• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Рабочая программа для 5 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка авторов И. Н. Верещагиной и О. В. Афанасьевой

Рабочая программа для 5 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка авторов И. Н. Верещагиной и О. В. Афанасьевой

Раздел Иностранные языки
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-тематическое планирование

1 .Класс 5

2.Учитель Васильева В.А.

3. Тематическое планирование в основной школе рассчитано на 5 часов в неделю, 175 часов в год.

4.Количество учебных недель за год - 35

5. В четверть

1четверть- 45

2четверть -35

3четверть-50

4четверть-45

6.Контрольные работы -

1четверть-_2

2четверть--1

3четверть-_1

4четверть-_2

Статус рабочей программы. Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по английскому языку с учетом авторской программы по английскому О.В.Афанасьевой, И.В. Михеевой, Н.В. для школ с углубленным изучением английского языка

В учебно-методический комплект входят:

1.Учебник: ВерещагинаМ.З., О.В.Афанасьева., Английский языкV для 5 класса. - Просвещение, 2011. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по иностранному языку и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

2.Пособия для учащихся:

1)Верещагина И.В.., О.В.Афанасьева., «Английский языкV», Рабочая тетрадь. - Просвещение, 2012.

2)Аудиодиск к учебнику английского языка «Английский языкV».

3.Литература для учителя:

ВерещагинаМ.З., О.В.Афанасьева, Книга для учителя с поурочным планированием к УМК «Английский языкV», Просвещение, 2009.




















Пояснительная записка

Данная программа предназначена для обучения школь­ников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского языка на основе линии учебно-методических комплектов «Английс­кий язык» авторов И. Н. Верещагиной, Т. А. Притыкиной, О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой.

Рабочая программа по английскому языку разработана для обучения в 5классе МБОУ татарская гимназия №15 г. Казани с углублённым изучением отдельных предметов на основе:

Авторской программы Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., Языковой Н.В. для общеобразовательных учреждений II - XI классов и школ с углубленным изучением английского языка. Издательство «Просвещение», 2010г.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Английский язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка авторов И.Н.Верещагиной и О.В.Афанасьевой. Москва. "Просвещение», 2011 год. В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, тетрадь с проверочными работами по грамматике английского языка (автор Барашкова Е.А. Издательство «Экзамен», 2010г.) Учебник разрешен к использованию согласно перечню учебников, утверждённых приказом Минобрнауки РФ. Учебные пособия издательства «Экзамен» допущены Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на основании приказа № 729.

Программа рассчитана на 175 часов учебного времени, в т. ч. количество часов для проведения контрольных работ 5. Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы, определён учебным планом татарской гимназии №15 г.Казани и соответствует базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации .

Цели обучения английскому языку

Согласно федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и принятому за основу межкультурному подходу изучение иностранных языков в этих школах направлено на формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений и отношений в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.

Речевая компетенция - готовность и способность учащихся осуществлять межкультурное общение в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письменной речи), планировать своё речевое и неречевое поведение.

Языковая компетенция - готовность и способность учащихся применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.

Социокультурная компетенция - готовность и способность учащихся строить своё межкультурное общение на основе знания культуры народа страны, стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев, в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; готовность и способность сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, объяснять эти различия представителям другой культуры, т.е. быть медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.

Компенсаторная компетенция - готовность и способ­ность учащихся выходить из затруднительного положения и процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.

Учебно-познавательная компетенция - готовность и способность учащихся осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приёмами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения английскому языку в данной линии учебно-методических комплекта реализуются в процессе формиро­вания, совершенствования и развития межкультурной коммуникативной компетенции в единстве её составляющих.

Говоря об общеобразовательной цели обучения ИЯ, необходимо иметь в виду три аспекта цели: общее, филологичес­кое и социокультурное образование.

Общее образование в рамках курса углублённого изучения английского языка нацелено на расширение общего кругозора учащихся, знаний о мире во всём многообразии его проявлений в различных сферах жизни: политической, экономической, бытовой, этнической, мировоззренческой, художественной культуре. Оно обеспечивается разнообразием фактологических знаний, получаемых с помощью разнообразных средств обучения, научных, научно-популяр­ных изданий, художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, в том числе и Интернет.

Филологическое образование нацелено на расширение и углубление знаний школьников о языке как средстве общения, его неразрывной связи и непрерывном взаимодействии с культурой, орудием и инструментом которой он является, о языковой системе, неоднородности и вместе с тем самодостаточности различных языков и культур, универсалии в языке и культуре, о человеке как о языковой личности и особенностях вторичной языковой личности, изучающей иностранные языки и культуры; дальнейшее совершенствование умений оперирования основными категориями и терминами приме­нительно к лингвистическому и культурологическому анализу языков и культур, развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка.

Филологическое образование обеспечивается:

а) сравнением родного и изучаемого языков, учетом и опорой на родной, русский язык (в условиях работы в национальных школах) и первый иностранный язык

б) сравнением языковых явлений внутри изучаемого языка;

в) сопоставлением явлений культуры контактируемых социумов на основе культурных универсалий;

г) овладением культурой межличностного общения, конвенциональными нормами вербального и невербального по­ведения в культуре страны/стран изучаемого языка.

Социокультурное образование нацелено на развитие мировосприятия школьников, национального самосознания, общепланетарного образа мышления; обучение этически приемлемым и юридически оправданным политкорректным формам самовыражения в обществе; обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащих к различным вероисповеданиям. Социокультурное образование обеспечивается широким применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны/стран изучаемого и родного языков, фотографий, путеводителей, карт, объявлений плакатов, меню, театральных и концертных программ и других артефактов, систематическим использованием и звукового пособия, страноведческих и художественных видеофильмов на английском языке.

Развивающий аспект цели обучения английскому языку на основе данных УМК состоит в развитии учащихся как личностей и как членов общества.

Развитие школьника как личности предполагает:

- развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей (восприятия, памяти, мышления, воображения);

- развитие умений самостоятельно добывать и интерпретировать информацию;

- развитие умений языковой и контекстуальной догадки, переноса знаний и навыков в новую ситуацию;

- развитие ценностных ориентации, чувств и эмоций;

- развитие способности и готовности вступать в иноязычное межкультурное общение;

- развитие потребности в дальнейшем самообразовании в ИЯ.

Развитие учащихся как членов общества предполагает:

- развитие умений самореализации и социальной адаптации;

- развитие чувства достоинства и самоуважения;

- развитие национального самосознания.

