Статья Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Клуб «Английский язык и культура»

В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

  • В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. Но важно понимать ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

  • Главное - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

  • Внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий, что усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры не только от взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи.

  • Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку - это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Для решения данной задачи могут быть использованы ресурсы учебно-исследовательской, проектной деятельности, ориентированной на личность ученика, совместную деятельность и сотрудничество субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов.

внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.

  • - Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка, искусства ведения дебатов и дискуссий.

  • - Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на иностранном языке)

  • - Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка - волонтеров из зарубежных стран, где в совместных добровольческих акциях возможна реализация социально значимых проектов.

  • Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

  • Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в проблемно-тематической беседе на иностранном языке о толерантности ученик не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога.

  • Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  • В связи с этим учителям рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с иноязычной информацией воспитательного характера (о героизме и малодушии, нравственных и безнравственных поступках людей, классической и массовой культуре, экономических, политических, социальных проблемах общества). При исследовании и обсуждении данных вопросов эффективны внутригрупповые дискуссии, где приобретается опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, развивается умение уважать иные точки зрения, соотносить их с своей собственной.

  • Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде.

  • Наш клуб «Занимательный английский» Участники нашего клуба, ученики 5 класса.

  • Цель клуба - формирование коммуникативной компетенции обучающихся в процессе обучения лингвострановедческому, культуроведческому и социокультурному компонентам обучения английскому языку.

  • Задачи клуба: расширять объём страноведческих и лингвистических знаний;

  • повышать мотивацию обучающихся к изучению английского языка;

  • развивать языковые, интеллектуальные, познавательные и творческие способности, интерес к культуре стран изучаемого языка;

  • воспитывать у обучающихся культуру общения, потребность в практическом использовании английского языка в различных сферах деятельности, чувства коллективизма и ответственности, уважения и взаимопомощи;

  • воспитывать личность, способной и желающей в дальнейшем участвовать в международной коммуникации на английском языке и самостоятельно совершенствовать полученные умения и навыки;

  • развивать умение ориентироваться в феноменах иного образа жизни, критически осмысливать и тем самым обогащать собственную языковую картину мира.

  • Содержание курса: I четверть: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

  • II четверть: Соединенные Штаты Америки

  • III четверть: Австралия

IV четверть: Канада

Формы организации:

  • беседа;

  • игра;

  • экскурсия;

  • проект.

Методический материал:

  • печатные учебные пособия по страноведению,

  • справочный материал (словари, энциклопедии)

  • электронные учебные пособия по страноведению,

  • электронные обучающие программы.

Предлагаемые формы и методы работы способствуют углублению и расширению знаний обучающихся по английскому языку, формированию коммуникативной и языковой компетенций.

При ознакомлении с культурой и бытом англоговорящих стран большим подспорьем являются компьютерные технологии - интерактивное мультимедийное сопровождение занятий и развлечений. Компьютерные презентации и игры обогащают впечатления обучающихся и расширяют круг знаний о стране изучаемого языка.

В изучении английского языка следует различать интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность, которые в совокупности способны обеспечить благоприятные условия для овладения и применения языка в мероприятиях клуба.

Интеллектуальная активность достигается постановкой проблемных вопросов, которые ставят обучающихся перед необходимостью подумать, проанализировать, сравнить, сопоставить, обобщить и, таким образом, подключить мышление

Эмоциональная активность проявляется в заинтересованности обучающиеся к выполняемой ими деятельности. В ходе активной работы над каким-либо заданием у обучающихся возникают положительные и отрицательные переживания, что, в свою очередь, развивает и воспитывает эмоции.

Речевая активность во время клубной работы стимулируется руководителями так, чтобы она была мотивирована и у обучающиеся была вызвана потребность понять высказывание, воспринимаемое на слух.

В любом случае очень важно развивать у обучающихся инициативность речевого поведения. Это достигается при условии, что обучающийся из объекта обучения становится действующим лицом со своей собственной репликой и манерой поведения.

В процессе использования данных форм и методов у обучающихся развиваются следующие умения:

- общеучебные умения: работа с дополнительными учебными пособиями, со словарем, справочной литературой; составление плана высказывания, сообщения, выступления по проблеме;

- специальные учебные умения: осуществлять тематический подбор лексики, делать краткие записи по проблеме; пользоваться двуязычным словарем;

- собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение

В результате такой работы непременно будут достигнуты положительные результаты в обучении английскому языку: активизируется и обогащается лексико-грамматический запас слов; обучающиеся становятся более свободными, раскрепощенными в общении; появляются взаимопонимания и взаимодействия, чему способствовал английский язык как средство общения.

Сотрудничество и сотворчество обучающихся и взрослых развивает воображение, побуждает их к свободному и естественному общению, что положительно сказывается на языковом развитии. Участники клуба охотно принимают участие в процессе обучения, в подготовке к развлечениям и праздникам, стремясь достичь положительных результатов.

Они попадают в особый мир отношений, переживаний, учатся добиваться успеха. Достигнув желаемого, они стремятся продемонстрировать свои умения взрослым, без одобрения которых эти умения в значительной степени теряют свою ценность.

Таким образом, обучение английскому языку с использованием лингвострановедческого материала предъявляет обучающемуся требования, адекватные его возможностям и в определенной степени дает установку опережающего развития, являясь условием для полноценного гармоничного всестороннего развития личности.



© 2010-2022