- Преподавателю
- Иностранные языки
- Рабочая программа по этике
Рабочая программа по этике
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карепова Ю.Г. |
Дата | 21.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Адаптированная рабочая программа
по этике
Предмет: этика
Класс - 5 - 11
Уровень - базовый
Всего на изучение программы - 34 часа
Количество часов в неделю - 1
Пояснительная записка
Статус документа
Преподавание предмета «Этика» отражают следующие документы:
-
Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79).
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199.
Данная рабочая программа представляет собой авторскую адаптацию примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО; примерной программы по этике Л.П. Гладких - к.п.н., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин) - к.п.н., доцент, В.М. Меньшиков - д.п.н., профессор Курского государственного университета.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по этике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культура общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Этика» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий учебную коммуникацию, работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.
Цель - создание условий для формирования у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.
Осуществление цели способствует:
-
развитию личности в ответственный период формирования нравственного «Я», ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе морально-ценностной) информации и определения собственной позиции; нравственной культуры, способности к самоопределению, самопостижению и, как конечный итог, - самореализации;
-
воспитанию общероссийской идентичности, нравственной ответственности, уважения к моральным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
-
освоению на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об общечеловеческих нормах нравственности, о культуре общения и самовоспитании, о самоидентификации, о проблемах взаимодействия с окружающими людьми, о нравственном регулировании общественных отношений;
-
овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-
развитию таких общепредметных компетенций как: когнитивная, в решении (этических) проблем, аксиологическая, культуроведческая, коммуникативная, социально-мировоззренческая;
-
формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области нравственных отношений; морально-ценностной деятельности; в отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий и т.д.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.
-
Научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.
-
Воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.
-
Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения.
-
Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
-
Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
-
Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что
предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.
Пути и методы достижения поставленных задач:
-
Концентрическая система преподавания, основанная в соответствии возрастными особенностями личности на переходе от простых форм знаний в 5-6 классах к более сложным в 7-11 классах, на неоднократном обращении к изучаемым проблемам на новом уровне рассуждения и обобщения изученного.
-
Обучение этическим нормам через практическую деятельность: игры, театрализованные представления, диспуты, мозговой штурм, беседа, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).
-
Использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.
-
Способы педагогического воздействия: воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором способа действия; упражнения в систематическом повторении действий; поощрение, активизирующее учащихся к обучению этикетным правилам; подражание нравственному идеалу (литературному герою, педагогу, национальному герою), разнообразные словесные методы, избегающие менторского тона и нотаций; создание проблемной ситуации и поиск путей ее разрешения;
-
Проведение мониторинга усвоения навыков и знаний в области этических знаний.
Материалом курса являются:
Культурное и научное наследие, накопленное человечеством в ходе исторического развития, позволяющее проследить линию на сохранение целостности человека на обозримом и, в то же время, наиболее глубоком комплексе идей.
Источники этической мудрости различных культур, составляющих кладовую нравственности человечества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Этика» являются:
сознательная организация своей познавательной деятельности(от постановки цели до получения и оценки результата);
определение индивидуально значимого ценностного ряда, соотнесение его с системой нравственных общечеловеческих ценностей;
владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий:
использование элементов причинно-следственного анализа; на исследование несложных реальных связей и зависимостей; на определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах; на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Этика» ученик должен:
Знать/понимать:
-
социальные свойства человека, ирансшпшую основу его взаимодействия с другими людьми;
-
содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;
-
источники нравственных знаний;
-
нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.
Уметь:
-
описывать человека как морально-нравственное существо;
-
сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;
-
оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;
-
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в процессе общения человека;
-
осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и другие адаптированные источники);
-
самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;
-
осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осуществления постоянной работы по самовоспитанию;
-
реализации этических познаний в повседневной жизни,
-
претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;
-
нравственной оценки конкретных поступков людей;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно-тематическое планирование 5-9 классы
№ урока
Тема
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Дата
Введение
1
Что такое этика?
1
Беседа.
Мои друзья
2
О дружбе. Как становятся друзьями.
1
Беседа. Комментированное чтение
3
Жадность и ложь.
