Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «Образование»

"Реализация инновационных процессов в системе школьного иноязычного образования в условиях апробации (освоения) современных учебно-методических комплектов по немецкому языкуИзменения в общественной, политической, экономической жизни, которые произошли за последнее время в нашей стране повлекли за собой коренные преобразования в различных социальных сферах, в том числе в системе школьного образования, и в частности, в области преподавания и изучения иностранных языков. Расширение международных ко...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

УЧАСТНИКА ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес и индекс

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Донецкая Валентина Валентиновна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Цимлянска Ростовской области, ул. Ленина, 44, 347320

Учитель иностранного (немецкого и французского языков)

38 лет

Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Реализация инновационных процессов в системе школьного иноязычного образования в условиях апробации (освоения) современных учебно-методических комплектов по немецкому языку

Источник изменений

Изменения в общественной, политической, экономической жизни, которые произошли за последнее время в нашей стране повлекли за собой коренные преобразования в различных социальных сферах, в том числе в системе школьного образования, и в частности, в области преподавания и изучения иностранных языков. Расширение международных контактов и сотрудничество на всех уровнях, политика интеграции России в европейское и мировое сообщество, вхождение России в общеевропейское образовательное пространство ставят перед ответственной школой задачу организации школьного образования такого уровня, при котором учащийся получил бы возможность не только изучать иностранный язык, но и свободно общаться на нем. При этом ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального, государственного общеобразовательного стандарта она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе, выбор новых УМК, которые бы основывались на современных достижениях в области обучения иностранным языкам, на сохранении и приумножении практики преподавания нескольких иностранных языков, на основе современного, основанного на реальном речеупотреблении, яркого и умного учебника. Тем самым учителю предлагаются учебники со знакомой ему методической материей, при этом совершенствуя и модернизируя ее. Но главным ядром всех этих новых УМК должна стать концепция духовно-нравственного воспитания гражданина и патриота России.

Научить учащихся общению на иностранном языке сложно и не только потому, что у всех ребят разные возможности и способности, но еще и из-за тех противоречий, которые возникают в образовании и преподавании иностранных языков.

  • Противоречие между требованием ФГОС и уровнем обученности учащихся;

  • Между осуществлением диалога культур и недостаточностью материалов учебников;

  • Между стремлением учащихся к общению и недостатком языковых средств;

  • Между необходимыми знаниями в профессии и низкой мотивацией;

  • Между перечнем УМК (федеральном) и ограниченностью и недоступностью новых УМК в магазинах.

И только освоение новых УМК помогут учителю устранить противоречия, которые существуют в современном иноязычном образовании.

Идея изменений

Опыт и работа с новыми УМК направлен:

  1. На реализацию новых документов по ФГОСу, новых программ-концепций О.Ю. Зверловой «С немецким за приключениями», О.А. Радченко «Вундеркинды», М.М. Аверина «Горизонты», которые были подготовлены с учетом требований российских образовательных стандартов и пожеланий российских учителей.

  2. Внедрение в учебный процесс по изучению немецкого языка новых УМК.

  3. Развитие профессионализма и совершенствование мастерства учителя через апробацию новых УМК. Раскрыть его творческий потенциал, его инновационный подход к содержанию учебника.

  4. Вызвать интерес у ученика к изучению иностранного языка, раскрыть его творческие способности, так как цель обучения по новым УМК имеет 4 четко различаемых аспекта - учебный, воспитательный, познавательный и развивающий.

Освоение новых УМК будет способствовать:

  1. Формированию дружелюбного и толерантного отношения к ценностях иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности.

  2. Формированию и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции, расширению и систематизации знаний о языке, расширению лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшему овладению общей речевой культурой, в том числе в условиях немецко-русского языкового и культурного контраста.

