Рабочая программа по этике

Содержание основного общего образования по этике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культура общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений.   Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Адаптированная рабочая программа

по этике


























Предмет: этика

Класс - 5 - 11

Уровень - базовый

Всего на изучение программы - 34 часа

Количество часов в неделю - 1

Пояснительная записка

Статус документа
Преподавание предмета «Этика» отражают следующие документы:

  • Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199.

Данная рабочая программа представляет собой авторскую адаптацию примерной программы по этике Дебердеевой Т. X. - к.ф.н., доцента, заведующей кафедрой гуманитарного образования ВИПКРО; Морозовой Е.А. - старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ВИПКРО; примерной программы по этике Л.П. Гладких - к.п.н., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин) - к.п.н., доцент, В.М. Меньшиков - д.п.н., профессор Курского государственного университета.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по этике представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общечеловеческие нормы нравственности, культура общения, самовоспитание, самоидентификация, проблемы взаимодействия с окружающими людьми, жизнь человека в обществе, нравственное регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Этика» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий учебную коммуникацию, работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Программа курса этики предусматривает межпредметные связи с курсом истории, обществознания, литературы и другими учебными дисциплинами.

Цель - создание условий для формирования у школьников осознанного отношения к нравственным проблемам, оказание помощи учащимся по ориентации в непростых условиях жизни современного общества, в осознании и расширении своей идентичности, включении в активную преобразующую добро-творческую деятельность.

Осуществление цели способствует:

  • развитию личности в ответственный период формирования нравственного «Я», ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе морально-ценностной) информации и определения собственной позиции; нравственной культуры, способности к самоопределению, самопостижению и, как конечный итог, - самореализации;

  • воспитанию общероссийской идентичности, нравственной ответственности, уважения к моральным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

  • освоению на уровне применяемости системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об общечеловеческих нормах нравственности, о культуре общения и самовоспитании, о самоидентификации, о проблемах взаимодействия с окружающими людьми, о нравственном регулировании общественных отношений;

  • овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • развитию таких общепредметных компетенций как: когнитивная, в решении (этических) проблем, аксиологическая, культуроведческая, коммуникативная, социально-мировоззренческая;

  • формированию опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области нравственных отношений; морально-ценностной деятельности; в отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий и т.д.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с общечеловеческими нормами нравственности.

  2. Научить учащихся уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности.

  3. Воспитать толерантное отношение к представителям других народов и культур.

  4. Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию, точку зрения.

  5. Познакомить с правилами вежливости, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

  6. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

  7. Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми, что
    предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Пути и методы достижения поставленных задач:

  • Концентрическая система преподавания, основанная в соответствии возрастными особенностями личности на переходе от простых форм знаний в 5-6 классах к более сложным в 7-11 классах, на неоднократном обращении к изучаемым проблемам на новом уровне рассуждения и обобщения изученного.

  • Обучение этическим нормам через практическую деятельность: игры, театрализованные представления, диспуты, мозговой штурм, беседа, практикумы (работа с текстовыми документами, сочинения).

  • Использование технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения.

  • Способы педагогического воздействия: воспитывающие ситуации, создающие условия, в которых ребенок оказывается перед выбором способа действия; упражнения в систематическом повторении действий; поощрение, активизирующее учащихся к обучению этикетным правилам; подражание нравственному идеалу (литературному герою, педагогу, национальному герою), разнообразные словесные методы, избегающие менторского тона и нотаций; создание проблемной ситуации и поиск путей ее разрешения;

  • Проведение мониторинга усвоения навыков и знаний в области этических знаний.

Материалом курса являются:

Культурное и научное наследие, накопленное человечеством в ходе исторического развития, позволяющее проследить линию на сохранение целостности человека на обозримом и, в то же время, наиболее глубоком комплексе идей.

Источники этической мудрости различных культур, составляющих кладовую нравственности человечества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Этика» являются:

сознательная организация своей познавательной деятельности(от постановки цели до получения и оценки результата);

определение индивидуально значимого ценностного ряда, соотнесение его с системой нравственных общечеловеческих ценностей;

владение видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнение познавательных и практических заданий:

использование элементов причинно-следственного анализа; на исследование несложных реальных связей и зависимостей; на определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

на объяснение изученных положений на конкретных примерах; на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Этика» ученик должен:

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, ирансшпшую основу его взаимодействия с другими людьми;

  • содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;

  • источники нравственных знаний;

  • нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.

Уметь:

  • описывать человека как морально-нравственное существо;

  • сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;

  • оценивать поведение людей сточки зрения моральных норм;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в процессе общения человека;

  • осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный теки и другие адаптированные источники);

  • самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;

  • осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осуществления постоянной работы по самовоспитанию;

  • реализации этических познаний в повседневной жизни,

  • претворения общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении;

  • нравственной оценки конкретных поступков людей;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Календарно-тематическое планирование 5-9 классы

№ урока

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата


Введение

1

Что такое этика?