Решение поставленных задач обеспечивается обильным чтением текстов различных функциональных стилей (художественных, научно-популярных, публицистических) и аудированием, обсуждением поставленных в тексте проблем, обменом мнений школьников как на основе прочитанного и услышанного, так и на основе речевых ситуаций и коммуни­кативных задач, предполагающих аргументацию суждений по широкому кругу вопросов изучаемой тематики. Сопоставление явлений изучаемой и родной культуры во многом способствует формированию и развитию национального самосознания, гордости и уважения к своему историческому наследию, более глубокому осмыслению роли России в современном глобальном мире, что, безусловно, оказывает большое влияние на формирование поликультурной личности школьников.

Достижение школьниками основной цели обучения английскому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к об­щению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как сред­ством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями.

Овладение английским языком, и это должно быть осознано учащимися, в конечном счёте, ведёт к развитию более глубокого взаимопонимания между народами, к познанию их культур, и на этой основе, к постижению культурных ценностей и специфики своей культуры и народа её носителя, его самобытности и месте собственной личности в жизни социума, в результате чего воспитывается чувство сопереживания, симпатии, толерантного отношения к проявлениям иной, «чужой» культуры.

Основной целью первого подэтапа основного общего образования (V-VII классы) является более целенаправленное развитие коммуникативной компетенции у учащихся. При этом больше внимания уделяется обучению устной речи в её монологической и диалогической формах. Также значительно расширяется круг ситуаций речевого общения. Более разнообразными становятся ситуации по странам изучаемого языка. Изучение культур стран изучаемого языка происходит в процессе сопоставления с культурой России. С этой целью в УМК широко представлены материалы по России, её политической, экономической и духовной жизни, что спосо­бствует совершенствованию социокультурной компетенции учащихся. Большое место занимают проблемы более общего характера (экологии, среды обитания, роли человека в ней, искусства, спорта и т.п.).

В процессе обсуждения данной проблематики учащиеся решают более сложные речевые задачи, связанные с выражением своего мнения, аргументацией суждений. Дальнейшее развитие получают умения в диалогической речи с учётом особенностей социолингвистических факторов коммуникативной ситуации. На данном подэтапе получают дальнейшее развитие умения в аудировании, чтении и письменной речи. Значительно увеличивается объём прочитанного или прослу­шанного текста. Происходит овладение стратегиями аудирования с пониманием основного содержания, детального по­нимания и понимания необходимой информации аудиотекстов. При обучении чтению учащиеся также овладевают умениями ознакомительного, изучающего и поискового чтения. На данном этапе получает дальнейшее развитие компенсаторная

В процессе обсуждения данной проблематики учащиеся решают более сложные речевые задачи, связанные с выражением своего мнения, аргументацией суждений. Дальнейшее развитие получают умения в диалогической речи с учётом особенностей социолингвистических факторов коммуникативной ситуации. На данном подэтапе получают дальнейшее развитие умения в аудировании, чтении и письменной речи. Значительно увеличивается объём прочитанного или прослу­шанного текста. Происходит овладение стратегиями аудирования с пониманием основного содержания, детального по­нимания и понимания необходимой информации аудиотекстов. При обучении чтению учащиеся также овладевают умениями ознакомительного, изучающего и поискового чтения. На данном этапе получает дальнейшее развитие компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.

Учитывая особенности данного этапа, объема часов, отводимых на изучение языка в V-VII классах, УМК предполагает овладение учащимися уровнем А2 «Допороговый», но для отдельных видов речевой деятельности, например чтения, возможно достижение уровня В1 «Пороговый продвинутый». Подобная асимметрия в достижении уровня владения языком возможна и для наиболее одаренных школьников.

Предложенный в УМК языковой и речевой материал, тексты для чтения и аудирования, предполагающие активное вхождение в культуру стран изучаемого языка и свою собственную, обилие речевых упражнении и творческих зада­ний, направленных на решение многообразных коммуникативных задач, обеспечивают овладение языком на уровне В1.


Общая характеристика учебного предмета "Иностранный язык"

В авторскую программу дополнены следующие темы, которых нет в примерной программе, но имеются в учебнике: «Время. Часы. Минуты», «Цвет вокруг нас. Качественные характеристики предметов», «Дни недели», «Профессии, занятия людей», «Мой день», «Человек и его дом».

В программе изменено распределение базисного грамматического материала, это объясняется тем, что авторы УМК считают основной задачей тщательную отработку предлагаемых лексико-грамматических структур и навыков чтения, что может быть освоено учащимися за счёт несколько более сниженного темпа введения грамматического материала.

Программа конкретизирует содержа­ние предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изу­чения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей уча­щихся, межпредметных и внутрипредметных свя­зей.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и интегративных знаний, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций доступных обучающимся 5 классов и способствующих самостоятельному изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений.

Иностранный язык (в том числе английский) вхо­дит в общеобразовательную область "Филология". Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информа­ционных технологий) требуют повышения комму­никативной компетенции школьников, совершен­ствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета "Иностранный язык" как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение предмета "Иностранный язык" состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и меж­культурное общение с носителями языка.

Иностранный язык как учебный предмет харак­теризуется:

  • межпредметностью (содержанием речи на ино­странном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например литературы, искус­ства, истории, географии, математики и др.);

  • многоуровневостью (с одной стороны, необхо­димо овладение различными языковыми сред­ствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

  • полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения све­дений в самых различных областях знаний). Являясь существенным элементом культуры народа - носителя данного языка и средством пе­редачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира.

Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку.

Обучение иностранному языку (английскому) в основной школе должно обеспечивать преем­ственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о ми­ре, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изу­чения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоя­тельности и самоутверждению, формируется изби­рательный познавательный интерес.


Описание места предмета «Английский язык» в учебном плане


Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение английского языка в 5 классе отводится не менее 102 часов, из расчета 3 ч в неделю. Примерной программой предусмотрено для изучения английского языка в 5 классе 102 часов, из расчета 3 часа в неделю. Учебным планом МАОУ СОШ № 19 предусмотрено для изучения английского языка в 5 классе 102 часов (3 часа в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с примерным тематическим планированием, предложенным авторами программы, и рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю, исключая праздничные даты). В программе нет точного указания на количество часов, отведенное на изучение каждого раздела в 5 классе, поэтому в рабочей программе распределение часов по каждому разделу сделано самостоятельно. Расположение тем полностью соответствует программе и соответствует их распределению в учебнике И.Н Верещагина, О.В. Афанасьева «Английский язык. Учебник для 5класса.».- Изд. Москва «Просвещение» 2012. Календарно-тематическое планирование составлено на 102 часа (3 часа в неделю, исключая праздничные даты), 3 часа - на контроль навыков аудирования, 3 часа - на контроль навыков чтения, 3 часа - на контроль навыков говорения, 3 часа - на контроль навыков письма,3 часа -на проверку грамматики.

