Технология формирования навыков чтения на английском языке у дошкольников

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология формирования навыков чтения на английском языке

у дошкольников.

Авторская технология обучения чтению начинающих представляет единство дидактических, художественных и психологических средств, обеспечивающих активизацию познавательной, мотивационной и эмоциональной сферы ребенка, как наиболее эффективное средство формирования умений речевой деятельности повышенного уровня, таких как, умение оперировать связным текстом, пусть самым элементарным, и решать на его основе смысловые задачи, например, трансформировать текст.

Эта технология успешно используется для подготовки учащихся субботней школы (дети 5-6 лет) к основному курсу обучения английскому языку.

Использование данной технологий предусматривает решение следующих задача:

  1. Организовать учебный процесс так, чтобы он проходил «без стресса и тревоги, без утомления и досады»;

  2. Создать условия для активизации эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка;

  3. Обеспечить увеличенный объем учебной информации для ускоренного формирования начальных умений чтения с осознанием основных правил характерных для английского языка.

Методический комментарий.

Процесс пройдет быстрее, если начать с «закрытого» слога и если осваивать буквы английского алфавита не по порядку, а по мере того, как из них можно сложить какое-нибудь простое английское слово.

Итак, уже на первом уроке в гости к ребятам приходит очень симпатичная «Cat». Ребята и «Cat» обмениваются приветствиями, вежливо говорят друг другу приятные вещи (Nice to meet you e.g.). У «Cat» на плече сумочка, она ее широко-широко открывает и достает свой любимый звук [ æ ]. Звук размещается на доске. Дети в ожидании: «Cat» собирается достать из сумочки свои любимые буквы. Без сомнения, это c, a, t. Ребята повторяют название букв за «Cat». Когда они узнают, что все вместе их можно прочесть: cat, ребята понимают, почему именно эти буквы любимые у их новой знакомой. (Достаточно сильный эмоциональный момент имеет место). Т: «Звук в середине этого слова зазвучит правильно, если мы откроем ротики так же широко, как наша знакомая открывала сумочку».

Ребята с удовольствием это делают.

(Таким образом, дети знакомятся с первыми 3 буквами алфавита, первым звуком и первым английским словом).

Затем Т. предлагает заменить букву «С» на букву «S» и прочитать слово. Это тоже с удовольствием выполняется. В столбике появляется еще одно слово со звуком [æ] в середине, когда буква «S» меняется на букву «h».

Т: звук (h) произносим так, как это делает «Cat» , когда греет свои замерзшие лапки:

(h,h,h,h,h,h……)

Т. и CI «дуют» на свои «замерзшие пальчики». (То, что почти все время с лиц не сходит улыбка говорит о хорошем эмоциональном настрое ребят).

Таким образом, ребята научились очень быстро читать 3 первые слова:


Cat

Sat

Hat

Затем открываются заранее приготовленные столбики слов:

Hat Cat Sat

Sat Hat Cat

Cat Sat Hat

Т: кто может прочитать все 3 столбика слов без ошибок?

Могут, конечно, прочитать все. Необходимо терпеливо выслушать всех детей.

Очень хорошо работает прием, когда из последних слов в столбиках составляем предложение: «Cat» sat on a hat. И не просто предложение, а маленькую историю про нашу знакомую: Она проказница, оказывается, уселась на шляпу хозяйки, когда та ушла на рынок!

Ребята веселятся от души: их элегантная знакомая напроказничала (им это близко и понятно).

Такое умелое сочетание мыслительной и эмоциональной деятельности, дает, как правило, хороший результат: правило чтения запомнили все.

На следующем уроке столбик слов можно продолжить:

Cat

Sat

Hat

Mat

Rat

Bat

Bag

Замечательно если значение слова иллюстрируется картинкой. Т. предлагает уч-ся составить свои предложения заменяя слово «Hat» в данном предложении на другое, взятое из столбика. Нужно не только прочесть предложение, но и каждый раз объяснить, что получилось.

Обычно, это задание ребятам нравится. По аналогии уч-ся составляют свои предложения, усаживая «Cat» и на «rat», и на «bat» и на «bag». Эти предложения ребята не только читают, но и анализируют: вычленяют в словах буквы, находят новые, считают одинаковые и т.д.

Если есть в наличии карточки с буквами (их дома могут сделать сами ребята) учащимся предлагается составить слова из букв, что они выполняют с охотой.

Вполне возможно уже на этом этапе написать с детьми маленький диктант.

Аналогично происходит знакомство учащихся с собачонком по кличке «Spot», и с его любимым звуком [Ɔ] , и с его любимыми буквами «d» и «g». Про этого собачонка ребята тоже кое-что узнают из следующего предложения:

«Spot» in not a hot dog.

Снова имеет место эмоциональный момент-гарант хорошего результата.

Как бы между прочим ребята прочитали слово «is», при чем без какой бы то ни было установки на то, что это новое правило. Чуть позже Т. подводит к этому учащихся.

Начиная уже с этого урока можно смело пробовать петь песенку-алфавит.

Музыкальный ритм делает свое дело - дети запоминают алфавит достаточно быстро.

