• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Методический материал Использование видеофрагментов как одно из условий обеспечения качества предметной подготовки по английскому языку

Методический материал Использование видеофрагментов как одно из условий обеспечения качества предметной подготовки по английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

­­­­­­­­­­­­­­­­

Использование видеофрагментов как одно из условий обеспечения качества предметной подготовки по английскому языку.

Кириленко Ольга Викторовна,

учитель английского языка

Донецкой гимназии №92

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к определению американского ученого Д. Хаймза, согласно которому, «коммуникативная компетенция - это то, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации в культурозначимых обстоятельствах».

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, весьма трудное дело. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы.

Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов. Важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить учебные видеофильмы, ведь у большинства детей ведущим каналом восприятия информации является визуальный. И не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Использование видеофрагментов способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики "...представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной действительности..."

Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированной речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

Еще одним достоинством видеофильма является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.

Следует отметить, что применение на уроке видеофильма - это не только использование еще одного источника информации.

Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

В ходе использования видеофрагментов на уроках английского языка, можно выделить несколько их видов:

Грамматические видео (Grammar)

Гимназия №92 участвует в международном проекте по дистанционному обучению Canadian College of English Language (dg92.smrtenglish.com/), которая позволяет пройти курс дистанционного обучения и получить диплом по окончании курса и сдачи онлайн экзамена. Данный курс имеет неограниченный запас видеоматериала, который активно используется на уроках английского, так же и грамматические видео, где присутствует подробное объяснение аутентичным преподавателем и подкрепляется примерами. Такой нетрадиционный подход к объяснению грамматике стимулирует внимание учеников и как показывает практика, это делает процесс нагляднее и материал усваивается лучше. После просмотра учитель задает вопросы по правилам и их использованию, просит учащихся составить свои примеры.

Видеодиалоги и интервью (Functional Dialogues & Vox pops) (приложение 1)

Несомненно, самым удобным для учителя является использование учебных видеоматериалов к УМК, если таковые имеются. Данное утверждение основывается на том, что учебные видеокурсы разработаны авторами профессионально и поэтому:

• удачно дополняют и расширяют учебный материал, представленный в других компонентах УМК (фактический, языковой, речевой, социокультурный);

• диски идут в комплекте с книгой для учителя, в которой представлены текстовые расшифровки всех видеосюжетов, а также разработана система языковых и речевых упражнений с учетом конкретного уровня учащихся, что экономит время учителя на подготовку уроков и снимает целый ряд сложностей;

В учебно-методическом комплексе «Solutions», по которым ведется обучение в Гимназии №92 имеется диск с подбором видеофрагментов, разделяющихся на Culture Clips (видеофрагменты о культуре) и Functional Dialogues (ситуативные диалоги), о которых сейчас и пойдет речь.

Данные упражнения помимо аудирования включают в себя выработку навыков чтения.
Если нет готового материала можно выбрать отрывок из фильма длиной 1-2 минуты, который состоит из четко проговариваемых реплик, простых по форме и содержанию.

Задание выводится на доску после первого просмотра видео, затем группа расставляет реплики в том порядке, как они встречались в записи.
После этого следует посмотреть отрывок повторно, проверяя правильность порядка реплик. При необходимости следует делать паузы.
Учащиеся в группе тренируются в чтении диалога. Преподаватель включает запись без звука, и учащиеся озвучивают диалог на экране (по желанию). После этого составляют собственные примеры диалогов по увиденному и прослушанному диалогу.

В качестве вариантов можно предложить следующее:
• Учащиеся раскладывают реплики в том порядке, который они считают правильным, перед просмотром, а затем проверяют верность своей догадки.
• Диалог дается на одном листе и надо пронумеровать реплики в порядке появления.

Культура (Culture Clips).

Анализ и проработка видео (приложение 2)

Биография писателей, актеров (приложение 3)

Данный вид работы с видео позволяет приобщать учащихся к культурным ценностям народа - носителя языка и так же расширить кругозор в разнообразных сферах знаний. Дать понять, что английский язык - это средство постижения информации.

Задания в зависимости от темы варьируются и могут включать в себя следующее:

  • отметить предложения, правда или ложь;

  • дополнить предложения словами из таблицы;

  • дополнить фразу новыми словами;

  • заполнить таблицу;

  • ответить на вопросы.

Учащиеся читают тему видеофрагмента. Обсуждают, делают предположения, о чем будет видео и что они там увидят. Просматривают задания. Смотрят видео в первый раз. Выполняют задания. Смотрят видео второй раз. Дописывают. Обсуждают, верны ли были их предположения, что им больше всего запомнилось, понравилось ли видео или нет.

