Статья Театрализация как способ повышения мотивации учащихся к изучению английского языка

  Практика современной жизни, в которой наука, культура и бизнес стирают барьеры, разделяющие народы, требует, чтобы человек умел общаться на языках других народов, что во многом определяет уровень его профессиональной деятельности. Преодолеть языковой барьер – в первую очередь психологически – цель, которую должны решать совместными усилиями учащиеся и учителя. В связи с этим возникает необходимость искать новые творческие методы, которые позволяют повышать интерес к изучению иностранного языка...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практика современной жизни, в которой наука, культура и бизнес стирают барьеры, разделяющие народы, требует, чтобы человек умел общаться на языках других народов, что во многом определяет уровень его профессиональной деятельности. Преодолеть языковой барьер - в первую очередь психологически - цель, которую должны решать совместными усилиями учащиеся и учителя. В связи с этим возникает необходимость искать новые творческие методы, которые позволяют повышать интерес к изучению иностранного языка. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности усвоения языкового материала, у них формируются прочные языковые умения и навыки. Мир детей надо наполнять творчеством и эмоциям при изучении любого предмета. Необходимо создавать творческую и раскрепощенную атмосферу на уроке и вне его, которая бы способствовала развитию у школьников желания познавать новое, спешить в школу и не хотеть из нее уходить.

Мысли, соединенные с чувствами, управляют всем когнитивным процессом, активизируют и организуют его, оказывают влияние и на перцептивные процессы. Творчество должно доминировать на уроке и во внеурочной деятельности, Мир творчества дает ребенку ощущение защиты, надежности и наполняет жизнь смыслом. Театрализация, драматизация и ролевая игра дают ребенку возможность быть самим собой, примерять на себя любые эмоции и чувства, прожить несколько жизней. Играя, можно прочувствовать любую ситуацию, даже связанную с учебным программным материалом. Инсценировка диалогов с музыкальным сопровождением снимает напряжение и страхи, свойственные всем, изучающим иностранный язык. Игра в театр пробуждает у учащихся не только чувство заинтересованности, но и уверенность в своих силах. В ситуации эмоционального подъема новая лексика запоминается очень быстро.

Драматизация - это деятельность, которая дает школьнику возможность использовать свою собственную индивидуальность в создании продукта, который основан на какой-то части изучаемого языкового материала. Эта деятельность опирается на природные способности каждого человека к подражанию, выражению себя через мимику, жесты, голосовые и языковые средства. Драматизация также основана на личном воображении и запоминании, на умении привнести в игру частичку своего прошлого опыта, который никогда бы не проявился иначе. Каждый ребенок живет своей, отличной от других, жизнью, у него свой, отличный от других, эмоциональный фон. И задача драматизации, как приема, состоит в том, чтобы научить ребенка использовать свои особенности при взаимодействии со своими сверстниками, потому что когда человек интересен, с ним хочется общаться. Получается, что драматизация - одна из исключительно образовательных и коммуникативных целей, которая ведет нас далеко за пределы обучения иностранному языку как предмету.

Внеклассная работа по английскому языку прекрасно дополняет и органически вливается в учебно-воспитательный процесс и занимает в нем все большее место. Хорошо организованная внеклассная работа по языку способствует повышению качества знаний учащихся, помогает расширить и углубить эти знания, содействует дальнейшему совершенствованию их речевых навыков и умений, развивает их творческую инициативу и самостоятельность. Внеклассная работа должна быть органически связана с учебной деятельностью, но не должна ее дублировать. Внеклассная работа является хорошим стимулом к изучению иностранного языка, так как создает условия, в которых учащиеся практически пользуются английским языком как средством общения. Внеклассная работа имеет и большое воспитательное значение: она расширяет общий кругозор школьников, повышает их культурный уровень, прививает определенные социо - культурные навыки, знакомя с литературой, бытом, нравами и традициями народов, языки которых они изучают.

Одной из массовых форм внеурочной деятельности является драматический кружок. В нем учащиеся могут попробовать свои силы на трудном поприще сценического искусства, почувствовать и осознать все богатство своего внутреннего мира, так как познают свою культуру через приближение к культуре другого народа, развивать отчетливую, интонационно правильную речь, внимание, управлять мимикой лица и жестами. Это будет серьезным посылом к дальнейшему самосовершенствованию личности ребенка. На школьных спектаклях воспитываются не только будущие актеры, но и будущие зрители, тонкие и умные ценители искусства. Именно здесь, на первых репетициях и спектаклях формируются эстетические вкусы и привязанности личности. И именно в этом воспитании состоит основная задача школьного драматического коллектива.

