Авторская программа Start in Deutsch

Раздел Иностранные языки
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №25»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан




Принято

на педагогическом совете


Протокол № ___ от «___»_______ 2013 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №25»НМР РТ

__________ С.В. Гаранина

Приказ № ___ от _________ 2013 г.








Программа

Элективного курса «Start in Deutsch»

для классов филологического профиля

на 2013-2014 учебный год









Разработчик:

Мишина Вера Борисовна,

учитель немецкого языка

высшей квалификационной категории





Рассмотрено

на заседании кафедры иностранных языков

Заведующий кафедрой

_____________ Р.В. Крюкова

Протокол № ______

от «_____»______________ 2013г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

___________ В.В. Долгашева

«____»______________ 2013г.





г. Нижнекамск

2012-2013 учебный год

1. Пояснительная записка

Возрастающая потребность общества в многосторонних культурных, экономических и иных связях с представителями зарубежных стран вызывает необходимость знания нескольких иностранных языков. Более 100 миллионов человек в Европе являются носителями немецкого языка. Немецкий язык является государственным в ФРГ, Австрии, Швейцарии, Люксембурге и Лихтенштейне. Таким образом, освоение основ немецкого языка в качестве второго иностранного языка дает учащимся возможность приобщения к одному из общепризнанных и распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, кругозора, общей и речевой культуры, потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер личности.

Выбор немецкого языка для изучения старшеклассниками в школе объясняется не только интенсификацией экономического сотрудничества между Россией и Германией, но и увеличением личной мобильности, что приводит к расширению контактов с немецкой культурой.

Существует довольно много вариантов программ преподавания немецкого языка как второго иностранного, но они предполагают изучение языка в рамках большего количества часов, чем предусмотрено учебным планом нашей гимназии.

Программа элективного курса рассчитана на изучение предмета 2 часа в неделю или 70 часов в год при двухлетнем изложении курса в 10, 11 классах филологического профиля.

Данная программа имеет практическую направленность, что выражается в возможности сдачи экзамена в институте имени Гете «Start Deutsch 1», а при очень успешном усвоении «Start Deutsch 2» и получении сертификата, дающего возможность не только туристической поездки в страну изучаемого языка, но и возможность устройства на работу, не требующую высокой квалификации, а также дальнейшего изучения языка и получения языкового образования в вузах Европы.

Цели и задачи обучения немецкому языку как второму иностранному языку.

Основной целью обучения немецкому языку как второму иностранному является овладение учащимися дополнительным средством речевой коммуникации.

Основная цель обучения второму иностранному направлена на формирование у старшеклассников основ иноязычной коммуникативной компетенции, составляющими которой являются:

А) лингвистическая компетенция, т.е. знание лексики и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;

Б) социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения;

В) стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, вербальной и невербальной в целях компенсации незнакомого языкового материала;

Г) дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать связные высказывания в коммуникативном общении;

Д) социокультурная компетенция, т.е. знания о национально - культурных особенностях страны изучаемого языка, культуре речевого поведения;

Е) социальная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая способность поставить себя на место другого, а также знание социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Общая цель обучения немецкому языку как второму иностранному складывается из определенного набора связанных между собой целей-направлений:

1) формирование у учащихся специальных умений и навыков в составе речевых умений, а также речевых и технических навыков, обеспечивающих их основные коммуникативно-познавательные потребности;

2) формирование, расширение и углубление у обучаемых содержательных знаний (о чем можно говорить, слушать, читать и писать на изучаемом языке), участвовать в иноязычном общении и повысить их осведомленность в различных областях деятельности за счет немецкого языка в качестве средства получения информации;

3) развитие у старшеклассников общеучебных умений, помогающих им не только в освоении содержания обучения данному курсу, но и в продолжении образования.

4) приобретение обучаемыми определенных ценностных ориентаций, обеспечивающих мотивационную базу изучения немецкого языка, развитие их познавательных интересов.

Сформулированные выше четыре группы целей - направлений обучения второму иностранному языку конкретизируют и упорядочивают традиционные, практические, образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения.