1

Беседа.

Мои друзья

2

О дружбе. Как становятся друзьями.

1

Беседа. Комментированное чтение

3

Жадность и ложь.

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций

4

О дружбе и понимании.

1

Беседа. Комментированное чтение. Анализ ситуаций


Культура поведения и правила поведения

5

Вежливость. Уважение. Деликатность

1

Беседа.

6

Правила вежливости с близкими, окружающими людьми

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с родственниками, друзьями

7

Правила вежливости в незнакомом городе

1

Беседа. Анализ поведения

8

Поведение культурного человека на отдыхе, в гостях

1

Беседа. Анализ поведения

9

Поведение культурного человека в общественных местах, в школе

1

Беседа. Работа в парах: составление приветствия при встрече с учителем.

Нравственность

10

Чуткость и забота

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

11

Честность и лживость

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

12

Совестливость и бессовестность

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

13

Справедливость

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

14

Уважение или толерантность

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

15

Мораль

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

16

Добро и зло в жизни людей

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

17

Что такое благо и стоит ли его творить?

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

18

О благодарности

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

Внутренний мир человека

19

Что такое личные качества человека?

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

20

Ответственность за свои поступки и поведение

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

21

Точность и обязательность

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

22

Верность слову-честь

1

Беседа.Моделирование различных ситуаций, анализ поведения, составление плана саморазвития

Человеческая жизнь-высшая ценность

23

Что такое ценности?

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций

24

Ценности человеческой жизни

1

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций

25

Что такое подвиг?

1

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ

26

Жизнь дана на добрые дела

1

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ

27

Смысл и счастье жизни

Беседа.Чтение и обсуждение ситуаций. Анализ

Искусство и современная культура

28

Творчество как способ осмысления жизни

1

Беседа. Презентация

29

Умозрение в красках

1

Беседа. Презентация

30

Массовая культура

1

Беседа. Презентация

31

Обобщающие и итоговые уроки

1

Беседа. Презентация

32

Обобщающие и итоговые уроки

1

Беседа. Презентация

33

Резервный урок

1

Беседа. Презентация

34

Резервный урок

1

Беседа. Презентация

Календарно-тематическое планирование 10-11 классы


№ урока

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Введение

1

Что такое этика?

1

Беседа.

В ладу с миром

2

Культура и мораль

1

Беседа. Комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

3

Добро и зло

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций

4

О природе совести

1

Беседа. Чтение и обсуждение ситуаций

5

«Разве можно на этом свете не быть зубастым?» по рассказу А.П. Чехова «Размазня»

1

Фронтальная беседа, групповая работа по анализу текста.

Правила вежливости и культуры поведения

6

Вежливость. Уважение. Деликатность

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

7

Правила вежливости с близкими, окружающими людьми

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

8

Правила вежливости в незнакомом городе

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации,

9

Поведение культурного человека на отдыхе

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

10

Поведение культурного человека в общественных местах

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

11

Правила поведения в школе

1

Беседа. Решение проблемной ситуации, поиск информации.

Нравственность

12

Нравственность. Нравственные обязанности

1

Беседа. Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.

13

Ответственность за свои поведение, дела и поступки

1

Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.

14

Совестливость и бессовестность

1

Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.

15

Справедливость

1

Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.

16

Уважение или толерантность

1

Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.

17

Мораль

1

Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.

18

Добро и зло в жизни людей

1

Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.

19

Что такое благо и стоит ли его творить?

1

Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.

20

О благодарности

1

Беседа.Решение проблемных ситуаций, анализ поведения.

Союз священный

21

Жива ли дружба в современном мире

1

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

22

И.С. Тургенев. Первая любовь

1

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

23

Когда в сердце разгорается любовь

1

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

24

Семья как целостная единица государства. «Государство - семейство семейств»

1

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

25

Русская семья

1

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

26

Семейные праздники и традиции

1

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

27

Любовь родителей к детям. Любовь детей к родителям

1

Беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.

Смысл жизни человека

28

«Быть или не быть». (Сакральные ценности)

1

Беседа. Работа с источниками информации. Комментированное чтение.

29

Ценности человеческой жизни

1

Беседа.Работа с источниками информации. Комментированное чтение.

30

Жизнь дана на добрые дела

1

Беседа.Работа с источниками информации. Комментированное чтение.

31

Смысл и счастье жизни

1

Беседа.Работа с источниками информации. Комментированное чтение.

32

Жизнь, ты так величественна, прекрасна и многообразна!

1

Беседа.Работа с источниками информации. Комментированное чтение.

33

Итоговый урок

1

Беседа.

34

Резервный урок

1


© 2010-2022