Отчет для аттестации, 2008г

Предлагаемая работа - текст творческого отчета для защиты на вторую квалификационную категорию к аттестации, которую проходила в 2008 году. Заявленная методическая тема - "Использование метода проектов в обучении английскому языку в среднем звене". Цель работы: поиск эффективного способа повышения мотивации учащихся. Во время выступления аттестационной комиссии были предложены для наглядности папки с творческими работами обучающихся. Темы творческих работ, указанные в тексте, соответствуют юнита...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В межаттестационный период ставила перед собой следующую цель:

Поиск эффективного способа повышения мотивации учащихся через внедрение новой методики (метода проектов) с целью развития креативности учащихся и получения ими достаточной устной практики для формирования необходимых навыков и умений при обучении английскому языку.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- освоение теории метода проектов

- применение метода проектов на уроках

- развитие у учащихся способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта

- формирование таких учебных компетенций, как: планирование действий и времени; оценка результатов своей деятельности; развитие навыков совместного труда; точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме; исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии

- изучение влияния метода проектов на уровень мотивации учащихся при изучении английского языка

В современном мире система образования должна формировать новые качества - инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность

Термин «компетенция» имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Применительно к образовательной области это - обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и даст возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.(Каверина И.И.,2007)
Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Одним из наиболее ярких методов компетентностного подхода является метод проекта.

Проектная технология получила в настоящее время широкое распространение в различных предметных областях, в том числе в области изучения иностранного языка и культуры, как личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве (co-operative learning).

Проектная технология позволяет актуализировать собственно учебно-познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создает условия для развития креативности учащегося, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса.

Метод проектов (технология проектов) - это одна из технологий в обучении, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса.

По существу проектная технология - это взаимодействие в ходе обучения и обучение в системе социального взаимодействия, при котором учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли (организатора, лидера, исполнителя и др.) и приучаются, готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия.

Популярность проектной технологии как среди учащихся, так и среди преподавателей ИЯ и её перспективность объясняется, с нашей точки зрения, прежде всего тем, что проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. Причем комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать единую картину мира, «собирая» для этого свои знания «из разных ящичков своего банка данных». Это означает, что осваиваемые в учебном процессе знания, навыки и умения перестают быть «ничейными», «разрозненными», они органично присваиваются учащимися. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для учащегося, личностно мотивированным.

Как отмечают современные психологи, нынешнее падение интереса к обучению объясняется разрывом процесса обучения, его содержания, методов и организации с реальными мотивами обучения.

Наиболее реальный путь формирования мотивации у учащихся - это обращение к действительно интересным для них проблемам, создание условий самореализации и самоутверждения в близкой им среде. Лишь тогда знания, понятия, ценности, приобретенные в школе, становятся значимыми, когда они находят воплощение в реальной жизни.

Мы работаем по учебнику New Millennium English в 5, 6, 7, 8, 9 классах. Материал в данном учебнике поделен на юниты, в конце каждого идет урок - проект. Очень удобно то, что в учебнике прописан порядок работы над проектом.

Конечно же, все оговаривается с учащимися и учитель корректирует, направляет работу учащихся. Первым этапом идет определение темы проекта. Преимущественно, это тема связанная с изученным материалом, так как по этому учебнику мы занимаемся только третий год. Учебники новые и учащиеся должны достаточно к ним привыкнуть, привыкнуть к способу подачи новой информации, грамматики, методам их закрепления и повторения.

Мне, как учителю, на данном этапе необходимо спланировать соответствующую структуру уроков для отработки или повторения необходимой лексики, грамматических явлений, предварительно стараясь привлечь учащихся для выявления необходимой лексики (они могут назвать ее по-русски или на иностранном языке).

Нужно предложить примерные вопросы для обсуждения или предложить учащимся выявить их, помочь поставить цели проекта, стимулируя активность учащихся.

Вторым этапом идет работа по формированию групп. Учащиеся распределяют роли среди членов группы, определяют долю каждого в подборе информации, определяют этапы разработки проекта. При работе над первыми проектами можно помочь в затруднительной ситуации и предложить роли для членов группы, но обязательно спрашивая мнение участников группы.

Следующий этап непосредственно связан с исследованием по проблеме.

