Авторская программа для работы с одаренными детьми «Поиск»

Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. То есть, от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?» К таким условиям мы относим, в первую очередь, реализацию индивидуальности личности обучающихся.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Паспорт программы

Название программы: «Поиск»

Нормативно-правовая база программы:

- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948;

- основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной

- Закон РФ «Об образовании» от 16.11.1997 года, с дополнениями от 05.03.2004;

- Закон РФ «Об образовании», 2004;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001;

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002;

- Программа развития МБОУ «Гимназия №1 им.Ч.Т.Айтматова пгт Кукмор», 2013-14г.г.

Устав МБОУ «Гимназия №1 им.Ч.Т.Айтматова пгт Кукмор», 2013-14г.г.


Разработчик: Ишмеева Г.Р., учитель английского языка

Год разработки: 2013-14 учебный год

Актуальность изучения проблемы развития одаренности учащихся.

Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося). Переоценка преподавания имеет несомненный приспособительный смысл лишь для жизни человека в неизменной природной и социальной среде. В современном мире, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями совершенно необходимо перенести акцент в процессе обучения с преподавания (с преподавателя) на учение (ученика), организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, что возможно лишь в условиях полной индивидуализации в обучении.

Вторым недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени: единой для всех: время на овладение программой, единая для всех длительность урока, для 30 учащихся единый темп ведения урока, обусловленный индивидуальностью учителя, но не учащихся. Слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учеников, и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.

Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества - сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога.

Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я и пытаюсь делать на своих уроках.

Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. То есть, от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?» К таким условиям мы относим, в первую очередь, реализацию индивидуальности личности обучающихся.

Основные цели программы работы с одаренными детьми.

Стратегическая цель программы: переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.

Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей аттрактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства гимназии для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель: развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи Программы:

Развивать одаренность обучающихся через оптимально сочетание основного дополнительного и индивидуального образования в образовательное пространство гимназии альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;

- стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;

- совершенствовать здоровье сберегающие и здоровье развивающие компоненты образовательного пространства гимназии;

- повышать уровень и качество гимназического образования через идеи гуманной и личностно ориентированной педагогики.

Этапы организации работы с одаренными детьми

Этапы организации

Цели работы

Формы работы

Мотивацион-ный

Развитие интереса одаренных учащихся к предмету посредством подбора индивидуальных занятий, вовлечение их в опережающее изучение

Классные и общешкольные концерты, изготовление творческих заданий(открыток, приглашений), проигрывание изучаемых ситуаций в реальной жизни.

Этап творческой деятельности

Вовлечение в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы, создание ситуаций для исследований

Постановки отрывков художественных произведений на сцене, конкурсы чтецов, защита проектов, создание проблемных ситуаций, экскурсий, лекции о культуре Татарстана и Британии, спорте, известных людях поселка, Татарстана и Британии

Этап вовлечения в исследова-тельскую деятельность

Совершенствование, развитие разнообразных методов для развития более высокого уровня умственных процессов, исследовательских навыков, навыков реферирования

Выполнение исследовательских проектов, интегрированные занятия по страноведению, проведение групповых тренингов

Этап индивидуальных исследо-ваний

Помочь в приобретении дополнительных знаний упором на методологию, учить оценивать результаты с точки зрения реальности, формировать личную точку зрения, умение получать обратную связь

Участие в научно- исследовательских конференциях,

фестивалях, конкурсах.

Планируемый результат реализации программы

Данная программа позволяет обеспечить целостный подход к много аспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.

В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство обучения иностранным языкам, учитывающие тенденции современной психолого-педагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:

  • разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;

  • создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми; функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.

Показатели эффективности реализации программы

работы с одаренными детьми.

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  4. Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Главные направления работы с одаренными детьми.

  • Совершенствование навыков говорения и развития речевых умений по английскому языку.

  • Подготовка к поступлению в языковые вузы по специальности английский язык.

  • Проведение встреч с студентами языковых вузов, выпускниками, посетившими страны изучаемого языка.

