Коммуникативная грамматика как фактор эффективной реализации ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.Е. Ладейщикова,

МБОУ СОШ № 66

КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАММАТИКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Об актуальности изменений в образовательном процессе в школе говорить уже не приходится. Об этом говорит сам факт введения нового образовательного стандарта, в контексте которого иностранные языки как средство коммуникации, как фактор становления компетентной личности приобретают особое значение.

В современном образовательном стандарте формирование грамматических навыков является одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции, так как общение на иностранном языке невозможно без знания грамматики.

Во всех школьных экзаменах, например, ОГЭ и ЕГЭ, международных экзаменах, даже в итоговой аттестации для начальной школы есть раздел, посвященный тестированию грамматических навыков учащихся.

Однако проблема состоит в том, что очень часто при обучении грамматике преподавателю трудно мотивировать учащихся к изучению этого важного, но не всегда интересного школьникам раздела языка.

Известно, что качество выполнения любой деятельности и ее результат зависят от мотивации. Задача учителя - создать эту мотивацию.

Ознакомление с грамматическим явлением

В коммуникативном подходе, который сейчас главенствует в обучении иностранному языку, не предусмотрен прямой метод, столь распространённый ранее. Учитель не объясняет грамматическое явление, а знакомит с ним сквозь призму контекста. Это может быть, например, текст, в котором встречается данная структура, видео или аудиозапись. На плечи учителя ложится бремя найти этот самый текст, видео или аудиозапись, которые, в идеале, должны быть интересны учащимся.

Таким образом, у учащихся возникает насущная необходимость овладеть этой структурой, что понять и быть понятым.

Например, вводя формы прошедшего разговорного времени мы можем обратиться к тому, что ребята делали летом, вчера и т.д.

Далее мы должны представить речевую функцию данного грамматического явления, то есть, проще говоря, то, зачем мы учим эти правила.

Например, не слишком привлекательно звучит фраза: «Сейчас мы будем изучать повелительное наклонение». Гораздо больше учащихся заинтересует: «Сегодня мы научимся, как раздавать приказания». Изучая прошедшее время можно выделить речевую функцию: «Мы будем хвастаться своими достижениями и результатами», изучая будущее - «Мы будем предсказывать будущее», прошедшее - «Будем придумывать истории» …

Показав речевую функцию, мы привязываем данное грамматическое явление к речевому контексту, помогаем осознать различия между похожими по форме или значению структурами.

Создав, таким образом, мотивацию к изучению данного грамматического явления, мы переходим непосредственно к презентации правил данного грамматического явления. Важно помнить, что для лучшего понимания учащимися грамматических правил, им необходимо наглядно показать все формы данного грамматического явления. Для этого преподаватель может зафиксировать все формы данного явления на доске. Например, если речь идет об изучении времен иностранного языка, важно показать не только утвердительную, но отрицательную и вопросительные формы, полные и краткие формы глагола. Стоит сравнить форму данной грамматической структуры с частично похожей (например, функция выражения будущего времени у Present Continuous и Future Simple, или часто вызывающие недоумение у русскоговорящих учащихся Present Perfect Simple и Present Perfect Continuous, т.д.).

Данные примеры обозначения речевой функции приведены на русском языке, но в зависимости от ситуации их можно (и даже, пожалуй, нужно) приводить на английском языке.

Также обязательно привлечь внимание учащихся к грамматическому справочнику, который обычно располагается в конце учебника. Такой грамматический справочник, по сути, - та же наглядная схема, которую мы разбираем на доске при объяснении грамматики. Так, в серии учебников Spotlight мы можем найти много таблиц и правил, к которым учащиеся всегда могут обратиться, если у них возникают трудности, например, при выполнении домашнего задания.

Еще один способ привлечь внимание к изучаемому явлению - это хорошие, «сочные» примеры. Весьма скучно на доске смотрятся не привязанные ни к чему предложения: «She's writing now. He's eating now», т.д. Можно слегка видоизменить наши предложения: «In Gotham city Batman is fighting with bandits now. In Bottom City Sponge Bob is playing with Patrick». В данном случае, мы ввели в наши предложения персонажей популярных мультфильмов, что может вызвать отклик у наших шестиклассников. Конечно, «оживляя» примеры, стоит соблюдать принцип уместности. Если Губка Боб (Sponge Bob) вызовет оживление у детей, взрослые учащиеся, возможно, совсем не в курсе, кто это. В общем, здесь нужно апеллировать к интересам и знаниям ваших учащихся.

