- Преподавателю
- Иностранные языки
- Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Челнокова С.Н. |
Дата | 14.08.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода
в обучении английскому языку
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которыми должен овладеть высокообразованный воспитанный человек.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность.
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
-
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
-
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-
стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;
-
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность.
Принципы личностно-ориентированного обучения
Основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:
-
Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
-
Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности.
-
Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта.
-
Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности - основной цели базового школьного образования.
Особенности преподавания английского языка по учебнику "Project" автор Том Хатчисон издательства Оксфорд в соответствии с основными положениями
личностно-ориентированного обучения
Обучение английскому языку по учебнику Project, издание Оксфорд, является, на мой взгляд, наиболее эффективным и максимально обеспечивающим личностно-ориентированный подход в обучении. Организация практического овладения английским языком предусмотренная языковым курсом обеспечивает реальный результат обучения, развития и воспитания учащихся, их активную речевую деятельность, расширение их общекультурного кругозора, развивает мышление, память, чувства и эмоции, интерес к странам изучаемого языка.
Деятельность учащихся по овладению английским языком по этому учебнику способствует развитию общих и специальных учебных умений, развитию таких черт характера, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей.
Наиболее важными аспектами учебника, способствующими личностно-ориентированному подходу в обучении английскому языку, я считаю следующие:
-
Содержание учебника целиком ориентировано на учащихся, удовлетворяет их возможностям и потребностям.
-
Преподавание по учебнику создает оптимальные условия для работы учащихся на уроках.
-
Разнообразие видов текстов поддерживает постоянный интерес учащихся к предмету.
-
Материал учебника позволяет шире использовать на уроках вопросы и задания проблемного творческого характера, активизирующие умственные и эмоциональные усилия детей, стимулирующие свободное употребление языка.
-
Сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной, дискуссий, игрового обучения - активизирует деятельность учащихся на уроках.
-
Материал учебника, побуждающий к сравнению и сопоставлению различий между английской и американской формами языка с русским языком, повышает интерес учащихся к обучению.
-
Высокохудожественное оформление учебника, разнообразие иллюстративного материала повышению мотивации учащихся.
-
Открытая гибкая методическая концепция учебника способствует равноправным отношениям между учителем и учащимися на уроке.
Технология личностно-ориентированного обучения
Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков.
-
Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.
-
Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, его структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика.
-
В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.
-
Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.
Говоря о личностно-ориентированном обучении, необходимо обратить внимание на дифференциацию.
Я давно уже осознала необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого.
Что касается иностранного языка, дифференциация, конечно же, способствует повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных творческих и познавательных способностей, способствует социализации личности.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) - то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
-
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
-
слабому - выполнить посильный объем работы.
Например, на этапе актуализации учебного материала я даю возможность учащимся выбрать в каком режиме они хотели бы работать: кто-то выбирает групповой режим, кто-то в паре, а некоторые работают индивидуально, но задания здесь я стараюсь тоже дать разноуровневые. Например, как мы работаем над пересказом текста в по страноведению:
-
Слабые учащиеся выбирают достопримечательности города и делают пояснения к ним из одного предложения.
-
Сильные и средние выделяют особенности этого города, свое отношение к тому, что им показалось интересным, удивительным, а, позже, работая над творческим проектом о городах, сильные учащиеся пользуются еще дополнительным материалом из других источников кроме учебника.
Перед устной разминкой я всех всегда нацеливаю на то, чтобы учащиеся не просто слушали чьи-то ответы, а участвовали в нашем общении, и, если не успевают дать ответ, или нет своего ответа, то жужжащим образом озвучивали бы либо свой ответ, либо услышанный ответ, либо нашли глазами ответ в словаре, в тексте, либо я прошу их сделать пояснения на русском языке. И в данном случае я оцениваю их работу тоже положительно, потому что для слабого ученика, в силу его слабой языковой подготовки - это уже мыслительная деятельность: пусть он только понимает, что говорит его одноклассник и повторяет высказанное сильным учеником, но я оцениваю его работу положительно и поощряю его.
Проектная методика тоже позволяет осуществлять дифференциацию, потому что здесь тоже у учащегося есть выбор: например, сделать свой проект групповым или индивидуальным. При чем опыт показывает, что чаще сильные учащиеся выбирают индивидуальную форму проекта, предварительно взвесив свои возможности, а ребята послабее больше предпочитают групповую форму проекта, потому что там роли распределяются, и каждый берет себе тот участок работы, который ему по силе и при подготовке проекта, и при защите самого проекта, а значит, здесь тоже присутствует дифференциация, которая помогает каждому ребенку самореализоваться.
Далее письменная словарная работа. Даю 2 варианта. На «4» и «5» - диктую по-русски, а ученики пишут по-английски. Здесь оценивается знание лексики и умение оформить слово графически. На «3» диктую по-английски, учащиеся пишут по-русски. Однако многие пытаются писать диктант два раза и 1вариант, и 2вариант - т.е. идет самооценка учащегося своих знаний, таким образом, я развиваю у учащихся навыки адекватной самооценки.
И, конечно, надо сказать, что оценка знаний - это тоже важный фактор. Я стараюсь оценивать усилия детей в получении знаний. И такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.
Гуманитарно-экологическая школа-гимназия №1 им. А.С. Пушкина
Доклад
На тему: «Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку.»
Подготовила: Челнокова С.Н.
Шымкент 2009