  3. Достижению допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

  4. Созданию основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения немецким языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию немецкого языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

Концепция изменений

В основу опыта положена образовательная деятельность учителя немецкого языка в рамках реализации требований ФГОС (2010) и ФГОС (2004) в условиях апробации новых УМК, современной образовательной политики, ее ведущих стратегий и целевой программы национальной общеобразовательной инициативы «Наша новая школа». Процесс обучения по новым УМК организуется таким образом, чтобы он был направлен на:

1. Формирование и развитие языкового и речевого творчества и познавательной активности каждого учащегося.

2. Предоставлении каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал.

3. Получение достаточной практики для формирования необходимых навыков и умений.

4. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками на уроке немецкого языка и за его пределами.

5. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач коммуникативного характера.

6. Владение основ самоконтроля, самооценки, принятию решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности в рамках предмета «Немецкий язык».

7. На использование новых информационных технологий, Интернета на уроках.

8. Адаптацию учащихся к современному поликультурному миру; рассматривает проблемы коммуникативной социализации личности обучаемого и пути их решения.

Наиболее важным в новых УМК является не только расширение общеобразовательного кругозора школьников, развитие их познавательной активности и творческого потенциала, но что самое главное - формирует ключевые предметные компетенции, обеспечивая достижения нового качества иноязычного образования:

  1. Речевая

  2. Языковая

  3. Социокультурная

  4. Компенсаторная

  5. Межкультурная

Формирует умения учителя выбирать оптимальные формы и темпы обучения для учащихся (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная) использование проектной методики, применять способы обучения и контроля (тесты, контрольные работы, эссе, изложение, диктанты, сочинения, написания статей в газету), которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям.

Работа по новым УМКа требует высокого профессионального уровня учителя. И только тогда они послужат хорошими помощниками не только в обучении иностранному языку, но и к успешной сдачи ЕГЭ по немецкому языку.

Условия реализации изменений

Апробация новых УМК нацелена на следующие условия реализации:

  1. Изучение целевой аудитории учащихся:

а) УМК «Вундеркинды» Яцковская 5 класс;

б) УМК «Вундеркинды» О.А. Радченко 6 класс;

в) УМК «С немецким за приключением» О.Ю. Зверлова 7-9 классы;

г) УМК « Ключевое слово - немецкий» - О.Ю. Зверлова 10-11 классы;

д) УМК «Горизонты» - М.М. Аверин 7 класс (немецкий язык, как второй язык).

2. Ознакомление и изучение федерального перечня УМК.

3. Изучение программ-концепций О.Ю. Зверловой, О.А. Радченко, М.М. Аверина и анализ авторских программ с целью ознакомления и реализации новых УМК.

4. Коррекция индивидуальной работы и программы учителя с целью освоения содержания новых УМК в учебном процессе.

5. Отбор содержания дополнительного материала с целью расширения и углубления знаний социокультурной компетенции (лингво-страноведческого материала),

  • Интернет-ресурсов для реализации диалога культур.

  1. Разработка сценариев-занятий для реализации инновационных форм организации учебного процесса в обучении иноязычному общению.

  2. Реализация новых технологий и методов:

    • Технология интерактивного обучения;

    • Информационно-коммуникативные технологии;

    • Развивающие технологии.

  3. Подготовка аналитических материалов по апробации (отчетов).

  4. Разработка, поиск, отбор мониторинга по усвоению новых УМК.

Результаты изменений

Переход на обучение по новым УМКа способствовал развитию и совершенствованию компетенций и ФГОС.

  1. Учащиеся могут свободно выражать свое мнение, смело аргументировать свои взгляды и убеждения, а также умение понять мнение оппонента, приняв или не приняв его.

  2. Обогащается представления учащихся об образе и условиях жизни в немецкоязычных странах.

  3. Формируется современная, самостоятельно мыслящаяся личность, свободная от предрассудков и готовая к диалогу с представителями других национальных культур.

  4. Способствует критическому осмыслению социальных проблем, тенденций и таких понятий, как смысл жизни, качество жизни, жизненные ценности.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка:

  • Формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

  • Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

  • Стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

  • Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

  • Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;

  • Формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

  • Стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

  • Готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе:

  • Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

  • Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

  • Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

  • Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

  • Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по иностранному языку:

А. В коммуникативной сфере (т.е.владении иностранным языком как средством общения).