Другой весьма креативный вариант акцентирования внимания на наших примерах - иллюстрация. Допустим, приводя пример «I'm eating now», педагог может изобразить это действие. Или «My brother was at the cinema» будет повеселее смотреться, если на доске набросать портрет брата в стиле «палка-палка-огуречик», идущего в кино. Или если технические возможности вашего учебного заведения позволяют, и, например, вы являетесь счастливым обладателем проектора или смарт-доски, можно использовать картинки и фотографии из интернета.

В свете всего этого важно заметить, что при объяснении новой грамматики необходимо включать учащихся в активную мыслительную деятельность, чтобы они анализировали, сопоставляли и делали собственные выводы. Например, учащиеся, опираясь на примеры на доске или в учебнике, могут попробовать сами догадаться, как отдать приказание кому-то (используя повелительное наклонение), а как что-то запретить (используя отрицание).

Вернемся к нашим шестиклассникам из 5 модуля учебника Spotlight. После текста идут примеры предложений в Present Continuous и вопросы к ним, например: "How do we form the present Continuous affirmative?", "In the e-mail find the verb forms for actions happening now, at the moment of speaking", "Write -ing form of the verbs. Find them in the e-mail and check".

Таким образом, учащиеся не просто слушают некую презентацию грамматики, но и активно включены в процесс. Плюс преподаватель получает обратную связь и может сразу увидеть, насколько материал понятен учащимся.

Закрепление нового материала

Без сомнения, новый материал необходимо отработать. В любом учебном пособии всегда есть упражнения для этого. Это могут быть подстановочные упражнения, задания, где надо раскрыть скобки, используя слово в нужной форме, упражнения, где надо перефразировать предложение, переводные упражнения и так далее.

Процесс отработки грамматических навыков должен носить коммуникативный характер. Преподавателем должны создаваться соответствующие ситуации, которые приближают учащихся к реальным ситуациям общения.

В выбранном нами уроке Spotlight учащимся необходимо, используя данные им глаголы, описать картинку. На картинке изображена вечеринка или празднование дня рождения. Это задание хорошо тем, что учащимся, во-первых, предоставляется яркая цветная картинка, которая найдет отклик в их сердцах, ведь веселиться на праздниках любят все. Во-вторых, задание носит коммуникативный характер, это не просто абстрактный набор глаголов, которые нужно преобразовать.

Еще одно из заданий - это аудиозапись с различными звуками и музыкой, где учащимся необходимо понять, что происходит. Это довольно интересно, нужно не только включать воображение, но и строить предложения в Present Continuous.

По сути, все приведенные примеры - это обычные грамматические упражнения, только преподнесенные таким образом, что появляется реальный стимул использовать изученное время, а не просто раскрывать скобки или подставлять глаголы. Конечно, даже обычные грамматические упражнения можно подать интересно: в виде соревнования между командами, викторины, игры. В этом нам поможет наша фантазия и изобретательность.

Использование грамматического явления в продуктивной речи

Этот этап является кульминацией нашего занятия. Мы подходим к коммуникативной задаче урока - учащиеся используют новую грамматику в ситуации общения. Это может быть дискуссия, игра, некий проект, диалог и так далее.

В Spotlight нам предлагается игра со следующими правилами: "Work in two teams. In turn, each team mimes a party scene. The other team writes down what they think each student is doing. The team with the most correct answers wins."

В итоге, мы имеем увлекательную игру, где учащиеся, во-первых, отрабатывают Present Continuous в коммуникативной ситуации, во-вторых, так как это командная игра, то это предполагает развитие навыков сотрудничества и работы в команде, и, в-третьих, игра привносит развлекательный элемент в процесс обучения.

В учебниках, как правило, момент использования грамматического явления в продуктивной речи уже предоставлен в готовом виде. Часто преподаватель может найти материалы (игры или задания для обсуждения) в книге для учителя.

Чтобы интересно и результативно организовать урок, без сомнения, требуется время; нужно принимать во внимание возрастные характеристики учащихся и особенности данной конкретной группы. Преподавателю приходится искать дополнительную литературу, подбирать задания, включать воображение, пользоваться интернет-ресурсами… Все это требует личной мотивации преподавателя, самоорганизации и сил. Но это того стоит, ведь как приятно проводить занятие, когда вы видите искренний интерес учащихся, и они сами чувствуют результат, понимая, что освоение иностранного языка им под силу.

Список литературы

1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М. : Просвещение, 2005.
2. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М., 1965.
3. Ваулина Ю. Е, Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык. 6 класс. М. : Просвещение.



© 2010-2022