ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данный материал можно использовать с целью повышения  мотивации у учащихся при изучении английского языка.Интересные и креативные упражнения помогут учителю заинтересовать учеников и помочь им оздать на уроке «ситуацию успеха» .Использование упражнений творческого и продуктивного характера помогут ребятам при изучении лексического и грамматического материала.Эти упражнения подходят для работы в парах,группах переменного состава. Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речев... Ученики ожидают от своего учителя сопричастности, готовности к творческому сотрудничеству, что, несомненно, повышает уровень мотивации к обучению. Это, в свою очередь, способствует становлению, воспитанию, развитию мыслящей, творческой, адекватной  личности, развитию и становлению познавательных сил ребенка, обеспечению психологического комфорта для  получения расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Повышение интереса к своему предмету - важнейшая проблема, волнующая современного учителя. Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Они должны научиться учиться. Учителя ищут различные способы «оживления» урока, привлечения школьников к активной работе, разнообразия форм объяснения и обратной связи. Как сделать уроки английского языка интересными, радостными и полезными в достижении цели обучения языку, которая состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности, который владеет английским языком на общеевропейском пороговом уровне. Согласно психологическим исследованиям для формирования мотивации при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если ученика побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету и учитель обеспечивает условия для успешного обучения языку. Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка .Для эффективности учебного процесса необходимо помочь учащимся быть успешными при изучении английского языка, т.к действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Почему большинство учащихся пятых классов приступают к изучению языка с интересом и желанием, в шестом классе интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он практически почти полностью пропадает? Почему так? Не потому ли, что учитель (в силу своих индивидуальных особенностей) не мотивирует учащихся, не вызывает интерес к предмету и не активизирует их волю. Конечно же, каждый учитель стремится показать значимость своего предмета в современном мире, необходимость владения иностранным языком для каждого конкретного ученика в современном мире, заинтересовать их процессом овладения иноязычной культурой, привлечь к коллективной работе не только особо одаренных учеников, но и малоинициативных, стремится мотивировать учащихся к выполнению тех или иных заданий в любом виде речевой деятельности, к дальнейшему самостоятельному овладению иноязычной культурой. В связи с этим становится актуальным вопрос о владении учителем мотивационными умениями. Современный учитель должен четко представлять какие же мотивы движут учащимися, которые изучают английский язык, и, зная эти мотивы, учитель сможет организовать урок так, чтобы учащиеся всегда ожидали неординарной подачи материала. Психологи выделяют у учеников следующие виды мотивации:

1.Широкая социальная мотивация.

Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. Изучаю потому, что иностранный язык стоит в программе. Хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей.

2.Мотивация, связанная с перспективным развитием личности.

Изучаю, потому что иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни, учебе, профессии.

3.Коммуникативная мотивация.

Интересно общаться с одноклассниками на уроке: обмениваться впечатлениями, высказывать свое мнение, обсуждать интересное, актуальное событие. Английский язык служит средством удовлетворения моих внеучебных интересов.

4.Мотивация, порождаемая преимущественно самой учебной деятельностью.

Вообще интересуюсь иностранным языком как таковым.

