Статья на тему Интерактивные аспекты преподавания немецкого языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков в школе является совершенствование форм обучения иностранному языку. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, далеко не полностью раскрыто всё многообразие её сторон, вся значимость её при решении задач активизации процесса обучения. У каждого молодого учителя, начинающего работать в школе, эта проблема вызывает трудности. Главная трудность вызвана неумением найти оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащегося и организацией на этой основе деятельности учителя, направленной на развитие умственных способностей каждого ученика.

Интерактивный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Подростковый возраст - важный период в становлении личности. Именно в этот период происходит постоянное осуществление выбора, открытие своего внутреннего мира.

Интерактивные аспекты преподавания немецкого языка как средство

повышения мотивации к изучению немецкого языка:

1. Урок как основная форма обучения.

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разных формах, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы учащихся; обеспеченностью их учебниками, учебными пособиями и др.

Организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на:

  • фронтальные: учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Они ориентированы на среднего ученика, а не на учет индивидуальных различий.

  • групповые: учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп. Они учитывают индивидуальные особенности учеников.

  • индивидуальные: не предполагают непосредственного контакта учеников друг с другом. Учитель работает только с отдельными учениками.

Данные формы обучения являются общими.

С позиции целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся, с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).

Каждый урок складывается из определенных элементов, которые активизируют различные типы деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Под структурой урока следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязь между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Разнообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими, одни из которых развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

К вспомогательным организационным формам обучения относятся факультативы и различные формы кружковой и клубной работы, направленные на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся, на развитие их способностей.

Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучаемому иностранному языку, является разнообразие средств и приемов работы на уроке, использование активных форм обучения. К таким формам обучения целесообразно прибегать на итоговых уроках, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по данной теме.

На основе всего вышесказанного можно выделить следующие типы интерактивных уроков, приемлемых для уроков иностранного языка:

  1. Урок - деловая игра

  2. Урок - консультация

  3. Уроки творчества

  4. Урок - аукцион

  5. Урок - зачет

  6. Уроки сомнения

  7. Урок - конкурс (викторина)

  8. Уроки фантазии

  9. Урок-игра

  10. Урок-концерт

  11. Урок - экскурсия

  12. Урок - коллаж

  13. Интегральные уроки

  14. Урок - игра «Телемост»

В разряд интерактивных уроков вошли некоторые типы занятий, которые фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы, а их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

На некоторых интерактивных формах урока иностранного языка мне хотелось бы остановиться. Например:

I. Игра и игровая ситуация.

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся? Над этими проблемами работали, работают и будут работать многие учителя иностранного языка.

Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает обучаемых к активному участию в учебном процессе, вызывает интерес к изучению иностранного языка.

Виды игр, применяемых на уроках иностранного языка:

1. Урок - деловая игра.

Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, в основе которого лежат общеигровые элементы: наличие ролей; ситуации, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы. Действие в деловой игре происходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых. Что в свою очередь развивает у учащихся техническое мышление.

2. Урок - игра «Телемост».

Данный тип урока является нетрадиционным, поэтому проводится после завершения работы над какой-либо темой. На уроках и во внеурочное время ученики разучивают стихи, просматривают видеофильмы, читают дополнительные тексты по данной теме. Готовится так же и оформление: флажки, «экран телевизора» для «телемоста», эмблемы для членов команд. Класс делится на две группы: представители двух разных стран (например, «москвичи» и «берлинцы»), в каждой группе выбирается ведущий «передачи».

Подготовка и проведение конкурса вызывает у учащихся большой интерес, поскольку они употребляют в речи все известные по теме слова, правильно оформляют свои высказывания на иностранном языке. Кроме того, подготовка к нему, объявленная заранее, побуждает учащихся обращаться к дополнительным источникам. Они более серьезно и внимательно относятся к чтению дополнительных текстов, рекомендованных для домашнего чтения, что в свою очередь вызывает интерес к изучаемому предмету, к страноведческому материалу, с помощью которого они получают новые сведения о своей стране и о стране изучаемого языка.

3. Урок - экскурсия.

Урок-экскурсия также относится к интерактивным типам уроков и проводится на итоговом занятии. Например, при изучении темы «Die Bibliothek» в VI классе учитель сообщает учащимся, что итогом их работы на уроке будет экскурсия в школьную библиотеку. Поэтому предлагает им пойти в библиотеку и обратить внимание на такие детали, как расположение мебели, стеллажей, оформление стен, наличие портретов писателей, книг, привлекших их внимание. То есть заранее подготавливает их к предстоящей экскурсии.

Работа проводится следующим образом. Класс делится на две группы: «гости из Германии» и «экскурсоводы». По пути в библиотеку «экскурсоводы» знакомят «гостей» со своей школой. В библиотеке «гости» знакомятся с библиотекарем (это один из учеников класса), «гости» рассматривают помещение библиотеки, слушая рассказ экскурсовода. «Гости» могут задавать вопросы «экскурсоводу», расспрашивать библиотекаря о режиме работы «библиотеки», о книгах. «Библиотекарь» в свою очередь может задавать вопросы «гостям» об их библиотеках и книгах. В заключение «гости» рассказывают об одном из известных писателей своей страны, а «хозяева» называют своих писателей, читают стихи на немецком языке.

С помощью урока-экскурсии учащиеся убеждаются в том, что могут на практике применить свои знания немецкого языка, проявить творческую активность. Данный вид деятельности развивает у учащихся наглядно-действенное и абстрактно-логическое мышление.

4. Урок - викторина.

