Рабочая программа Обучение групповому общению

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Обучение групповому общениюМуниципальное общеобразовательное учреждение

« Школа № 2» города Алушты.






Тема: «Обучение групповому общению на уроках английского языка»


Елистратова Марина Александровна,

учитель английского языка





















г.Алушта,

2015-2016 уч. г.



Обучение групповому общению

на уроках английского языка

Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Общение в психологической литературе характеризуется как совокупность социальных связей, средство динамического взаимодействия общества и личности, как непосредственно переживаемая реальность. Большинство авторов определяет общение через понятие "взаимодействие" двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно- оценочного характера, т.е. рассматривает прежде всего интеракционную форму.

Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

В настоящее время на уроках иностранного языка преобладают индивидуальные или парные формы работы, представленные монологической или диалогической речью учащихся. Общение осуществляется преимущественно в таких рамках: учитель - ученик, учитель - класс, ученик - ученик. Однако в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с полилогической формой общения, чем с диалогической: мы общаемся с членами своей семьи, с одноклассниками, с друзьями на тренировках, соревнованиях, в клубах по интересам и т.д. Поэтому обучение групповому взаимодействию на уроке иностранного языка должно стать не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.

Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников, даже если учитель не дает такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать школьников технологии общения.

Знакомство с теоретическими работами психолингвистов и социолингвистов (G. Kaspar, T.B. Carlson, K.L. Allwright и др.), а также анализ практического опыта обучения позволили некоторым образом систематизировать способы и приемы обучения групповому общению на уроках английского языка.

Организация группового общения начинается с формирования речевых групп. Многочисленными исследованиями психологов было доказано, что оптимальный состав группы - четыpе- пять человек, временно объединенных учителем в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру. В зависимости от характера задания состав речевой группы может меняться.

Чтобы более рационально подбирать состав группы для решения речевых задач, учитель должен иметь представление об учебных и внеучебных интересах учащихся, уровне их коммуникабельности, эмоциональности, социальном статусе. Уровень обученности иностранному языку не всегда является ведущим критерием организации речевой группы.

Практика показывает, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В группе каждый ученик может проявить себя, внести свой посильный для него вклад в общее дело. в процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

Количество речевых групп определяется видом групповой работы и заданием, которое ставится перед учащимися.

Участие в речевом общении предполагает владение мотивом деятельности, задаваемым коммуникативным заданием, и совершение речевого поступка в соответствии с этим мотивом.

Если всем группам предстоит обсуждать одну и ту же проблему, учитель может сообщить о цели задания после организации речевых групп. Для обсуждения разных проблем задания лучше объявлять до формирования групп. Тогда учащиеся, интересующиеся одной темой, смогут объединиться для совместного творчества.

Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такие формы группового общения, как драматизация и ролевая игра.

Драматизация - представления в виде сцен рассказов, сказок, забавных историй, а также сюжетных картин. Задача учащихся состоит в том, чтобы воплотить заданную тему и сюжет в акт речи. Для организации таких заданий учителя английского языка могут использовать книгу для чтения Т. Клементьевой "Счастливый английский I", дополнительные материалы для чтения, а также видеоматериалы (например, "Мази").

Ролевая игра может изображать элементарный коммуникативный акт (покупка, поздравление, знакомство и пр.) и сложный коммуникативный акт, состоящий из серии элементарных (выбор маршрута путешествия - в бюро путешествий - в железнодорожной кассе).

Могут быть ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные стандартизированные социальные роли (библиотекарь, продавец, пассажир и др.), не имеющие личностных характеристик и действующие в стандартных ситуациях повседневной жизни. И, наконец, это может быть ролевая игра в которой участники исполняют роли вымышленных персонажей, обладающих всеми личностными характеристиками конкретного лица (пол, возраст, семейное положение, личные качества). Данная разновидность предполагает наличие определенного количества персонажей и проблемной ситуации, в которой участники действуют. Их задача - разрешить проблему. Например: "На улице холодно, идет снег, а шестиклассница Анна собирается идти погулять без теплого шарфа и перчаток. Члены семьи (дедушка, старший брат и родители) стараются убедить ее одеться теплее".

