Программа внеурочной деятельности Школа бережливых наук

Данная программа создавалась  с опорой на принципы и методы развивающего обучения, выведенные Л.В.Занковым. Принципиальная особенность этой системы состоит в том, что она нацелена на достижение оптимального общего развития каждого ученика. Работу  в системе дополнительного образования по программе «Школа бережливых наук» можно рассматривать как одно из средств развития ума, воли, чувств школьника  и надежную основу для усвоения ими знаний, умений и навыков.  Новизна программы состоит в том, что ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение
гимназия №11

Дзержинского района г. Волгограда


ШКОЛА БЕРЕЖЛИВЫХ НАУК

Программа дополнительного образования детей 9-10лет

Срок реализации - 2 года

Программа внеурочной деятельности Школа бережливых наук

Разработчик:
Львова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории


Волгоград, 2014г.

Пояснительная записка

Направленность программы «Школа бережливых наук» по содержанию является социально-экономической, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - групповой, по времени реализации - двухгодичной.

Данная программа создавалась с опорой на принципы и методы развивающего обучения, выведенные Л.В.Занковым. Принципиальная особенность этой системы состоит в том, что она нацелена на достижение оптимального общего развития каждого ученика. Работу в системе дополнительного образования по программе «Школа бережливых наук» можно рассматривать как одно из средств развития ума, воли, чувств школьника и надежную основу для усвоения ими знаний, умений и навыков.

Смысл использования данной программы заключается в создании такой системы работы, которая помогает продвижению учащихся в общем развитии: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, на совершенствование речи, мышления, творческих способностей, культуры чувств, видеть и понимать красоту окружающего мира, эмоционально- волевые проявления детей в процессе дополнительных занятий. Педагог должен видеть ученика как растущего человека, получающего всестороннее развитие. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности.

Новизна программы состоит в том, что приобретаемые на уроках окружающего мира знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности на занятиях по дополнительному образованию не только в стандартных ситуациях, но и тогда, когда требуется творческое отношение. Именно в таких ситуациях формируются навыки рационального использования природных ресурсов в условиях современной жизни. Данная программа по дополнительному образованию адаптирована к системе развивающего обучения и служит его продолжением. В отличие от окружающего мира, здесь затрагиваются вопросы, которых нет в учебном плане: как стать экономным, но при этом не навредить себе, соблюдая правила гигиены, как научиться быть бережливым хозяином, как сохранить природу и свое здоровье, обходясь без химических препаратов, так как сейчас очень много детей страдающих различными аллергическими реакциями. В процессе реализации данной программы можно использовать различные виды деятельности (проекты, исследовательские работы и т.д.). Учащимся могут быть предложены задания, связанные с контролем за потреблением электроэнергии и воды в школе и дома, опросы, исследования с целью поиска мер по сокращению потребления природных ресурсов, а также творческие работы по ресурсосбережению (рисунки, сочинения, стихи, сказки, плакаты, викторины и т.д.)

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • Учащиеся мало адаптированы к проблемам современной экологии и рациональному использованию природных ресурсов;

  • Наблюдается низкий уровень овладения практическими навыками заботы о своем здоровье;

  • Многие ученики не задумываются о будущих поколениях и живут по принципу «После нас хоть потоп».

Разработанная программа позволяет устранить наиболее актуальные проблемы:

  • Осознание себя, как части природы;

  • Рационально относиться к предоставляемым благам;

  • Предлагаемые темы помогут развитию у учащихся реального видения проблем экологии и рационального использования природных ресурсов;

  • Создание условий для формирования потребности бережного отношения к своему здоровью;

  • Обеспечение условий для развития творческих способностей, навыков самостоятельной работы.

Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее десятилетие, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества с нравственными, такими как честность, порядочность, гражданственность. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; как создается богатство и каковы его источники.

Образование в области рационального ресурсопотребления - это воспитание социальной и природоохранной ответственности, увлеченность в нужном и полезном деле.

Гармоничное развитие личности ребенка опирается на систему знаний. Она в данной программе включают в себя элементарные знания о неживой природе и ее влиянии на сохранении жизни на планете Земля. Человек-часть природы, от которого в значительной степени зависит ее сохранение. Эти знания должны приобрести эмоциональную окраску, для того, чтобы вызвать желание ребенка не только познать природу, но и вызвать чувство ответственности перед ней.

Программа состоит из 6 разделов. В первом и вторых разделах прием «Мозгового штурма» поможет определить цели и задачи для изучения данного курса в целом. Учащиеся должны усвоить свою зависимость от объектов неживой природы.

В разделах «Источники удовлетворения потребностей» и «Проблема выбора» дети знакомятся с различными компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления) и устанавливают их влияние на все сферы нашей жизни. Ценность этого материала состоит в том, что учащиеся, опираясь на жесткую зависимость от природы, должны сделать правильный выбор в сторону сохранения жизни на планете в пользу своих потомков. Для этого они изучают различные способы экономии природных ресурсов, проводя при этом различного рода исследования.

