Развитие коммуникативных умений на уроке иностранного языка

Развитие коммуникативных умений на уроках иностранного  языка.  Развитие коммуникативных умений на уроках иностранного  языка.  Развитие коммуникативных умений на уроках иностранного  языка.  Развитие коммуникативных умений на уроках иностранного  языка.  Развитие коммуникативных умений на уроках иностранного  языка.   Развитие коммуникативных умений на уроках иностранного  языка.  Развитие коммуникативных умений на уроках иностранного  языка.  Развитие коммуникативных умений на уроках иностранн...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие коммуникативных умений на уроках иностранного языка

В процессе обучения студенты должны овладеть иностранным языком как средством общения и уметь им пользоваться в устной форме. Устная форма включает понимание звучащей речи на слух-аудирование и выражение своих мыслей на иностранном языке - говорение. Аудирование, говорение, чтение - это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы у студентов для общения в устной форме.

Коммуникативная направленность определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Обычно начинают обучать говорению с основ, то есть со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования. студенты не говорят из-за стеснительности, боязни совершить ошибку, боязни чрезмерной критики. Что может предпринять преподаватель? Необходимо создать атмосферу доброжелательности и доверия. Возможно, не стоит исправлять все ошибки в речи студентов, если они не нарушают коммуникацию. Над грамматической стороной речи целесообразнее поработать на уроке формирования грамматических навыков. Кроме того, нельзя позволять студентам резко критиковать друг друга. Для того чтобы речь была речью по сути а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении.

Источники создания мотивации (по классификации В.П. Гурвича):

  • Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

  • Мотивация успеха - если предмет "удается", то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранного языка значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

  • Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

  • Эстетическая мотивация - многие методисты высказывают мысль о том, что студенты должны изучать иностранный язык не только потому, что им нужно знать язык, а потому что изучение языка- удовольствие.

  • Инструментальная мотивация - исходя из работы мозга, темперамента каждый студент имеет свои любимые формы и виды работ. Учет инструментальной мотивации состоит в том, чтобы дать возможность каждому студенту выразить себя в любимом виде работ.

Виды речевой деятельности можно классифицировать на:

  1. высказывания несамостоятельные как по форме, так и по содержанию (повторение слов)

  2. высказывания самостоятельные по содержанию (клише)

  3. высказывания самостоятельные по форме, несамостоятельные по содержанию (пересказ, реферирование)

  4. высказывания самостоятельные по форме и по содержанию, то есть те случаи, когда студенты находят объект для говорения и высказывания о нем.

Для того чтобы развивать устную речь, необходимо создавать определенные условия - это знание темы, владение соответствующим языковым материалом, понимание ситуации и наличие стимула для высказывания. Материал для развития устной речи должен усваиваться до степени полной автоматизации во всех его употребительных формах. Далее при обучении говорению очень важно учитывать соотношения его важнейших форм монолога, диалога и полилога. Эти формы сосуществуют и переходят одна в другую. Монолог выстраивает один человек, во всех случаях говорящий является автором своего высказывания. Диалоги различают стандартные и свободные. Стандартные диалоги обслуживают типовые ситуации (кассир-покупатель, врач-больной), свободные диалоги бывают следующих типов (интервью, расспрос, беседа). Весьма распространенным вариантом диалога является полилог. Наиболее подходящим приемом развития полилога являются различные формы ролевых игр.

Для начального этапа обучения иностранным языкам наиболее эффективными и доступными являются такая форма как ролевая игра. Еще одной формой группового общения близкой к подлинному общению является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные интересы для студентов вопросы. Используются коллективные формы работы, парные, групповые, проектные формы работы, где успех каждого материализуется в успехе всей группы.

Таким образом, какие бы приемы не использовались для формирования и развития устной речи зависит не только и даже не столько от объема лексического материала, сколько от моментов психологических. Поэтому необходимо помочь студентам преодолеть этот барьер, после чего начнется развиваться речевая деятельность.

Однако на деле не всегда бывает все идеально, зачастую возникают проблемы. Так, например:

  • Нечего сказать по обсуждаемой теме/проблеме. Не хватает языковых или речевых средств. Для решения данной проблемы необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана. Необходимо помнить, что уроки развития навыков говорения должны опираться на уже сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изученной темы. Студентам необходимо также знать и уметь использовать различные формы связи речи, речевые клише, союзы, вводные структуры. Необходимый набор языковых и речевых средств по обсуждаемой теме можно почерпнуть из тренировочных упражнений и грамотно подобранных текстов для чтения и аудирования. Большое значение имеют опоры (схемы, таблицы, планы с ключевыми словами и пр.) Так, при обучении монологическому высказыванию My working day, в качестве невербальной опоры учащимся можно предложить картинки по теме Daily Life. При обучении рассказу My birthday - ключевые слова - глаголы; Christmas- ключевые фразы-начала предложений.