Интересной формой группового общения при обучении иностранному языку на продвинутом этапе являются игры типа "Брейн ринг" или "Риск". Группы учащихся вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и сообщают о них. Используются вопросы, проверяющие знания культуры, литературы, традиций англоязычных стран и своей страны, общую эрудицию и сообразительность, лингвистический кругозор. Например: "В чем состоит отличие американского футбола от европейского?" или "Назовите города и штаты США, имеющие одинаковое название", "Каково первоначальное значение английского слова 'хобби' "?

Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой и представляется возможность высказывать свое мнение.

Преподаватель берет на себя роль организатора общения, он поддерживает обсуждение уточняющими репликами, наводящими вопросами, обращает внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимает возникающее напряжение. Со временем роль ведущего (лидера) может быть передана одному из учащихся.

Содержанием таких дискуссий может быть любая проблема реальной жизни. Это могут быть дискуссии по морально-этическим, социальным, политическим и другим вопросам. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

С большим интересом готовятся учащиеся к обсуждению таких проблем как "Проблемы подростков и молодежи", "Школа будущего - учитель или компьютер?", "Идеальная семья - вымысел или реальность?", "Служить по желанию или обязанности?"

Ведущий объявляет тему дискуссии, организует дебаты и делает заключение в конце обсуждения.

Роли выбираются по желанию. Например, при обсуждении проблемы отношений с престарелыми людьми учащиеся выступают от имени следующих персонажей: директор дома ветеранов, социальный работник, психолог, врач, продавец, члены семьи престарелого.

Такой тип группового общения, как дискуссионная игра, отличается высокой мотивированностью, вытекающей из значимости обсуждаемых вопросов, и заинтерисованности всех в нахождении возможных правильных решений.

Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. операционной готовности включиться в реальную коммуникацию. С помощью специальных упражнений необходимо научить школьников запрашивать информацию, уточнять полученную информацию, вступать в разговор, вовлекать в него других участников, адекватно эмоционально реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других.

Данные коммуникативные действия реализуются с помощью:

а) реплик согласия/несогласия: Right, I think the same; I'm afraid you are wrong; I think...; Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don't think so;

б) фраз и вопросов уточняющего характера: What makes you think so?; Where have you got this information?; Do you mean...?;

What do you mean?; What's your idea about this?; I beliеve...; Well, I suppose...;

в) эмоциональных реакций: Unbelievable!; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can't believe it;

г) обобщающих суждений: On the whole; In general; Summing up all you've just said; Let's come to a conclusion; The result

is...;

Умение реплицировать формируется в ходе выполнения респонсивных упражнений разных типов: вопросо-ответных, репликовых и упражнений типа условная беседа.

Например: Let's talk a little. On hearing a statement each of you should say something. Follow the scheme of typical responses (exсlamation, question, statement, request, suggestion, etc.).

Model: Our headmaster has invited a group of American high school students to our school.

Exclamation: - Fine! How nice!

Question: - When will they come?

Suggestion: - Let's take them to our discoteque.

Request: - Will you help us to talk to them?

Упражнения такого типа стимулируют условно-коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на иностранном языке. Однако эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения вести дискуссию. Необходимо научить школьников сочетать эти реплики в естественной речи, непринужденно развертывая общение. С этой целью можно использовать беседу на различных этапах обучения иностранному языку.

В заключение хотелось бы подчеркнуть необходимость использования на уроках всех типов группового общения, т.к. они обеспечивают воссоздание в учебных условиях тех ситуаций, которые актуальны для будущего иноязычного общения обучающихся.

Примерные темы групповых дискуссий.

1. Is protection of the еnvironment an important problem today?

2. Should women work outside the home?

3. How should the elderly people be taken care of?

4. Should AIDS prevention be taught in our school?

5. Is choosing a profession for secondary school graduates the responsibility of the parents only?

6. Are more prisons for teenagers the answer to the rising crime rates?

7. Should teenagers work after classes to have their pocket money?

8. An ideal family - fact or fiction?

9. Are mass media a reflection of society?

10. Television is a source of education and pleasure, isn't it?

11. "He who loves not his country can love nothing."(Byron)

12. Is education so important for the good of society?

13. Peace on earth is everybody's concern.

14. The country expects every man to do his duty.

15. "Reading is to the mind what exercise is to the body."

