Конкурс «Инновационные методы и технологии обучения»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Республиканский дистанционный педагогический конкурс «Білім берудегі инновациялық әдістеме мен технологиясы»

«Инновационные методы и технологии обучения»



Участники конкурса Черненко Светлана Кузьминична

Момырева Галина Анатольевна







В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных методик и технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается привитие интереса к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Английский язык может быть хобби, средством для работы, предметом изучения в школе или ВУЗе. Но он всегда остается красивейшим и интереснейшим языком мира. Изучать английский язык - значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни

Задача современного учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп образовательных технологий:

  • технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

  • личностно-ориентированные технологии обучения;

  • технологии развивающего обучения.

Все вышеперечисленные технологии не используются изолировано. Учитель находится в постоянном творческом поиске, но урок всегда будет основной формой обучения учащихся. Современный подход к постановке цели урока состоит в том, чтобы дифференцировать общую педагогическую задачу: обучать - воспитывать - развивать. Одним из таких методов является технология личностно-ориентированного обучения, направленная на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому опираясь на наш опыт, можем предложить следующие подходы к построению урока:

  • при предъявлении учащимся учебного материала, ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы;

  • излагать учебный материал таким образом, чтобы он расширял объём знаний и преобразовал личный опыт каждого ученика;

  • организовывать учебный материал урока так, чтобы каждый ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;

  • использовать различные формы индивидуальной работы на уроке;

  • проводить работу с раздаточным материалом, работу в парах, группах, работу с различными опорами;

  • группа получает одно общее задание, но помощь разным учащимся оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

  • разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс (например, information gap, разность информационных потенциалов);

  • стараться активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности;

  • обеспечивать на уроках разносторонний контроль и оценку результатов усвоения учащимися знаний, умений и навыков;

  • чётко объяснять домашнее задание указывая, что требуется: выучить наизусть, прочитать и перевести текст, заполнить таблицу по алгоритму, ответить на вопросы, составить диалог из фраз, отработанных на уроке, использовать цвета по образцу.

Личностно-ориентированный подход, развивает у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При разработке системы учебных заданий на уроке необходимо учитывать не только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска при изучении той или иной темы. Например, использовать приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна.

По М. Е. Брейгиной, проекты могут подразделяться на: монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и итернет-проекты. В реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. На наш взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе английского языка метод проектов может использоваться практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Ориентируясь, прежде всего на цели и задачи, которые стоят перед учителем, и, зная запросы учащихся в современном мире, мы и применяем в своей работе данную методику.

Наш опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Мы используем метод проектов в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. С помощью проектной методики можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный ранее лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет английского языка красочными работами детей.

В своей практике мы планируем мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть, составление различных коллажей («Я и мои родители», «Я и моя школа», «Мы и музыка»), игровые проекты (инсценировки сказок и песен), сценарные и издательские проекты.

Мы делаем с нашими учащимися творческие, информативные, фантастические проекты. Например, работа над проектом в 6 классе в рамках темы «Save our planet! What depends on us?!»

В самом начале работы над темой "Спасем нашу планету " была запланирована работа по созданию агитационного плаката «Help the Earth!», которая велась на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполняясь содержанием. На эту работу было отведено 10 уроков. После введения новой лексики ребятам было предложено разбить ее по параграфам и озаглавить каждую. Например: Destruction of forests, Water pollution , Air pollution, The greenhouse effect, The destruction of ozone layer, Litter. Все эти проблемы взаимосвязаны. Готовя проект по одной из этих тем, дети изучали все аспекты проблемы. Далее дети объединились в группы, в каждой из которых были распределены следующие роли: кто-то следил за активностью в группе, кто-то отслеживал культуру общения и взаимопомощь внутри группы. Это очень важные роли, и их ученики выполняли наряду с выполнением академических заданий. Именно такая форма работы обеспечивает успешный результат. Каждая группа рассматривала следующие вопросы: существует ли проблема, каковы ее причины и каковы ее последствия.

На каждом уроке формирование тех или иных речевых навыков (говорения, аудирования, чтения, письма) связывалось с соответствующими аспектами проекта, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту. Во время работы над проектом ребята использовали не только ту информацию, которая была предоставлена в учебнике, но добывали новые знания из курса географии, биологии. При таком пересечении предметных областей у учащихся формировалось целостное видение проблемы. Они просматривали газеты и журналы, слушали новости в поисках примеров последствий экологических проблем. Затем они обменивались полученной информацией.

Соревнования между группами не было, т.к. все работали над одним общим проектом. С самого начала дети были ориентированы на то, что итоговая оценка будет зависеть от усилий каждого. На заключительном уроке ребята, защищая свой собственный проект, затрагивали все стороны проблем окружающей среды. Дети доказывали необходимость той или иной иллюстрации в проекте. В итоге из лучших иллюстраций был составлен общий плакат, цель которого привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды и призвать соблюдать элементарные правила поведения для ее сохранения.

Этот метод дает положительные результаты и на начальной ступени обучения. Более того, чем раньше дети начнут работать над созданием проектов, тем выше будут их учебные достижения. Поэтому работа по созданию проектов становится неотъемлемой частью учебного процесса.

Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос «Как данная технология влияет на обучение иностранному языку». Естественно, нас, как учителей английского языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Были проведены тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных группах учащихся. При контроле навыков чтения в 11 классе, при внедрении 4-х проектов в течение года уровень подготовки учащихся по данному виду повысился. Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаем, что значительно увеличился словарный запас, его употребление в речи. На протяжении нескольких лет мы проводила уроки по обычной методике в одном классе параллели и по методу проектов в другом классе этой же параллели. Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, учению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. В прошлом году, подводя некоторые итоги работы по методу проектов, мы предложили своим ученикам принять участие в опросе. Цель опроса - выяснит, интересна ли им такая форм работы, стоит ли продолжать двигаться в этом направлении.

Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.

1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта?

А) Книги; (14%) Б) Интернет; (55%) В) Учитель; (28%) Г) Другие (3%)

2. Достаточно ли было времени, отведенного для подготовки?

А) Да; (70%) Б) Нет (30%)

3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных дел?

А) Да; (86%) Б) Нет. (14%)

4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?

А) Да; (85%) Б) Нет. (15%)

Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся английскому языку, что обусловлено ее характерными особенностями и направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся как при традиционной классно-урочной системе, а субъектно-субъектные с доминирующей функцией учителя. Мы считаем целесообразным применение технологии проектов в учебно-воспитательном процессе средней школы, которая дает возможность применять полученные знания на практике, создавая при этом новые идеи. Эта технология помогает повысить интерес в процессе обучения в самой обычной общеобразовательной школе. При применении этой технологии ученик выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни. Мы считаем, что умение пользоваться технологией проектов - показатель высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

Исходя из опыта применения проектной методики, можем с уверенностью сказать, что проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплочённость коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся.


Список используемой литературы:

Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.М., 2003

ИЯШ, 1991, №3 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ»

ИЯШ, 1992, №2 Борисова Е.М. « Проект на уроках немецкого языка»

ИЯШ, 1997, №3 Барменкова О.И. «О работе над проектом по учебнику Happy English 2»

ИЯШ, 1999, №4 Мартьянова Т.М. «Использование проектных заданий на уроках английского языка»

ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»



© 2010-2022