  • Студенты не понимают речевую задачу. Для того чтобы этого не случилось на уроке, преподавтелю необходимо чётко представлять, какую разновидность монолога/диалога хотелось бы получить на выходе. Заранее сформулировать речевую установку, постараться сделать её лаконичной и краткой.

  • Один говорит - остальные молчат. Для того, чтобы все студенты имели как можно больше возможностей и времени для общения на ИЯ на уроке, надо шире использовать групповые и парные режимы на уроке; создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок и даже если говорит один человек, то остальные не выключены из работы, но выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, считают, зарисовывают. Так, при прослушивании монолога How I Celebrated New Year, разные группы студентовсчитают, сколько раз говорящий использует слово presents, New year, party. При прослушивании монолога Christmas, студентам можно дать следующую установку: слушать и подготовить по 2 вопроса выступающему - «студенту из Англии». При планировании уроков со значительной долей монологической речи, не следует забывать об установках на прослушивание для остальных студентов группы. Каждый студент в классе в любой момент урока четко осознаёт свою задачу, никогда не сидит без дела.

Разновидности монолога

  • Приветственная речь

  • Похвала

  • Порицание

  • Лекция

  • Рассказ

  • Характеристика

  • Описание

  • Обвинительная/оправдательная речь и др.

Любой монолог должен обладать следующими характеристиками:

  • Целенаправленность

  • Непрерывный характер

  • Логичность

  • Смысловая законченность

  • Самостоятельность

  • Выразительность

Самая важная и самая первая характеристика монолога - целенаправленность. Ведь прежде чем начать произносить монолог в реальной жизни человек хорошо понимает, зачем он это делает и произносит его только в том случае, если действительно считает это необходимым. При обучении монологу Christmas один из студентов является гостем из Англии и рассказывает своим «русским сверстникам» о самом главном празднике его страны. Остальные студенты задают ему вопросы, например « Did you go to Trafalgar square to look at the Christmas tree?», «Do you like to eat turkey? » и др.

Пути обучения монологу

В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения:

  1. «сверху вниз»

  2. «снизу вверх»

При обучении иностранному языку в начальной школе преимущественно используется путь «сверху вниз»- формирование монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ. Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д. Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Примеры заданий:

  • Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста.

  • Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.

  • Доказать, что…

  • Выбрать основную идею текста.

  • Кратко изложить содержание текста.

  • Рассказать текст от лица главного героя, злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и др.

  • Придумать другой финал.

Обучение диалогу

В обучении монологу и диалогу есть много общего, но тем не менее для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от особенностей ситуации, психологических особенностей личности учащихся, множества других факторов, но объективные трудности овладения диалогической речью обусловлены характеристиками диалога.

Можно выделить следующие характеристики диалога:

  • Реактивность - умение спонтанно реагировать на реплики партнера, умение реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств.

  • Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. Будь то монолог или диалог, именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи. Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.

Разновидности диалога

При обучении диалогу обычно выделяют две разновидности: свободные и стандартные (типовые). На начальном этапе обучения английскому языку используются в основном стандартные, типовые диалоги. К свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, то есть те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнёров жёстко не фиксируются социальными речевыми ролями.

Этапы работы с диалогом

  1. Преподаватель знакомит студентов с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога (выделены жирным шрифтом).

  2. Проигрывает запись диалога.

  3. Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи.

  4. Организует работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.

  5. Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги.

  6. Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи студентов.

  1. Формулирует речевую установку для творческих учебных диалогов по теме. Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных студентов.

  2. Планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность пар.

Обучение диалогу путем «снизу вверх»

Этот путь обучения диалогу предполагает, что у студентов по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Здесь может быть несколько вариантов:

  1. студентов не умеют читать и не могут воспользоваться приведенным образцом;

  2. уровень речевого развития достаточно высок, так что единый образец уже не нужен;

  3. предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество студентов.

Контроль и оценка умений говорения

Существует много форм и видов устного контроля. Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым. В первых двух случаях контроль имеет комплексный характер, охватывает различные языковые и речевые умения и навыки. Оценка при контроле навыков устной речи обычно выставляется:

  • за подготовленные дома монологи/диалоги;

  • за неподготовленные монологи и диалоги, которые преподаватель предлагает выполнить в группе;

  • в порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну - две реплики, если эти реплики действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения студентов дискурсивными умениями.

Итоговый же контроль подразумевает контроль как монологических, так и диалогических умений. Отсюда, как правило, во время ответа отвечают одновременно двое студентов, которые по очереди выполняют задания монологического характера, а затем вместе решают одну из поставленных задач, взаимодействуя на иностранном языке. Необходимо заранее определить тематику и формат контроля, чтобы и то и другое не явилось неожиданностью для студентов в конце срока обучения. Обучение данному виду речевой деятельности должно строиться с учётом требований итогового контроля, а тренировочные упражнения и задания должны моделировать аналогичные задания в рамках итогового контроля.



© 2010-2022