В состав речевых умений, выступающих в качестве частных целей обучения второму иностранному языку, входят следующие: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Говорение

К завершению обучения учащиеся должны 1) уметь общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности, 2) поддерживать краткий разговор на бытовые темы, 3) рассказывать о своей семье и других людях, условиях жизни, учебе, работе, используя простые фразы и предложения.


Аудирование

В области обучения аудированию учащиеся должны понимать отдельные фразы и наиболее употребительные слова в высказываниях, касающихся важных для них тем ( например, основную информацию о себе и своей семье, о покупках, о месте, где живут, о работе или учебе). Учащиеся должны понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях и объявлениях.

Чтение

В области обучения чтению учащиеся должны понимать короткие простые тексты, найти конкретную информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях; понимать простые письма личного характера; выразительно читать вслух небольшие аутентичные тексты.

Письмо

Учащиеся должны уметь писать простые короткие записки и сообщения (например, поздравление с праздником), заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице, написать несложное письмо личного характера (например, выразить кому-либо благодарность за что-либо).

Содержательные знания

Второй целью обучения немецкому языку как второму иностранному являются содержательные знания, т.е. учащиеся должны знать особенности немецко-говорящих стран и их народов; факты, явления и процессы общественной и культурной жизни немецко-говорящих стран и России, актуальных на сегодняшний день; историю и современное состояние отношений между ними и Россией. Учащиеся должны владеть страноведческими знаниями, т.е. знать о памятниках духовной и материальной культуры, народных обычаях и традициях, об особенностях национального характера, национальной психологии, быта и повседневной жизни людей. Страноведческие знания касаются таких сторон жизни, как искусство, спорт, средства массовой информации.

Общеучебные знания

Следующая цель обучения языку - общеучебные умения. Все общеучебные умения, которые должны развиваться у учащихся в процессе изучения второго иностранного языка, подразделяются на 4 группы:

1) учебно-организационные, связанные со способами организации учебной деятельности учащихся и оценкой ее результатов.

2) учебно-интеллектуальные, связанные с совершенствованием способов мыслительной деятельности и приемов логического мышления;

3) учебно-информационные, связанные со способами пополнения своих знаний из различных источников информации;

4) учебно-коммуникативные, связанные с особенностями речевого и неречевого поведения партнеров по общению.

Ценностные ориентации

В процессе обучения немецкому языку как второму иностранному языку у учащихся должны быть сформированы или развиты такие ценностные ориентации, как:

- благожелательное отношение к странам изучаемого языка и ее народам;

- положительное отношение к изучению иностранных языков вообще и второго иностранного в частности;

- широкие познавательные интересы, способствующие выработке мировоззрения и профессиональному самосовершенствованию.

2.Обучение аспектам языка

1. Обучение произношению.

Обучение произношению происходит на основе имитации. Образцом для подражания является произношение учителя и речь диктора звуковых приложений к учебникам.

2. Обучение грамматике.

Морфология. Спряжение слабых и сильных глаголов, а также возвратных глаголов в Präsens, Präteritum, Perfekt, Futurum1. Образование пассивного залога. Образование повелительного наклонения. Род имен существительных. Склонение имен существительных. Употребление артикля. Склонение личных местоимений. Употребление и склонение указательных местоимений. Употребление отрицательного местоимения kein. Атрибутивное и предикативное употребление прилагательных. Количественные и порядковые числительные. Предлоги. Наречия места, времени, образа действия.

Синтаксис. Простое нераспространенное предложение. Порядок слов в нераспространенном предложении. Простое распространенное предложение. Прямой и обратный порядок слов. Порядок слов в вопросительном предложении. Способы выражения отрицания nicht и kein. Порядок слов в побудительном предложении. Безличное предложение с es. Неопределенно-личное предложение с man. Сложно-сочиненное предложение с союзами: denn, und, aber, oder, dann. Сложно-подчиненное предложение с придаточным дополнительным предложением с союзами dass, ob и союзными словами was, wo, wie, warum и другими; с придаточным причины (da, weil); с придаточным определительным; придаточным времени. Инфинитивные обороты.

3. Обучение орфографии.

