- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа ОДО Занимательная грамматика по английскому языку
Программа ОДО Занимательная грамматика по английскому языку
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Андреева Е.В. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 с. Бижбуляк
муниципального района Бижбулякский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО «___»_____2015 г
протокол №1
______ /Е.В.Андреева
Согласовано
с зам. директора по ВР ________/Р.А.Сафонова «___»____2015 г
Утверждаю Директор школы _______//В.С.Миронов Приказ № от _____2015 г
Программа
Объединения дополнительного образования
«Занимательная грамматика английского языка»
Возраст обучающихся: 12- 13 лет
Срок реализации -1 год
Составитель: Андреева Елена
Владимировна
учитель английского языка,
высшая категория
БИЖБУЛЯК- 2015
1.Пояснительная записка
Программа объединения дополнительного образования «Занимательная грамматика английского языка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 10, статья 75)
-
Учебно-воспитательного плана МОБУ СОШ №1 с.Бижбуляк на 2015-2016 учебный год.
-
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 3 030296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»
Востребованность знаний иностранного языка бесспорно, но его изучение требует нелегкой систематической работы. Наиболее сложным в овладении языком является изучение грамматики. Система времен английского языка и другие грамматические явления отличаются от родного языка, а иногда не имеют аналогов в нем. Поэтому дети часто считают грамматику неинтересной, скучной. Чтобы сделать этот процесс более занимательным и эффективным была создана программа объединения дополнительного образования «Занимательная грамматика». Изучение и закрепление грамматических явлений и структур базируется на использовании рифмовок, стихотворений, лексических и грамматических сказок. Это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ним положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует более прочному усвоению материала.
Грамматические рифмовки и сказки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной или сказочной форме запомнить различные грамматические особенности английского языка. Рифмованные структуры и стихи или лексико-грамматические сказки могут быть успешно использованы на разных ступенях освоения грамматического материала:
-
на этапе презентации нового грамматического явления (в качестве иллюстрированного материала для формулирования правила его употребления);
-
на этапе формирования рецептивных навыков (узнавание той или иной грамматической формы в другом контексте);
-
при формировании продуктивных грамматических навыков говорения (благодаря использованию упражнений на подстановку, трансформацию, расширение структур и комбинирование грамматического материала с ранее изученным и усвоенным учащимися).
Программный материал объединения дополнительного образования «Занимательная грамматика» предоставляет учащимся возможность развить и углубить свои знания английской грамматики, способствует активизации их мыслительных и творческих умений, формирует мировоззрение учащихся, предусматривает толерантное принятие языковых ценностей другого народа.
«Занимательная грамматика» предназначена для реализации в 7 классах.
Данная программа рассчитана на 35 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками (1 час в неделю).
Главной целью данного курса является:
-
развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком путём углубления и закрепления уже имеющиеся знаний и получения дополнительных;
-
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через внеурочную деятельность посредством английского языка.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1).В области познания:
-
приобщать школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
-
знакомить с языковыми (грамматическими) особенностями языка другого народа в сравнении с родным языком;
-
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
-
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
2).В области развития:
-
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
-
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
-
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке.
3).В области воспитания:
-
способствовать воспитанию толерантности и уважения к языку другого народа; приобщать к общечеловеческим ценностям;
-
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
-
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс творческих отчётов;
-
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению английским языком.
Коммуникативная компетенция развивается с использованием в речи грамматических форм и структур, характерных для английского языка. Несмотря на то, что данная программа нацеливает на обучение детей основам английской грамматики, у учащихся параллельно формируются и другие виды речевой деятельности: аудирование и чтение через прослушивание и чтение лингвистических и грамматических сказок, рифмовок и стихов; говорение - через использование грамматического материала в речи; письмо - через выполнение письменных упражнений, написание тестов или собственных рифмовок.
Формы проведения занятий и виды деятельности:
Формами организации занятий являются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа (творческие отчеты, мини-драматизации сказок, рифмовок). Во время занятий предусматривается индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Однако учитывая практико-ориентированную направленность, программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы обучения: заучивание грамматических «запоминалок», мини-драматизация, работа с обучающими программами английского языка, использование элементов изобразительной и проектной деятельности, сочинение собственных рифмовок.