Образовательное учреждение осуществляет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности, а также режим учебной и внеучебной деятельности. Для реализации индивидуальных потребностей учащихся образовательное учреждение может увеличить количество учебных часов, ввести дополнительные учебные курсы (в соответствии с интересами учащихся, в том числе социо-, меж-, этнокультурные курсы), а также работу во внеурочное время Теоретическую основу данного курса составляют идеи личностно-деятельностного, когнитивно-коммуникативного и межкультурного подходов к обучению английскому языку, которые определили систему методических принципов, положенных в основу организации и управления учебным процессом.

Стержнем процесса обучения английскому языку в рамках данных УМК является коммуникативность, которая реализуется через построение процесса обучения как модели реальной межкультурной коммуникации на основе принципов речевой направленности, интеграции и дифференциации процессов формирования речевых навыков и развития речевых умений, сознательности и активности, доступности и посильности, индивидуального подхода.

Принцип речевой направленности предусматривает использование иностранного языка как средства общения и формирование у учащихся умения соотносить языковые средства с определенной ситуацией, задачами и условиями общения с опорой на социокультурные знания о странах изучаемого языка; структурирование учебного процесса как процесса решения познавательно-коммуникативных задач для реализации информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной функций общения; преимущественно речевой характер упражнений, речевое партнерство учащихся и учителя, использование английского языка как средства общения на уроке.

Принципы интеграции и дифференциации в работе над аспектами языка предполагают одновременное формирование произносительных, лексических и грамматических навыков на одном материале (речевом образце) в процессе обильной тренировки и вместе с тем дифференцированный подход к обучению различным аспектам языка, что определяет специфику используемых учителем типов и видов упражнений в зависимости от трудностей языкового материала (фонетического, лексического, грамматического), подлежащего усвоению.

Принцип интеграции в работе по развитию речевых умений предполагает комплексное развитие различных видов речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения и письменной речи, так как в процессе их становления происходит их взаимовлияние (развитие умений чтения и аудирования на базе усвоенного в говорении языкового и речевого материала, активизация устного общения на основе прочитанного или прослушанного текста). Вместе с тем специфика речевых механизмов различных видов речевой деятельности предполагает различные технологии обучения продуктивным (говорение и письменная речь) и рецептивным (чтение и аудирование) видам речевой деятельности. Кроме того, подобная дифференциация необходима и при обучении монологической и диалогической речи, а также при обучении различным видам чтения (с пониманием основного содержания, с полным пониманием и выборочным пониманием нужной и интересной информации текста).

Принцип сознательности и активности предусматривает осознанное восприятие, осмысленную тренировку языкового и речевого материала и осознанное его применение в процессе решения коммуникативных задач. Сознательное ознакомление, тренировка и применение языкового и речевого материала обеспечиваются средствами зрительной наглядности, переводом, сравнением с аналогичными явлениями в родном языке; объяснением грамматического материала с помощью различных видов правил: ориентирующих замечаний, правил-инструкций, правил-обобщений, с помощью контекста, четкой постановки речевых задач в процессе организации тренировки в условно-речевых упражнениях и речевой практики в аудировании, говорении, чтении и письменной речи. Особо хотелось бы подчеркнуть важность учета и опоры на родной язык обучающихся в процессе обучения фонетической, лексической и грамматической сторонам речи, а также опоры на знания родной культуры в процессе ознакомления и осмысления особенностей культуры страны изучаемого языка.

Принцип активности предполагает речевую активность обучающихся в различных видах речевой деятельности, широкое использование игровой, проектной, компьютерной технологий, развитие автономии и самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

Принцип посильности и доступности предполагает тщательный отбор фактов языка, подлежащих усвоению. С одной стороны, учебный материал должен быть образцом современного аутентичного языка (однако адаптированного определенным образом в учебных целях особенно на начальном этапе обучения) в его британском варианте. Это касается как текстов, предназначенных для чтения, так и текстов для аудирования. С другой стороны, объем предлагаемого для усвоения материала строго лимитирован в соответствии с возможностями учащихся, особенно на первом этапе обучения. Весь изучаемый материал предлагается небольшими порциями, максимально повторяется и тщательно отрабатывается с помощью значительного количества тренировочных упражнений.

В соответствии с данным принципом авторами сформулировано положение о неспешном усвоении учебного материала, что, к примеру, предусматривает несколько больший срок для обучения формам такого грамматического времени, как past simple (три первые года обучения), и введение перфектных времен, в частности present perfect, лишь на четвертом году обучения . Ибо, как показывает опыт, настоящее совершенное время (present perfect) усваивается учащимися лишь в том случае, если они достаточно прочно усвоили past simple, чтобы в дальнейшем эти времена не смешивались. В соответствии с этим авторы несколько изменили последовательность введения новых языковых явлений по сравнению с тем, что обычно рекомендуют разработчики примерных программ.

Принцип индивидуализации предусматривает учет личностных (жизненный опыт, склонности, интересы, мировоззрение, статус личности в коллективе), индивидных (уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, тип нервной деятельности), субъектных особенностей учащихся (уровень сформированности учебных навыков и умений ученика как субъекта деятельности, индивидуальный стиль деятельности) в их единстве и взаимосвязи.

Особенности содержания курса также обусловлены спецификой развития школьников. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению английскому языку позволяют учитывать те изменения в развитии учащихся основной школы, которые характеризуют переход от детства к отрочеству. Это влечет за собой возможность интегрировать в процесс обучения английскому языку знания из различных предметных областей и формировать межпредметные навыки и умения. При этом в предлагаемом курсе учитываются изменения в мотивации учащихся. Поскольку школьники данной возрастной группы характеризуются большей самостоятельностью, в учебно-методические комплексы этой линии включаются задания по осуществлению самостоятельного контроля и оценки своей деятельности, самостоятельного поиска информации, выведения правил на основе анализа языковых фактов и процессов, постановки цели и т. д.