Написание заглавных и прописных букв немецкого алфавита. Правописание дифтонгов: ei, ai, au, eu, au. Написание f, z, ck, s, ss, .

3. Тематический план


Тема

Количество уроков

1

Leute hier und da

8

2

Wir suchen den Weg

8

3

Familienalbum

8

4

Rund um die Uhr

8

5

Guten Appetit!

8

6

Willkommen in meinem Haus!

8

7

Viel Erfolg! Beruf.

8

8

In der Freizeit

8

9

Frohes Fest!

6

10

Reisen bildet!

10

11

Lernen - aber wie?

10

12

Kinder - Eltern - Kontakte

10

13

Gesundheit1

10

14

Kleider machen Leute oder was kostet das?

8

15

Mensch und Natur

10

16

Unterwegs!

8

Резерв

4

Всего

140


4. Коммуникативное содержание дисциплины

Thema 1. Leute hier und da. (8 часов).

Alphabet. Laute. Buchstaben. Begrϋen. Sich und andere vorstellen. Visitenkarten lesen und schreiben.

Thema 2. Wir suchen den Weg. (8 часов).

Verkehrsmittel. Orientierung in einer Stadt. Einen Weg beschreiben. Nach dem Weg fragen.

Thema 3. Familienalbum. (8 часов).

Uber Familie sprechen. Familienmitglieder vorstellen. Berufe.

Thema 4. Rund um die Uhr. (8 часов).

Nach der Uhrzeit fragen. Wochentage und Offnungszeiten benennen. Tagesablauf beschreiben.

Thema 5. Guten Appetit! (8 часов).

Nahrungsmittel. Uber Essgewohnheiten sprechen. Ein Essen fur Gaste planen. Kochrezepte. Speisekarten. Im Restaurant.

Thema 6. Willkommen in meinem Haus! (8 часов).

Raume in der Wohnung. Mobel. Ein Zimmer (eine Wohnung) beschreiben. Wohnungsanzeigen. Einrichtung. Miete. Umzug.

Thema 7. Viel Erfolg! (8 часов).

Berufe. Uber Berufe und Arbeitsbedingungen sprechen. Stellengesuche und -ausgebote.

Thema 8. In der Freizeit. (8 часов).

Freizeitaktivitaten. Hobbys. Medien.

Thema 9. Frohes Fest! (6 часов).

Populare Feste in Deutschland. Weihnachten in Deutschland. Basteltips fur Weihnachten. Weihnachtslieder.

Thema 10. Reisen bildet. (10 часов).

Stadte. Lander. Flusse. Uber Reisen sprechen. Deutschsprachige Lander kennenlernen. Reiseinformationen.

Thema 11. Lernen - aber wie? (10 часов).

Schul - und Lernfacher. Uber Schule sprechen, Stundenplane vergleichen. Lernprobleme besprechen. Lerntechniken und -strategien kennenlernen und verwenden. Studium.

Thema 12. Kinder - Eltern - Kontakte. (10 часов).

Charaktereigenschaften. Uber Familie und Freizet von Jugendlichen sprechen. Bekantschaften und Kontaktanzeigen.

Thema 13. Gesundheit! (10 часов).

Krankheiten. Therapien. Korperteile. Uber Krankheiten und Gesundheit sprechen. Mit einem Arzt sprechen. Gesundheitstips.

Thema 14. Kleider machen Leute oder was kostet das? (8 часов).

Kleidung. Über Kleidung und Mode sprechen. Kleidung und Essen kaufen.

Thema 15. Mensch und Natur. (10 часов).

Umwelt. Wetter. Yahreszeiten. Mensch und Tier. Nationalparks in Deutschland.

Thema 16. Unterwegs! (8 часов).

Am Bahnhof. Der Notruf. Kontakt finden.

5. Требования к знаниям, коммуникативным умениям и речевым навыкам учащихся

В результате изучения курса немецкого языка «Start in Deutsch» как второго иностранного учащийся должен знать:

  • лексические и фразеологические единицы языка и правильное их написание;

  • грамматические средства выражения мыслей на уровне словосочетания и предложения;

  • фонетические особенности немецкого языка;

  • интонацию немецкого предложения;

  • различные оценочные реплики-клише речевого этикета;

  • страны изучаемого языка (местоположение, нравы, обычаи, традиции, праздники).

