоматериалов. Для реализации этой цели необходимо выполнить упражнения, которые предусматривают введение и тренировку новых лексических единиц, активизацию уже изученного лексико-грамматического материала. Названную тренировку следует организовать как в рамках языковых, так и условно-речевых упражнений. На данном этапе целесообразны следующие установки.

- прочитайте следующие словосочетания; заполните пропуски в предложениях, используя данные словосочетания;

- вспомните названия, имена известных людей и мест;

- опишите в 3-4 предложениях ситуацию, изображенную на картинке, употребляя новые словосочетания;

- к приведенному ниже диалогу добавьте 3-4 предложения;

Рецептивный этап работы включает в себя упражнения на восприятие, понимание и запоминание информации. С целью облегчить понимание и сконцентрировать внимание слушателей на необходимой информации, упражнения включают ряд установок, организующих восприятие:

- дополнить недостающую информацию;

-соотнести ;В

-выбрать вариант из числа предлагаемых;

-закончить предложения( ориентируясь на видеофрагмент)

-согласиться/ не согласиться с утверждениями и т.д.

Следует помнить, что при просмотре видеоматериалов допустима двухразовая, и в редких случаях - трехразовая презентация видеофрагмента.

Количество предъявлений зависит от этапа обучения, преследуемой цели обучения, степени сложности материала. При этом установка, предваряющая второй просмотр видеофрагмента, должна быть нацелена на более детальное понимание материала.

Аналитический этап работы ставит своей целью организацию учебной деятельности по осознанному овладению структурой Монолога и Диалога. В рамках данного этапа предполагается работа с письменным текстом, который представляет собой транскрипт просмотренной видеоинформации. Обращение к письменному тексту необходимо, т.к. а) письменный текст предполагает неоднократное обращение к анализируемым материалам, б)разгружает кратковременную память, снимая необходимость объемного запоминания материала.

Комплекс упражнений данного этапа предполагает аналитическую деятельность, осуществляемую на двух уровнях:

- анализ структуры монологического и диалогического высказывания;

-анализ структурно- семантических компонентов, характерных для конкретного вида монолога( описания, повествования, рассуждения) и диалога( диалога- расспроса, диалога -поддержки мнения, диалога- убеждения и т.д.)

На данном этапе на сознательном уровне формируется алгоритм программы построения собственного монологического или диалогического высказывания.

Репродуктивный этап предполагает тренировку учащихся в рамках условно- речевых упражнений. Содержательная сторона комплекса упражнений представлена на расширение текста , частичное изменение монологов и диалогов с соблюдением их структуры и основных характеристик.

В рамках репродуктивного этапа видеоматериалы функционируют в качестве содержательной опоры, следовательно, учебные действия обучаемых опираются на содержательную сторону информации, представленной видеоматериалами.

Видеоматериалы представляют собой единство аудио и видеодорожки. Большинство упражнений строятся с опорой на обе дорожки. Однако не менее эффективными являются упражнения, базирующиеся на использовании только видео, либо только аудиодорожки. Например,

-прослушайте и ответьте на вопросы;

-посмотрите без звука видеофрагмент, предположите о чем разговаривают главные герои;

-прослушайте видеофрагмент; заполните пропуски недостающей информацией из видеофрагмента;

Продуктивный этап является завершающей ступенью работы по формированию иноязычных навыков и умений. Целью данного этапа является обеспечение практики в общении. Для названного этапа характерны упражнения, предполагающие неподготовленную речь, осуществляемую в индивидуальном, парном и групповом режимах. В данной ситуации видеоматериалы выступают как смысловая опора и стимул к говорению. Содержательная сторона комплекса упражнений представлена комментированием событий, обсуждением проблем, драматизациями, ролевыми играми, дискуссиями и т.д.

В заключении хотелось бы отметить, что предложенный комплекс упражнений из Window on Britain, может быть эффективно использован как на начальном этапе обучения иностранному языку, так и на продвинутом этапе в старшей школе.

Видеозапись позволяет синтезировать все основные виды наглядности: зрительной, слуховой, моторной, предметно- образной, экстралингвистической.

Использование видео позволило:

- стимулировать воображение и творческую активность;

- развить критическое мышление;

- показать жизнь людей во всех ее проявлениях;

- сравнить свою и чужую культуры;

- снять эмоциональное напряжение;

- подражать образцам аутентичной речи.











© 2010-2022