Доклад

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ       В процессе обучения иностранному языку немаловажную роль играет поддержание интереса учащихся   к изучаемому предмету. Традиционная классно-урочная организация обучения часто несет на себе печать монотонности и однообразия. Монотонность обучения – проблема, которая является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Ежедневно на уроках повторяется одно и то же: проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового учебного материала и серия упражнений по его отработке, час...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ


В процессе обучения иностранному языку немаловажную роль играет поддержание интереса учащихся к изучаемому предмету. Традиционная классно-урочная организация обучения часто несет на себе печать монотонности и однообразия. Монотонность обучения - проблема, которая является одной из основных причин снижения мотивации к учению у школьников. Ежедневно на уроках повторяется одно и то же: проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового учебного материала и серия упражнений по его отработке, часто носящих фронтальный характер. Необходимо оживить и разнообразить урок через внедрение активных форм обучения, сохранив при этом его образовательную ценность. Одним из таких методов является лексическая игра.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Ведь игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство естественного обучения детей. Игра соответствует потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Для обучающихся игра, прежде всего, - увлекательное занятие. Для учителя же игра - клад богатых возможностей. Особенно в процессе обучения иностранному языку, одним из важнейших аспектов которого является изучение лексической стороны речи.

Лексические игры, при систематическом использовании их на уроках английского языка, создают условия для более успешного усвоения материала, способствуют запоминанию новой лексики; благоприятно влияют на эмоциональное состояние учащихся, а следовательно, положительно воздействуют на учебно-воспитательный процесс в целом.

Непосредственно игры связаны с процессом обучения лексической стороне речи, поэтому лексика - это основной строительный материал, ее содержательная сторона. Владение словом является важной предпосылкой развития речевых умений. Будь то устная речь или письменная, в основе каждой - слово.

Процесс овладения словом включает в себя ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками, тренировку в усвоении слов и применении новых лексических единиц в устной и письменной речи.

Это реализуется при помощи упражнений, направленных на формирование продуктивного лексического навыка и его совершенствование.

Известно, что тренировка учащихся в употреблении структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения.

По существу, в каждой игре мы имеем дело с лексическими структурами, речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как упражнение. При этом, игры, не теряя функциональности упражнений, помогают сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

Исходя из этого, следует рассматривать игру не только с точки зрения ее позитивного влияния на эмоциональную сферу учащихся, как основного источника развлечений, но и как непосредственный путеводитель к приобретению новых знаний в области изучаемого языка.

Поскольку слово (его форма и значение) усваивается благодаря ситуативной отнесенности и необходимости для высказывания своих мыслей и чувств, первичная тренировка в употреблении новой лексики после ее презентации осуществляется в условно-речевых упражнениях (играх на имитацию, подстановку, трансформацию, репродукцию, осуществляемых в условиях специально организованного общения). Эти упражнения сопровождаются коммуникативной установкой, а на младшем и среднем этапе обучения могут носить игровой характер.

Трансформационные упражнения при формировании и совершенствовании лексического навыка могут быть выделены лишь условно, так как они непосредственно связаны с изменением грамматической формы слова, а следовательно, с формированием грамматического навыка. Выполнение игр такого типа обеспечивает овладение в целом системой материальных средств иностранного языка и создает операционную основу для устно-речевого общения. В основном это вопросно-ответные упражнения, проводимые в форме диалога - расспроса в игровых приемах.

Запомнить формальные признаки слова позволяют такие лексические игры, как: «магический квадрат», кроссворды, чайнворды, составление слов из букв и слогов, составление коротких слов из более длинного, поиск обобщающего или ключевого слова в цепочке слов, создание нового слова, путем замены одной буквы в данном слове. Подобные письменные задания имеют большое значение для развития лексических навыков, поскольку моторная фиксация лексики способствует укреплению связей слов - речемоторных, зрительных, слуховых - и содействует их лучшему запоминанию.

Разнообразны игровые приемы, целью которых является упрочение связи между образом слова и его значением. К их числу относятся домино, лото и другие. В основе этих игр лежит принцип поиска пары. Например: слово-картинка, слово-перевод, слово-антоним, слово-синоним, вопрос-ответ, загадка-отгадка, существительное-глагол, цифры (число, время, дата) - слово; или поиска триады: три формы глагола, три степени сравнения прилагательных, слова одной темы, синонимы, слова одной части речи, слоги одного слова, устойчивые словосочетания.

Особое значение имеют языковые упражнения, направленные на упрочение ассоциативных связей, конкретизацию содержания и объема понятия, формирование и совершенствование действия по сочетанию нового слова с другими. К их числу относятся игры на поиск общего слова или лишнего в цепочке слов, поиск предмета по заданным признакам, на соотнесение (существительного и прилагательного, глагола и существительного), «Снежный ком», составление предложений из слов и т.п.