Б. В познавательной сфере.

В. В ценностно-ориентационной сфере.

Г. В эстетической сфере.

Д. В трудовой сфере.

Е. В физической сфере.

В результате учащиеся Донецкой В.В. ежегодно активно и результативно выступают на районных (2010 год - 1 место Хорсова Галина, 10 класс, Подельщикова Кристина - 11 класс, Келерова Ксения - 11 класс; 2011 год - Хорсова Галина - 1 место - 11 класс, призеры - Прыткова Ангелина - 10 класс, Келерова Елена - 10 класс, Солонович Михаил - 9 класс; 2012 год - Келерова Елена - 1 место - 11 класс; призеры Суша Илья - 9 класс, Ольховой Владислав - 10 класс) и областных олимпиадах (2011 год - Келерова Ксения - призер - 11 класс; 2012 год - призер Хорсова Галина - 11 класс). Принимают участие в областных конференциях (2011 год - 1 место Подельщикова Кристина в конференции «Немецкий язык в контексте межкультурного многоязычия»; 2012 год Хорсова Галина).

Владение новыми технологиями, которые дали новые УМКа в процессе изучения иностранного языка дало возможность учащимся профессионально сориентироваться, получить высокие знания и проявить глубокий интерес к иностранному языку, связать свою дальнейшую жизнь и судьбу с иностранным языком. За последние 5 лет - 15 учащихся учились и учатся на факультетах иностранных языков Ростовской области(Провоторов А., Новокрещенов Е., Додонова Е., Подельщикова К., Келерова К. и др.) связали свою жизнь с педагогической деятельностью два выпускника (Провоторов А., Додонова Е.) четыре выпускника повышают свой языковой уровень в ВУЗах Германии. Эффективное использование новых УМК способствует в достижении требований ФГОС по иностранному языку.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

  1. Региональная Интернет-конференция на сайте РОИПК и ПРО (15 - 18.03.2011).

  2. Участие в форуме: «Второй иностранный язык в российской общеобразовательной школе» (3 - 4 марта 2012 г.).

  3. Статья «Инновационные педагогические технологии в современных учебниках немецкого языка для 2-9 классов в условиях освоения ФГОС».

  4. Мастер-класс по учебнику О.Ю. Зверловой.

  5. Введение языкового практикума на базе РО ИПК и ПРО.

  6. Стажерская площадка по апробации новых УМКа.

Внутренняя результативность: на основании посещения уроков администрацией школы, коллегами, результатов тестирования выявило наличие следующих изменений:

  1. Увеличение объема высказывания учащихся.

  2. Увеличение степени вовлеченности учащихся в речевую деятельность.

  3. Создание на уроке исследовательской творческой атмосферы.

  4. Значительное повышение интереса к изучению иностранного языка.

Описание инновационного опыта учителя

Сегодня рынок предлагает различные учебно-методические комплекты по иностранным языкам. Иногда бывает трудно выбрать УМК, отвечающий современным языкам. «В 2005 году мне было предложено издательство «АРТ-Пресс» в качестве эксперимента апробировать новый УМК О.Ю. Зверловой.

Для 5-11 классов, состоящий из программы-концепции, курса по немецкому языку для общеобразовательных учреждений, книги для учителя, учебника, рабочей тетради, книги для чтения и аудиокассеты. Учебник был для меня новым и еще не использовался в работе не только мною, но и моими коллегами. А с 2011 года я начала апробацию новой линии учебников «Вундеркинды» для 5 класса Г.В. Яцковской.

Экспериментальная работа проводилась и проводится по следующим этапам:

  1. Ознакомительный этап

  1. Ознакомление с концепцией УМК через:

а) участие в областных авторских семинарах издательств «Арт-Пресс» и «Просвещение» на базе КПК Ростовского ИПК и ППРО.

б) ознакомление и изучение федерального перечня рекомендованных и допущенных УМКа.

