Статья. Особенности формирования коммуникативных компетенций младших школьников на уроках немецкого языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа город нефтекамск республики башкортостан












статья





Особенности формирования коммуникативных компетенций младших школьников на уроках немецкого языка












Исмагилова Я.Ф. учитель немецкого языка

МОБУ СОШ с. Амзя ГО г. Нефтекамск РБ





г. нефтекамск,

2016


Особенности формирования коммуникативных компетенций младших школьников на уроках немецкого языка

Исмагилова Я.Ф. учитель немецкого языка

МОБУ СОШ с. Амзя ГО г. Нефтекамск РБ

Современное начальное образование находится в условиях модернизации, связанной с переходом от традиционной установки на формирование у обучающихся знаний, навыков и умений к развитию его компетентностей и личностных качеств, которые необходимы для успешного обучения в дальнейшем и жизни в обществе. Перед начальной школой ставится задача формирования у младшего школьника самостоятельно и осмысленно работать с информацией, осознавать свою учебную деятельность и осуществлять анализ своих учебных действий, конструировать собственные знания и образовательный опыт и переносить их на новое предметное содержание.

Иностранный язык становится неотъемлемой частью начального этапа обучения. Вопросы поиска новых технологий, выявление закономерностей овладения неродным языком, выявление факторов, влияющих на процесс обучения детьми иностранного языка, являются актуальными сферами научных психолого-педагогических и методологических исследований.

Языковая подготовка в школе требует серьёзных изменений, направленных на повышение её эффективности. Как отмечают Л.Г. Денисова, С.М. Мезенин, Ф.М. Рабинович, Т.Е.Сахарова и др., одним из путей достижения результативности педагогического процесса являются интенсивные формы обучения, которые имеют в настоящее время всемирное признание и востребованы современным обществом. В целях повышения эффективности учебного процесса в начальной школе необходимо использование элементов интенсивного обучения, за счет усиления мотивации, применения активных форм и методов обучения на коммуникативно-деятельностной основе.

Обучение немецкому языку в начальной школе призвано способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся, развитию их творческих способностей; стимулировать познавательную активность учащихся, формировать у них потребность в самостоятельном приобретении знаний и способность к автономному обучению в течение всей жизни; развивать у обучающихся способность к социальному взаимодействию; мотивировать учащихся к изучению немецкого языка и культуры немецкоязычных стран; развивать межкультурную компетенцию учащихся.

Развитие коммуникативной компетенции предполагает знакомство со страноведческой информацией, усвоение лексических единиц, в которых отражено своеобразие культуры народа страны изучаемого языка, знакомство с наиболее типичными традициями немецкого народа, овладение речевым и поведенческим этикетом. Нами была разработана модель формирования готовности к межкультурному иноязычному общению, которая предусматривает поуровневое и поэтапное овладение деятельностью сюжетно-ролевого, социально-ролевого и личностно-ролевого общения.

Важным условием формирования коммуникативных компетенций младшего школьника на уроках иностранного языка является опора на совместную деятельность и интенсивность обучения.

Интенсивное обучение немецкого языка позволяет достичь высоких результатов, увеличить объем изученного материала и сократить сроки обучения. Обучение младших школьников позволяет использовать сенситивную предрасположенность детей к усвоению языков, закладывается база, основы изучения иностранного языка. Психолого-педагогический анализ специфики раннего обучения иностранного языка показывает, что языковая способность ребёнка является наиболее высокой до 10-12 летнего возраста. Поэтому интенсивное обучение немецкого языка с развитием коммуникативных компетенций представляется нам наиболее оптимальным именно в начальной школе.

Раскрывая особенности формирования коммуникативных компетенций младших школьников, необходимо выделить компоненты, необходимые для интенсивного изучения немецкого языка: мотивационный, когнитивный и социальный. Мотивационный компонент включает в себя: внутреннюю потребность в познавательной деятельности, потребность к изучению иностранного языка. Когнитивный компонент характеризуется зрительной, слуховой, моторной памятью, воображением, речемоторной восприимчивостью, мышлением, речью (монологической, диалогической). В социальный компонент входят коммуникативные умения, эмоциональная выразительность, эмпатия. Показателями сформированности каждого компонента являются следующие показатели: для мотивационного компонента - присутствие устойчивого интереса к изучению немецкого языка, позитивное отношение к уроку; для когнитивного - владение мнемотехникой усвоения иноязычной лексики, развитые виды памяти (зрительная, слуховая, кинестетическая), речь, воображение, мышление; для социального -сформированный навык общения, эмоциональная выразительность и эмпа-тичность.

Для формирования коммуникативных компетенций младших школьников в процессе интенсивного обучения немецкого языка обозначены теоретические подходы: педагогика резервных возможностей, личностно-ориентированное обучение и компетентностный подход.

Совокупность педагогических условий формирования коммуникативных компетенций младших школьников включает в себя:

• реализацию принципов обучения немецкого языка, обусловленных обозначенными подходами: природосообразности, личностно-ориентированного обучения, коллективного взаимодействия, активности обучения;

• содержание обучения, состоящего из элементов, направленных на предварительное развитие мотивационной, когнитивной и социальной готовности;

• применение разнообразного содержания, методов организации учебной деятельности, способствующих активизации учебного процесса, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников; использование активных форм обучения (проведение сюжетно-ролевых игр, проблемных заданий);

• мониторинг процесса формирования коммуникативных компетенций целью анализа и дальнейшего построения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.

Важнейшим условием развития языкового навыка младшего школьника на уроках иностранного языка является опора на совместную деятельность учитель-ученик, ученик-ученик. Эффективность совместной деятельности младших школьников в процессе обучения проявляется через актуализацию таких ее компонентов, как: высокая согласованность действий и удовлетворенность процессом взаимодействия, освоение форм учебного сотрудничества и содержательного общения участников между собой; формирование совместных целей деятельности, что проявляется в реализации и творческом преобразовании детьми задаваемых учителем образцов поведения и действия; овладение умением координировать способы выполнения учебных действий.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции младших школьников наиболее эффективно при последовательности этапов процесса обучения, включением всех трех этапов. В дальнейшем подвергаясь целенаправленному формированию становится универсальным учебным действием в арсенале учащегося, что обуславливает успешность формирования коммуникативных компетенций.





Литература

1. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) // Иностранные языки в школе. 2005. - №8. - С.2-6.

2. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2002. 288с.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лин-гводидактика и методика: Учебное пособие для вузов. М.: Академия,2005. -333с.

5. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. // Иностранные языки в школе. 1989. - № 2. - С. 69-76.

© 2010-2022