На данном этапе ребята учатся подбирать информацию, анализировать собранный материал, учащиеся проявляют активность самостоятельность, креативность, целеустремленность.

При работе над проектом, точнее при подготовке к выполнению проекта на уроках иностранного языка мы тренируем лексику, грамматику.

Презентация. Это отчет учащихся о полученных результатах. Кроме того, это возможность для ребят научиться слушать других, корректно задавать вопросы и высказывать свое мнение. Во время обсуждения ребята учатся высказывать свое мнение, выслушивать своих одноклассников. Учимся в каждой работе сначала искать положительное, а потом то, с чем мы не согласны, отмечать не очень удачные моменты работ, но скорее в форме совета, нежели отрицания. Учащиеся овладевают культурой общения.

И наконец, общая оценка работы над проектом, оценка работы каждого, планирование дальнейшей работы в изучении языка, в участии каждого учащегося в подготовке следующего проекта. Важно оценить степень участия каждого, высказать и выслушать общее впечатление от работы, обсудить возникшие трудности. Как правило, ребята отмечают, что в группе, даже в паре, работу выполнять легче и интереснее, появляются новые идеи, в группе всегда можно распределить обязанности, исходя из интересов и способностей.

Метод проектов очень интересный, но требующий большой, качественной подготовки не только ученика, но и учителя. Учителю важно направить работу учащихся, создать ситуацию развития для каждого учащегося, предвидеть возможные трудности, подсказать, как и где найти выход из такой ситуации; спланировать работу на уроке так, чтобы это было не просто изучение темы, а непосредственная помощь при создании проекта (т.е. подготовительные упражнения).

Примеры юнитов и тем проектов: «Я в мире», «Изобретения», «Страна, где я живу», «Открываем себя», «Расследование детективной истории», «Выдающиеся люди»; «Наш хрупкий мир» (экология), «Путешествие в Австралию», «Книги, которые я читаю», «Наша страна».

Что касается результатов обучения в классах, где я работаю, можно сказать следующее: есть классы, которые относительно стабильно идут из года в год, есть классы с изменениями в процентных показателях качества обучения и причины могут быть разные: это и переход из одной смены в другую, и переходный возраст, отсюда часто вытекает ослабевание мотивации, и смена классного руководителя , есть классы со слабой учебной мотивацией. Тем не менее, многие ребята видят в творческих работах, проектах прекрасную возможность получить хорошую отметку и улучшить свой четвертной и годовой результат, а также возможность проявить себя, показать себя и свои возможности.

Мы находимся еще в самом начале этого трудного, но интересного и полезного пути - освоения метода проектов. На данном этапе преимущественным видом проекта является творческая работа. Учащиеся с удовольствием выполняют эту работу, т.к. проект - работа личностно-ориентированная. Это прекрасная возможность рассказать о себе, своих друзьях, своих интересах. В будущем планируем практиковать создание проектов на интересные, актуальные для учащихся темы, но отвлеченные от тем юнитов, представленных в учебнике, это могут быть не только творческие работы, но и работы проблемного, исследовательского характера. Виды проектов существуют разные, в дальнейшем планирую работать и с другими видами.

(По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области обучения ИЯ.

Конструктивно-практические проекты - Construction and Practical Project, например, коллаж, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание.

Игровые - ролевые проекты - Role and Games Project, например, разыгрывание игры, драматизация или сочинение собственной пьесы.

Информационные и исследовательские проекты - Information and Research Project, например, «Английский язык и его использование как языка международного общения», «Изучение региона или какой-либо страны».

Проекты конкретного социологического обследования - Survey Projects, например, «Использование английского языка в моей стране»

Издательские проекты - Production Projects, например, «Портрет моего класса», «Школьная стенная газета»

Сценарные проекты - Performance and Organizational projects, например, «Ток - шоу»

Творческие работы - Creative works, например, свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык.)

Кроме того, хотелось бы больше внимания уделить мониторингу успеваемости учащихся. Как одну из трудностей в работе над данной темой могу отметить желание отдельных учащихся работать над проектами не меняя вида деятельности.

Использованная литература:

1. Полат Е. С. Проектная методика // Иностранные языки в школе - 2000 - № 2

2. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе -2000 - № 3 - с.3-9

3. УМК «Английский язык нового тысячелетия», авторов Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонковой и др.)


© 2010-2022