Таким образом, особый акцент ставится на развитии личности школьника, его воспитании, желании заниматься самообразованием, развивать универсальные учебные действия на основе владения ключевыми компетенциями. В конечном итоге это ведет к появлению у учащихся потребности пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, что оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию и толерантности между представителями различных культур.

В зависимости от соответствующего выбора тем или иным образовательным учреждением форм организации учебно-познавательной деятельности, возможно некоторое увеличение количества учебных часов на изучаемый иностранный язык. Это обычно делается для реализации индивидуальных потребностей учащихся за счет введения дополнительных учебных курсов (в соответствии с интересами учащихся). Данные курсы могут иметь социокультурную направленность, межкультурный или этнокультурный характер. В некоторых случаях это предполагает проводимую во внеурочное время работу, поскольку режим учебной и внеучебной деятельности также зависит от выбора образовательного учреждения.

Содержание английского языка как учебного предмета является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности, формирует у школьников систему научных понятий и соответствующие им способы действий, создает необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. Такая качественно новая форма мышления выступает операционно-технической базой перехода учащихся от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раскрывает новые возможности развития познавательной, коммуникативной, эстетической, предметно-преобразующей (технико-технологической) деятельности на основе ценностно-смысловой ориентации личности в мире и обществе, развития самосознания и целеполагания, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Значительная роль в формировании нового типа учебной деятельности в основной школе принадлежит программе формирования универсальных учебных действий, конкретизированной в отношении возрастных особенностей учащихся. При этом формирование всех видов универсальных учебных действий обеспечивается в ходе усвоения всех тем курса английского языка. Вместе с тем английский язык как учебный предмет, кристаллизующий в себе социокультурный опыт определенных видов деятельности, предоставляет различные возможности для формирования учебных действий. Английский язык как учебный предмет создает зону ближайшего развития для познавательной деятельности и соответственно развития познавательных учебных действий; для коммуникативной деятельности и соответствующих ей учебных действий и т. д.

Соответственно требования к личностным, метапредметным и предметным результатам (целям) обучения для английского языка как учебного предмета определяются тем, какие именно виды деятельности превалируют в данном учебном предмете. Требования к результатам обучения в примерной программе описаны на уровне конкретных личностных, метапредметных и предметных действий, которыми должен овладеть учащийся в итоге освоения программы по английскому языку.

Английский язык играет одну из основных ролей среди учебных предметов, изучаемых в школе, в формировании коммуникативных навыков школьников. На занятиях создается качественно новая форма общения, основным содержанием которой выступает установление и поддержание отношений с другим человеком как личностью на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. Развитие общения требует качественно нового уровня овладения средствами общения, в первую очередь речевыми. Самоопределение в системе ценностей и формирование основ мировоззрения в отношении мира, культуры, общества, системы образования создают основу формирования гражданской идентичности личности и готовят к выбору профильного обучения для построения индивидуальной образовательной траектории.

Учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности - теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Формируется основа умения рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, оперировать гипотезами; мыслить абстрактно-логически (в словесном плане). Развитие рефлексии выступает как осознание собственных интеллектуальных операций, речи, внимания, памяти, восприятия и управление ими.

На занятиях по английскому языку происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обусловливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи).



Содержание обучения

Содержание обучения включает следующие компоненты:

1. Сферы общения (темы, ситуации, тексты). Предлагаемые данной программой ситуации являются конкретной реализацией заданного стандартом содержания образования по английскому языку.

2. Навыки и умения коммуникативной компетенции:

- речевая компетенция (умения аудирования, чтения, говорения, письменной речи);

- языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и навыки оперирования ими);

- социокультурная компетенция (социокультурные знания и навыки вербального и невербального поведения);

- компенсаторная компетенция (знание приёмов ком­пенсации и компенсаторные умения);

- учебно-познавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приёмы учебной работы).

Предметное содержание речи

V класс (четвертый год обучения)

Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации для повторения:

1.Я и моя семья-9ч. (Personal Identification).

2.Распорядок дня -9ч.(Daily Life)

3.Свободное время -8ч.(Free Time)

4.Путешествия-10ч. (Travelling)

5.Различные страны и традиции-1ч. (So Many Countries So Many Customs)

Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации:

1.Мир вокруг нас (The World Around Us)-48ч.

Континенты и страны; национальности; языки; столицы ведущих держав мира; англоязычные страны; английский язык - язык международного общения; некоторые особенности английского языка в США. Экологические проблемы окружающей среды; животный и растительный мир: исчезающие виды растений и животных; загрязнение воздуха, земли и воды, 22 апреля - день Земли.

2. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The Geography and Political Outlook of the UK).-25ч.

Географическое положение; воды, омывающие островное государство; два главных острова Британских островов; основные части Британских островов и их столицы; нации, населяющие Соединенное Королевство; основные языки; флаг и основные символы королевства; политические институты Великобритании; монархия, королевская семья; парламент, его палаты; понятие «Содружество наций», правительство Соединенного Королевства; стиль жизни в Великобритании.

3. Проблема здравоохранения. Забота о здоровье человека. (Health and Body Care).-24ч.

Здоровье человека; симптомы болезней; части тела человека; посещение врача; название типичных недомоганий; обсуждение самочувствия; посещение аптеки; забота о здоровье; практические советы по поддержанию формы; занятия спортом как необходимая составляющая хорошей физической формы.

4. Спорт в жизни человека (Sports and Games)-15ч.

Виды спорта и спортивные игры, распространенные в России и Великобритании; национальные команды; известные спортивные турниры и соревнования; летние и зимние виды спорта.

5. Покупки (Shopping)-16ч.

Наименование продуктов; различные виды магазинов; меры веса; типичные упаковки (bar, carton, tin, jar etc.); поход в продуктовый магазин, общение с продавцом; британские деньги; американские деньги; российские деньги; поход в промтоварный магазин.

Речевая компетенция.

Виды речевой деятельности

Аудирование

Обучение аудированию предполагает овладение различными стратегиями аудирования: а) с пониманием основного содержания, б) с выборочным пониманием и в) с полным пониманием текста. При этом предусматривается овладение следующими умениями:

- выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание;

- понимать тему и факты сообщения;

- вычленять смысловые вехи;

- понимать детали;

- выделять главное, отличать от второстепенного;

- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Говорение

Диалогическая речь

В V-IX классах продолжается развитие речевых умений диалога/полилога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-побуждения к действию, диалога - обмена мнениями с соблюдением норм речевой культуры, принятых в стране изучаемого языка, на основе новой тематики и расшире­ния ситуаций официального и неофициального общения.

