Описание опыта работы учителя английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Краснознаменская средняя общеобразовательная школа»

646073, Омская область, Москаленский район с Красное Знамя,

ул Школьная д №1, тел (38174) 37512 , E-mail: [email protected]







Материалы муниципального этапа

конкурса «Учитель года России - 2013»

Десятовой Анны Владимировны



Описание опыта работы учителя английского языка
















Москаленки 2012г.


Актуальность.

Модернизация образования в России на современном этапе связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языкам. Изменилось время, меняются требования к человеку, его образованности. Жизнь выдвинула общественный запрос не только на воспитание творческой личности, способной самостоятельно мыслить, принимать смелые нестандартные решения. В нашем обществе пришло осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком. Если специалист хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Мотивация к изучению иностранных языков сегодня резко возросла.

Противоречие.

В школе учитель имеет дело с личностью ребенка. Каждый ребенок интересен своими уникальными склонностями, талантом, потребностями, личностным потенциалом, неповторимым внутренним миром. Такой широкий диапазон индивидуальных ресурсов школьников и необходимость обеспечивать полноценное развитие каждого ученика является основным противоречием образовательного процесса. При овладении иностранным языком данное противоречие особенно важно разрешить, т.к. недостаток активной устной практики каждого ученика на каждом уроке является главным условием овладения иностранным языком.

Идея.

Современная образовательная среда формируется при личностно-ориентированном подходе к обучению как главному условию развития школьников.

Цель:

Создать на уроке образовательную среду, способствующую развитию личности ребенка, где каждый ученик воспринимается как уникальная ценностная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.

Задачи:

Выбрать такие методы и формы организации учебной деятельности, которые максимально обеспечивали бы развитие личности школьника, успешное овладение иностранным (английским) языком.

Теоретическое обоснование.

Современные требования к формированию личностно - ориентированного подхода в образовании определялись в исследованиях В.А.Сухомлинского, И.С. Якиманской, Я.Ф.Чепиги, О.Я.Савченко, И.Д.Беха и др. Личностно-ориентированный подход призван гуманизировать учебно - воспитательный процесс, наполнить его высокими морально-духовными переживаниями, утвердить принципы справедливости и уважения, максимально раскрыть потенциальные возможности ребенка, стимулировать его к личностному росту. Личностно-ориентированное воспитание - это утверждение человека как высшей ценности, вокруг которой основывается все остальные общественные приоритеты.

Принципы личностно-ориентированного подхода к обучению:

  • в центре обучения - ученик и его деятельность познания,

  • направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности,

  • всесторонняя подготовка учащихся к непрерывному процессу образования, саморазвития, самосовершенствовании в течение всей жизни.

По мнению И.С. Якиманской, доктора психологических наук, профессором, специалиста в области психологии обучения, главными средствами достижения цели, когда созданы условия для проявления познавательной активности, являются:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности,

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса,

  • стимулирование учащихся высказываниями, которые бы обеспечивали состояние ученика, когда он не боится ошибиться, дать неточный ответ и т.п.,

  • использование в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику легко усваивать учебный материал,

  • оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, в течение всего учебного занятия,

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Методическое обеспечение.

Личностно - ориентированное обучение вписывается в классно-урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения, раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета «английский язык», личностно- ориентированные технологии обеспечивают необходимые условия для активной познавательной деятельности каждого ученика, предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый языковый материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений, осознать метапредметность знаний, способов деятельности, рефлексивных действий.

Уроки английского языка стремлюсь провести как учебные занятия, где каждый ученик усваивает не только предметные знания, но и познает самого себя, учится прогнозировать пути своего развития, оценивать свои реальные возможности, работать во взаимодействии и в сотрудничестве с другими детьми, т.е. приобретает матапредметный опыт.

Использую методы:

  • создание комфортных психологических условий,

  • игровые методы,

  • ИКТ - технологии,

  • рефлексивные

Создание комфортных психологических условий - сохранение физического и психического здоровья ребенка. На своих уроках для снятия напряженности, усталости, а также для создания оптимальных условий комфорта, раскрепощения детей, я использую паузы релаксации, на которых практикую динамические игры, например, игры с мячом. Эта подвижная игра позволяет также снять усталость ребят. Можно использовать мяч при тренировке местоимений, личных форм глагола to be, названия цветов, игрушек, счета и т.д. Я бросаю мяч и называю слово по-русски, ученик называет по-английски или наоборот.

