Влияние страноведческого аспекта на мотивацию к изучению иностранному языку в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние страноведческого аспекта на формирование положительной мотивации.

Положение о необходимости усвоения иностранного языка в тесной связи с культурой народа - носителя данного языка уже давно воспринимается в отечественной методике преподавания иностранных языков как аксиома. Известно, что использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, даёт стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач.

Задача учителя в соответствии с реалиями времени заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и их подготовке к участию в передаче духовного богатства народа страны изучаемого языка, в частности в обогащении предлагаемых для изучения тем по страноведению, чтобы все работало на межкультурную коммуникацию.

В рамках школьного образования присутствует лишь тип обучения вне

языковой среды. В условиях отсутствия реальной языковой среды, сжатых

рамок урока и недостатка страноведческого материала учитель сталкивается

с объективными трудностями в решении сложной задачи формирования

разносторонней социокультурной компетенции учащихся, поэтому

присутствие в том или ином виде компонентов, атрибутов языковой среды

страны изучаемого языка на уроках необходимо. На эффективность

формирования социокультурной компетенции существенное влияние

оказывает личность учителя, его стиль, опыт и умение строить отношения с

классом во время занятий и во внеурочное время. Моделирование языковой

среды в образовательном процессе выступает как решающее условие для

формирования социокультурной компетенции учащихся, которая имеет

следующие этапы: 1. Этноцентризм. Получение багажа знаний о культуре

иной страны. 2. Культурное самоопределение. Сравнение своей и иной

культуры с позиции наличия или отсутствия фактов. Определение своего места в спектре культур. 3. Диалог культур. От мышления и понимания - к деятельности.

Формы работы со страноведческим материалом разнообразны. Остановимся на некоторых из них.

Работа с лингвострановедческими текстами

Качество обучения во многом зависит от умения учителя подобрать страноведческий материал. Познание чужой культуры состоит в поиске различий между образцами своей и чужой культуры и осознание этой культуры. Тексты страноведческого характера занимают большое место в процессе обучения иностранному языку. Содержание таких текстов должно быть значимым для учащихся, иметь для них новизну. Учащиеся учатся строить речевое и неречевое поведение с учётом особенностей культуры изучаемого языка при понимании единой системы этнических ценностей народов. Учебный материал представляется и отрабатывается в задачах, модулирующих ситуации реального повседневного применения языка. Целесообразно формирование специальных папок различной тематической направленности, которые постоянно пополняются. На пример, в начальной школе применяются следующие: «Путешествуем по Германии», «Немецкая школа», «Знаете ли вы немецкие сказки?», «Немецкие праздники».

Подобранные актуальные и интересные материалы о жизни в стране изучаемого языка, познавательные тексты, фотографии и иллюстрации делают их прекрасным дополнением к традиционным школьным учебникам с одной стороны. С другой - система дополнительных текстов призвана расширить и углубить лингвострановедческую информацию, получаемую школьниками на уроках иностранного языка.

Работа с аутентичными письмами.

В работе с письмами решаются следующие задачи:

-научить правильно оформлять письмо на иностранном языке, правильно подписывать конверт.

-научить понимать и правильно осмысливать содержание текстов.

-научить выражать своё мнение на основе содержащейся в тексте информации, вести беседу, отстаивать свою точку зрения.

-учить применять полученные знания в письменной форме в ситуациях, близких к реальным. Аутентичные письма отличаются от обычных текстов своим простым повседневным языком. Необходимо использовать реальные письма и поздравительные открытки личного характера, что вызывает неподдельный интерес учащихся. При этом детям интересно буквально все: от изображения на марках, конвертах и открытках, заканчивая почерком, не говоря уже о содержании. Подлинность переписки является мощным средством мотивации учеников в их стремлении овладеть навыками написания писем. Изучаются различные виды писем: письмо-благодарность, письмо-приглашение и другие. Хотя переписка занимает незначительное место в содержании учебного материала, но её изучение способно оживить, разнообразить традиционные уроки иностранного языка и поддерживать интерес учащихся к его изучению.

Работа с географическими картами и календарями.

Географические карты и календари являются не только прекрасным дополнительным наглядным материалом при изучении английского языка в средних и старших классах, но и способствуют развитию зрительной памяти, логического и аналитического мышления учащихся и позволяют закреплять уже имеющиеся знания. Оригинальные календари с изображениями местных достопримечательностей и пейзажей, изучаемых по теме территорий, также играют свою незаменимую роль, развивая воображение учащихся.

Работа с аутентичными объявлениями, газетами, журналами, открытками, бытовыми предметами, атрибутикой.

Вышеуказанные предметы могут быть использованы как при проведении уроков по предмету при изучении соответствующей темы, так и на классных часах и при проведении недели иностранного языка.

Все перечисленные формы введения материалов страноведческого содержания содействуют вовлечению школьников в диалог культур, развивают их творческие и познавательные умения, повышают мотивацию и поддерживают интерес к изучению иностранного языка.









© 2010-2022