Занятия детей искусством - не только удовольствие, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями и умениями, это труд творческий, радостный, но и упорный, направленный на достижение определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения преодолевать трудности, критически относиться к сделанному. Обретают более конкретный смысл требования доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в выборе драматического материала и средств его языкового и сценического воплощения.

Кружковые занятия целесообразно начинать с 3-4 класса. В младших классах больше оправдывают себя игры-драматизации по народным сказкам, приближающиеся по своему типу к творческим играм, которые проводятся в детском саду на основе русских литературных текстов. В школе в них уже включаются и элементы обучения иностранному языку: слова, короткие предложения, аутентичные персонажи. Роль учителя - помогать детям усваивать лексику, тренировать правильное произношение, понять канву действия. Процесс подготовки предполагает активное участие родителей, что в конечном итоге сближает родителей и школу. Создается атмосфера праздника, которая стимулирует интерес к дальнейшему участию в постановках и изучению иностранного языка.

В 5-7 классах дети в состоянии предъявлять более осознанные требования к качеству своей художественной деятельности. С ними можно начинать подготовку небольших спектаклей. Прежде всего перед детьми встает необходимость освоения авторского текста на английском языке, выяснения мыслей, намерений и действий персонажа. Исполнители должны хорошо понимать , для чего, с какой целью они говорят те или иные слова, что и зачем они делают на сцене, какие языковые средства используют. Содержание спектаклей должно отражать проблемы школьной жизни, посвящаться традиционным праздникам английского народа. Более отчетливо выступают для детей необходимость общения, взаимодействия, взаимопомощи. Яснее становится необходимость использования музыки и художественного оформления. Музыка создает определенный эмоциональный фон, а специально сочиненные тексты на мелодии известных песен запоминаются быстрее и легче. Декорации, утварь, надписи помогают создать «взаправдашний» эффект. Использование музыки, оформления, изготовление костюмов дает детям возможность проявить свои способности и инициативу в рисовании, шитье, моделировании, технической деятельности, пении, танцах.

Старшеклассники характеризуются более сосредоточенным и устойчивым вниманием, у них более развиты мышление и память, шире представления о жизни, характерах и отношениях людей. Они в состоянии понять и оценить такие языковые явления, как игра слов, метафоры, гиперболы, чем изобилуют тексты классических английских пьес. Они могут заучивать большие по объему роли, содержащие сложноподчиненные и распространенные предложения. Общий уровень их развития дает возможность добиваться проявления самостоятельности, стремления совершенствовать качество произношения и исполнения лично каждым и качества подготовки спектакля усилиями всего коллектива.

Совместная подготовка школьных сценических постановок - это прекрасная возможность дать каждому ребенку шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному правилу: умению работать в команде. И не надо бояться привлекать не самых лучших учеников. Это они на уроках не самые лучшие, а на сцене может быть, что и совсем наоборот. И спонтанный театр на уроке, и театральные постановки в рамках кружка являются не подспорьем в изучении иностранного языка, а серьезным инструментом. К тому же любимом детьми и надолго запоминающимся.

Театрализация становится действенным стимулом к общению на иностранном языке только в том случае, если она близка каждому учащемуся. Следовательно, при подборе пьесы и распределении ролей необходимо принимать во внимание индивидуальные и психолого-педагогические особенности учащихся. Младшие школьники любят представлять себя животными, поэтому персонажами сказки могут быть Белочка, Кролик, Барашек, Лягушка, Собачка, Кошечка. Маленькие дети любят играть в дочки-матери, значит, можно добавить к названию животного слово Mother и получатся Mother Dog, Mother Cat, Father Rabbit. А если есть мама, значит, есть и ее детеныш. Поэтому сказка "The Little Lamb", где барашек ищет свою маму, очень подойдет самым маленьким. Дети постарше любят волшебные сказки, где добро всегда побеждает зло. В русском литературном наследии есть чудесная «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Американский сказочник Уолт Дисней снял мультфильм «Белоснежка и семь гномов», который тоже хорошо известен каждому ребенку. Так почему не взять ее для инсценировки? А если добавить в роли гномов слова из русской народной сказки «Три Медведя» («Кто сидел на моем стуле? - Who has been sitting on my chair?) ,то это сделает сказку более понятной и узнаваемой, также позволит выучить и закрепить путем неоднократного повторения структуру Present Perfect Progressive. Из этого следует, что при выборе пьесы необходимо учитывать предыдущий опыт и накопленные знания, одновременно приобретая новые (зачастую, дети не знают, что их любимая знакомая с раннего детства сказка «Три поросенка» - является на самом деле английской народной сказкой). Так театрализация служит благородной цели сближения и взаимопроникновения культур.



© 2010-2022