Раздел «Деньги» затрагивает вопросы экономики, где дети получают знания о необходимости учиться быть хозяином, при этом внося свою долю в семейный бюджет.

Последний раздел даёт дополнительную информацию о каждом компоненте окружающего мира и затрагивает вопросы экологии и заботы о своем здоровье. Они рассматриваются во взаимосвязи.

В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

В процессе обучения дети учатся наблюдать, обобщать, делать выводы, при этом они должны анализировать и находить рациональное решение экономичного ресурсопотребления.

Проведение различных исследований будет способствовать выработке самостоятельности, умению планировать свою деятельность, что, несомненно, скажется на развитии творческих способностей детей.

Получая новую информацию, учащиеся узнают много новых слов, за счет экономической терминологии происходит расширение словарного запаса.

В результате поисков различных способов экономии ресурсов, учащиеся смогут выбрать самый рациональный и приемлемый для своей семьи и проанализировать, насколько этот способ действительно надежный.

Учителю важно научить детей правильно использоваться природные ресурсы, при этом не навредить своему здоровью, строго соблюдать правила техники безопасности и правила личной гигиены.

Основной целью программы является углубленное изучение материала по окружающему миру, обеспечивающего развитие общей культуры потребления ресурсов, изучение материалов по сохранению семейного бюджета, обеспечивающих формирование уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам.

В процессе реализации программы необходимо решить следующие задачи:

  1. Способствовать осознанию учащимися неразрывного единства мира природы и человека;

  2. Стимулировать развитие общеучебных умений и навыков, направленных на постижение причинно-следственных связей в окружающем мире;

  3. Содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения;

  4. Обеспечивать условия для формирования умений анализировать и обобщать;

  5. Дать элементарные представления о проблеме рационального использования природных ресурсов;

  6. Способствовать формированию потребности к ведению здорового образа жизни.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что является составной частью программы развивающего обучения. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что они должны самостоятельно искать пути решения поставленных задач и, как минимум, работать по образцу. Мало того, дети должны научиться самостоятельно ставить перед собой задачи и учиться решать поставленные перед собой задачи. Весь курс занятий предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей находить способы решения жизненных задач.

На занятиях дети знакомятся с объектами неживой природы, от которых зависит жизнь на планете, учатся бережному отношению к объектам живой и неживой природы, которые предоставляют человечеству всевозможные блага, овладевают способами сохранения своего здоровья, природных богатств, экономичного использования природных ресурсов, а так же семейного бюджета. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполага­ет постоянное повторение изученных тем, обращение к кото­рым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.

Для того, чтобы подвести детей к освое­нию умений рационально подходить к использованию природных ресурсов, предлагается синтез методов: наблюдения и эвристический. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения является наблюдение за объектами. После чего учащийся сам будет пытаться находить способ решения, поставленной перед ним задачи.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 9-10 лет. Дети данного возраста способны на элементарном уровне выполнять предлагаемые зада­ния.

К этому возрасту, дети уже имеют определенный багаж знаний, заканчивается подготовительный период формирования логического мышления, поэтому перед нами стоит задача оттачивать и применять знания на практике.

Сроки реализации образовательной программы два года.

Расширить сроки действия программы возможно за счет изучения третьеклассниками потребностей, ресурсов и проблем выбора на уровне изучения своей семьи, а в четвертом классе- на уровне школы. В среднем звене возможно изучение на уровне своего региона.

Формы занятий: групповая, коллективная, индивидуальное выполнение заданий.

При подготовке к занятию необходимо использовать дидактические игры, изложение материала в форме сказки, исторического материала, энциклопедические знания, работа со справочной литературой и т.д.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени за­нимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной, адаптированной к возрастным особенностям, и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Режим занятий:

  • Одно занятие в две недели;

  • Продолжительность одного занятия-45 минут;

  • Количество часов можно увеличить, в зависимости от уровня подготовленности коллектива, за счет увеличения часов на исследовательскую и проектную деятельность.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Требования на конец изучения курса являются ориентировочными и могут корректироваться в зависимости от особенностей каждого конкретного ученика при положительной динамике.

Воспитанник будет знать:

  • Условия, необходимые для жизни на Земле;

  • Экология- наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой;

  • Правила поведения в природе и меры ее охраны;

  • Правила безопасности и сохранения здоровья.

Воспитанник будет уметь:

  • Выполнять правила личной гигиены;

  • Фиксировать информацию об окружающем мире.

Воспитанник будет иметь представление:

  • О способах сохранения природных ресурсов;

  • О способах сохранения своего здоровья;

  • Об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

  • Об основах потребительской культуры.

  • Воспитанник сможет устанавливать связи:

  • Между живой и неживой природой;

  • Между деятельностью человека и природой;

  • Между трудом человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности.