Учащийся должен уметь:

Монологическая речь:

  • используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где живет, о людях, которых знает, о семье, условиях жизни, учебе, работе, увлечениях;

  • описать квартиру (времена года, картинку, фотографию);

  • кратко или полно пересказать текст;

  • высказать собственную точку зрения по проблеме.

Диалогическая речь:

  • установить контакт с собеседником (обратиться, представиться, поприветствовать, выразить удовлетворение, попрощаться);

  • уметь общаться в простых типичных ситуациях (попросить, предложить, пригласить, уточнить);

  • поддерживать краткий разговор на бытовые темы.

Аудирование:

  • понимать речь учителя и одноклассников;

  • понимать основное содержание несложных текстов (высказываний);

  • понимать четко произнесенные и небольшие по объему сообщения и объявления.

Чтение:

  • читать и понимать короткие простые тексты;

  • найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях;

  • понимать простые письма личного характера.

Письменная речь:

  • владеть графической и орфографической стороной письма;

  • правильно оформлять поздравительные открытки и письма;

  • написать несложное письмо личного характера;

  • заполнить анкету для выезда за рубеж в соответствии с принятыми правилами оформления документов в стране изучаемого языка;

  • заполнять формуляры.

6. Виды контроля


  1. Текущий контроль (опрос, проверочные работы по всем видам речевой деятельности, творческие работы)

  2. Итоговый контроль (тесты в конце каждого полугодия)


7. Средства обеспечения курса


  1. Учебно-методическая литература

  2. Художественная литература

  3. Грамматические таблицы

  4. Тематические картинки

  5. Аудио-видеоматериалы, CD

  6. Средства массовой информации (газеты, журналы)


8. Методические рекомендации преподавателям


Практической целью данного курса является подготовка старшеклассников к элементарному владению языком а также

Формирование базы для дальнейшего усовершенствования в области языка.

Занятия строятся на принципах личностно-ориентированного обучения и имеют целью:

  1. Формирование коммуникативной компетенции учащихся, постоянно совершенствуя все составляющие этой компетенции.

  2. Создание прочной базы для дальнейшего изучения второго иностранного языка.

  3. Создание условий для достижения уровня европейского стандарта (Niveau des Europaischen Referenzrahmens).

В основу всей работы положены общие принципы, структура и содержание «Европейского языкового портфеля», разработанного в соответствии с рекомендациями Европейского Совета в рамках «Общеевропейских компетенций по иностранным языкам: обучение, изучение, оценка».

Для осуществления успешной работы необходимы:

  • строгий, рациональный отбор материала, подлежащего усвоению, его комплексная организация;

  • интенсификация учебного процесса;

  • использование уже имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков, приобретенных при обучении первому иностранному языку;

  • увеличение доли неподготовленной речи на уроках;

  • широкое использование технических средств обучения на уроке.

Дидактический потенциал тщательного перспективного планирования позволит преподавателю:

А) оценивать свою профессиональную и педагогическую деятельность;

В) более четко планировать уроки;

С) констатировать и фиксировать достижения учеников;

D) поддерживать мотивацию для изучения языков;

Е) видеть конкретные недостатки и проблемы в знаниях учащихся.

При оценке поведения преподавателя на занятиях учитываются следующие критерии:

  • умение «ввести в тему» всех обучаемых;

  • использовать опыт учащихся;

  • работать дифференцированно;

  • четко структурировать материал;

  • кратко и четко формулировать задания;

  • толерантно относиться к ошибкам;

  • применять похвалу и критику в зависимости от ситуации;

  • «самоустраняться» при групповой и парной работе;

  • создать творческую и доброжелательную атмосферу на уроке;

  • ставить «жизненные» задачи;

  • углублять уже имеющиеся у учащихся знания.


9. Рекомендации учащимся

Успешность обучения складывается из нескольких факторов:

  1. положительный результат напрямую зависит от меры персональной ответственности ученика;

  2. уровень достижений определяется объемом времени, отведенного на самостоятельные занятия;

  3. только максимально активное участие в любой форме работы может дать положительный эффект;

  4. занятия языком могут привести к успеху только при регулярной систематической работе.