Ученики, которые испытывают радость, так называемого в психологии, «интеллектуального напряжения» становятся успешными в изучении любого предмета. Только учитель может помочь ученикам поверить в себя, почувствовать высокую мотивацию к получению знаний. Каждый творчески работающий учитель старается узнать как можно больше о проблемах и интересах своих учеников, сделать процесс обучения персонифицированным, отвечающим сегодняшним реалиям и событиям. Я - учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл свою индивидуальность, свои способности. В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями, но расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты, это, на мой взгляд, технология сотрудничества, проектные и информационно-коммуникационные технологии. Из своего опыта знаю, что повышение мотивации идет через вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке, проблемность заданий и ситуаций, использование познавательных игр, страноведческий материал и, конечно, доброжелательное отношение к учащимся. На уроках использую разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, тематических кроссвордов, эвристические беседы, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов и презентаций, игры, специально разработанные упражнения по развитию речевых навыков, опережающие тематические задания, при выполнении которых учащиеся видели бы результат своей деятельности, аудиовизуальные средства, организация работы на уроке малыми группами. При существующей классно-урочной системе занятий обучение в малых группах легко вписывается в учебный процесс. Я в своей практике очень часто использую такую форму работы и считаю, что она способствует значительному увеличению времени языковой практики на уроке для каждого ученика, потому что каждый участник группы имеет максимальную возможность общения на английском языке в ходе выполнения совместного задания или решения проблемы, парную работу чаще всего я использую при формировании лексического навыка и при составлении диалогов, а работу в малых группах сотрудничества при формировании грамматического навыка. Также применяю при работе в малых группах такие модели, как «Вертушка» когда сильный, средний и слабый ученик в одной группе. Такой вид предполагает проговаривание, объяснение, аргументацию, закрепление своих знаний каждым участником группы. Задание начинает выполнять слабый ученик под контролем сильного. Однако, эта помощь не носит постоянный характер, учитель направляет работу, потому что могут быть ошибки и у сильного ученика. Модель «Лидер» предполагает наличие чётко выраженного лидера (консультанта), который организует работу в группе, несёт ответственность за выполнение задания группой, а на этапе творческого применения материала использую модель «Пила», при которой каждый участник группы получает отдельную часть общей работы и становится в ней экспертом, при этом вся команда работает над материалом, который является подразделом темы всего класса. Как правило, эту модель я применяю при составлении монологического высказывания по теме. Бесспорно, игровые технологии также делают процесс обучения более увлекательным и творческим. Я стремлюсь к тому, чтобы дети были не только участниками игры, но и творчески относились к ней. Необходимо учитывать интересы разных возрастных групп, а также индивидуальные особенности каждого ученика. Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса. В моей методической копилке большая картотека игр и игровых ситуаций, которые я собрала за годы работы в школе. Мы проводим с ребятами грамматические, лексические, фонетические игры, направленные на развитие речевых умений. В среднем звене ребятам нравятся игры со Такие игры я провожу в начальных классах, зрительной опорой (лото, домино, «Кто быстрее?», «Угадай слово», электронные игры «Проверь себя», «Найди соответствие». Использование игровых технологий повышает мотивацию ребёнка, позволяет увеличить темп урока, т.к. дети ждут, что после выполненного объёма заданий они будут играть. И я играю вместе с ними, что им нравится ещё больше. В старших классах и игры становятся серьёзнее: игры-конкурсы «Брейн - ринг», «Слабое звено». Сюда же можно отнести нестандартные формы уроков:«КВН»,«Урок-путешествие», «Урок-конференция»,«Урок-телемост» и многие другие. Игровые технологии на старшей ступени использую как отдельный урок или как игровой момент во внеурочной деятельности. Можно много говорить о самостоятельности учеников, о мотивации: как они важны в процессе учебы. Теперь даже термин придумали - « субъект учебной деятельности».Он означает, что ученик становится центром образовательного процесса, главной персоной, главным деятелем. Поэтому. дети в процессе обучения должны чувствовать себя естественно и комфортно. По словам К.Д.Ушинского: «… классу нужно позволять свободно волноваться, даже - бурлить в тех пределах, которые необходимы для успеха учения. Мёртвая тишина на уроке не допустима. Ученики могут задавать вопросы, высказать свою точку зрения, обсуждать возникающие вопросы». Обычным способом общения должен стать непринужденный диалог с передачей инициативы детям. Для мотивации учащихся на уроке необходим внутренний настрой, связанный с состоянием обучаемого и его характером, здесь реализуется принцип радости и напряженности, который должен стать постоянной сущностью обучения. Стараюсь воспитывать в детях доброжелательность, сопереживание, чувство взаимопомощи и поддержки друг друга, уважение к чувствам и мыслям других людей. Ученики ожидают от своего учителя сопричастности, готовности к творческому сотрудничеству, что, несомненно, повышает уровень мотивации к обучению. Это, в свою очередь, способствует становлению, воспитанию, развитию мыслящей, творческой, адекватной личности, развитию и становлению познавательных сил ребенка, обеспечению психологического комфорта для получения расширенного и углубленного объема знаний и умений

Литература:

1.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.: 1989,т.2.

2.И.А.ЗимняяИ.А.: Индивидуально-психологические факторы и успешность изучения речи на иностранном языке, и иностранные языки в школе 1998г. №1.

3.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 2000г..

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С. - Петербург, 1999.







© 2010-2022