Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заявка участника.

Назарова Елена Владимировна

МБОУ СОШ №13

Учитель английского языка 1 квалификационной категории

8(915) 762 6890

Выступление с докладом.

Секция №1 начальная школа.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе.







Назарова Елена Владимировна

МБОУ СОШ №13

Учитель английского языка 1 квалификационной категории

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе.



Наряду с применением современных образовательных технологий в современном обществе, здоровьесберегающие технологии приобретают особую значимость. Формирование здорового поколения- общественно-государственная необходимость. Современные условия труда и жизни не способствуют удовлетворению этого заказа. Возникает необходимость изменения отношения учителя к процессу обучения. Мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. Иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания

Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной нагрузки.

Здоровьесберегающая технология- это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

Необходимое условие-это создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии. Урок должен быть зоной психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке. Считаю, что спокойная, доброжелательная атмосфера на уроке, способность учителя пошутить в нужный момент помогают в преодолении барьера при формировании устной иноязычной речи. На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка. Похвала- одно из важных средств создания благоприятного микроклимата. Она может быть вербальной:''Well done!",'' How clever you are!",''Good boy/girl!''и невербальной - улыбка, жесты, мимика, аплодисменты. Можно раздавать бонусы, карточки, жетончики по типу пазлов. Чем полнее картинка, тем значительней победа.

Английский язык в начальной школе - это один из сложных и серьезных предметов. Иностранный язык требует высокой концентрации внимания. На уроке учащимся приходится много писать, говорить, слушать, анализировать информацию. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Для того чтобы избежать переутомления учащихся, я использую смену видов деятельности: аудирование, рассказ, диалоги, работа с наглядным материалом, ответы на вопросы, работа с доской, рисование, раскрашивание, работа с учебником, работа в группах, творческая работа, игра, задания соревновательного характера и т.д. Все это повышает умственную способность и мотивацию к дальнейшему изучению языка.

Занятия в таком режиме улучшают психическое и физическое развитие за счет снижения напряженности и утомляемости учащихся. Стараюсь включать от 4 до 7 видов деятельности. Через 10 минут чередую словесную, наглядную, ауди , визуальную, групповую, самостоятельную работу. Непринуждённая беседа, выбор действия, способа действия, взаимодействия, ученик в роли учителя, обучение действием, обсуждение- всё это способствует активизации и творческому самовыражению учащихся.

В начале урока - речевая зарядка. На первом этапе -- это песня игра ''What is your name?' 'Мы встаём в круг, поём песню и играем. Далее вопросы отрабатываются в диалогах. Также детям нравиться инсценировка знакомства или игра найти свою пару по половинке открытки. Постепенно вопросы и грамматические структуры для отработки прибавляются и запоминаются. Например: What is your mother's name? What is your father? What colour…? What is it? What season is it (day, date, month)? и т.д. Дети с удовольствием отвечают на вопросы, а затем и сами выступают в роли учителя. Неожиданное начало урока позволит увлечь ребят, например:«Please, name any letter of the ABC (Пожалуйста, назовите любую букву английского алфавита). Name any words that start with this letter (Назовите английские слова, которые начинаются с этой буквы). Please, explain to me in English what these words mean (Объясните, пожалуйста, по-английски, что означают эти слова) ». Или другое задание, содержание которого можно непосредственно подобрать согласно изучаемой теме: «Please, name five/ six/things which… (Пожалуйста, назовите 5/6/7 вещей, которые…)» What can fly/swim? What is round/yellow? Etc. На выполнение этих упражнений уйдет очень небольшое количество времени на уроке, но у ребят сразу активизируется умственная деятельность, повышается настроение, поскольку в данном типе заданий уместны шутки, объяснение с помощью жестов в случае недостаточного словарного запаса.

Затем-фонетическая зарядка. Сначала - это песня про алфавит. Затем это - либо стихотворение, либо скороговорка, но обязательно с движением-имитацией животных, глаголов, явлений.

One, one, one I am big like a house,

Little dogs run. I am small like a mouse,

Two, two, two I am tall like a tree,

Cats see you . And now look at me.

Three, three, three

Birds in the tree.

Four, four, four

Rats on the floor.

Введение лексических и грамматических единиц также не может быть скучным. Глаголы движения, can, may, предлоги, цифры, счёт - благодатный материал для игр, конкурсов, соревнований, загадок, кроссвордов.

Can a bee fly?

Can an elephant jump?

Can a fish walk? Etc.

What can I do? What can you do? Show, guess.