Учащиеся продолжают совершенствовать умения ведения диалога/полилога этикетного характера в стандартных ситуациях общения, используя адекватные речевые клише-умение приветствовать, начинать, поддерживать разговор, деликатно выходить из него, заканчивать общение; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них, выражать благодарность; вежливо переспрашивать, приглашать, отказываться, соглашаться; извиняться и реагировать на извинения, выражать свои чувства и эмоции (радость, печаль, заинтересованность, равнодушие.

Продолжается овладение диалогом-побуждением к действию, предполагающим умения обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ её выполнить; давать совет и принимать/не принимать его; приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться принять в нём участие.

Большое внимание уделяется обучению диалогу/полилогу (дискуссия, спор или унисон, обмен мнениями), формированию умений выражать свою точку зрения, мнение по обсуждаемому вопросу, выражать согласие/несогласие с мнением партнёра; высказывать одобрение/неодобрение относительно мнения партнёра.

На данном этапе предполагается вариативное использование известных типов диалогов, их комбинирование. Например, диалог-расспрос в сочетании с диалогом-побуждением и диалогом - обменом мнениями и т.п.

Монологическая речь.

Большое внимание уделяется развитию умений делать краткие сообщения о фактах и событиях, используя такие типы речи, как повествование, сообщение, описание; изла­гать основное содержание прочитанного с опорой на лексику текста и его структуру и аргументировать своё отношение к прочитанному; обосновывать или объяснять намерения, планы, поступки, излагать содержание полученной из текста для аудирования информации, кратко пересказывать сюжет фильма или книги, выражать своё мнение в связи с прочитанным и прослушанным текстом; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; сопоставлять явления культуры контактируемых языков, пояснять различия в культурах, делать презентации результатов выполненного проектного задания.

Чтение

Чтение и понимание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение).

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного и/или одноязычного толкового словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное со­держание речи для V-IX классов, отражающее особенности культуры стран изучаемого языка.

Предполагается формирование следующих умений:

- определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению фрагментов текста;

- выделять смысловые вехи, основную мысль текста;

- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

- вычленять причинно-следственные связи в тексте;

- кратко и логично излагать содержание текста;

- оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур.

Чтение с полным пониманием текста (изучающее чтение) осуществляется на несложных аутентичных материалах, прагматических текстах, ориентированных на предметное содержание речи на этом этапе. Предполагается овладение следующими умениями:

- полно и точно понимать содержание текста на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного анализа, использования главным образом англо-русского словаря и овладеть приёмами поиска слов в толковых словарях;

- кратко излагать содержание прочитанного;

-интерпретировать прочитанное - выражать своё мнение, соотносить со своим опытом.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интере­сующей информации (просмотровое/поисковое чтение) предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся инфор­мацию для дальнейшего использования в процессе общения или расширения знаний по проблеме текста/текстов.

В процессе овладения данными видами чтения формируются умения:

- определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению фрагментов текста;

- выделять смысловые вехи, основную мысль текста;

- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

- вычленять причинно-следственные связи в тексте;

- кратко, логично излагать содержание текста;

- оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур;

- интерпретировать прочитанное - выражать своё мнение, соотносить со своим опытом.

Письменная речь

На данном этапе происходит совершенствование сформированных навыков письма и дальнейшее развитие умений:

- делать выписки из текста;

- составлять план текста;

- писать поздравления с праздниками, выражать пожелания (объёмом до 30 слов, включая адрес);

- заполнять анкеты, бланки, формуляры различного вида, излагать сведения о себе в форме, принятой в стра­не/странах изучаемого языка (автобиография/резюме);

- составлять план, тезисы устного/письменного сообще­ния, в том числе на основе выписок из текста;

- писать личное письмо (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях жизни и делах, выражать просьбу и благодарность, свои суждения и чувства, описывать свои планы на будущее);

- овладеть первичными умениями написания эссе.

Языковая компетенция. Языковые знания и навыки оперирования ими

Орфография

Правила чтения, орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка, соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога и слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными, ударение в слове, фразе, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Лексическая сторона речи

V класс

  1. Объём лексического материала в V классе составляет более 1250 единиц, из них 200-250 новых лексических единиц для продуктивного усвоения.

  1. Основные словообразовательные средства:

- деривационная модель Adj + -th (warm - warmth, long -length, wide - width, strong- strength);

- деривационная модель N + -ese (China - Chinese, Vietnam - Vietnamese);

- деривационная модель N -4- -an (Canada - Canadian, Australia -Australian);

- деривационная модель V'+ -able (imagine - imaginable, read - readable, move - movable, break - breakable etc.);

- деривационная модель Adj + -ness (white - whiteness, polite - politeness, ill - illness, weak - weakness);

- деривационная модель Adj + -у (cloud - cloudy, salt -salty, rain - rainy).

3. Субстантивация прилагательных (the British, the English, the Welsh, the Irish etc,).

  1. Полисемантические слова (bell - 1) колокол 2) звонок; change - 1) менять 2) делать пересадку; conductor - 1) ди­рижёр 2) кондуктор),

  2. Синонимы (Ш. - sick, high - tall, among - between).

  3. Антонимы (easy - difficult, good - bad, dirty - clean, beginning -- end etc.).

  4. Омонимы (hour our, there - their, hare - hair).

  5. Глаголы, которые управляются предлогами (ask for, agree to, depend on, apologize for, arrive at/in, belong to, hap­pen to etc.).

  6. Лексика, представляющая определённые трудности в употреблении (watch - clock, cabbage - cabbages, clothes - clothing, to be ill - to be sick, arm - hand, leg - foot, finger
    - toe).

10. Лексические единицы, обозначающие части целого (a carton of cream, a bag of flour, a loaf of bread, a bar of chocolate, a tin of fruit, a can of lemonade, a jar of jam etc.).

11. Речевые клише, которые включают в себя:

- разговорные формулы приветствия

Morning. Good morning. Good evening.

- разговорные формулы прощания

So long. See you soon. See you tomorrow. Have a nice a day. Have fun.

- разговорные формулы, позволяющие высказать при­глашение, сделать предложение

How about going to ... ?

I feel like playing chess.

