Доклад Развитие коммуникативной компетенции при обучении иноязычной речи

Учитель должен непрерывно повышать свой профессиональный уровень. Вот почему важным направлением в работе педагога является его участие в различных семинарах, конференциях, мастер-классах и пр. Во время проведения подобных форм работы рассматриваются и теоретические вопросы обучения. Одним из таких выступлений был мой доклад "Развитие коммуникативной компетенции при обучении иноязычной речи". Доклад может быть полезен как начинающему учителю, так и педагогу со стажем, т.к. наряду с теоретическим...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие коммуникативной компетенции при обучении устной иноязычной речи»

В качестве эпиграфа к своему выступлению хотелось бы привести высказывание Григория Осиповича Винокура, российского лингвиста и литературоведа, подчеркивающее сущность языка: «Язык вообще есть только тогда, когда он употребляется».

«Невозможно общаться или научиться общению только с микрофоном или магнитофоном. Как нельзя полноценно общаться с попугаем», - утверждает Коллет Самсон.

Проблемы, которые фиксирует учитель при работе на уроке, не являются для учителей-практиков неожиданными. Чаще всего они связаны с затруднениями учащихся при построении вопросов, недостаточно развитыми умениями вести дискуссию, выражать свое мнение, аргументировать точку зрения, то есть все те проблемы, которые возникают у учащихся при порождении спонтанного речевого высказывания. И я не открою Америки, если скажу, что в идеале мы хотим видеть развитыми все эти умения в сочетании с правильной формой выражения, т.е. лексически и грамматически грамотно построенными.

Согласно ФГОС 2го поколения изучение иностранного языка в школе должно быть направленно главным образом на развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции

Коммуникативная компетенция при обучении иностранному языку - это совокупность знаний о системе языка и его единицах, их построении и функционировании в речи, о способах формулирования мыслей на изучаемом языке и понимания суждений других, о национально-культурных особенностях носителей изучаемого языка, это способность изучающего язык его средствами осуществлять общение в различных видах речевой деятельности в соответствии с решаемыми коммуникативными задачами, понимать, интерпретировать и порождать связные высказывания.

Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции:

  • грамматическая или лингвистическая компетенция - систематическое знание грамматических правил, словарных единиц и фонологии, которые преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;

  • социолингвистическая компетенция - способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению;

  • дискурсивная компетенция - способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов при чтении и аудировании;

  • социокультурная компетенция - знание культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;

Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:

  • а) языковых знаний и навыков;

  • б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.

Каждому учителю хорошо известно, что невозможно создать прочную языковую базу у школьников без усвоения ими лексического материала. Вводить новые слова учителю приходится почти на каждом уроке. При этом возникает целый ряд вопросов: как предъявлять новые слова, в каком количестве, как объяснять значение слов?

ЛЕ активного минимума должны вводиться в устной форме в отдельных предложениях или в связном рассказе. Нужно стремиться к максимальной яркости первого знакомства учащихся с новыми ЛЕ и стараться связать их с той или иной жизненной ситуацией, так как первое восприятие имеет большое значение для запоминания.

С каждым годом объем активной лексики увеличивается. В связи с этим в начале изучения лексической темы ученикам предлагается Word List - обязательный минимум лексических единиц, необходимых для активного усвоения. В течение нескольких уроков, когда происходит активизация ЛЕ в речи, учащиеся пользуются данным списком слов в качестве зрительной опоры, происходит автоматическое запоминание активной лексики урока. По мере усвоения лексики ребята все реже и реже обращаются к списку слов, при чем ученики с более высоким уровнем владения языком делают это быстрее, в то время как для учеников со слабой подготовкой это служит своего рода спасательным кругом и они чувствуют себя более уверенными при выполнении как языковых, так и речевых упражнений.

Помимо этого, практически каждый урок на этапе формирования происходит так называемая лексическая разминка, особенно в классах со слабым контингентом учащихся. 1 - 2 человека вызываются к доске и остальные учащиеся проводят опрос по новой лексике, таким образом, опосредованно тоже закрепляя эту лексику.