Игра «Съедобное - несъедобное». Ведущий бросает мяч, говорит название еды или другого предмета, ученик ловит мяч и отвечает: Yes, No.

a cake-Yes. a parrot-No

Игра «Волшебник» на образование множественного числа существительных. Побудем волшебниками и из одного предмета сделаем много.

a sweet-sweets

a fox-foxes

a fish-fish

Динамические игры - это так же танцевальные фрагменты, рифмовки, стишки, песенки, которым стараюсь заинтересовывать, придумав что - нибудь необычное и новое. Но при их проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память. А напряжение и усталость снимается.

В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 2-3 минут. Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев.

Teacher: Stand up! (звучит песенка)

1) Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down.

Hands up. To the sides.

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, two, three, stop!

Stand still!

2) Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together. (2 times)

Stamp, stamp, stamp your feet

Stamp your feet together.

Игра - одна из важнейших форм релаксации.

Игра- пантомима:

При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).

Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

- При изучении темы «My pet» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

- При изучении темы « My day» изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

- Ролевая игра - пантомима «In the shop».

- при изучении темы «Игры и спорт»

Песня на уроке - хороший вид релаксации, дает возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.

Шутливые истории по сюжету урока.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.

Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Игровые методы

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка я использую сюжетно- ролевые игры.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать учебные и воспитательные задачи (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.

Применяю, например, такие сюжетно - ролевые игры, как «Путешествие», «Волшебный город», «Санта Клаус», «Юный журналист». Знания, имеющиеся у младшего школьника, благодаря их практически - действенному воспроизведению в сюжетно - ролевой игре приобретают более прочный, более осознанный характер, а сама игра способствует коммуникативной направленности урока.

Учебная игра так же способствует выполнению важных методических задач:

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще,

- тренировке употребление новых лексических единиц, грамматических структур.

Так, например, с помощью игры «Юный журналист» ученики отвечают на разнообразные вопросы ведущего - журналиста. Эта игра вызывает повышенный интерес у учащихся, каждому хочется побыть в роли ведущего. Закрепляются навыки говорения, повторяется грамматика и лексика.

С 3 -го класса, когда начинается обучение чтению и письму, на уроках я использую орфографические игры. Это - «Размытые письма», «Змейки - слова», «Зашифрованные послания», «Составление слов из букв» и др.

aguthdre - daughter

evlo - love

h,l,u,c,n- lunch

fromanimaloveeeeightag

iH! yManemsiobB. (Hi! My name is Bob)

Hello! I am f..omGre.. Bri…n и др.

Такие игры тренируют внимание и память, способствуют грамотному написанию изученной лексики и помогают правильному чтению в дальнейшем.

Для развития творческих способностей учащихся, логики, мышления, языковой догадки в 3-х, 4-х класса предлагаются кроссворды, ребусы и другие интересные задания.

Главными действующими лицами моих игровых сюжетов на уроках являются куклы и игрушки. Куклы - мои лучшие помощники на уроках английского языка. Эти куклы присутствуют с первых уроков, они рассказывают о странах изучаемого языка, своих семьях, друзьях, увлечениях, обучают ребят, путешествуют, устраивают праздники. У этих кукол - свои биографии, определенный характер, свои жизненные истории. При составлении диалогов, рассказов, инсценировок кукла - главное действующее лицо. Очень эффективно использование куклы при обучении диалогической речи. Куклы вступают в разговор с детьми, друг с другом, тем самым, показывая образец английской речи.

S. Hello, Alice. How are you?

A. Hi, Simon. I am fine, and you?

S. I am O.K.

С помощью кукол можно отрабатывать любые умения, вводить лексику.

Далее куклы повторяют диалог, а ученики переводят по предложениям, используя картинки.

С помощью кукол легче объяснять грамматические правила: образование множественного числа существительных, отрицательной структуры с глаголом can; употребление have (has), образования 3л. ед.ч. в глаголах Present Simple и др.

Куклы и игрушки помогают и при проведении контрольно - обобщающих уроков, они оживляют такие уроки, проводя их в нестандартной форме. Это уроки - праздники «Скоро Новый год», «Урок -пресс - конференция», «Мамин день». Благодаря таким игровым формам контроля учащиеся даже не подозревают, что их контролируют, и в непринужденной форме показывают свои знания, умения навыки.

Для учителя любая учебная игра - это, прежде всего, упражнение. Учитель всегда точно и четко представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра.

ИКТ технологии.