Один из важных приемов на уроках английского языка в начальной школе является игра. Игра - это форма деятельности, через которую учащийся познает мир, учится анализировать, сравнивать, обобщать и т.д. Например, в игровой форме я провожу работу с лексикой. Дети делятся на команды и поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова или выкладывают картинки. При изучении предлогов места, дети слушают предложения с указаниями и ищут свое место, активно передвигаясь по классу. Прячем предмет и играем в холодно горячо. Применение игровых технологий на уроке помогает вызвать положительные эмоции у ребят, увидеть их индивидуальность, повысить мотивацию к изучению английского языка. С помощью игры дети быстрее и легче запоминают языковой материал.

Одним из эффективных методов является периодическая смена динамических поз, физическая активность.

Физкультминутка - это один из главных элементов урока в начальной школе. Проведение физкультминуток помогает предотвратить утомляемость и восстановить работоспособность. Физкультминутку я провожу один или два раза в течение урока. Одна из самых любимых физкультминуток моих детей:

Hands up, hands down, Head and shoulders,

Hands on hips, turn around. Knees and toes,

Hands up, hands down, Knees and toes.

Hands on hips, sit down. Head and shoulders.

Stand up, hands to the sides. Knees and toes,

Bend left, bend right. Clap your hands

Stand still, sit down. Praise Him.

Дети легко запоминают слова и выполняют физкультминутки без помощи учителя.

В течение урока я провожу музыкально-танцевальные физкультминутки. Мы занимаемся по учебнику Spotlight, где в каждом модуле представлена песня и комплекс упражнений по теме. Дети поют на английском языке и выполняют под песню различные движения. Такие физкультминутки пользуются у детей большой популярностью. Например:

This is my house, this is the door!

The windows are clean, and so is the floor!

Outside there's a chimney,

As tall as can be,

With smoke that goes up,

Come and see! [3, с. 34]

Такие физкультминутки дети выполняют с помощью аудиозаписи.

На уроках, мы выполняем гимнастику для глаз на английском языке.

Look left, look right, look up, look down, look around. Ceiling,

Look at your nose, look at that rose. Floor,

Close your eyes. Open, wink and smile. Window,

Door.

Медитативно- релаксационные упражнения:

I see…. I hear… I feel…

Сказать три предложения, что он видит, слышит, чувствует.

Close your eyes. You fly over the earth. You see the blue sky, the yellow sun, green grass, tall trees, big mountins. You hear the birds singing happy songs, feel the light breeze blowing and playing with your hair.

The doll is falling- hands, arms, the head, the body and swinging.

Упражнение для кистей рук.

One, two, three, four, five,

Little fingers are so tired,

Little fingers want to fly

And to reach the sun and sky.

Дыхательные упражнения:

Breathe in through the nose, while breathing out pronounce the sounds p, k, t . Six times.

You are balloons!

1 2 3 4 -Breathe in! 12345678- Breathe out!

Цветотерапия.

Find something green, red, yellow and look at it.

Упражнения на слух:

Clap you hands/ say yes / no if you hear the sound [p], [e] etc.

Дети любят раскрашивать и рисовать, поэтому изучаем цвета, раскрашивая клоунов, животных, а описываем питомцев, любимых героев, монстров используя рисунки.

Большое внимание на уроке я уделяю инсценировкам. Дети сами выбирают себе группу и разыгрывают диалог.

Рефлексия. Самооценивание и взаимооценка. Например оценки за свою работу на уроке:

Good! O.K ! Try again!

Очень важно обучать школьников ведению здорового образа жизни, воспитывать у них культуру здоровья. На своих уроках регулярно затрагиваю темы здорового образа жизни (режим дня школьника, правильное питание, спорт, экология и т.п.) для привлечения внимания обучающихся к вопросам сохранения и укрепления здоровья. Материалы, используемые на таких уроках, позволяют узнать об отношении англоязычных сверстников к этим проблемам и выразить своё отношение к ним.

В заключении хочется сделать вывод, что здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Это, наконец, счастливые дети и, как следствие, удовлетворенные своей деятельностью педагоги.

Обобщая вышесказанное можно уверенно сказать, что здороьесберегающие технологии играют важную роль в образовательном процессе начальной школы. На своем собственном опыте я убедилась, что комплексное и регулярное использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка повышает качество образования, мотивацию к изучению языка, а также укрепляет и сохраняет здоровье учащихся. Сохранение здоровья детей - это одна из главных функций школы. Здоровье - главное в нашей жизни. Известный философ А. Шопенгауэр как-то сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Литература

1 Быкова Н.И. В. И Эванс «Spotlight» Просвещение, Express Publishing

2 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. №273.

© 2010-2022