Творчество учителя в условиях модернизации обучения

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творчество учителя в условиях модернизации образования.

Проблема исследования творчества учителя не просто актуальна, остро актуальна. В условиях технологизации и информатизации образования развивающий результат в обучении младшего школьника выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом школы своего творческого потенциала.

Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.

Активное познание с целью преобразования педагогической практики, руководство умственным трудом школьников - все это педагогическое творчество, новаторская деятельность. Она может проявляться в творческой одаренности учителя (креативности), которая выражается в мотивации и стремлении к достижению более высоких качественных (конструктивных) результатов как в руководстве умственным трудом обучаемых (проявление коммуникативной культуры в условиях целостного педагогического сознания), так и в самореализации профессиональных способностей.

Поэтому творчески работающий педагог должен подготовить ребенка к творчеству в учебной работе, развивая его креативность. И если будут получены положительные результаты, то в них успех учителя и его профессиональная победа. Наблюдая за умственным трудом школьников, определяя наиболее благополучные условия для развития их умственных сил и способностей, педагог находит оптимальные средства для овладения новыми педагогическими техниками.

Педагогическое творчество возможно на основе реализации принципа единства учебно-воспитательной и научной работы.

Творческий труд начинается там, где учитель рассматривает свой индивидуальный труд с точки зрения коллективного убеждения, т.е. когда он хочет видеть свое дело, свой труд, результаты труда лучшими, чем они есть в настоящее время, когда ему не дает покоя мысль: почему его усилия не приводят к тому, к чему они, казалось бы, должны привести.

Научное исследование сознания и личности ребенка - одно из главных условий подлинного педагогического творчества, это азы педагогической культуры. Начинайте с психологии и дефектологии, начинайте с проблемы - как я, учитель и педагог, творю сознание и, следовательно, личность воспитанника, формирую его целостное сознание средствами целостного педагогического сознания.

Важно знать, что ум, способный к успешному овладению знаниями, сообразительность - это свойство, не раз и навсегда данное природой, а изменяющееся, зависящее от среды, в которой находится ребенок, от характера обучения, от процесса умственного труда. Задача учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы развивать ум ребенка, его мыслительные процессы, опираясь на принципы информационного взаимодействия:

- принцип тезауруса (словаря), т.е. обеспечение одинакового смыслового толкования терминов, понятного для всех участников диалога языка общения;

- принципа фасцинации (привлекательности). Современный урок - это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Такой урок можно создать за счет следующих условий:

а) личности учителя (очень часто даже скучный материал, мастерски объясняемый учителем, хорошо усваивается);

б) содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

в) методов и приемов обучения.

Овладение соответствующими приемами, разнообразными техниками помощи, облегчения учебы становятся главным в работе учителя.

- принцип майевтики (творческой деятельности учащихся под руководством учителя, сотворчества педагога и школьников) как результат реализации первого и второго принципов.

В современных условиях учитель должен избавиться от комплекса «главного звена» в передаче знаний. Знание как идеальное образование не может быть непосредственно передано одним субъектом другому - оно может быть выработано субъектом в результате собственной активности. Деятельность учителя, прежде всего, направлена на развитие ценностных ориентаций субъекта, его целей и мотивов, на творческое применение накопленных знаний, способностей и т.д. Принцип майевтики успешнее реализуется при учете следующих условий:

- самостоятельности учащихся;

- индивидуального темпа работы;

- получения знаний (информации) из различных дополнительных источников;

- еще более эффективно - при использовании различных педагогических технологий.

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса является одним из условий реализации креативных способностей.

Для успешной реализации креативных способностей я широко использую метод проектов, который создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося и метод игры, так как когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства.

В рамках используемых приёмов, направленных на развитие самостоятельных навыков, я использую разнообразные виды заданий и упражнений. На моих уроках дети выполняют следующие виды проектов:

1. Реферативные - учащиеся пишут рефераты по темам: «Традиции и обычаи», «Праздники», «Города», «Промышленность», «Особенности английского образа жизни».

2. Конструктивно - практические проекты: делают коллаж, ведут дневник наблюдения погоды.

3. Игровые ролевые проекты: разыгрывают игры, ставят постановки по текстам сказок, материалам учебника, рекомендованного для домашнего чтения, например: «Приключение Тома Сойера».

4. Информационные и исследовательские проекты, например: «Географическое положение, промышленность, сельское хозяйство Новосибирской области».

5. Издательские проекты: «Портрет моей семьи», «Мои друзья и я», путеводители: «Русские традиции», «Приезжайте к нам в Новосибирск».

6.Сценарные проекты: «Ночь Роберта Бёрнса», «Пасха по - европейски», «Рождественский вечер».

7.Творческие работы: Создание киноролика «Моё кино».

Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную. На уроках я провожу следующие игры: пресс - конференции, интервью, телемосты, разыгрывание ситуаций: «В магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте». Учащиеся разыгрывают различные ролевые ситуации:

а) представитель фирмы рекламирует свою продукцию;

б) представитель турагентства рекламирует турпоездку в Новосибирск, в Лондон, зимние туры;

в) студенты вуза представляют своё учебное заведение на ярмарке профессий;

г) «авторы» рекламируют лучшую книгу сезона. В современных педагогических технологиях успешно реализуются принципы информационного взаимодействия, результатом которых является творческая самореализация личности.

Я уверена, что, развивая творческий потенциал школьников, учитель тем самым развивает свои творческие способности.



© 2010-2022