Урок в 5 класса (родной язык)

Цели: 1. Познакомить детей с героями мордовских народных сказок; 2. Научить выделять героев мордовских сказок среди героев сказок других народов. Задачи: 1. Прививать детям любовь к мордовскому фольклору, устному народному творчеству; 2. Воспитывать в детях уважение к обычаям и традициям мордовского народа; 3. Воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к «малой» родине – частице большого государства – Россия. Оборудование: 1. Учебники «Эрзянский язык» - 5 класс. 2. Маски сказочных героев, и...
Раздел Иностранные языки
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Берегово - Сыресевская средняя общеобразовательная школа» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия





Эрзянь келень урок 5-це классо

теманть коряс: «Эрзянь ды мокшонь ёвкстнэнь марто содавтомась»

(Знакомство с мордовскими народными сказками)



Ютавтызе: эрзянь келень тонавтыцясь

Шаляева Раиса Викторовна

Урок эрзянского языка в 5 классе

на тему: «Эрзянь ды мокшонь ёвкстнэнь марто содавтомась»

(Знакомство с мордовскими народными сказками)

Шаляева Раиса Викторовна,

учитель эрзянского языка

МОБУ «Б-Сыресевская СОШ»

Ичалковского муниципального района

Республики Мордовия.

Цели:

1. Познакомить детей с героями мордовских народных сказок;

2. Научить выделять героев мордовских сказок среди героев сказок других народов.

Задачи:

1. Прививать детям любовь к мордовскому фольклору, устному народному творчеству;

2. Воспитывать в детях уважение к обычаям и традициям мордовского народа;

3. Воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к «малой» родине - частице большого государства - Россия.

Оборудование:

1. Учебники «Эрзянский язык» - 5 класс.

2. Маски сказочных героев, изготовленные детьми.

3. Плакат с кроссвордом «Имя мордовской богини».

4. Рисунки главных героев мордовских сказок: Вирьава, Вирьатя, Ведьава, Норовава, Якшаматя.

5. Карточки с именами богов.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

(Вейсэ.)

Ушодтано минь урок

Ды минек весе анок.

Ручкась ды тетрадесь тесэ,

Кортатано эрзянь кельсэ.

2. Вводное слово учителя:

- Шумбратадо, эйкакшт!

- Шумбрачи, Раиса Викторовна!

- Озадо видестэ, кунсолодо.

Течи минь тынк марто мольтяно инжекс кезэрень шкатненень, тов, косо эрить эрзянь ды мокшонь ёвкстнэ.

Карматано содамо, кить эрить неть ёвкснэсэ, кода эрить ды аштить.

- Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну, которая носит название «Эрзянь ды мокшонь ёвкст» - Мордовские сказки.

- У нас с вами будет много помощников. Это - герои мордовского фольклора. А принимать участие в работе попытаемся все.

Итак, начинаем наш урок - путешествие, который так и назовём «Эрзянь ды мокшонь ёвкстнэнь марто содавтомась».

3. Учитель: В мордовских народных сказках встречается много сказочных персонажей. Некоторых из них мы уже знаем с прошлого года. Назовите их, пожалуйста.

Ответы детей: Куйгорож, Юртава, Толава, Нишке паз и т.д.

- Виде.

4. Учитель: Сегодня у нас в гостях новые персонажи сказок. Девочки много поработали, из справочной литературы почерпнули определённые сведения о новых сказочных героях. Давайте послушаем их и посмотрим на выставку рисунков, которые заранее приготовили.

(Дети выходят к доске, опираясь на рисунок, рассказывают о своём герое).

На доске выставка рисунков. Рядом в смешанном порядке находятся карточки с названиями сказочных персонажей.

5. Хоровое чтение с карточек в целях отработки техники чтения.

6. Игра «Найди герою своё имя».

(Дети подходят к доске и из смешанных карточек составляют правильный список).

7. Повторное чтение с карточек в целях запоминания новых слов.

8. Физкультминутка.

Вейке, кавто, колмо, ниле

Дай монень саразонь пиле.

Вете, кото, сисем, кавксо,

Иля аште тон монь вакссо.

Вейксэ, кемень, кевийкее

Минь весе классонок превейть.

9. Работа с учебником: стр.96.

1. Упражнение №1. Варштадо артовкстнень лангс ды ёвтынк, кинь тынь тесэ нейтядо? Ёвтынк, кодамо ёвкссо сынь эрить?

(Дети называют сказки).

2. Творческая работа. Упражнение №2, стр96.Пояснение учителя: Составьте и запишите небольшую сказку на эрзянском языке (использовать слова для справок к упражнению).

3. Чтение детьми сказок у доски.

10. Работа со сказкой «Ривезь ды Сея баран».

1. Первичное чтение текста подготовленным учеником с переводом

(используются словари).

2. Инсценирование сказки в масках по ролям. (Ривезь, Сея баран, Варака, автор).

3. Чтение вопросов к тексту и устные ответы на них.

4. Повторное перечитывание «цепочкой» в целях отработки техники чтения.

11. Работа с кроссвордом на плакате.

Учитель: Разгадав кроссворд, прочтём имя мордовской богини (Вирьава).

Дети разгадывают слова и вписывают в клетки фломастером.

12. Подведение итогов занятия:

Учитель: Мезе од минь карминек содамо течи?

Мейс минь карминек содамо мокшэрзянь ёвкстнэнь?

Ответы детей.

13. Задание на дом: Подготовиться к инсценированию диалога; подобрать в библиотеке любую мордовскую сказку с известными героями, прочитать, подготовить сообщение.


© 2010-2022