16. Theatres renewal or decline?

Примеры ролевых ситуаций.

1. You are a new pupil and talk with your classmates about the time-table.

2. You were absent from school yesterday. Talk with your friends about what they did yesterday. Start the conversation.

3. You invited your friends to the birthday party. Start the conversation at birthday dinner.

4. You have just returned from a trip to Moscow. Start the conversation with your parents.

5. You are the shop assistant suggesting Christmas gifts to a group of schoolchildren.

6. You are a police officer in the street. Three members of a school group from the U.S.A. have become separated from their group. Help them to find the way to the hotel.

7. You are at your grandparents house watching television. You don't like the program. Try to convince your grandmother and grandfather to change to another program.

8. You are a librarian. Try to convince the boys who are not very much interested in reading to choose some interesting books for their English class.

9. You are custmers talking with a waiter at a cafe.

10. You are two passengers talking with a stewardess on a plane.

Примеры заданий и вопросов страноведческой игры-викторины "Риск".

I. Questions.

1. What was the first name of New York? (New Amsterdam)

2. On what rivers do Washington D.C. and London stand? (the Potomac, the Thames)

3. What is the largest lake in North America? (Lake Superior)

4. What are the largest British universities? (Oxford, Cambridge)

5. What's the nickname of New York city? (Big Apple)

6. What is the most popular sport in Wales? (Rugby)

7. What country is called a "melting pot" or "mixed salad"? (the U.S.A.)

8. Who was George Washington's Vice President? (John Adams)

9. Which American companies are called the "Big Three"? (Ford, GM, Crysler)

10.I n what country do the people most speak Gaelic? (Ireland)

11. What two geographical regions fought in the American Civil War?

12. What country did America buy Alaska from? (Russia)

13. What state is Disney World in? (Florida)

14. What are the four popular professional sports in America? (Basketball, baseball, football, hockey)

15. In what city were Paul, John, George and Ringo (Beatles) born? (Liverpool, England)

16. In the legend as well as in the movie, in what city was Robin Hood born (Locksley)

17. What is the national Scottish musical instrument (Bagpipe)

18. Where is the tallest skyscraper in the world? (Chicago)

19. What is the national symbol of America? (The bold eagle)

20. Why do the Americans celebrate the 4th of July?

II. Give British variant of the American English

apartment (flat)

candy (sweets)

french fries (chips)

gasoline (petrol)

line (queue)

mailman (postman)

rooster (cock)

subway (tube)

truck (lorry)

vacation (holiday)

faucet (tap)

III. Give Russian equivalents to the following proverbs and sayings.

A man is judged by his deeds, not by his words. (Не по словам судят, а по делам).

A friend in need is a friend indeed. (Друзья познаются в беде).

Better a lean peace than a fat victory. (Худой мир лучше доброй ссоры).

Business before pleasure. (Делу время, потехе час).

He works best who knows his trade. (Дело мастера боится).

Think today and speak tomorrow. (Сначала подумай, а потом скажи).

IV. Listening and comprehension contest.

1. He lived in Greece. He was God of shepherds. He liked to hunt and play the flute and was very strange. People were afraid of him and when they saw him they cried loudly. Now we all know the word, which means "uncontrolled, quickly spreading fear".

This word is derived from the name of that Greek God.

What was his name? What's the word? (Pan. Panic)

2. He was a scientist who left 3.5 million dollars to make the prize after his death. Each prize consists of a diploma, a gold medal and money (from 20 to 40 thousand dollars). Every year five prizes are given to people for the greatest contribution to physics, chemistry, medicine, literature and world peace. The peace prize is given in Oslo, others in Stockholm.

Who is the man? What's the Prize? (Alfred Nobel.Nobel prize).

© 2010-2022