Can you come over to my party tomorrow?

I'd like to take you to the Bolshoi on Wednesday.

- разговорные формулы выражения благодарности

Thank you for your help.

That was awfully kind of you.

Thanks.

That is just what I wanted.

My pleasure. It was nothing.

Glad that I could help.

- разговорные формулы, позволяющие вести беседу за столом

What would you like to have? What kind of salad would you like? How do you like (want) your coffee? Could you pass the salad, please? I haven't decided yet. I think I'll have the same. Here it is. Here you are.

- разговорные формулы, позволяющие обсуждать вку­сы, склонности людей

I like it.

I really like it very much.

I like it when it rains.

I like it when my mother reads to me.

- разговорные формулы, позволяющие обсуждать погоду

It's a nice day today, isn't it? Fine weather we are having today.

Грамматическая сторона речи

V класс

I. Морфология

1. Имя существительное

- исчисляемые и неисчисляемые имена существительные в восклицательных предложениях; нулевой артикль с исчисляемыми именами существительными во множественном числе, а также с неисчисляемыми существительными в восклицательных предложениях (What tall trees! What deep snows!);

- особенности функционирования существительного hair в современном английском языке;

- использование артиклей с именами существительными, обозначающими названия языков (English, Spanish, но the English language, the Spanish language);

- использование неопределенного артикля с именами существительными, обозначающими отдельных представителей наций (a Russian, an Englishman, an American);

- использование определенного артикля для коллективного названия наций (the English, the Russian, the French, the Chinese);

2. Имя прилагательное

- функционирование имен прилагательных в качестве определения (a red book) и именной части составного именного сказуемого (The boy is tall. She feels bad.)

3. Местоимение

- возвратные местоимения (myself, himself, ourselves, themselves etc.);

- Неопределенные местоимения (one/ones, anyone, someone);

- отрицательные местоимения (no, none, no one, neither);

- обобщающие местоимения (all, every, everybody, everything, both, either, either, another, each);

- абсолютная форма притяжательных местоимений (mine, ours, yours, theirs etc.).

Особенности функционирования абсолютных притяжательных местоимений в речи (Our flat is bigger than yours. Your house is small, ours is even smaller. Give your pen, please. Mine won't write.);

4.Наречие

- место наречий в предложении;

- многосложные наречия (generally, occasionally) и их место в предложении;

- наречие rather, используемое для уточнения прилагательных (rather interesting) и других наречий (rather well);

5. Глагол

- обобщение материала; видовременные глагольные формы следующих групп:

Simple (Present, Past, Future)

Progressive (Present, Past, Future)

Perfect (Present, Past, Future)

Perfect progressive (Present, Past, Future)

- использование вспомогательных глаголов для построения вопросов и отрицаний в различных грамматических временах;

- бифункциональность глагола to be и его использование в качестве :

а) смыслового глагола (John is in London.);

б) глагола - связки (He is ten. He is a pupil);

- бифункциональность глаголов to have, to do и их использование в качестве:

a) смысловых глаголов ( I have a pen. I do it every day.)

б) вспомогательных глаголов (I have done it. He doesn't live in Spain);

- сопоставление оборота (have got) и глагола to have при передачи семантики обладания;

- построение составного именного сказуемого с глаголами (sound, smell, taste, feel) (The music sounds loud. The rose smells sweet.);

- глаголы (to hear, to love, to see, to wish, to want, to hate, to prefer, to know, to understand, to forget, to seem, to believe, to remember, to recognize, to feel), используемые в

Present Simple для описания действия или процесса, происходящего в момент речи (What do you prefer? I don't believe it. I love you.);

- особенности функционирования глагола to feel при описании самочувствия

(I feel bad. How are you feeling now?);

- особенности функционирования глаголов в Present Perfect (durative); наречие always как маркер данного времени (I have always wanted to visit London. We have always been proud of you.);

- глаголы в Future Simple, Present Progressive для описания действий и процессов, происходящих в будущем (I like this book. I will buy it. What are you doing this Monday? When is James arriving?);

- оборот to be going to как вариативный способ будущего времени (Is she going to travel by car?);

- оборот used to для выражения повторяющегося действия в прошлом в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях; особенности функционирования данного оборота речи;

- форма Past Progressive в утвердительных и отрицательных предложениях и вопросах различных типов; сопоставление времен Past Simple и Past Progressive;

- модальные глаголы should, ought (to) для передачи идеи желательности/нежелательности какого-либо действия (You should do it. You shouldn't speak that loudly);

- страдательный залог; основные случаи употребления форм глаголов в Present Simple Passive, Past Simple Passive, Future Simple Passive); образование отрицаний и вопросов в предложениях с глаголами в пассивном залоге;

- косвенная речь; перевод предложений из прямой речи в косвенную; правило согласования времен при переводе предложений из прямой речи в косвенную (He said: "I have written the letter.> He said he had written the letter. Etc.); вопросы в косвенной речи; повелительные предложения в косвенной речи.

Примерное тематическое планирование

Повторение (Round-Up Lessons) - 47 часов.

Информация о себе. Повседневная жизнь. Свободное время. Путешествия. Страны.

Мир вокруг нас (The World Around Us) - 48 часов.

Континенты и страны; национальности; языки; столицы ведущих держав мира; англоязыч­ные страны; английский язык - язык мирового общения; некоторые особенности английского :ка в США. Экологические проблемы окружающей среды; животный и растительный мир: ис-щие виды растений и животных; загрязнение воздуха, земли и воды; 22 апреля - день Земли.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The Geography and olitical Outlook of the UK) - 25 часа.

Географическое положение; воды, омывающие островное государство; два главных остро-Британских островов; основные части Великобритании и их столицы; нации, населяющие Со-ненное Королевство; основные языки; флаг и иные символы королевства; политические ин-туты Великобритании; монархия, королевская семья; парламент, его палаты; понятие «Со-ужество наций»; правительство Соединенного Королевства; стиль жизни в Великобритании. Проблемы здравоохранения. Забота о здоровье человека (Health and Body Care) - 24 часов. Здоровье человека; симптомы болезней; части тела человека; посещение врача; названия личных недомоганий; обсуждение самочувствия; посещение аптеки; забота о здоровье, прак-еские советы по поддержанию физической формы; занятия спортом как необходимая состав-ющая хорошей физической формы.

Спорт в жизни человека (Sports and Games) - 15 часов.

