- Преподавателю
- Иностранные языки
- Творчество учителя в условиях модернизации обучения
Творчество учителя в условиях модернизации обучения
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бочарова Н.Л. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Творчество учителя в условиях модернизации образования.
Проблема исследования творчества учителя не просто актуальна, остро актуальна. В условиях технологизации и информатизации образования развивающий результат в обучении младшего школьника выходит на одно из самых первых мест в иерархии образовательных ценностей. Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом школы своего творческого потенциала.
Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.
Активное познание с целью преобразования педагогической практики, руководство умственным трудом школьников - все это педагогическое творчество, новаторская деятельность. Она может проявляться в творческой одаренности учителя (креативности), которая выражается в мотивации и стремлении к достижению более высоких качественных (конструктивных) результатов как в руководстве умственным трудом обучаемых (проявление коммуникативной культуры в условиях целостного педагогического сознания), так и в самореализации профессиональных способностей.
Поэтому творчески работающий педагог должен подготовить ребенка к творчеству в учебной работе, развивая его креативность. И если будут получены положительные результаты, то в них успех учителя и его профессиональная победа. Наблюдая за умственным трудом школьников, определяя наиболее благополучные условия для развития их умственных сил и способностей, педагог находит оптимальные средства для овладения новыми педагогическими техниками.
Педагогическое творчество возможно на основе реализации принципа единства учебно-воспитательной и научной работы.
Творческий труд начинается там, где учитель рассматривает свой индивидуальный труд с точки зрения коллективного убеждения, т.е. когда он хочет видеть свое дело, свой труд, результаты труда лучшими, чем они есть в настоящее время, когда ему не дает покоя мысль: почему его усилия не приводят к тому, к чему они, казалось бы, должны привести.
Научное исследование сознания и личности ребенка - одно из главных условий подлинного педагогического творчества, это азы педагогической культуры. Начинайте с психологии и дефектологии, начинайте с проблемы - как я, учитель и педагог, творю сознание и, следовательно, личность воспитанника, формирую его целостное сознание средствами целостного педагогического сознания.
Важно знать, что ум, способный к успешному овладению знаниями, сообразительность - это свойство, не раз и навсегда данное природой, а изменяющееся, зависящее от среды, в которой находится ребенок, от характера обучения, от процесса умственного труда. Задача учителя заключается, прежде всего, в том, чтобы развивать ум ребенка, его мыслительные процессы, опираясь на принципы информационного взаимодействия:
- принцип тезауруса (словаря), т.е. обеспечение одинакового смыслового толкования терминов, понятного для всех участников диалога языка общения;
- принципа фасцинации (привлекательности). Современный урок - это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Такой урок можно создать за счет следующих условий:
а) личности учителя (очень часто даже скучный материал, мастерски объясняемый учителем, хорошо усваивается);
б) содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
в) методов и приемов обучения.
Овладение соответствующими приемами, разнообразными техниками помощи, облегчения учебы становятся главным в работе учителя.
- принцип майевтики (творческой деятельности учащихся под руководством учителя, сотворчества педагога и школьников) как результат реализации первого и второго принципов.
В современных условиях учитель должен избавиться от комплекса «главного звена» в передаче знаний. Знание как идеальное образование не может быть непосредственно передано одним субъектом другому - оно может быть выработано субъектом в результате собственной активности. Деятельность учителя, прежде всего, направлена на развитие ценностных ориентаций субъекта, его целей и мотивов, на творческое применение накопленных знаний, способностей и т.д. Принцип майевтики успешнее реализуется при учете следующих условий:
- самостоятельности учащихся;
- индивидуального темпа работы;
- получения знаний (информации) из различных дополнительных источников;
- еще более эффективно - при использовании различных педагогических технологий.
Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса является одним из условий реализации креативных способностей.
Для успешной реализации креативных способностей я широко использую метод проектов, который создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося и метод игры, так как когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства.
В рамках используемых приёмов, направленных на развитие самостоятельных навыков, я использую разнообразные виды заданий и упражнений. На моих уроках дети выполняют следующие виды проектов:
1. Реферативные - учащиеся пишут рефераты по темам: «Традиции и обычаи», «Праздники», «Города», «Промышленность», «Особенности английского образа жизни».
2. Конструктивно - практические проекты: делают коллаж, ведут дневник наблюдения погоды.
3. Игровые ролевые проекты: разыгрывают игры, ставят постановки по текстам сказок, материалам учебника, рекомендованного для домашнего чтения, например: «Приключение Тома Сойера».
4. Информационные и исследовательские проекты, например: «Географическое положение, промышленность, сельское хозяйство Новосибирской области».
5. Издательские проекты: «Портрет моей семьи», «Мои друзья и я», путеводители: «Русские традиции», «Приезжайте к нам в Новосибирск».
6.Сценарные проекты: «Ночь Роберта Бёрнса», «Пасха по - европейски», «Рождественский вечер».
7.Творческие работы: Создание киноролика «Моё кино».
Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную. На уроках я провожу следующие игры: пресс - конференции, интервью, телемосты, разыгрывание ситуаций: «В магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте». Учащиеся разыгрывают различные ролевые ситуации:
а) представитель фирмы рекламирует свою продукцию;
б) представитель турагентства рекламирует турпоездку в Новосибирск, в Лондон, зимние туры;
в) студенты вуза представляют своё учебное заведение на ярмарке профессий;
г) «авторы» рекламируют лучшую книгу сезона. В современных педагогических технологиях успешно реализуются принципы информационного взаимодействия, результатом которых является творческая самореализация личности.
Я уверена, что, развивая творческий потенциал школьников, учитель тем самым развивает свои творческие способности.