- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕ
Статья МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕ
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Валиуллина Э.С. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ.
Э. С. Валиуллина, учитель английского языка МОБУ СОШ с. Белое озеро
Т. А. Лебедева, учитель химии и биологии высшей категории МОБУ СОШ с. Белое озеро
В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода [1, с. 15] как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация новых стандартов в образовательном процессе требует новой организации всего учебного процесса. Содержание обучения в современных условиях не может быть ограничено только изучением теоретического материала . Перед учителем встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.
С точки зрения А. Г. Асмолова [2, с. 37], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В соответствии с этим подходом можно выделить следующие коммуникативные УУД:
1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;
2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
Среди учителей, обучающих 5, 7, 10 классов нами было проведено анкетирование с целью выявления уровня сформированности коммуникативных УУД. Анкета содержала следующие вопросы:
-
Моржет ли ученик в доступной форме выразить свою точку зрения?
-
Умеет ли учащийся самостоятельно искать информацию в традиционных источниках (в сети интернет, социуме)
-
Насколько правильно учащийся может оценить ответ, поступок другого человека?
-
Умеет ли учащийся правильно формулировать вопросы?
-
Сформировано ли у учащегося умение слушать собеседника?
-
Любит ли учащийся общаться?
-
Умеет ли учащийся осуществлять взаимоконтроль и оказывать взаимопомощь.
-
Насколько развито у учащегося чувство коллективизма?
-
Умеет ли учащийся воспринимать и использовать невербальные средства общения?
-
Насколько развиты лидерские качества(способен ли брать на себя инициативу в организации совместного действия)
-
Насколько развита способность разрешать конфликтные ситуации (выявление проблемы, поиск способов решения)
-
Насколько адекватно ученик реагирует на нужды других и готов ли оказывать эмоциональную поддержку?
-
Проявляет ли уважительное отношение и внимание к личности другого.
Проанализировав результаты мы получили следующие данные:
класс
уровень
5
7
10
высокий
44%
43%
24%
средний
38%
29%
52%
низкий
18%
28%
24%
В течение полугода нами активно применялись методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование коммуникативных УУД реализуется через следующие упражнения:
- поиск ошибок в письмах и текстах;
- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
- упражнение на логическое заполнение пропусков;
- составление текстов из предложенного набора предложений;
- выстраивание логических смысловых цепочек;
- подготовка творческих мини-проектов;
- составление синквейна
-составление кластера
- заполнение анкет.
Ниже приводится фрагмент урока английского языка в 5 классе.
1. Составьте кластер на тему « Holidays»
2. Talk about your last summer holidays. Say:
-
where did you spend your summer holidays
-
what did you like most of all
3. Разыграй диалог со своим одноклассником.
Card 1
Card 2
You classmate spent his/her holidays in a camp. You met your classmate after holidays. Ask him/her:
-
his/her impressions
-
his/her new friends
-
what did he/she liked to do
Answer his/her questions.
(You begin the conversation )
You spent your holidays in a camp and your classmate spent his/her summer in a country. Answer your classmate's questions. Then ask him/her:
-
his/her impressions
-
his/her new friends
-
what did he/she liked to do
4. Cоставь рассказ о том как твой одноклассник провел свои каникулы.
5. Рефлексия: Составьте синквейн на тему «Мои летние каникулы».
Фрагмент урока биологии по теме «витамины» [4, с. 40]
1.Актуализация знаний.
Учителем предлагается вспомнить роль витаминов в организме человека, какие продукты содержат какие витвмины. 2 минуты даетсяна подготовку, затем идет работа в паре. После этого каждый учащийся дает ответ.
2. Осмысление.
Работа в группах по 4 человека. У всех в группе одинаковые тексты. Учащиеся по очереди выступают в роли учителя, которая требует от них выполнения определенных задач. Когда все члены группы прочитали абзац «учитель» делает следующее:
-
суммирует содержание абзаца;
-
придумывает вопрос по тексту и просит других учащихся на него ответить;
-
растолковывает то, что для других осталось непонятным;
-
дает задание на чтение следующего абзаца.
Перед началом работы необходимо продемонстрировать каждой группе как им следует действовать.
3. Рефлексия.
Предлагается заполнить приведенную ниже схему: вписать названия и пропущенные слова. После того как учащиеся заполняют схему, идет обсуждение.
Витамин А
Витамин D
Роль:
Витамин К
Витамин?
Линолевая, линоленовая, арахидоновая кислоты, витамин?
Роль:
Структурный компонент биологических мембран и поддержание их целостности, природный антиоксидант
Роль:
После определенного срока мы вновь исследовали уровень сформированности коммуникативных УУД среди обучающихся тех же классов в форме анкетирования учителей. Результаты приведены в таблице:
класс
уровень
5
7
10
высокий
46%
45%
29%
средний
40%
33%
53%
низкий
14%
22%
18%
Данный эксперимент наглядно показывает, что методы применяемые нами на уроках эффективны и действенны. Мы стараемся вовлекать учащихся в учебный процесс, мотивировать их на добывание знаний, чтобы процесс учения заинтересовывал и побуждал к действию.
Литература:
-
Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.:
Народное образование, 1998. - 256 с.
2.Биболетова М. З. Учебник (Student'sBook) : EnjoyEnglish-5: учебник английского языка для 7 класса общеобразовательных школ.- Обнинск:Титул,2008.
3. А. Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2008. - 152 с.
4. Н. И. Солодова, В. Н. Кириленко Интегрированный урок «Витамины», Биология в школе,научно - методический журнал, 2008. - 64 с.
5. fgos-kurgan.narod.ru/Material/univers_uchebn_dejstv.pdf
6. festival.1september.ru/articles/593157/