Дебаты (Debates)

Учитель выбирает отрывок, содержащий такой посыл, который может быть рассмотрен с двух сторон и высказывания за и против, например - «Использование компьютеров улучшило нашу жизнь или наоборот ухудшило?»
Это утверждение учитель записывает на доске. Предупреждает учеников, что покажет отрывок, в котором содержится эта идея. Ученики смотрят отрывок. Преподаватель объясняет, что в обсуждении все должны высказаться, используя доводы "за" и "против" (for and against).

Выбираются две команды (по 2-4 человека), которые будут представлять ту или другую точку зрения. В каждой команде должен быть капитан. Капитан в начале высказывает точку зрения команды и в конце подводит итог.

Если есть время и необходимость, ученики просматривают отрывок еще раз.

Дома учащиеся готовят свои доводы. Учитель предупреждает учеников, что они могут воспользоваться записями, но нельзя читать по бумажке. Каждое выступление ограничено 3 минутами. Группа должна подготовить 3-5 вопросов к выступающим. Желательно, чтобы вопросы базировались на увиденном и услышанном в видеоотрывке.

Выступающие сидят лицом к классу. Каждая команда выступает со своим заявлением.
После выступлений и подведения итогов группа задает вопросы. В конце группа голосует, чья позиция была высказана более убедительно.

Внутренний монолог.
Учитель выбирает отрывок, в котором ярко выражаются чувства или отношения людей, но содержит мало диалога. Учитель поясняет учащимся, что в отрывке выражаются яркие чувства, но персонажи говорят мало и попросит сочинить внутренний монолог, где чувства выражались бы словами.
Учащиеся просматривают отрывок, если необходимо - дважды.
Учащиеся работают в группах, обсуждая характер персонажа, его чувства и мысли. Затем они пишут монолог.
Каждая группа читает свой монолог всему классу.
Учитель показывает отрывок еще раз, при необходимости останавливаясь и обсуждая детали.


Некоторые учителя, имея специально оборудование в кабинетах иностранного языка, не часто используют их на уроке, мотивируя это тем, что временные затраты не оправдываются, поскольку практический эффект таких занятий бывает незначительным. В данном случае необходимо заметить, что использование видео определяется многими факторами, в том числе и заинтересованность самого учителя. Для действительно эффективного использования видео на уроке необходимо убедиться в том, что:

  • содержание используемых видеоматериалов соответствует реальному уровню общего и языкового развития учащихся и корреспондируется с содержанием серии уроков по теме;

  • длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные возможности урока;

  • ситуации видеофрагмента предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся;

  • контекст имеет определенную степень новизны или неожиданности;

  • видеоаппаратура настроена и проверена заранее, привычна в использовании для учителя;

  • видеофрагмент известен самому учителю и заранее поставлен на начало просмотра.

Экспериментально-педагогические исследования Л.В. Занкова подтверждают эффективность использования слова и наглядности одновременно, что в себе и заключают использование видеофрагментов.

По результатам оценивания учебных достижений учащихся по английскому языку за 2014-2015 и 2015-2016 учебные года среди учащихся 6Б-7Б, 7А-8А, 9А-10А классов можно заметить, что оценки по аудированию повысились среди учащихся 6Б-7Б на 8%, 7А-8А на 7% и 9А-10А на 9%, что говорит об эффективности использования видеофрагментов на уроках английского языка.

Методический материал Использование видеофрагментов как одно из условий обеспечения качества предметной подготовки по английскому языку.

Необходимо отметить, что внедрение видео в процесс обучения иностранным языкам помогает решить многие задачи. Видео служит стимулом к изучению иностранных языков. Обучаемые получают возможность применить и расширить свои знания на незнакомом аутентичном материале. Когда обучаемые осознают, что они в состоянии понимать иноязычную аутентичную речь, это повышает их самооценку и мотивацию к изучению предмета.

Использование видео на уроках английского языка позволяет учащимся развить языковую догадку и расширить кругозор, появляется возможность узнать об истории, традициях, обычаях людей страны изучаемого языка. При работе над видеофрагментом задействованы все четыре вида коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Основное внимание уделяется аудированию, самому трудному аспекту в обучении иностранного языка. Видеоподдержка делает процесс обучения аудированию более эффективным.

Также использование видеоматериалов на уроках повышает активность учащихся. В работе с видео учащиеся получают большое количество разнообразной информации, которая необходима при последующей работе и, следовательно, видеоподдержка создает условия для самостоятельной работы обучаемых.

Важно отметить, что использование видео является актуальным приемом повышения качества знаний обучаемых и является стимулом для применения своих знания на практике.





Приложение 1

Методический материал Использование видеофрагментов как одно из условий обеспечения качества предметной подготовки по английскому языку.

Методический материал Использование видеофрагментов как одно из условий обеспечения качества предметной подготовки по английскому языку.


Приложение 2

Методический материал Использование видеофрагментов как одно из условий обеспечения качества предметной подготовки по английскому языку.

Приложение 3

Методический материал Использование видеофрагментов как одно из условий обеспечения качества предметной подготовки по английскому языку.



© 2010-2022