Виды спорта и спортивные игры, распространенные в России и Великобритании; нацио-альные команды; известные спортивные турниры и соревнования; летние и зимние виды спорта.

Покупки (Shopping) - 16 часа.

Наименования продуктов; различные виды магазинов; меры веса; типичные упаковки (bar, on, tin, jar etc.); поход в продуктовый магазин, общение с продавцом; британские Деньги; аме-иканские деньги; российские деньги; поход в промтоварный магазин.

Социокультурная компетенция

На втором этапе обучения страноведческий материал значительно расширяется и приобретает не только информационный, но и воспитательный характер, так как многие тексты, предназначенные для чтения, содержат в себе страноведческую информацию как о странах изучаемого языка, так и о России, что даёт возможность развивать умения межкультурной компетенции. Учащиеся знакомятся заново и продолжают знакомство с:

- государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном);

- достопримечательностями Великобритании, США и России;

- праздниками, традициями и обычаями проведения праздников Рождества, Пасхи, Нового года, Дня святого Валентина, Дня благодарения и других в Великобритании, Австралии, США, России;

- известными людьми и историческими личностями;

- системой общего и высшего образования;

- географическими особенностями и государственным устройством стран изучаемого языка и России;

- культурной жизнью России и стран изучаемого языка, их литературой и кинематографом;

- любимыми видами спорта;

- флорой и фауной;

- фольклором, поэзией, песнями.

Дальнейшее формирование лингвострановедческой ком­петенции предполагает:- знакомство с различными видами национально-маркированной лексики: реалиями, фоновой и коннотативной лексикой и овладение умением сопоставлять культурологичес­кий фон соответствующих понятий в родном и английском языках, выделять общее и объяснять различия (например, первый этаж - ground floor (BrE), first floor (AmE);- овладение умением поздравлять с различными общенациональными и личными праздниками;- овладение умением более вежливого общения;- овладение умением решать определённые коммуникативные задачи в английском языке: выражение предпочте­ния и неприятия, удивления, инструктирование, выражение предложений, их принятия и непринятия, выражение своей точки зрения, согласия и несогласия с ней.

Социокультурная компетенция учащихся формируется в процессе межкультурного общения, диалога/полилога культур, что создаёт условия для расширения и углубления знаний учащихся о своей культуре в процессе сопоставления и комментирования различий в культурах.

Компенсаторная компетенция

На втором этапе продолжается совершенствование и развитие компенсаторных умений, начатое в начальной школе. Кроме этого, происходит овладение следующими новыми компенсаторными умениями говорения: употреблять синонимы, описывать предмет, явление, прибегать к перифразу, использовать словарные замены, игнорировать сказанное партнёром и непонятое, пояснять мысль доступными средствами, включая жесты и мимику, обращаться за помощью, переспрашивать.

Особое внимание на данном этапе уделяется формирова­нию компенсаторных умений чтения:

- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (интернациональные слова, словообразовательный анализ, вычленение ключевых слов текста);

- пользоваться двуязычным и толковым англоязычным словарями;

- прогнозировать основное содержание текста по заголовку или выборочному чтению отдельных абзацев текста;

- использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, картинки, фотографии, шрифтовые выделения, комментарии, подстрочные ссылки);

- игнорировать незнакомую лексику, реалии, грамматические явления, не влияющие на понимание основного со­держания текста.

Учебно-познавательная компетенция

В процессе обучения английскому языку в V-IX классах осуществляется дальнейшее совершенствование сформированных на первом этапе навыков и приёмов учебной деятельности, формирование и развитие новых, что обусловлено усложнением предметного содержания речи, расширением проблематики обсуждаемых вопросов и требует от учащихся умения самостоятельно добывать знания из различных источников. На данном этапе предполагается овладение следу­ющими умениями:

- работать с двуязычными и толковыми одноязычными словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой;

- ориентироваться в иноязычном письменном и аудио-тексте, кратко фиксировать содержание сообщений, составлять субъективные опоры для устного высказывания в виде ключевых слов, объединённых потенциальным контекстом, зачина, концовки, отдельных предложений;

- использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста;

- пользоваться поисковыми системами уajioo.com.ask.com, google.com, wikipedia.ru и др.; находить нужную информацию, обобщать и делать выписки для дальнейшего использования в процессе общения на уроке, в сочинениях, эссе, проектах;

- выполнять контрольные задания в формате ЕГЭ;

- участвовать в проектной работе, оформлять её результаты в виде планшета, стенной газеты, иллюстрированного альбома и т.п.



Описание места предмета «Английский язык» в учебном плане

Предмет «Английский язык» будет изучаться в 2015-2016 учебном году в 5«Б». Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с учебным планом Татарской гимназии № 15 (по пять учебных часов в неделю в 5 классе). Итого: 175 часов в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Рабочая программа предусматривает формиро­вание у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: исполь­зование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных уча­щимся 5 классов и способствующих самостоя­тельному изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специаль­ных учебных умений, таких, как нахождение клю­чевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; уме­ние пользоваться двуязычными словарями; участ­вовать в проектной деятельности межпредметного характера.

Школьный курс английского язык - системообразующий. Так же предмет английский язык интегрируется с дисциплинами: литература, русский, география и история, ИЗО, художественный труд, ОБЖ, физкультура, математика, информатика, экономика.

Таким образом, различные аспекты предмета английский язык пронизывают все области знаний, представленные в системе общего образования.

В результате изучения английского языка в 5 классе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Результаты обучения

Результаты обучения английскому языку в 5 классов изложены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям мировой культуры.

Личностными результатами изучения курса «Английский язык» в 5 классе являются:

  • формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

  • осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

  • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

  • стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;

  • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты в данном курсе развиваются главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования.

Метапредметными результатами изучения курса «Английский язык» в 5 классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

  • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

  • строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • работать с прослушанным/прочитанным текстом: определить тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

  • осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

  • осознанно строить своё высказывание в соответствие с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

  • решать проблемы творческого и поискового характера;

  • самостоятельно работать, рационально организовывать свой труд в классе и дома;

  • контролировать и оценивать результаты своей деятельности

  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

  • расширение общего лингвистического кругозора пятиклассника;

  • формирование проектных умений:

  • генерировать идеи;

  • находить не одно, а несколько вариантов решения;

  • выбирать наиболее рациональное решение;

  • видеть новую проблему;

  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

  • работать с различными источниками информации;

  • планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;

  • собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования ;

  • оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);

  • сделать электронную презентацию.