Как показывает ряд научных исследований в психолингвистике метод историй (метод оживления) повышает способности к обучению в 2-3 раза. Приведём пример работы с методом создания историй. Сочетание букв «оо» в английских словах имеет значение «u». История, с помощью которой можно обыграть это правило, проста: покажите учащимся схематичное изображение глаз в виде двух букв « оо». Это глаза совы, которая всегда начеку, даже ночью. В ночи слышен её крик: у-у-у . Также читается и сочетание этих английских букв в словах - «u».

При объяснении правила чтения гласных в различных типах слогов буквы представляются живыми существами, с которыми происходят различные истории:

- гласные и согласные, которые спорят о том, кто из них главнее в алфавите;

- храбрая буква «е», открывающая дорогу своим подругам;

- буква - шпион "r",стремящаяся разгадать секреты гласных букв;

- буквы - подружки ng

- чтение сочетания sh и др.

- рассказ про неправильные глаголы

Игровые формы обучения

Основной принцип обучения - хорошо заучивается лишь то, что усваивается с радостью, то, что волнует, интересует. Поэтому часто использую игровые формы обучения.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

  • создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

  • тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игро­вых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побужде­ния, стимулирования учащихся. В ходе игрового занятия ситуация может проиг­рываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Реаль­ность ее определяется основным конфликтом игры - соревновани­ем.

Замечательной тренировкой для отработки ЛЕ в речи служат такие игры как «A Snowball", в ходе которой учащиеся называют слова по цепочке, добавляя к ранее названным свое. Практика показывает, что учащиеся могут запоминать 20 и более слов. Помимо этого, она развивает память и внимание. Игра "Association" так же эффективна для совершенствования языковых навыков, более того, служит для развития мышления детей.

Так, например, при изучении чтения окончания -s у существительных во множественном числе мы идем на рыбалку, где нужно распределить рыбок по ведеркам с соответствующим чтением окончания -s.

Игра «A black box". В коробку помещают предмет, который дети должны отгадать, задавая либо наводящие вопросы, либо строя свои предположения относительно данного предмета.

Для создания игровых ситуаций можно использовать "strip story activity". Tакие игры выполняются следующим образом: учитель раздает каждому ученику карточку, на которой написано одно предложение. За одну минуту ученик должен прочитать и запомнить предложение. Затем карточка возвращается учителю. Ученики собираются, например, в двух группах и проговаривают свои предложения. Они пытаются восстановить историю в наиболее логическом порядке. После непродолжительной подготовки каждая группа рассказывает свою историю. Предлагаемые истории можно инсценировать.

Правила игры в «Hide-and-Seek in a Picture» просты - учитель вывешивает картинку, на которой нарисована мебель (картинка может иметь изображение двора и т.д.). Учащиеся долж­ны мысленно спрятаться на картинке. Выбирается водящий, он пи­шет на записочке, куда он спрятался, и отдает записочку учителю. Чтобы было больше похоже на настоящие прятки, класс читает при­сказку, которой обычно сопровождают эту игру английские дети:

Bushel of wheat, bushel of clover;

All not hid, can`t hide over.

All eyes open! Here I come.

Начинают искать. Аre you behind the wardrobe? - No, I am not, etc. Тот, кто угадает, получает право прятаться.

Ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений.

В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Раздел говорения ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку представляет собой ролевую игру. Поэтому думается, что необходимо подробнее остановиться на этом виде учебной деятельности.

В ролевой игре происходит существенная перестройка поведения ученика - оно становится произвольным, т.е. осуществляется в соответствии с образцом. Это значит, что в ролевой игре ученик не чувствует той напряжённости, которую он может ощущать при обычном ответе, он более раскрепощён. Являясь учебной моделью межличностного группового общения, формой обучения устно-речевому общению, основанному на коммуникативном принципе, ролевые игры легко вписываются в урок.

Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.

Виды ролевой игры

Вид ролевой игры

Свойства ролевой игры

1. Контролируемая

Участники получают необходимые реплики

2. Умеренно контролируемая

Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей.

3. Свободная

Учащиеся получают обстоятельства общения.

Формы проведения ролевой игры

• презентация
• интервью
• заочное путешествие
• пресс-конференция
• круглый стол
• телемост
• экскурсия
• сказка
• репортаж

• клуб по интересам и т.д.

  • Преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.
    Обучение наиболее эффективно в атмосфере, свободной от напряжения.

  • Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы;

  • расширяет контекст деятельности;

  • выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению;

Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки.

Упражнения для обучения говорению

языковые

  • направлены на отработку отдельных действий, подготавливают к речевой деятельности, включают элементы автоматизма

речевые

  • оперируют единицами речи, имитируют реальное общение, формируют речевые умения, включают элементы самостоятельности и творчества.

Минимальная единица обучения говорению - микромонолог

Речевые упражнения для обучения подготовленной

диалогической речи:

  • ответить на вопросы (краткие, полные, развернутые);

  • поставить вопросы к тексту;

  • диалогизировать прослушанный или прочитанный монологический текст;

  • составить диалог на изучаемую тему и заданную ситуацию;

  • драматизировать монологический текст;

  • дополнить или видоизменить диалог;

  • объединить диалогические единства, данные в произвольной последовательности, в диалог;

  • дать положительный или отрицательный ответ на вопрос с пояснением.

монологической речи:

  • воспроизвести связанные высказывания с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения);

  • составить ситуацию или рассказ (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко);

  • описать картину или серию картин, связанных с изучаемой темой;

  • объяснить на иностранном языке заголовок (реалии);

  • определить и краткое обосновать тему прослушанного рассказа;

  • пересказ;

  • сократить прослушанное сообщение или прочитанный рассказ, передать информацию несколькими фразами;

  • составить план прослушанного рассказа;

  • изложить диалог в монологической форме.

Речевые упражнения для обучения неподготовленной

- диалогической речи:

  • составить аргументированные ответы на вопросы;

  • проведение игр и викторин;

  • проведение дискуссии и диспута;

  • беседа за круглым столом.

монологической речи:

  • придумать заголовок и обосновать его;

  • описать картинку;

  • составить ситуацию с опорой на жизненный опыт и ранее прочитанное;

  • обосновать собственное суждение или отношения к фактам;

  • дать характеристику действующим лицам;

  • оценить прослушанное или прочитанное.

Одним из направлений моей работы по развитию коммуникативной компетенции учащихся является использование логико-коммуникативных опорных схем.

Использование логико-коммуникативных опорных схем позволяет значительно сократить время обучения учащихся составлению монологического высказывания по теме, а также составлению диалогов. Компактные, яркие сигналы активизируют работу учеников, обостряют их внимание и способствуют запоминанию. Опорные схемы позволяют соединить отдельные звенья информации, установить связи между ними, содействуют развитию логического мышления. Многим ученикам опорные схемы значительно облегчают процесс запоминания предъявляемого материала - создают психологический комфорт и атмосферу доверия на уроке.

Логико-коммуникативные опорные схемы могут быть разными: от отдельных предложений до целостного образа высказывания. Конечная цель использования опорных схем и таблиц - научить ученика составлять свое собственное высказывание, развитие его самостоятельности и творчества.

  • Следует отметить, что чрезмерная перегруженность схемы разными цветами отвлекает учеников от процесса работы. Наиболее оптимальной является комбинация 4-х цветов. Основная часть лексических единиц представлена черным цветом, а красным, синим и зеленым цветами выделяются ключевые аспекты и наиболее важные моменты высказывания.

Эффективным средством обучения устной речи старших школьников является педагогическая технология «дебаты». Целью применения данной технологии является развитие у учащихся критического мышления для решения различных проблем в жизненных ситуациях.