1
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций
4
О дружбе и понимании.
1
Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций
Культура поведения и правила поведения
5
Вежливость. Уважение. Деликатность
1
Беседа.
6
Правила вежливости с близкими, окружающими людьми
1
Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями
7
Правила вежливости в незнакомом городе
1
Беседа. Анализ поведения
8
Поведение культурного человека на отдыхе, в гостях
1
Беседа. Анализ поведения
9
Поведение культурного человека в общественных местах, в школе
1
Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с учителем.
Нравственность
10
Чуткость и забота
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
11
Честность и лживость
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
12
Совестливость и бессовестность
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
13
Справедливость
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
14
Уважение или толерантность
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
15
Мораль
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
16
Добро и зло в жизни людей
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
17
Что такое благо и стоит ли его творить?
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
18
О благодарности
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
Внутренний мир человека
19
Что такое личные качества человека?
1
Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития
20
Ответственность за свои поступки и поведение
1
Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития
21
Точность и обязательность
1
Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития
22
Верность слову-честь
1
Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития
Человеческая жизнь-высшая ценность
23
Что такое ценности?
1
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций
24
Ценности человеческой жизни
1
Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций
25
Что такое подвиг?
1
Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ
26
Жизнь дана на добрые дела
1
Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ
27
Смысл и счастье жизни
Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ
Искусство и современная культура
28
Творчество как способ осмысления жизни
1
Беседа. Презентация
29
Умозрение в красках
1
Беседа. Презентация
30
Массовая культура
1
Беседа. Презентация
31
Обобщающие и итоговые уроки
1
Беседа. Презентация
32
Обобщающие и итоговые уроки
1
Беседа. Презентация
33
Резервный урок
1
Беседа. Презентация
34
Резервный урок
1
Беседа. Презентация
Календарно-тематическое планирование 10-11 классы
№ урока
Тема
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Дата
Введение
1
Что такое этика?
1
Беседа.
В ладу с миром
2
Культура и мораль
1
Беседа. Комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
3
Добро и зло
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций
4
О природе совести
1
Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций
5
«Разве можно на этом свете не быть зубастым?» по рассказу А.П. Чехова «Размазня»
1
Фронтальная беседа, групповая работа по анализу текста.
Правила вежливости и культуры поведения
6
Вежливость. Уважение. Деликатность
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
7
Правила вежливости с близкими, окружающими людьми
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
8
Правила вежливости в незнакомом городе
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации,
9
Поведение культурного человека на отдыхе
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
10
Поведение культурного человека в общественных местах
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
11
Правила поведения в школе
1
Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.
Нравственность
12
Нравственность. Нравственные обязанности
1
Беседа. Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.
13
Ответственность за свои поведение, дела и поступки
1
Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.
14
Совестливость и бессовестность
1
Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.
15
Справедливость
1
Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.
16
Уважение или толерантность
1
Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.
17
Мораль
1
Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.
18
Добро и зло в жизни людей
1
Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.
19
Что такое благо и стоит ли его творить?
1
Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.
20
О благодарности
1
Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.
Союз священный
21
Жива ли дружба в современном мире
1
Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
22
И.С. Тургенев. Первая любовь
1
Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
23
Когда в сердце разгорается любовь
1
Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
24
Семья как целостная единица государства. «Государство - семейство семейств»
1
Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
25
Русская семья
1
Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
26
Семейные праздники и традиции
1
Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
27
Любовь родителей к детям. Любовь детей к родителям
1
Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
Смысл жизни человека
28
«Быть или не быть». (Сакральные ценности)
1
Беседа. Работа с источниками информации. Комментированное чтение.
29
Ценности человеческой жизни
1
Беседа.Работа с источниками информации. Комментированное чтение.
30
Жизнь дана на добрые дела
1
Беседа.Работа с источниками информации. Комментированное чтение.
31
Смысл и счастье жизни
1
Беседа.Работа с источниками информации. Комментированное чтение.
32
Жизнь, ты так величественна, прекрасна и многообразна!
1
Беседа.Работа с источниками информации. Комментированное чтение.
33
Итоговый урок
1
Беседа.
34
Резервный урок
1