  • Изучение обычаев и традиций стран изучаемого языка.

Работа с одаренными детьми строится на принципах открытости и доверия и предполагает овладение как коммуникативной, так и межкультурной компетенциями. Учащиеся организуют свой досуг творчески, нестандартно, учатся сотрудничеству и умению жить в социуме, привыкают анализировать проблемы и переносить полученные навыки в реальные жизненные условия. Систематические занятия открывают новые перспективы и дают широкие возможности для:

  • реализации воспитательного потенциала учебного предмета «иностранный язык»;

  • стимулирования мотивации учения;

  • расширения сфер применения иностранного языка в качестве средства социального взаимодействия;

  • развития чувства патриотизма у учащихся;

  • лингвистического обеспечения межкультурной коммуникации

Наиболее популярные формы работы с

одаренными детьми.

Занятия по вопросам речевой коммуникации:

  • «Речевой этикет»

  • «Способы общения»

  • «Культура общения»

  • «Корреспонденция на английском языке»

  • «Искусство рассказчика»

  • конкурсы на лучшего рассказчика;

  • тренировочные занятия сценарного типа;

  • проведение экскурсий по поселку и городам республики;

  • встречи с носителями языка;

  • проекты по межкультурной тематике;

  • проведение праздников под рубрикой «В королевстве, где говорят по-английски»;

  • недели английского языка;

  • поэтические конкурсы.

Этапы организации исследовательской деятельности учащихся гимназии

  • Выявление учеников, желающих принимать участие в проектных и научно-исследовательских программах

  • Выбор и утверждение тем, предполагаемых исследований

  • Работа учащегося над проектом под руководством консультанта

  • Оформление результатов эксперимента

  • Экспертиза и рецензирование

  • Участие в школьных, районных, региональных научно-практических конференциях

Обучение основам научно-исследовательской деятельности.

Отличительной чертой современного гимназического образования является научно-исследовательская деятельность учащихся. В сравнении с типовой программой общеобразовательной школы гимназическая направленность требует не только более высоких учебных результатов, но и в не меньшей степени - поиска новых возможностей для повышения эффективности образования в контексте становления новой культуры общественных отношений.

Ведущая цель этого направления - развитие творческих способностей обучающихся в различных областях познания и деятельности через формирование навыков самостоятельного научного поиска. Исследовательская работа рассматривается как способ повышения познавательной активности и интеллектуального потенциала личности гимназиста, развивает воображение, интуицию, потребность в само актуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся выбору. Организация работы предполагает создание творческого коллектива «Учитель-Ученик», причем учитель может выступать как в роли консультанта-руководителя, так и в роли равноправного исследователя, соучастника выбранной совместно с учеником темы. Как правило, исследовательская работа начинается в 8-9 классе, причем учащиеся сами планируют сочетание индивидуальной, секционной и массовой форм обучения.

Индивидуальная работа - это самостоятельные занятия ребят с первоисточником, дополнительной литературой, выполнение конкретных заданий по теме научного исследования и деятельность объединяет учащихся, работающих по какому-либо общему направлению, теме. Это позволяет исследовать поставленную проблему с различных точек зрения. Работа в секциях предполагает постановку и проведение экспериментов, обсуждение рефератов, защиту научно-исследовательских, поисковых проектов и предложений. Массовая работа - это встречи со специалистами, проведение тематических мероприятий, экскурсий, олимпиад, конкурсов, конференций.

По мнению педагогов, приобщение школьников к научной деятельности как отрасли культуры оказывает существенное позитивное влияние на их духовно-нравственное и интеллектуальное становление.


Рекомендуемые темы исследований

  • Сравнительная характеристика английских и русских(татарских) сказок.

  • Сравнительная характеристика татарского (русского) и английского речевого этикета.

  • Картинная галерея как объект в изучении страноведения.

  • Заимствования английских терминов в русском (татарском) языке и русских(татарских) слов в английском.

  • Порог ментальности английских и российских школьников при соприкосновении культур.

  • Крылатые выражения, вошедшие в русский язык из произведений В. Шекспира.