С целью достижения качественных результатов во время занятия предусматривается использование современных технических средств, изобразительной наглядности, реквизитов. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
2. Общая характеристика программы по английскому языку
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность и на обеспечение понимания ими языкового материала, развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Изучение грамматики английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, как на иностранном, так и на родном языке. К тому же расширяется его словарный запас за счет интернациональных слов.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет устанавливать разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать общеучебные и межпредметные умения и навыки. В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
-
предметные;
-
метапредметные;
-
личностные.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Требования к результатам внеурочной деятельности:
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, поэтому занятия в одо «Занимательная грамматика английского языка» будет способствовать развитию УУД и раскрытию творческого потенциала учащихся и развитию познавательной деятельности.
Программа ориентирована на личность ребёнка, т.к. расширяет грамматический и лингвистический кругозор детей: школьник получает сведения о грамматических структурах и явлениях языка другой страны и её жителях. Учащийся учится наблюдать и сравнивать речевые и грамматические явления родного и английского языка. Это помогает ему понять, что грамматические явления в разных языках выражаются разными способами.
Изучение школьниками грамматики английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
3. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Основными задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Что касается иностранного языка, то он расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
4. Предполагаемый результат освоения программы «Занимательная грамматика»
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
-
грамматические явления и структуры английского языка;
-
наизусть рифмованные грамматические «запоминалки» (доступные по содержанию и форме);
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
-
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых грамматических явлений;
-
применять основные нормы речевого поведения в процессе общения;
-
грамматически правильно строить английские предложения в речи;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
-
использовать грамматически правильные структуры и явления во всех видах речевой деятельности;
-
драматизировать изученные сказки;
-
сочинять собственные рифмовки;
-
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
-
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
-
познавательная, творческая, общественная активность;
-
самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);
-
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
-
коммуникабельность;
-
уважение к себе и другим;
-
личная и взаимная ответственность;
-
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Форма подведения итогов:
Выставки работ, конкурс стихов и рифмовок собственного сочинения, пополнение портфолио учащихся, мини-драматизации грамматических сказок.
5. Содержание программы «Занимательная грамматика» по английскому языку
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам для учащихся 7 класса.
6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
Теоретическая и практическая часть присутствует на каждом занятии.
№
Название раздела
Общее количество часов
1.
Вводный контроль
1 час
2.
Структура английского предложения
2 часа
3.
Система английских времен
6 часов
4.
Степени сравнения прилагательных
4 часа
5.
Существительные: способы образования единственного и множественного числа
1 час
6.
Артикли
2 часа
7.
Предлоги
2 часа
Глаголы с предлогами
2 часа
8.
Модальный глаголы
3 часа
9.
Местоимения
3 часа
10.
Словообразование
2 часа
11.
Порядковые и количественные числительные
2 часа
12.
Грамматические тесты
4 часа
13.
Подведение итогов
1 час
Итого: 35 часов
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Авторские методики/разработки:
-
разработка тем программы;
-
описание отдельных занятий;
2. Учебно-иллюстративный материал:
-
слайды, презентации по темам;
-
видеоматериалы по темам;
-
аудиоматериалы по темам;
-
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
-
наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты);
3. Методические материалы:
-
методическая литература для учителя;
-
литература для обучающихся;
4.Материалы по результатам освоения программы:
-
перечень творческих достижений;
5. Материально-техническое обеспечение:
-
игровые средства обучения (игротека);
-
персональный компьютер.
Список литературы
-
Васильев М. В. Достопримечательности Великобритании. - М.: Айрис-пресс, 2008.
-
Ермаченко И. П. Английский язык. 5-11 классы: карточки для индивидуального контроля знаний. - Волгоград: Учитель,2009.
-
Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск.
-
Миловидов В. А. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. - М.: АСТ: Астрель, 2010.
-
Raymond Murphy. English Grammar in Use. - Cambridge University Press.
-
Северинова Е. Ю. Экспресс-курс подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. - Издательство «Тригон», 2009.
-
Шереметьева А. В. Страноведческий справочник. - Издательство «Лицей», 2010.
Электронные образовательные ресурсы:
lit.1september.ru
frmusique.ru/
lang.ru/
englishteachers.ru/
homeenglish.ru/
study.ru