Воспитанник сможет овладеть учебными универсальными действиями:

  • Пользоваться источниками информации об окружающем мире;

  • Проводить наблюдения;

  • Оценивать поведение людей в природе и их отношение к ней;

  • Доказывать высказанные утверждения;

  • Пользоваться справочной литературой;

  • Обобщать полученные выводы;

  • Оформлять результаты исследовательской работы;

  • Планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи.

Изучая различные рациональные способы использования природных ресурсов, учащиеся смогут использовать данные знания в жизни, возможно, это станет отправной точкой в пересмотре взглядов на экономию в семьях, в которых они проживают.

Работа групповым способом вырабатывает у ребят чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.

Необходимо давать детям только посильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В процессе исследований и решений задач, не следует предъявлять жесткие требования. Помните, что дети должны сами думать и находить рациональный, удобный только ему, способ сохранения как природных ресурсов, так и собственного здоровья.

Пусть ребенок пофантазирует, ощутит радость познания, радость труда.

Способы проверки результатов освоения программы.

Творческие работы, выполненные учащимися, могут служить наглядными пособиями.

Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы может быть в форме демонстрации презентаций во время проведения уроков по определенной теме учебной программы. В конце года готовится боль­шая выставка творческих работ, в которой участвуют работы- победители по номинациям. В процессе просмотра работ происходит обсуждение ориги­нальности замысла и его воплощения автором.

Таблица 1

Содержание курса

Раздел. Тема.

Время

Теория

Практика

Раздел 1. Необходимость изучения бережливости

1

1


Раздел 2. Потребности

Разнообразие потребностей.

Потребности в пище, воде, воздухе и тепле (физиологические потребности).

Потребность в безопасности и сохранении здоровья
Потребность в образовании
Потребность в общении и уважении
Потребность в проявлении интересов

Потребность в самореализации

1

1


Раздел 3. Источники удовлетворения потребностей

Природные ресурсы
Экономические ресурсы
Трудовые ресурсы
Производство товаров
Оказание услуг

6

6


Раздел 4. Проблема выбора

Возможности удовлетворения потребностей
Ограниченность ресурсов
Ограниченность времени
Ограниченность в удовлетворении потребностей

Выбор при определении приоритетов и очередностей

15

15

Раздел 5. Деньги

Что такое деньги, их происхождение. Зачем нужны деньги?
Деньги в семье

Труд- как основной источник доходов семьи. Твой вклад в доходы семьи.

Анализ источников доходов и основных направлений расходов. Как важно вести учет доходов и расходов. Что значит экономить.

3

1

2

Раздел 6. Сохраним природу: обходимся без химии.

Различные способы рационального использования природных ресурсов.

6

6

ИТОГО

32

9

23

Примерное календарно-тематическое планирование


  1. Школа бережливых. Что это такое?

  2. Изучение потребностей человека.

  3. Источники удовлетворения потребностей.

  4. Воздух.

  5. Как сохранить воздух чистым.

  6. Сохраняем природу: обходимся без химии.

  7. Что такое вода?

  8. Как сохранить воду чистой.

  9. Сохраняем природу: обходимся без химии.

  10. Урок-праздник «День волшебной воды».

  11. Я и энергия.

  12. Как сохранить энергию дома.

  13. Сохраняем природу: обходимся без химии.

  14. Загрязнение и очистка почв.

  15. Утилизация и переработка отходов, сортировка мусора.

  16. Школа бережливого производства.

  17. Принцип рационального домоводства.

  18. Сохраняем природу: обходимся без химии.

  19. Тратим деньги на здоровье и экономим.

  20. Семейный бюджет. Что это такое?

  21. Твой вклад в доходы семьи.

  22. Экономим семейный бюджет.

  23. Экономия времени.

  24. Тропинками родного края.

  25. Земля -наш общий дом. Необыкновенный симпозиум.

  26. Сохраняем природу: обходимся без химии.

  27. Урок-праздник «Земля -наш общий дом».

  28. Сохраним книгу - сбережём лес!

  29. Урок- игра «День Земли».

  30. Юный спасатель. Оказание первой медицинской помощи.

  31. Игра-путешествие «Дом под крышей голубой».

  32. Впереди лето! Безопасные каникулы.


Информационное обеспечение программы


  1. Е.Землянская «Экономика для младших школьников»,- «Начальная школа» №29, 2003 год: Издательский дом «Первое сентября».

  2. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова,-Самара: Издательский дом «Федоров», 2011год.

  3. Методические рекомендации по организации ресурсосбережения в общеобразовательном учреждении / Под общ. ред. Г. А. Ягодина. - М.: ,

  4. Методические рекомендации по ресурсосбережению в общеобразовательных учреждениях sustdev.narod.ru/education/resurs_metodika.pdf

  5. Различные виды коллективной деятельности trizminsk.org/e/prs/233016.htm

  6. Учебные видеофильмы ecosystema.ru/04materials/index.htm#vid

  7. Экологические игры ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm



© 2010-2022