Сообщение на тему Диалоговое обучение на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Диалоговое обучение на уроках английского языка.

Диалог - это понятие, которое может означать беседу двух и более людей, обмен репликами, обмен мнениями, переговоры, а также интервью. Диалог является неотъемлемой частью нашего общения. С помощью диалога мы решаем какие-либо вопросы, делаем определенные выводы, узнаем мнение наших собеседников по той или иной проблеме.

Также можно с уверенностью сказать о том, что диалог занимает важное место на уроке и я, как учитель иностранного языка, довольно часто его применяю. Диалогическое обучение в классе имеет ряд преимуществ, а именно: повышается активность учеников, развивается внимательность, наблюдательность, критическое мышление, происходит саморегуляция учащихся. В процессе диалога ученики также учатся аргументировать свои высказывания, доказывать свою точку зрения, давать объективную, адекватную оценку.

Одним из методов диалогического обучения является групповая работа. Групповая работа - это обучение детей в сотрудничестве. Я использую ее на своих уроках для того чтобы повысить эффективность обучения, заинтересовать детей. В диалоге ученики обмениваются различными идеями, информацией, учатся друг у друга. Диалог предполагает интерактивное обучение, в ходе которого происходит взаимодействие учителя и ученика. Я считаю, что интерактивное обучение, особенно на уроках иностранного языка, создает условия для развития навыков говорения учащихся. А это, в свою очередь, приводит к взаимодействию, взаимопониманию и к решению общих задач. Также для этих целей можно проводить работу с учениками в парах и малых группах. Это является, на мой взгляд, очень эффективным способом вовлечь в работу не только сильных, но и слабых учеников. Все учащиеся получают возможность работать вместе, практиковать навыки сотрудничества, умение слушать, а впоследствии и приходить к общему мнению. Постепенно, даже самые малоактивные дети проявляют активность при работе в парах и группах.

Еще одним из методов диалогового обучения является наблюдение. Здесь главная роль может отводиться учителю, который не вмешивается в работу групп, однако ни на минуту не теряет контакта с учащимися, наблюдая за работой своих учеников. Результатом наблюдения может стать то, что учитель будет лучше понимать особенности того или иного ученика.

Что касается уроков иностранного языка, хочется отметить положительный результат такого метода развития навыков говорения учащихся, как дебаты. Однако стоит сказать, что этот метод является очень сложным для детей и его следует применять либо в старших классах, либо когда ученики уже имеют опыт работы в группах. Для учителя данный метод является не менее сложным, так как требует правильного выбора темы, ее постановки, распределение ролей между учащимися. И в случае, если дебаты имеют успех, тогда у учеников будут развиваться все четыре вида речевой деятельности: говорение, чтение, письмо и аудирование, к чему так стремятся все учителя иностранного языка. Проводя дебаты, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся формировали умение выступления перед аудиторией, умели вести дискуссию. Хочется отметить, что данный метод обучения вызывает у учеников интерес, так как обсуждаемые темы всегда тесно связаны с жизненными проблемами, например «Система образования Великобритании и Казахстана», «Политическое устройство США и Казахстана», «Молодежная субкультура», «Выбор профессии» и другие.

Моя задача как учителя иностранного языка заключается в том, чтобы развить навыки говорения учащихся на своих уроках английского языка. Это - довольно непросто, однако такие формы работы с учащимися, как работа в паре, групповая работа, интервью помогли мне заинтересовать ребят и повысить у них интерес к изучению иностранного языка.

Диалогическое обучение на каждом моем уроке начинается с постановки темы и определения целей и задач урока самими учащимися. Итак, после отработки речевой зарядки, я задаю вопросы ученикам, которые предполагают краткий ответ и развернутый ответ с объяснениями своей точки зрения. Например: "Do you like to eat brown bread? Why? Do you think it is a healthy food?" На следующем этапе урока мною организовывается работа в парах. Для этого я провожу тренинг «Молекула», чтобы объединить учащихся по двое для совместной работы. Ученики обсуждают тему "Foodinmylife" и составляют диалог о том, каким они видят здоровый завтрак, обед и ужин в жизни человека. Диалоги учащихся получились очень интересными, ребята активно отстаивали свою точку зрения и разрабатывали правила здорового образа жизни. В данном классе присутствуют ученики разного уровня знаний, способностей. Для того чтобы все ребята справились с диалогом, я предусмотрительно заготовила фразы-клише для более "слабых" учащихся, которые они могли использовать в своей речи.