Коммуникативные УУД:

  • готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:

  • выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;

  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

  • спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

  • уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;

  • уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

  • уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • проявлять уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;

  • уметь, адекватно реагировать на нужды других, в частности окатывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Специальные учебные умения (СУУ):

  • читать на АЯ с целью поиска конкретной информации;

  • работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями АЯ;

  • пользоваться различными опорами: грамматическими схемами, речевыми образцами, ключевыми словами, планами и др. для построения собственных мыслей

  • читать на АЯ с целью детального понимания содержания;

  • читать на АЯ с целью понимания основного содержания;

  • понимать английскую речь на слух с целью полного понимания содержания;

  • понимать общее содержание воспринимаемой на слух информации на АЯ;

  • понимать английскую речь на слух с целью извлечения конкретной информации;

  • работать с лексическими таблицами;

  • понимать отношения между словами и предложениями внутри текста

  • работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью;

  • кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста;

  • догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам, контексту;

  • организовывать работу по выполнению и защите творческого ого проекта;

  • работать с англо-русским словарём: находить значение многозначных слов,

  • пользоваться лингвострановедческим справочником;

  • переводить с русского языка на английский;

  • использовать различные способы запоминания слов на ИЯ;

  • выполнять тесты в форматах "Multiple choice", "True/False", "Matching", "Fill in" и др

Наименование разделов учебной программы «Английский язык» и характеристика основных содержательных линий:

Курс построен на основе четырех содержательных линий:

  1. коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности;

  2. языковые средства и навыки оперирования ими;

  3. социокультурные знания и умения.

  4. общеучебные и специальные учебные умения.

Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат владения английским языком на данном этапе обучения

Говорение

Обучающиеся научатся рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного.

Аудирование

Обучающиеся научатся понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов и выделять для себя значимую информацию; понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные

Чтение

Обучающиеся научатся читать аутентичные с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

Письменная речь

Обучающиеся научатся заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец, делать выписки из текста.



Языковые средства

Обучающиеся научатся применять правила чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Обучающиеся научатся произносить и различать на слух все звуков английского языка; соблюдать правильное ударения в словах и фразах, членить предложения на смысловые группы, соблюдать правильную интонацию в различных типах предложений.

Обучающиеся расширят объем продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавитсяя около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.

Обучающиеся расширят объем значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладеют новыми грамматическими явлениями.



Социокультурные знания и умения.

Обучающиеся получат знания национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка., научатся применять их в различных ситуациях.

Обучающиеся познакомятся с реалиями стран изучаемого языка, получат представление об особенностях образа жизни, быта, культуры, о сходстве и различиях в традициях.

Обучающиеся научатся понимать роль владения иностранными языками в современном мире.

Учебно - методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

Процесс обучения осуществляется на основе учебно-методического комплекта, который включает следующие компоненты: учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, звукового пособие и книгу для учителя, тетрадь с проверочными работами по грамматике Учебник является ядром УМК, и систематическая работа с ним учащихся в классе и дома является обязательной.

Рабочая тетрадь органически связана с учебником и предназначена для управления самостоятельной работой учащихся дома. В зависимости от уровня языковой подготовки уча­щихся и других условий работы в группе часть упражнений рабочей тетради может быть выполнена в классе. Важно особо подчеркнуть необходимость систематической проверки учителем выполненных учащимися домашних заданий.

Звуковое пособие предназначено как для работы на уро­ках, так и для самостоятельной работы учащихся дома. В связи с этим представляется важным, чтобы каждый ученик имел копию звукового пособия. Если это невозможно, то необходимо иметь достаточное количество его копий в школьном кабинете английского языка, где учащиеся, у которых нет собственного диска, могли бы выполнить домашнее задание. Звуковое пособие является обязательным компонентом УМК для успешного овладения иностранным языком учащимися.

Книга для чтения - важнейшее учебное пособие для развития умений чтения, так как ограниченное количество часов, отводимых базисным учебным планом для школ с углуб­лённым изучением английского языка, в принципе не может обеспечить успешное овладение этим значимым для современного человека видом речевой деятельности на уроке. Успех овладения умениями чтения напрямую зависит от объёма и интенсивности домашнего чтения.

Книга для учителя является важнейшим средством, позволяющим эффективно управлять учебным процессом. Поэтому очень важно, чтобы учитель прежде всего познакомился с авторской концепцией обучения в рамках данного курса и старался следовать ей. Книга для учителя не ограничивает творчества учителя. Авторы дают лишь общие методические рекомендации по блокам, которые учителя реализуют в зависимости от тех условий, в которых они работают. Учителю необходимо следовать предлагаемому в книге тематическому плану, в котором определяется количество часов для изучения каждого блока, содержание языкового и речевого материала, предназначенного для усвоения, перечень заданий для развития видов речевой деятельности, формы контроля и рекомендуемые средства обучения.

Тетрадь с проверочными работами «Грамматика английского языка»

В тетрадь включены проверочные задания для контроля усвоения грамматического материала пятого класса. Проверка проводится в конце каждого триместра, Каждая работа имеет 4 варианта. Дома учащиеся готовятся к проверочной работе, просматривая все варианты. На уроке преподаватель сообщает какой именно вариант следует сделать. Учащиеся выполняют задание, вырезают страницу из тетради и сдают ее на проверку. Проверочные работы можно использовать и в дидактических целях.

Список учебной литературы:

1. Программы общеобразовательных учреждений 2 - 11 классы. Английский язык. Школа с углублённым изучением английского языка./ О.В.Афанасьева, И.В. Михеева, Н.В. Языкова. - М. Просвещение, 2010

2. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. - М.: Просвещение, 2009

3. Учебник английского языка / с приложением звукового пособия- аудио курс на CD (MP3), 5 класс./ И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева.- М.: Просвещение»,2011.

4. Книга для учителя. Английский язык, 5класс./ И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева. -

М.: Просвещение»,2010.

5. Рабочая тетрадь. Английский язык, 5 класс./ О.В.Афанасьева, И.В. Михеева - М.: Просвещение, 2012.

6. Тетрадь с проверочными работами по грамматике английского языка./ Е.А.Барашкова - Издательство «Экзамен», 2012г.

7. Книга для чтения. Английский язык, 5 класс./ О.В. Афанасьева -

М.: Просвещение»,2010.


© 2010-2022