Нейтральная лексика, как отражение развития современного английского языка.

Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности. В последнее время в ученической среде прослеживается повышение интереса к этой деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии. Несмотря на это - внеурочная работа учащихся - благоприятная почва для решения этих задач.

Научно-исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования:

  • повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы;

  • развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;

  • обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании Интернета - учит взаимодействовать с учителями и учеными.

Поэтому, одной из важнейших задач сегодня является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.

Организация научно-исследовательской деятельности старшеклассников в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным фактором: в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.

Данная работа рассчитана на тех школьников, которые проявляют интерес к иностранному языку и желают углубить и расширить свои теоретические знания по этому предмету.

Цель научно-исследовательской деятельности - формирование навыков работы с научной литературой, освоение методов научного исследования в лингвострановедческой области знаний.

Научно-исследовательская деятельность школьников позволяет перейти от школы памяти к школе мышления как необходимого условия развития таких проявлений деятельности, как творчество, воображение и фантазия. Широкое использование лингвострановедческого подхода к учебным материалам позволяет расширить кругозор учащихся и развивать их интерес к научно-исследовательской работе, формировать креативные способности, интеллектуальные умения и навыки.

Занятия по организации научно-исследовательской деятельности включают обучение учащихся выполнению действий по научно-исследовательской работе в соответствии с общими правилами научного исследования. Система действий школьника представляется:

  • выбором темы исследования;

  • выявлением проблемы исследования;

  • постановкой цели и задач, определение объекта и предмета исследования;

  • правильным выбором методики исследования, проведением эксперимента;

  • отбором и структурированием материала;

  • соответствием собранного материала теме и целям исследования.

Смысл технологии научного исследования заключается в том, чтобы помочь школьнику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм.

Педагогическое руководство научными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы. Особенностью научно-исследовательской являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование межпредметных связей, индивидуального подхода.

Исходя из этих целей формируются следующие умения: школьники должны научиться:

  • подбирать литературу по теме;

  • самостоятельно работать со справочной литературой, письменно фиксировать основное содержание прочитанного;

  • правильно оформлять цитаты, сноски и т.д.;

  • выступать кратко и развернуто по прочитанному;

  • оформлять выходные данные статьи;

  • составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме;

  • реферировать одну из прочитанных статей, писать реферат по 2-3 статьям;

  • обобщать результаты;

  • владеть методами исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;

  • различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа, наблюдение и др.);

  • методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, аналогия, моделирование и др.);

  • методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов (эксперимент, опытная работа);

  • эмпирические (наблюдаемые явления) и теоретические методы.

Способности школьника-исследователя формируются в деятельности, включающей исследовательские компоненты и специальные знания.

Овладение этими знаниями приводит к возникновению подлинных учебных мотивов, потребности в самостоятельном приобретении, пополнении и обновлении знаний, к становлению познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитания.

"Обучая других, обучаешься сам…", - понимая эту закономерность, школьник, изучивший что-либо, стремится рассказать об этом другим. Главный из ожидаемых результатов - развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков.

Примерный план работы с одаренными детьми во внеурочное время.

№п/п

Название мероприятия

Форма проведения

Цель мероприятия

1.

We like English!

Вечер встречи и знакомства

Организовать встречу одаренных детей.

2.

Do you know GB?

викторина

Развитие умений, навыков адекватного реагирования на вопросы о Великобритании.

3.

Little Red Hen

Постановка сказки

Развитие, совер-шенствование сценических умений и навыков

4.

Карнавал британских праздников

Тематический вечер

Воспитание уважительного отношения к культуре и традициям британцев, развитие навыков спонтанной речи учащихся

5.

Английские и татарские пословицы и поговорки

Интегрированное занятие

Развитие навыков художественного перевода пословиц и поговорок

6.

Ecology of Kukmor

Урок-конференция

Воспитание чувства гордости и ответствен-ности за свой родной город, знакомство с экологическим состоянием Кукмора, принятие решения о прове-дении мероприя-тий по защите родного города

7.