Для работы в группах я раздаю ученикам карточки разных цветов и прошу объединиться по цветам. Получаются четыре группы по три человека. Группам необходимо выполнить следующее задание: обсудить и решить, какая еда является полезной, а какая еда является вредной для нашего здоровья, нарисовать тарелки с данной едой и представить эту работу в виде презентации с последующей защитой и аргументами.

В дальнейшем планирую продолжить использовать данный вид обучения. Я убедилась, что когда ученики обсуждают проблему в парах или в группах, такой диалог получается эффективным, так как он способствует повышению мотивации к обучению, учит детей объективно оценивать себя и других учащихся. Работая в группе, ученики проявляют самостоятельность, «сильный» ученик может помочь тому ребенку, который является «слабее» его, дети помогают друг другу, исправляют ошибки в высказывании одноклассников.

Также одним из заданий на уроке может быть сравнение двух грамматических времен - простого настоящего времени и простого прошедшего времени. Это задание ребята выполняют в группах. Я раздаю ученикам карточки с предложениями, которые нужно наклеить в соответствующую колонку. Учащиеся вступают в диалог друг с другом, впоследствии приходят к одному решению. В результате - задание выполнено правильно.

Речевая разминка на уроке выступает, как один из способов улучшить навыки произношения учащихся, подготовить их артикуляционный аппарат к активной речевой деятельности. Так,например, после отработки пословицы, я веду с учениками диалог, задавая «тонкие» и «толстые» вопросы по содержанию речевой разминки. Посредством этого развивается также и критическое мышление учеников при ответах на вопросы типа "Why?", "What do you think?", "Explain …", формируется умение рассуждать, анализировать, делать выводы. В данное диалогическое обучение вовлекаются все учащиеся класса. Талантливые и одаренные дети отвечают на вопросы высокого порядка, могут объяснить свое понимание какой-либо проблемы, а «слабые» ученики могут ограничиться ответом на вопросы низкого порядка.

На одном из уроков я использовала такой вид деятельности как интервью. «Сильный» ученик проводил это интервью со своими одноклассниками, задавая им вопросы об их гастрономических предпочтениях. Каждый учащийся отвечал на вопросы, кто-то с кем-то был не согласен, приводил различные примеры, подтверждающие его ответ. Таким образом, все ребята были вовлечены в диалог и в результате совместными усилиями вывели правила на тему «Что нужно делать, чтобы быть здоровым ребенком?»

Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении (Мерсер и Литлтон 2007). Обучение групповому взаимодействию, а заодно и диалогическому обучению на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.

Практически на каждом уроке я стараюсь применять работу в группах. Ученики работают с текстом, составляют предложения из отдельных слов, ведут диалог, проявляют речевую самостоятельность. Данный вид работы благотворно влияет на развитие у учащихся мышления более высокого уровня, развивает саморегуляцию учеников. При проверке рассказа, который получается, у ребят из других групп есть возможность посмотреть, как еще по-другому можно выразить мысли.

Еще более сложным заданием на уроке является обсуждение темы «Здоровый образ жизни». Работа также ведется в группах, ученики работают самостоятельно, без моей помощи, я выступаю лишь в качестве координатора. Ребятам без опоры на какие-либо высказывания, слова или фразы нужно презентовать работу своей группы в качестве советов, как сделать нашу жизнь более здоровой. Учащиеся объясняют каждый данный совет, почему они так считают. Я думаю, что этот вид работы постепенно может научить моих учеников мыслить более глубоко, критически подходить к любой проблеме, анализировать какую-либо ситуацию.