Викторина - одна из форм развития творческой активности.
Викторины, как и любой другой интерактивный урок, проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на уроках лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить учащихся к творческому отбору материала, предложенного в учебнике, учителем или выбранного самим учащимся; приучить учащихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление.

При проведении викторины учитель стремится:

  1. мобилизовать знания учащихся по другим предметам;

  2. использовать их умение самостоятельно работать с книгой, газетой, журналом, справочником;

  3. обеспечить активную контролируемую речевую практику каждому учащемуся;

  4. учесть особенности каждого учащегося;

  5. включать в программу викторины задания, в которых бы учащиеся употребляли бы перифразу.

Викторины не требуют длительной подготовки учащихся (материал подбирает учитель). Пользу же они приносят несомненную.

Интересен также приём коллажирования на уроках немецкого языка.

Коллаж - это наглядное вспомогательное средство обучения, напоминающий по плакат или стенгазету. В центре находится ключевое понятие-ядро, а вокруг него располагаются понятия-спутники, составляющие его фоновое окружение. Заранее готовятся к уроку наглядные материалы: ватман, картинки или фотографии, а также карточки с лексическими единицами по пройденной теме, фломастеры, цветные карандаши, кисточка, клей, ножницы.

Коллаж включает в себя не только определенное количество реалий, но также вопросы, грамматические формы, необходимые опоры для ответов. Созданные схемы-коллажи могут быть использованы и на последующих уроках, при повторении пройденного материала.

Загадки и ребусы на уроках иностранного языка не менее полезны. Например, загадки о временах года, днях недели, времени дня, погоде, деревьях, цветах и т.д. можно удачно использовать при переходе от организационных вопросов к теме урока. На особом столе надо разложить словари, которыми учащиеся могут пользоваться в любое время на протяжении всего урока. Система призов и очков придаст уроку необходимую спортивно-игровую окраску.

Ребусы можно заранее перерисовать на большие листы ватмана и повестить их на стены в классе. Ответы на них учащиеся могут подавать в письменном виде в течение всего урока. Одним из самых трудных видов загадок для русских ребят являются шарады. Эти шарады лучше заранее написать на отдельных карточках и раздать их учащимся в начале занятия. Хорошо бы выписать на карточках трудные или малоизвестные слова с переводом. В течение всего урока, карточки, с написанной на обороте отгадкой и фамилией учащегося поступают к учителю. Данная форма работы, несомненно, будет способствовать усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию мышления и воображения учащихся, а также развитию интереса к иностранному языку.

Интерактивные уроки позволяют:

  • повысить мотивацию к изучению немецкого языка;

  • повысить интерес учащихся к урокам немецкого языка в целом;

  • повысить результативность уроков и улучшить качество знаний учащихся;

  • создать прочную лексическую базу по изучаемой теме;

  • повысить активность учащихся на уроках иностранного языка;

  • сблизить, объединить учащихся, воспитать в них чувство товарищества;

  • расширить кругозор учащихся по изучаемым темам, углубить их познавательный интерес.

Таким образом, наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием интерактивных форм преподавания немецкого языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения.

Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность старшеклассников при обучении иностранному языку. Уроки творчества развивают творческое воображение, фантазию, абстрактно-логическое мышление, мечту. Создание ситуаций «свободного выбора» помогает выявить социальную направленность личности, ценностные ориентации учащихся. Выбор, который подросток делает в сымитированной среде, социально-приемлемым решениям в будущем, несомненно, оказывает положительное влияние на выбор в реальных жизненных условиях.

Таким образом, анализируя применение интерактивных форм урока, мы пришли к выводу, что система их проведения обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче.

Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - может быть, я запомню; вовлеки меня - и я пойму», утверждаем, что интерактивный урок - это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика.


Литература

  1. Аккерман М.И. Викторины на немецком языке // Научно-методический журнал Министерства Образования РСФСР «Иностранные языки в школе» (ИЯШ) М. «Просвещение», 2009, №4, с.80-82.

  2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М. 2008, с.256.

  3. Быстров Н.Н. Сборник социально-педагогических задач-проб и практических упражнений по социализации школьников 5 - 11. - Рыбинск, 2005, с.155.

  4. Вечер загадок на немецком языке // ИЯШ 2007, № 1, с. 134-139.

  5. Вишнякова Л. Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. - М., 2008, с.108.

  6. Далуова Е.К. Викторина - одна из форм развития творческой активности // ИЯШ 2006, №3, с.46-49.

  7. Дворник М.В., Чуйкова С.Л. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения // ИЯШ 2001, №3, с.48-52.

  8. Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока - один из способов повышения интереса к предмету // ИЯШ 1991, №3, с.46-48.

  9. Ковалевский М.Т. Некоторые пути повышения эффективности обучения // ИЯШ 2004, №1, с.21-24.

  10. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - 6-е издание, стереотип. - МН.: Высшая школа, 2000 с.256-269.

  11. Никитенко З.Н. Организация деятельности учащихся в IV-VII классах для повышения мотивации учения // ИЯШ 2001, №3, с.13-17.

  12. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ 2010, №3, с.7.

  13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: Вгкн. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. -кн.1.: Общие основы. Процесс обучения. - с.519 -541.

  14. Салихова Л.Ф. Некоторые приёмы активизации учащихся на уроках немецкого языка // ИЯШ 2001, №1, с.62-65.

  15. Сергеева Р.В. Викторины по немецкому языку // ИЯШ 2004, №3, с.120-122.

  16. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - М., 2003, с.223.

  17. Шияков Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2009, с.230-237

  18. Педагогический поиск / Составитель И. Н. Баженова. 2-е изд. - М.: Педагогика, 2001, с.472.

7



© 2010-2022