«Развитие умственных и творческих способностей подростка»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие умственных и творческих способностей подростка»

Зоя Владимировна Громова

МАОУ СОШ № 1 г. Курганинска Краснодарского края



Современные условия жизни предъявляют к человеку новые требования: умение эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся ситуациям. Традиционно перед школой стояла задача социальной адаптации ребенка, то есть его приспособления к требованиям, предъявляемым обществом, а если эти требования меняются?

Поэтому в современных условиях меняются и задачи образования: они уже сводятся не к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни, а к формированию способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах. Мы, наконец, приходим к пониманию того, что школьное обучение не может оставаться таким же, как раньше, просто потому, что изменилось общественное устройство, все убыстряющимися темпами идет технический прогресс.

Со­временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля­щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Особую актуальность эта задача получает в динамично раз­вивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведе­ний, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно ис­пользовать их в своей работе.

Поэтому важным для каждого учителя сегодня является вопрос: "Как учить?" Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами "открывали" новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде.

В этом смысле необходимо, чтобы обучение было направлено на формирование творческой личности. И хотя человек не всегда имеет возможность для создания чего - то нового в той или иной сфере деятельности, но, будучи личностью, он всегда готов к творческому самовыражению. Главным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определенный набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Очень важно развивать у учащихся творческие способности, независимо от того, хорошо ребенок учиться или не очень. А такие способности есть у каждого ученика.

Задача учителя - вовремя заметить и поощрить стремление ребят к творчеству и углублению способностей.

У творчества два главных врага - страх и психологическая инерция мысли. Долг учителя - сделать процесс обучения для каждого ученика психологически комфортным. Интеллектуальное, творческое развитие личности - это фактически реализация прав каждого ученика быть умным.

Поэтому развитие инициативы, творческих начал является первейшей задачей каждого педагога.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов позволяют мне добиваться стабильно высоких результатов в обучении, помогают реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, а значит - обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, развивать их интеллектуально-творческие способности.

Современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда в любом его проявлении. Развивать интеллектуально-творческие способности обучающихся мне помогают в первую очередь компьютерные обучающие программы.
Работа с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включает:
• изучение лексики,
• отработку произношения,
• обучение диалогической и монологической речи,
• обучение письму,
• отработку грамматических явлений.

Использование компьютерных программ помогает формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка, развивать их интеллект и творчество.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизировать их творческий потенциал. Они помогают учащимся творчески относиться к таким мыслительным процессам, как сопоставление, сравнение, оценка. Компьютерные обучающие программы обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Достичь интеллектуально-творческой направленности при обучении английскому языку с помощью компьютера можно в режиме текстового редактора . Word - одна из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, которая предусматривает выполнение сотен операций. С его помощью можно легко совершать коммуникативно важные действия над текстом. Текстовый процессор может использоваться как инструмент для создания тренировочных упражнений, как инструмент для стимулирования деятельности учащихся по созданию текстов на иностранном языке.

Примеры заданий:
• напечатайте текст, внесите в него изменения;
• сократите текст, оставив в нём только самую важную информацию;
• найдите и выделите в тексте ответы на следующие вопросы;
• поделите текст на смысловые части;
• восстановите правильный порядок следования предложений;
• в тексте нет знаков препинания, заглавных букв, пробелов между словами, восстановите его;
• найдите и выделите жирным шрифтом пассивные конструкции.
Компьютерные программы также помогают учащимся творчески подходить к созданию коммуникативно важных текстов - поздравительных открыток, анкет, биографий, рефератов, проектов.
Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой. Ресурсы Интернета могут быть использованы на уроке английского языка:
• электронная почта;
• телеконференции;
• видеоконференции;
• доступ к информационным ресурсам;
• справочные каталоги;
• поисковые системы;
• разговор в сети.
А учителю необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

В своей работе я использую проектное обучение, включающее в себя огромные возможности для развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся. Проект - это шесть «П»: ПРОБЛЕМА - ПРОЕКТИРОВАНИЕ - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ - ПРОДУКТ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - ПОРТФОЛИО.

Работа над каждым из 6 пунктов требует от учащихся интеллектуально-творческих затрат. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает интерес к языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность.
Метод проектов приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует обще-учебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути.

Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. В проекте ученик выступает как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить свои решения отдельных жизненных проблем. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, учащиеся должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями, к которым можно отнести умение вести дискуссию, слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами. Компьютеры применяются учениками при выполнении проектов разных видов: информационных, игровых, исследовательских, творческих. Для подготовки проекта используются также возможности Интернета. Создание фильмов-презентаций - ещё один интересный шаг в развитии творчества наших детей.

Радость познания - вот что даёт использование компьютера на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведёт к развитию инициативной речи, к развитию творческих способностей. Дети любят такие уроки, говорят, что на таких уроках интересно, увлекательно, легко.

Результаты опроса старшеклассников показывают, что абсолютно все детям нравятся уроки с использованием ИКТ, нестандартные уроки, они любят готовить проект с использованием ПК, им нравится осуществлять поиск материалов в Интернете, 100% обучающихся считают, что школа должна развивать интеллект, творчество, стремление к знаниям.
Из опыта работы с информационно-коммуникационными технологиями я могу сказать, что они, несомненно, способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка, формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Поэтому для того, чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство их деятельности на уроках.

© 2010-2022