Необходимо, чтобы каждый учитель творчески отнесся к каждой игре, «примерил» ее как к своему темпераменту, характеру, уровню отношений с классом, так и к личным качествам детей, с которыми он работает.

Ведь самое главное, чтобы учителю самому было интересно играть. Только в этом случае он сможет вызвать в себе ощущения, которые свойственны каждому ребенку в играх. И тогда к нему придут и формы обращения к детям, и манера держаться во время игры, и творческий подход к правилам и способам проведения игры. А самое главное, он попытается стать ребенку хоть чуть-чуть ближе, понять и почувствовать его.

Последующие игры, связанные с применением лексики на репродуктивном и продуктивном уровне, предполагают использование новых слов в речи. Внимание учащихся при выполнении таких игр направлено как на содержание, так и на форму. В качестве коммуникативных заданий используются установки типа: «Отгадайте…», «Найдите, кто, что, когда…». Упражнения могут носить творческий характер и способствовать развитию креативных способностей учащихся. К упражнениям такого типа можно отнести задания на восстановления пропущенных слов в «послании», вместо которых использованы картинки или пиктограммы.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

Игры играют немаловажную роль в процессе запоминания лексического материала. Запоминание - это один из процессов памяти. Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющегося в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Память - сложная психическая деятельность, которая создает, сохраняет и обогащает знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

На запоминание влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается, все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Если предмет ученику безразличен и не вызывает яркого переживания, то запоминается он плохо. Все то, что вызывает эмоциональную реакцию, оставляет глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Значительную роль в запоминании играет интерес. Известно, что нередко школьник неодинаково запоминает и усваивает разную информацию. Объясняются эти факты не разной памятью учащегося, а разным интересом к изучаемому материалу.

Успешность запоминания также прямо зависит от активности ученика и самостоятельности его деятельности. Запоминаемый материал должен быть объектом деятельности школьника. Чем активнее ученик работает с материалом, тем лучше он его запоминает.

Особенно важно учителю распределить повторение при закреплении знаний у школьников. Если учитель будет периодически повторять ранее пройденный материал, результаты окажутся более значительными.

Таким образом, при организации учебной деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При преподнесении учебного материала следует по возможности адресоваться к различным анализаторам (зрительному, слуховому и двигательному), так как это благоприятствует лучшему закреплению и так как в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти.

Все эти условия могут быть успешно выполнены при помощи внедрения в процесс изучения английского языка лексических игр, так как они могут быть использованы на любом этапе обучения лексике, в том числе и для повторения ранее пройденного материала. Игра является именно таким ярким пятном в восприятии учащихся, которое оставляет глубокий след в их памяти. Материалы для игр могут быть разнообразно оформлены: лото, домино, ребусы, кроссворды и другие игры - в цвете (например, на цветной бумаге, с изменением шрифта и цвета текста с общепринятого делового на любой другой, понятный учащимся), с использованием привлекательных изображений и т.п. Большой интерес для учащихся представляют реквизиты для игр, с которыми можно производить разнообразные манипуляции. И, конечно же, само взаимодействие учащихся в процессе игр снимает скованность и делает учебный процесс приятным для детей.

Лексические игры, как наравне с упражнениями, так и вместо них, могут быть использованы на всех этапах работы над новой лексикой. Известно, что каждый из этапов процесса усвоения слова соотносится со стадиями формирования лексического навыка. Следовательно, лексические игры могут быть напрямую связаны с формированием лексического навыка, что является главной целью в обучении лексической стороне речи. А реализация цели, означает прочное усвоение материала. Таким образом, происходит расширение и актуализация словарного запаса учащихся. При этом участие в игре создает атмосферу увлеченности и радостного ожидания. Учащиеся лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго:

- Использование лексических игр на уроке английского языка способствует лучшему усвоению лексического материала

- систематическое использование лексических игр на уроках английского языка предотвращает процесс забывания словарного запаса

- лексические игры благоприятно влияют на эмоциональное состояние учащихся.

Элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, но именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих. Поэтому учителю нужно внимательно следить за такими учащимися во время проведения игр на основе соревнования. И, по ситуации, видоизменять правила и условия некоторых игр.

В целях повышения мотивации имеет смысл совместить использование лексических игр с возможностями информационно-коммуникативных технологий, например, с интерактивной доской.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Следует, однако, помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Также необходимо придерживаться регламента при использовании игр вкупе с интерактивной доской.

Таким образом, лексические игры - это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей. Например, для закрепления только что пройденного материала. Спустя дни, недели и даже месяцы после того, как был пройден некий материал, игра - это приятный способ повторить пройденное.

Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

Учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании иностранного языка, находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучаемых, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным. Все эти проблемы могут помочь решить лексические игры.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва: «АРКТИ», 2004

2. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. Москва, «Просвещение», 1981

3. Федорова Г.Н. Игры на уроках английского языка. «МарТ» Москва - Ростов-на-Дону, 2005

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку. Москва: "ACADEMA" , 2006

5. Крутецкий В.А. Психология. Москва: «Просвещение», 1986

6. Гез Н.И., Ляховицкий М.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: «Высшая школа», 1982

7. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. Санкт-Петербург: «КАРО», 2003

8. Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 1999

9. Утробина А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка. Москва, 2006

10. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: «Вышэйшая школа», 1999

11. Республиканский методико-педагогический журнал. - Иностранные языки в школе, № 1(31) январь/февраль 2008. - статья «Игра, ее назначение в обучении иностранному языку детей младшего возраста». 14-18с.

12. Республиканский методико-педагогический журнал. - Иностранные языки в школе, № 5(29) сентябрь/октябрь 2007. - статья «Использование дидактических игр на уроке в младших классах». 22-24с.

13. Республиканский методико-педагогический журнал «Иностранный язык в школе» № 1/2003 стр.34. Статья «Некоторые приемы изучения новой лексики на уроках английского языка в младших классах». Автор: Жердева Ю.Г.

14. Республиканский методико-педагогический журнал «Иностранный язык в школе» № 5/2006 стр.43. Статья «Обучающие игры на уроках английского языка». Автор: Джаналинова Ш.О.




ЛЕКСИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ


АҒЫЛШЫН ТІЛІ САБАҚТАРЫНДАҒЫ ЛЕКСИКАЛЫҚ ОЙЫНДАР

ОҚЫТУ ПРОЦЕСІНІҢ ЖЕТІСТІГІН ЖОҒАРЛАТУ ҚҰРАЛЫ РЕТІНДЕ


Тутаева Е.Ю.

Средняя общеобразовательная школа-гимназия № 9 г. Павлодара

Английский язык

В процессе обучения иностранному языку немаловажную роль играет поддержание интереса учащихся к изучаемому предмету. Поэтому, наряду с традиционными формами организации учебной деятельности, эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Одним из таких элементов является лексическая игра.

Известно, что тренировка учащихся в употреблении структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения.

По существу, в каждой игре мы имеем дело с лексическими структурами, речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому, с точки зрения организации словесного материала, игра не что иное, как упражнение. При этом, игры, не теряя функциональности упражнений, помогают сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

Именно поэтому следует рассматривать игру не только с точки зрения ее позитивного влияния на эмоциональную сферу учащихся, как основного источника развлечений, но и как непосредственный путеводитель к приобретению новых знаний в области изучаемого языка.

Игры играют немаловажную роль в процессе запоминания лексического материала. Запоминание - это один из процессов памяти. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Все то, что вызывает эмоциональную реакцию, оставляет глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Значительную роль в запоминании играет интерес. Известно, что нередко школьник неодинаково запоминает и усваивает разную информацию. Объясняются эти факты не разной памятью учащегося, а разным интересом к изучаемому материалу.

Успешность запоминания также прямо зависит от активности ученика и самостоятельности его деятельности. Запоминаемый материал должен быть объектом деятельности школьника. Чем активнее ученик работает с материалом, тем лучше он его запоминает.

Таким образом, при организации учебной деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При преподнесении учебного материала следует по возможности адресоваться к различным анализаторам (зрительному, слуховому и двигательному), так как это благоприятствует лучшему закреплению и так как в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти.

Все эти условия могут быть успешно выполнены при помощи внедрения в процесс изучения английского языка лексических игр, так как во-первых, они могут быть использованы на любом этапе обучения лексике, в том числе и для повторения ранее пройденного материала. Игра является именно таким ярким пятном в восприятии учащихся, которое оставляет глубокий след в их памяти. Материалы для игр могут быть разнообразно оформлены: например, лото, домино, ребусы, кроссворды и другие игры - в цвете (например, на цветной бумаге, с изменением шрифта и цвета текста с общепринятого делового на любой другой, понятный учащимся), с использованием привлекательных изображений и т.п. Большой интерес для учащихся представляют реквизиты для игр, с которыми можно производить разнообразные манипуляции. И, конечно же, само взаимодействие учащихся в процессе игр снимает скованность и делает учебный процесс приятным для детей.

Известно, что каждый из этапов процесса усвоения слова соотносится со стадиями формирования лексического навыка. Следовательно, лексические игры могут быть напрямую связаны с формированием лексического навыка, что является главной целью в обучении лексической стороне речи. А реализация цели означает прочное усвоение материала. Таким образом, происходит расширение и актуализация словарного запаса учащихся. При этом участие в игре создает атмосферу увлеченности и радостного ожидания. Учащиеся лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго.

Таким образом, при систематическом использовании на уроках английского языка лексические игры создают условия для более успешного усвоения материала, способствуют запоминанию новой лексики; благоприятно действуют на эмоциональное состояние учащихся, а следовательно, положительно влияют на учебно-воспитательный процесс в целом.

Учителю необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании иностранного языка, находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучаемых, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным. Все эти проблемы могут помочь решить лексические игры.


© 2010-2022