Статья МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕ

Статья "МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕНА ПРАКТИКЕ" Э. С. Валиуллина, учитель английского языкаТ. А. Лебедева, учитель химии и биологиивысшей категории МОБУ СОШ с. Белое озероГафурийского района РБВ соответствии с ФГОС основной результат образования рассматриваетсяна  основе  системно-деятельностного  подхода[1,  с. 15]  как  достижениеучащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальныхспособов действий, так и способов, специфических для изучаемых пре...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕСтатья МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕСтатья МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕ



МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД, ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ.

Э. С. Валиуллина, учитель английского языка МОБУ СОШ с. Белое озеро

Т. А. Лебедева, учитель химии и биологии высшей категории МОБУ СОШ с. Белое озеро

В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода [1, с. 15] как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация новых стандартов в образовательном процессе требует новой организации всего учебного процесса. Содержание обучения в современных условиях не может быть ограничено только изучением теоретического материала . Перед учителем встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.

С точки зрения А. Г. Асмолова [2, с. 37], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с этим подходом можно выделить следующие коммуникативные УУД:

1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;

2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

Среди учителей, обучающих 5, 7, 10 классов нами было проведено анкетирование с целью выявления уровня сформированности коммуникативных УУД. Анкета содержала следующие вопросы:

  1. Моржет ли ученик в доступной форме выразить свою точку зрения?

  2. Умеет ли учащийся самостоятельно искать информацию в традиционных источниках (в сети интернет, социуме)

  3. Насколько правильно учащийся может оценить ответ, поступок другого человека?

  4. Умеет ли учащийся правильно формулировать вопросы?

  5. Сформировано ли у учащегося умение слушать собеседника?

  6. Любит ли учащийся общаться?

  7. Умеет ли учащийся осуществлять взаимоконтроль и оказывать взаимопомощь.

  8. Насколько развито у учащегося чувство коллективизма?

  9. Умеет ли учащийся воспринимать и использовать невербальные средства общения?





  1. Насколько развиты лидерские качества(способен ли брать на себя инициативу в организации совместного действия)

  2. Насколько развита способность разрешать конфликтные ситуации (выявление проблемы, поиск способов решения)

  3. Насколько адекватно ученик реагирует на нужды других и готов ли оказывать эмоциональную поддержку?

  4. Проявляет ли уважительное отношение и внимание к личности другого.

Проанализировав результаты мы получили следующие данные:

класс

уровень

5

7

10

высокий

44%

43%

24%

средний

38%

29%

52%

низкий

18%

28%

24%

В течение полугода нами активно применялись методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование коммуникативных УУД реализуется через следующие упражнения:

- поиск ошибок в письмах и текстах;

- составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
- упражнение на логическое заполнение пропусков;
- составление текстов из предложенного набора предложений;

- выстраивание логических смысловых цепочек;
- подготовка творческих мини-проектов;




- составление синквейна

-составление кластера

- заполнение анкет.


Ниже приводится фрагмент урока английского языка в 5 классе.

1. Составьте кластер на тему « Holidays»

2. Talk about your last summer holidays. Say:

  • where did you spend your summer holidays

  • what did you like most of all

3. Разыграй диалог со своим одноклассником.

Card 1

Card 2

You classmate spent his/her holidays in a camp. You met your classmate after holidays. Ask him/her:

  • his/her impressions

  • his/her new friends

  • what did he/she liked to do

Answer his/her questions.

(You begin the conversation )

You spent your holidays in a camp and your classmate spent his/her summer in a country. Answer your classmate's questions. Then ask him/her:

  • his/her impressions

  • his/her new friends

  • what did he/she liked to do

4. Cоставь рассказ о том как твой одноклассник провел свои каникулы.

5. Рефлексия: Составьте синквейн на тему «Мои летние каникулы».

Фрагмент урока биологии по теме «витамины» [4, с. 40]



1.Актуализация знаний.

Учителем предлагается вспомнить роль витаминов в организме человека, какие продукты содержат какие витвмины. 2 минуты даетсяна подготовку, затем идет работа в паре. После этого каждый учащийся дает ответ.

2. Осмысление.

Работа в группах по 4 человека. У всех в группе одинаковые тексты. Учащиеся по очереди выступают в роли учителя, которая требует от них выполнения определенных задач. Когда все члены группы прочитали абзац «учитель» делает следующее:

  1. суммирует содержание абзаца;

  2. придумывает вопрос по тексту и просит других учащихся на него ответить;

  3. растолковывает то, что для других осталось непонятным;

  4. дает задание на чтение следующего абзаца.

Перед началом работы необходимо продемонстрировать каждой группе как им следует действовать.

3. Рефлексия.

Предлагается заполнить приведенную ниже схему: вписать названия и пропущенные слова. После того как учащиеся заполняют схему, идет обсуждение.





Витамин А

Витамин D

Роль:

Витамин К

Витамин?

Линолевая, линоленовая, арахидоновая кислоты, витамин?

Роль:

Структурный компонент биологических мембран и поддержание их целостности, природный антиоксидант

Роль:



После определенного срока мы вновь исследовали уровень сформированности коммуникативных УУД среди обучающихся тех же классов в форме анкетирования учителей. Результаты приведены в таблице:

класс

уровень

5

7

10

высокий

46%

45%

29%

средний

40%

33%

53%

низкий

14%

22%

18%



Данный эксперимент наглядно показывает, что методы применяемые нами на уроках эффективны и действенны. Мы стараемся вовлекать учащихся в учебный процесс, мотивировать их на добывание знаний, чтобы процесс учения заинтересовывал и побуждал к действию.

Литература:



  1. Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.:

Народное образование, 1998. - 256 с.

2.Биболетова М. З. Учебник (Student'sBook) : EnjoyEnglish-5: учебник английского языка для 7 класса общеобразовательных школ.- Обнинск:Титул,2008.

3. А. Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2008. - 152 с.

4. Н. И. Солодова, В. Н. Кириленко Интегрированный урок «Витамины», Биология в школе,научно - методический журнал, 2008. - 64 с.

5. fgos-kurgan.narod.ru/Material/univers_uchebn_dejstv.pdf

6. festival.1september.ru/articles/593157/



© 2010-2022