Освоив с детьми вот эти первые правила чтения, можно начинать работу с первыми синтетическими мини-текстами, в которые закладываем всю изученную информацию. Т.к. пока учащиеся читают отдельные слова, элементы текста - это еще не чтение. Истинное чтение как вид речевой деятельности существует только тогда, когда оно сформировано как речевое умение в процессе чтения читающий оперирует связным текстом, пусть самым элементарным, решая на его основе смысловые задачи.

Вот пример такого мини-текста:

I am Natasha. I am from Revda. I am not from Moscow.

I am from Russia. I am not from America.

Moscow, Russia, America - эти слова, введенные в таком простом контексте, запоминаются очень просто, выделяясь своей «сложной непохожестью» среди простых соседей.

Налицо очевидный результат деятельности: учащиеся читают первый маленький английский текст, почти все в нем понимая (эти структуры уже отрабатывались в устной речи). Используя прием логической трансформации (которую с помощью учителя осуществляют сами учащиеся) вводим новые слова: London, a girl, a boy, Africa, Great Britan ect.

Трансформировать текст можно еще и еще с введением новой лексики чтобы обеспечить легкое, обильное и интересное чтение, которое является непременным и обязательным условием успешного чтения (синтетического), что в свою очередь стимулирует мотивацию чтения (она зависит от «интересности» текстов).

В продолжение работы над трансформированным текстом, представляем, что оказываемся в Лондоне, где случайно становимся свидетелями милой семейной сценки: мама журит своих непоседливых детей: Dick, Syd, sit a bit!

«Вернувшись» в класс, ребята делают похожие замечания друг другу: как известно, все они непоседы.

Так, познакомившись с правилами чтение букв «I i», «Y y», «U u» в закрытом слоге, работаем над серией слов в столбиках:

bus sit

mum Dick

sun a bit

bun mix

tin

pin

Непременное условие карточек со словами - «иллюстрированное толкование» значения этих слов, т.к. вся пассивная лексика может стать активной.

Продолжая рассказывать о себе, вводом новое правило чтения (е в закрытом слоге) в таком предложении как I am ten. Благодаря межъязыковой интерференции уч-ся читают слово «ten» свободно.

Прочитав слова: ten

pen

hen

men

Ребята разучивают песенку из курса Г.Доли:

I see a pen

I see a hen

I see a cock

I see a clock

Итак, ребята отработали на практике уже достаточное количество правил чтения; настал момент, когда нужно, чтобы прозвучало само правило. Предпочтительно, чтобы оно было какое-то импровизированное. e.g. «е» это не просто буква «е» в конце слова, а это бабушка, которая приходит в гости, и хорошо знакомые буквы в ее компании звучат по-другому (так, как в алфавите).

Приобретя такое знание, ребята легко читают слова, такие как:

Name

Take

В результате, первые буквы и первые правила чтения усваиваются достаточно быстро т.к. почти в каждой учебной ситуации на уроке присутствует эмоциональный элемент. Эта база позволяет активизировать обучение чтению, и активизировать в двух направлениях:

В отношении скорости и в отношении выразительности.

На скорость очень хорошо «работают» карточки со словами на определенное правило чтения. Довольно длинный список слов в карточке нужно прочитать за ограниченное время (eg.15 сек.). Читать на время школьники просто обожают и делают это с азартом.

С карточками такого типа:

Dog

Fox

Frog

fog

etc.

Можно организовать маленькие контрольные работы. Уместно проводить уроки обобщения по 2-3 правилам чтения. Они очень хорошо проходят в форме уроков-соревнований: нужно пройти по нескольким этапам-станциям. На каждом этапе ребенок читает слова на карточке (на определенное правило). Переходить на следующий этап можно в случае удачного прохождения предыдущего.

Вначале Т. является «корректором» на каждом этапе, но как только уч-ся поняли суть приема, функция учителя м.б. передана сильным ученикам (тем, кто прошел все этапы).

Обстановка урока-соревнования всегда очень эмоциональна, и в условиях, когда «эмоции на высоте» на каком-нибудь этапе можно дать слова с новым буквосочетанием, т.е. ввести новое правило чтения. Все хотят добраться до финиша, поэтому новое правило осваивается с моментальной быстротой.

Работа над скоростью чтения имеет место не только на таких обобщающих уроках, она ведется постоянно, на каждом уроке: слова в столбиках или маленький синтетический текст читается на время. Кроме того уделяется внимание и выразительности. Выразительно читая, ребенок передает не только мысли, но и чувства.

Сами того не замечая, ребята работают над скоростью чтения, когда играют в игру «наш музей». В нашем музее много разных вещей:

это и лампа,

это и книга,

это и велосипед.

Под каждым «экспонатом» лежит табличка с названием предмета.

Т: Кто быстрее прочитает то, что написано на табличках?

Можно «ошибаться», когда раскладываешь таблички под предметами, тогда:

Т: Кто быстрее найдет мою ошибку?

Работа по данной технологии дает хорошие результаты, на мой взгляд, потому, что в основе ее лежит суггестопедический метод Г. Лозанова. Суггестопедия, как известно, стремится к формированию умений речевой деятельности, которые отличаются улучшенными количественными и качественными характеристиками. На лингвистическом уровне, безусловно, наблюдается ускоренное развитие языковых способностей школьников.

Приложения к статье: Приложение 1 ( поурочное планирование)

Приложение 2 ( иллюстрированное сопровождение к поурочному планированию).

8

© 2010-2022