Ученику необходимо научиться:

  • оценивать самого себя;

  • определять собственные успехи и достижения;

  • ставить и достигать цели;

  • самому контролировать успехи в учебе;

  • учиться с интересом;

  • сравнивать самооценку с оценкой учителя;

  • показать свои собственные успехи;

  • самому определять свой уровень компетенции;

  • совершенствовать свои знания в самостоятельной работе.


10. Информационно-методическое обеспечение дисциплины


  1. 500 упражнений по грамматике немецкого языка. А.В.Овчинникова, А.Ф.Овчинников. - М.: Лист, 1999.

  2. Германия. Страна и язык. Немецко-русский лингвострановедческий словарь. Д.Г. Мальцева, - М.: Русские словари, Астрель АСТ, 2000.

  3. Практическая грамматика немецкого языка. Н.З .Морохова, Р.Х. Жарова. - М.: Аквариум, 1997

  4. Сказки братьев Гримм. Marchen der Bruder Grimm. Учебная кника для чтения на немецком языке. Адаптация, комментарии и упражнения. М.А. Иванова. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

  5. Словарь нового написания слов в немецком языке. - Ростов на Дону: Феникс, 2006.

  6. Справочник по грамматике немецкого языка. О.Э. Михайлова, Е.И. Шендельс, - Минск: РИФ «Сказ», 1995.

  7. Тесты по грамматике немецкого языка. Э.Н. Большакова. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 1999.

  8. Тесты по немецкому языку. А.В. Овчинникова, А.Ф. Овчинников. - М.: Лист, 1997

  9. Deutsch als 2. Fremdsprache. Horizonte. 5-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова. - М.: Просвещение: Cornelsen, 2013.

  10. Deutsch, bitte! Y.Krylova. - М.: Материк Альфа. 1995.

  11. Deutsche Grammatik in Ubungen. I.P. Tagil. - Sankt - Petersburg: KARO, 2001.

  12. Deutsch-Russisches Satzlexikon. Band 1,2. K.A. Paffen. VEB Verlag Enzyklopadie Leipzig, 1980.

  13. Deutschsprachige Lander. О.Г. Козьмин, О.М. Герасимова. - М.: Просвещение, 1995.

  14. Ein anderer Weg zu Deutsch. Искусство общения. Е.И. Пассов, Т.Ю. Васильева. - М.: Иностранный язык, 2001.

  15. Ein anderer Weg zu Deutsch. Лексика? Нет проблем. Е.И. Пассов, Т.Ю. Васильева. - М.: иностранный язык, 2001

  16. Hallo, Nachbarn! Grundkurs für Erwachsene. - Berlin, Eschborn. 2005.

  17. Lernt Deutsch sprechen. E.N. Miller. - Ульяновск: СЧП «Язык и литература», 1993.

  18. Start Deutsch 1. Goethe - Institut. Образец Экзамена на сертификат.

  19. Und nun Deutsch! Учебник по немецкому языку как второму иностранному для общеобразовательных учреждений. Н.Д. Гальскова, Л.Н. Яковлева, М. Гербер. - М.: Просвещение. 2004.

  20. Wörter und Wendungen. Wörterbuch zum deutschen Sprachgebrauch. Herausgegeben von E. Agrikola. VEB Bibliographisches Institut, Leipzig, 1975.

В качестве дополнительной литературы рекомендуется использовать журналы «Yuma» und «Schrummdirum».


11. Рекомендуемые технические средства обучения


  1. Видеокурс «Alles Gute»

  2. Видеокурс для детей «Anna, Schmidt und Oskar»

  3. CD aus (Deutsch als Fremdsprache)

  4. Deutsch - warum nicht? Herrad Meese. Радиокурс немецкого языка.

  5. Videosequenzen:

Willkommen in meinem Haus!

Viel Erfolg!

Viel Spass am Wochenende!

Gute Reise!

Deutsche in Russland

Приложение

Рекомендуемые тесты Авторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in DeutschАвторская программа Start in Deutsch



© 2010-2022