ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях реализации новых образовательных стандартов большое внимание уделяется личности педагога. Одна из составляющих личности  - это профессиональная компетентность. Компетентность учителя включает несколько составляющих: - духовно-нравственную - правовую - интеллектуальную - социально-культурную - информационнуюи коммуникативнуюкомпетентности Духовно-нравственная компетентность – это соответствие учителя системе общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей мн...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И. В. Князева

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях реализации новых образовательных стандартов большое внимание уделяется личности педагога. Одна из составляющих личности - это профессиональная компетентность.

Компетентность учителя включает несколько составляющих:

- духовно-нравственную

- правовую

- интеллектуальную

- социально-культурную

- информационнуюи коммуникативнуюкомпетентности

Духовно-нравственная компетентность - это соответствие учителя системе общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказываетдуховно-нравственная компетентность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к ученикам и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения и во внеклассной работе.

Правовая компетентность учителя- это его ориентация в экономическом, политическом и социальном направлениях общественной жизни, глубокие теоретические знания, практические умения, коммуникативные способности и личностные качества, направленные на создание стимулирующих условий для правового воспитания учеников.

В структуре правовой компетентности четко выделяются три компонента:

1.Когнитивный - это знание Конституции РФ, Международных документов о правах человека, законов РФ, прав человека, прав ребенка, правовых понятий и терминов. Для формирования этой компетентности необходимо включение правовой информации в содержание учебных предметов.

2.Мотивационный - это проявление отношения к закону, праву в целом, правовым поступкам учеников. Для воспитания этого направления правовой компетентности нужно инициирование социально-правовой деятельности школьников.

3.Деятельностный - это участие в правовых акциях, в гражданских трудовых, семейных и других правоотношениях. Для формирования этой компетентности нужна активизация внеучебной деятельности школьников и усиление её правовой направленности.

Интеллектуальную компетентность учителяможно рассматривать как его способность к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности.

Учителя начальных классов реализуютв урочной и внеурочной деятельности стандартные функции планирования, организации и регулирования, контроля и анализа. Для демонстрации интеллектуально-педагогической компетентности используются такие формы, как мастер - класс, педагогическая мастерская, конференция, составление портфолио, описание опыта профессиональной деятельности, творческий отчет.

На рост интеллектуально - педагогической компетенции учителя работают в школе системы аттестации, методической работы, научно - исследовательской деятельности, повышения квалификации, наставничества.

Социально-культурная компетентность учителя - это знания социальной и культурной жизни, познания и опыт своей и иной культуры, владение родным и иностранным языком, умение распознавать и анализировать ситуацию, давать ей адекватную оценку, находить пути решения задач и добиваться поставленных целей.

Информационная компетентностьучителя в современных условиях является важной составляющей. Она проявляется в способности педагога осуществлять эффективный поиск информации, структурировать и адаптировать её к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировать учебную проблему различными информационно-коммуникативными способами, работать с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использовать автоматизированное рабочее место учителя в образовательном процессе. Сюда же относится регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность учителя обеспечивает эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе. Это умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Коммуникативная компетентность учителя, о которой мы сегодня говорим, позволяет формировать коммуникативные действия школьников. Обучающиеся должны

  • знать различные источники информации, приёмы и методы её получения и уметь работать с ними;

  • уметь конструктивно вести диалог, использовать языковые средства, соответствующие нормам правильной и хорошей речи;

  • владеть способами получения и передачи информации, грамотно, логично и аргументированно ее излагать.

  • уметь высказывать собственную точку зрения на основе полученной информации и др.

В процессе реализации компетентностного подхода в учебной деятельности учителя начальной школы используются различные формы и современные технологии, которые эффективно работают и позволяют формировать требуемые УУД.

Это следующие технологии:

  • коллективного способа обучения (КСО)

  • дифференцированного обучения

  • здоровьесберегающие

  • игровые

  • информационно-коммуникативные

  • личностно-ориентированные

  • развивающие

  • проблемно-диалоговые

Компетентностный подход позволяет фомировать УУД обучающихся не только в учебной, но и во внеклассной работе. В ней удовлетворяются насущные потребности школьников в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражения и самоутверждение в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учеников в систему реальных нравственных отношений, взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Реализация компетентностного подхода приносит свои результаты. Всё больше учителей и учеников участвуют в различных конкурсах, в исследовательской, проектной деятельности, становятся лауреатами и призёрами.


© 2010-2022