в) изучение и проработка авторских программ и соотнесение целевых установок УМК с требованиями ФГОС.

г) знакомство и изучение использования методического инструментария апробации УМКа (рекомендации издательства и дополнительных компонентов УМКа.

II. Исследовательский этап.

Знакомство с новыми УМК О.Ю. Зверловой и Г.В. Яцковской «Вундеркинды» и концепцией их новых программ. Познакомившись, я отметила, что отличительными чертами новых УМКа являются:

  1. Расширение общеобразовательного кругозора, развитие познавательной активности и творческого потенциала школьников с целью формирования и воспитания конструктивно думающими личности, которой присущи такие качества, как открытость, терпимость, готовность к диалогу.

  2. Овладение приемами самостоятельной работы с языком, стратегиями учения, а также компенсаторными приемами, если возникает дефицит языковых средств; наиболее эффективно и «кратчайшим путем» решать поставленные задачи.

  3. Освоение письменной речи и овладение умением письменно фиксировать и передавать информацию различного объема и характера.

  4. Творчески обращаться с немецким языком, воспринимать красоту языка, пользоваться немецким языком для творческого самовыражения.

III Этап. Знакомство с основными принципами новых УМКа.

Одним из ведущих принципов новых УМКа, на мой взгляд, является необходимость предоставить учащимся возможность самостоятельно мыслить, решать интересные и важные для них проблемы, размышлять и рассуждать над возможными путями решения этих проблем.

Важно, чтобы в центре внимания учащихся была идея, мысль самовысказывание, чтобы внимание было направлено, прежде всего, на содержание этого высказывания, а уже во вторую очередь на языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей первичной функции - как средство формирования и формулирования мыслей.

IV Этап. Коррекция индивидуальной программы в соответствии с новыми УМК. Апробация новых УМКа на уроках и внеурочное время.

Все компоненты, составляющие содержание обучения, находятся в тесной взаимосвязи, согласуются и сочетаются друг с другом, обеспечивая увлекательность, информативность, актуальность содержания обучения, способствуют всестороннему развитию личности учащегося, расширению его кругозора и интереса к изучению немецкого языка.

V Этап. Коммуникативно-ориентированный контроль за усвоением материала, данного в новых УМКа.

Цель контроля как одного из компонентов апробация новых УМКа заключается в том, чтобы, с одной стороны, установить между реальным уровнем сформированности у учащихся всех видов речевой деятельности на немецком языке и требованиями программы новых УМКа и, с другой стороны, в том, чтобы вовремя обнаружить пробелы в знаниях учащихся и устранить их.

VI Этап. Отслеживание результатов мониторинга среди учащихся по работе с новыми УМКа.

Проводимые среди учащихся анкетирование и анализ мониторинга показали, что учебники нового поколения О.Ю. Зверловой и Г.В. Яцковской пользуются большой популярностью не только среди учащихся, но и их родителей.

Популярность среди учащихся этих новых УМКа обусловлена тем, что они дают учащимся в руки такой инструмент, с помощью которого они могли бы учиться языку самостоятельно, вне урока, углублять и совершенствовать уже полученные знания, добывать новые в зависимости от своих личных и профессиональных целей и потребностей. А также в случае необходимости применять определенные стратегии для изучения других иностранных языков.

Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

  1. Распространение опыта на КПК РИПК и ППРО с 2004-2013 г.

  2. Областная стажировочная площадка по апробации новых УМК с 2008 года.

  3. Представление учебно-методического материала на региональной Интернет-конференциях, организованных КПК РИПК и ППРО 15 - 18.03.2011 г. 3 - 4 03.2012 г.

  4. Выступления на районных МО.

  5. Участие в международных форумах, посвященных немецкому языку (Москва 14-16 ноября 2012 года, Санкт-Петербург июль 2012 год).

  6. Участие в конкурсе ПНПО 2007 год.

  7. Участие в районном конкурсе «Лучший учитель» 2007 год.

  8. Участие во всех акциях проводимых Гете-институтом.


© 2010-2022