Таким образом, я могу сказать, что диалогическое обучение считаю более эффективным, когда мои ученики работают либо в парах, либо в группах. При количестве детей 14 человек группы получаются по три-четыре ученика. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики. Группа никогда не работает в постоянном составе. На протяжении всего процесса обучения я смешиваю группы учеников так, чтобы состав детей всегда менялся. Это необходимо для сплоченной и слаженной работы, создания атмосферы сотрудничества, для обмена мнениями. В ходе работы у моих учеников возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

После того как я организовала все группы, я сообщаю о цели задания. Например: "Discuss and choose food you like and put them on the orange plate, on the blue plate food you don't like. Then choose a leader, come to the blackboard and present your plates". При этом «слабый» ученик ведет беседу по заранее заготовленным фразам, «средний» ученик ведет диалог по шаблонам, «сильный» учащийся строит предложения самостоятельно.

При таком виде деятельности можно оценить работу не отдельно взятого ученика, а всей группы. Это будет справедливо по отношению к ученикам, с одной стороны, ведь все они принимали участие и вносили свой посильный вклад в работу, с другой стороны, это будет стимулировать абсолютно всех учеников, и в следующий раз они будут стараться работать еще лучше. Также поскольку после каждого определенного задания учащиеся уже привыкли оценивать работу друг друга в оценочных листах, это будет являться еще одним хорошим стимулом для получения положительной оценки.

Работа в парах предполагает построение диалога по заданной теме с использованием речевых образцов. Я выступаю в роли координатора, прохожу от одной пары к другой, слушаю учеников, записываю имеющиеся ошибки, а затем вместе с детьми исправляем их.

Еще одной формой группового общения, где можно научить учащихся диалогу, является ролевая игра, в ходе которой обсуждаются интересные для учащихся вопросы. Учитель сам, на свое усмотрение, может распределить роли для каждого из своих учеников, учитывая возможности и способности того или иного ребенка. Однако учитель может также предоставить право выбора какой-либо роли самим учащимся. Пусть ученик выберет тот персонаж, который интересует его больше всего или к которому он ближе всего по духу, по своим поступкам или образу мыслей. Таким образом, ученик, увлеченный своей новой ролью, может настолько проникнуться ей и увлечься, что преодолеет чувство страха и будет смело говорить и рассуждать на английском языке, не боясь допустить ту или иную ошибку.

Ролевая игра как форма работы считается сложной, потому что ученикам приходится рассуждать на иностранном языке, а это, в свою очередь будет доставлять некоторые трудности тем учащимся, словарный запас которых находится на недостаточно высоком уровне. Однако я как учитель могу помочь справиться с данной проблемой с помощью специальных упражнений. Я учу ребят задавать вопросы на иностранном языке, пусть даже они при этом будут допускать некоторые ошибки. Неточности мы исправляем вместе с учениками. Самое главное здесь - это дать ученику возможность «раскрепоститься», не молчать, не бояться выразить свое мнение. Постепенно ребенок придет к тому, что он непринужденно сможет общаться на иностранном языке.

В заключение хочется отметить, что мой опыт работы и наблюдения за учащимися показали, что диалогическое обучение в сотрудничестве способствует тому, что повышается мотивация учащихся при изучении английского языка, а также улучшаются результаты ребят.

Однако я считаю, что на уроках английского языка все-таки присутствует недостаточный уровень активной устной речи учащихся. Поэтому для того чтобы повысить эффективность обучения иностранному языку, я буду и дальше использовать диалогическое обучение, а особенно групповую работу учащихся, а также работу в парах на своих уроках. При таких формах работы мои ученики, благодаря сотрудничеству друг с другом, будут добиваться поставленных целей и задач. Это позволит мне вовлечь в работу на уроке всех детей, они будут учиться вести диалог и мыслить критически. Каждый ученик не будет бояться высказать свою точку зрения. Учащиеся будут сотрудничать и сами направлять свои действия, двигаясь к поставленной цели. Все это в совокупности позволит мне научить учеников общаться на иностранном языке.





© 2010-2022