Использование новых информационных технологий в образовании является одной из самых актуальных тем на сегодняшний день. Возрастающие требования системы Российского образования, а также всеобщая информатизация современного общества, диктуют необходимость нового подхода к преподаванию в школе и умения педагогов умело применять в образовательной деятельности новые компьютерные технологии. Владение новыми информационными технологиями позволяет сделать урок интересным, наглядным и информативным. Их использование значительно обогащает урок, делая его более привлекательным для учащихся, повышает его эффективность.

В своей работе я использую презентации. Стараюсь, что бы они были яркими, красочными. Применение Multimedia материалов на уроках английского языка создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, развивают и углубляют метапредметные связи.

ИКТ применяю на различных этапах урока в зависимости от поставленных целей и задач, т.е. на этапах ознакомления, нового лексического материала, работы над чтением, и говорением.

Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от уведенного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение урока. При этом, в отличие от видеофильмов, внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так, как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся.

Компьютер как помощник на уроке дает практически неограниченные возможности учителю строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

Использую диски с записями прозы, стихов, песен на английском языке. Учащиеся прослушивают речь на английском языке, адаптируют её в соответствии со своим уровнем восприятия.

Рефлексивный метод.

Традиционно считается, что учащиеся младших классов в силу своих возрастных особенностей не способны эффективно контролировать и оценивать свою учебную деятельность. Умения самоконтроля развиваются в основном за счет исправления ошибок в произношении звуков, написании слов, грамматике предложений. Однако, исходя из коммуникативной направленности обучения английскому языку, ориентирую учащихся на анализ успешности речевой деятельности.

Использую в своей практике следующие виды рефлексии:

1) рефлексия содержания учебного материала;

2) рефлексия деятельности.

3) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

При данной постановке вопроса самоконтроль будет реализовывать не только обучающую и корректирующую функции, но и мотивационно-стимулирующую. Ученик сможет увидеть то, что именно он научился понимать при чтении и на слух, что он сам может выразить в устной форме.

Рефлексия содержания учебного материала может реализовываться в различных этапах контроля знаний: текущем, тематическом, итоговом.

Текущий самоконтроль имеет место на каждом уроке (что мы узнали, на сколько материал важен, почему материал для Вас оказался интересным). В конце урока обязательны результаты деятельности детей.

Для тематического самоконтроля провожу нестандартные уроки, КВН, поскольку учащиеся на практике применяют полученные лексические грамматические, речевые умения и навыки.

Итоговый самоконтроль используется по окончании четверти, учебного года. Как правило, можно провести рефлексию участия школьников в конкурсах, викторинах, олимпиадах разного уровня, систематизировать знания и опыт за определенный период учебы.

На своих уроках я часто использую - рефлексию деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? - вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Приемы, которые я использую на уроке:

1.Самый простой вариант - показываю учащимся карточки с изображением трех лиц (веселого, нейтрального, грустного). Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

2.Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. 3.Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные, желтые и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, то прикрепите к вазе красный цветок, если вы узнали новое и для вас интересное, то прикрепите к вазе желтый цветок, и если вам на уроке было немножко скучно- голубой».

Методы диагностики опыта. Показатели.

Методы диагностики опыта - анализ уровня учебных достижений учащихся по предмету.

Ориентация на реальное продвижение учащихся 3 класса подтверждается следующими показателями: результаты успеваемости, качество обученности учащихся.

Проведена диагностика уровня учебных достижений учащихся по английскому языку по итогам 1 четверти 2011-12 уч. года и по итогам 1четверти 2012-13уч. года в 3классе.

Учебный год,

учебная четверть.

Усвоение на уровне стандарта

Качество

обученности

1 четверть 2011-2012уч.г.

100%

60,6%

1 четверть 2012-2013уч.г.

100%

82,4%



Показатели успеваемости стабильны и составляют 100%; качество обученности возрастает, 60,6% - 82,4% соответственно, что свидетельствует о положительной динамике учебных достижений учащихся.

Инновационность педагогического опыта: значимость в реализации модернизации образования.

Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач становления личности, метапредметности знаний и способов деятельности перед другими задачами средней общеобразовательной школы. Оно должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания.

Личностно-ориентированный подход в образовании призван помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении жизненной позиции: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой предметных, метапредметных знаний и способов деятельности, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.




Литература

1. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004, с. 46.

2. Степанов Е. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности// Воспитание школьников. - 2003. - № 2. - С. 3.

3. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - 1995.- С. 15- 16.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.//М.: Народное образование, 1998.

5. Игры в обучении иностранным языкам// ИЯШ №4, 1989

6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.:






© 2010-2022