Использование технологии дебатов позволяет решать:

обучающие задачи, т.к. это способствует закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;

развивающие задачи, т.к. это способствует развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения;

воспитательные задачи, т.к. это способствует формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;

коммуникативные задачи, т.к. учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.

Для обсуждения учащимся можно предложить следующие темы

  • Ways of travelling

  • Books v/s Computers

  • Living on/off campus

  • School uniform - pros and cons

  • Friends or Family

  • Teens. To work or not to work?

Педагогическая технология «дебаты» и ее элементы способны мотивировать обучающихся к изучению английского языка и применению его в коммуникативных ситуациях, что является сегодня одной из основных целей обучения иностранному языку.

Социокультурная компетенция рассматривается как готовность и способность:

  • находить общее и культуроспецифическое в моделях развития страны изучаемого и родного языка в тот или иной период;

  • находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках;

  • строить речевое взаимодействие в устной и письменной форме в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре.

Основной спецификой УМК «Happy English.ru» под редакцией К.Кауфан и М.Кауфман является его социокультурная и воспитательная направленность.

В 5-6 классах авторы УМК намеренно отходят от термина «социокультурная компетенция», поскольку считают задачу нереальной для учащихся данного возраста и уровня владения иностранным языком, особо принимая во внимание то, что у многих учащихся общеобразовательных учреждений нет соответствующих представлений, знаний, навыков и умений на родном языке. Поэтому на данном этапе учащиеся только знакомятся с бытом, реалиями и культурой современной Великобритании, а также ее историческим прошлым.

В 7-8 классах уже можно говорить о начале формирования социокультурной компетенции учащихся, что выражается в следующем:

- Учащиеся ориентируются не просто на заучивание страноведческой информации, но на анализ культурных особенностей истории, быта, поведения людей разного возраста и разных социальных групп в Англии, а также на сравнение культурных особенностей родной страны и страны изучаемого языка.

- В процессе чтения и аудирования страноведческих и культуроведческих

текстов учащиеся развивают такие важные навыки и умения, как умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, аргументировать, суммировать информацию, определять отношение разных людей к одним и тем же событиям, явлениям, фактам.

- В процессе говорения и письма, а также выполнения упражнений, направленных на развитие данных речевых умений, учащиеся овладевают формулами вежливости, осваивают нормы оформления устных и письменных текстов, соответствующих ситуации учебного общения.

- Учащимся также предлагается постоянно систематизировать получаемые страноведческие знания и культуроведческие умения, в том числе и с опорой на опыт изучения других учебных предметов.

Формирование социокультурной компетенции учащихся осуществляется не только на уроках, но и во внеклассной деятельности

Интересным для детей является изучение популярных праздников в Великобритании и США. Мною разработаны и проведены такие внеклассные мероприятия как фестиваль «National Cuisine", ЛМК "Travelling to the UK", Звездный час "How different the word is?", викторина "British Writers". Подобные мероприятия имеют ярко выраженную социокультурную направленность т.к. более подробно знакомят учащихся с особенностями культуры англоязычных стран, приобщают к их традициям, расширяют кругозор.








Заключение

В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие коммуникативной компетенции требует включения всего комплекса способностей и умений, формируемых при обучении всем основным видам речевой деятельности - чтения, аудирования, письма и говорения.

Развитие коммуникативной компетенции требует создания на занятиях особой социо-психолого-эмоциональной атмосферы сотрудничества и поддержки, когда каждый уважается как личность со своими взглядами, мнениями, интересами, сильными и слабыми сторонами, своим стилем учения.

Обучение коммуникативным умениям базируется на убеждении, что процесс обучения может быть эффективным при использовании языка с целью общения. Следовательно, роль преподавателя значительно меняется. Он становится организатором деятельности, соучастником процесса учения, советчиком, вдохновителем, консультантом, компетентным спикером, внимательным слушателем, наблюдателем, экспертом, который оценивает результаты общения.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.

© 2010-2022