Встреча со сказками разных стран

Занятие путешествие в мир сказок

Познакомить учащихся с наиболее известными детскими сказками разных народов, формирование навыков выразительного чтения и устной речи при обсуждении прочитанного

8.

The Christmas Party

Тематический вечер

Развитие, совер-шенствование художественных способностей учащихся, навыков спонтанной речи

9.

The best and the first

Конкурс знатоков английского языка

Воспитание чувства уважения и коллективизма, развитие навы-ков быстрого адекватного реагирования на вопросы

10.

Sport in Tatarstan and in our gymnazium

Практическое занятие

Систематизиро-вать обобщить информацию о спортсменах гимназии и Татарстана, развитие навы-ков разработки проекта

11.

Halloween.It's traditions and custums.

Театрализованное представ-ление

Развитие сценических способностей, художественных способностей учащихся

12.

I will be healthy!

Ток -шоу

Развитие умений, навыков аудиро-вания аудентич-ной информации

13.

Звездный час

Игра соревнование

Развитие творческих способностей учащихся,

14.

Языковой марафон

Игра-соревнование

Вызывает интерес у учащихся, расширяет круго-зор и повышает мотивацию к дальнейшему изучению языка.

15.

Учимся писать письма зарубежным друзьям

Интерактив-ный урок

Развитие навыков письменной речи

16.

Речевой этикет Культура общения.

Тренировоч-ное занятие

Формирование навыков культур-ного общения с использованием речевых клише

17.

В королевстве, где говорят по английски.

Практическое занятие

Повышение интереса к предмету, воспи-тание уважения к культуре страны изучаемого языка

18.

«Мое я в науке»

Школьная научно-исследовательская конференция

Формирование навыков исследо-вательского характера, сбор информации, проведение исследований

19.

Районная научно- исследовательская конференция

Формирование навыков исследователь-ского характера, сбор информа-ции, проведение исследований

20.

«Паруса науки»

Республикан-ский фести-валь

Развитие иссле-довательских способностей

21.

«Я исследователь»

Республикан-ская научно- практическая конференция

Развитие, совер-шенствование исследователь-ских способнос-тей




Список одаренных учащихся по английскому языку

Рахимова Гузель

5

Мухамитов Ильяс

5

Шакиров Ильназ

5

Салямова Аделя

7

Хаматдинова Аделя

7

Касимова Чулпан

Сайфуллина Алия

11Б

Гаврилова Ильзия

11Б

Отчет о проделанной работе с одаренными детьми на 2013014 учебный год

Олимпиады

Фамилия имя

Название мероприятия

Уровень

Место

Мухамитов И.

Олимпиада по английскому языку

школьный

I место

Шакиров И.

Олимпиада по английскому языку

школьный

IIместо

Рахимова Г.

Олимпиада по английскому языку

школьный

IIIместо

Касимова Ч.

Олимпиада по английскому языку

школьный

I место

Сайфуллина А.

Олимпиада по английскому языку

школьный

Iместо

Гаврилова И.

Олимпиада по английскому языку

школьный

IIместо

Касимова Ч.

Олимпиада по английскому языку

муниципальный

Vместо

Гаврилова И.

Олимпиада по английскому языку

муниципальный

IVместо

Сайфуллина А.

Олимпиада по английскому языку

муниципальный

Призер, IIместо

Сайфуллина А.

Олимпиада «Интелло»

всероссийский

Участник IV место

Сайфуллина А.

Универсиада школьников

межрегиональный

Призер, IIIместо

Научно-практические конференции

Касимова Ч.

Конференция исследовательских работ обучающихся «Мое Я в большой науке»

республиканский

Победи-тель

Сайфуллина А.

III республиканский открытый фестиваль творческих идей для одаренных учащихся

республиканский

IIместо

Сайфуллина А.

XVПоволжская научная конференция учащихся имени Н.И.Лобачевского

всероссийский

Победи-тель


Методическое сопровождение при работе с одаренными детьми

Папка «Подготовка к ЕГЭ и олимпиадам»

28

© 2010-2022