Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которыми должен овладеть высокообразованный воспитанный человек. Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода

в обучении английскому языку

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которыми должен овладеть высокообразованный воспитанный человек.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность.

Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность.


Принципы личностно-ориентированного обучения

Основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:

  1. Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.

  2. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности.

  3. Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта.

  4. Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности - основной цели базового школьного образования.

Особенности преподавания английского языка по учебнику "Project" автор Том Хатчисон издательства Оксфорд в соответствии с основными положениями

личностно-ориентированного обучения

Обучение английскому языку по учебнику Project, издание Оксфорд, является, на мой взгляд, наиболее эффективным и максимально обеспечивающим личностно-ориентированный подход в обучении. Организация практического овладения английским языком предусмотренная языковым курсом обеспечивает реальный результат обучения, развития и воспитания учащихся, их активную речевую деятельность, расширение их общекультурного кругозора, развивает мышление, память, чувства и эмоции, интерес к странам изучаемого языка.

Деятельность учащихся по овладению английским языком по этому учебнику способствует развитию общих и специальных учебных умений, развитию таких черт характера, как целеустремленность, трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей.

Наиболее важными аспектами учебника, способствующими личностно-ориентированному подходу в обучении английскому языку, я считаю следующие:

  • Содержание учебника целиком ориентировано на учащихся, удовлетворяет их возможностям и потребностям.

  • Преподавание по учебнику создает оптимальные условия для работы учащихся на уроках.

  • Разнообразие видов текстов поддерживает постоянный интерес учащихся к предмету.

  • Материал учебника позволяет шире использовать на уроках вопросы и задания проблемного творческого характера, активизирующие умственные и эмоциональные усилия детей, стимулирующие свободное употребление языка.

  • Сочетание различных форм работы: индивидуальной, групповой, парной, фронтальной, дискуссий, игрового обучения - активизирует деятельность учащихся на уроках.

  • Материал учебника, побуждающий к сравнению и сопоставлению различий между английской и американской формами языка с русским языком, повышает интерес учащихся к обучению.

  • Высокохудожественное оформление учебника, разнообразие иллюстративного материала повышению мотивации учащихся.

  • Открытая гибкая методическая концепция учебника способствует равноправным отношениям между учителем и учащимися на уроке.

Технология личностно-ориентированного обучения

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков.

  1. Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.

  2. Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, его структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика.

  3. В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.

  4. Обеспечиваю на уроках разносторонний контроль и оценку не только результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, но и сам процесс учения, т.е. тех действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал.

Говоря о личностно-ориентированном обучении, необходимо обратить внимание на дифференциацию.

Я давно уже осознала необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого.

Что касается иностранного языка, дифференциация, конечно же, способствует повышению у детей мотивации к изучению английского языка и формированию индивидуальных творческих и познавательных способностей, способствует социализации личности.

В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) - то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  1. помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

  2. слабому - выполнить посильный объем работы.

Например, на этапе актуализации учебного материала я даю возможность учащимся выбрать в каком режиме они хотели бы работать: кто-то выбирает групповой режим, кто-то в паре, а некоторые работают индивидуально, но задания здесь я стараюсь тоже дать разноуровневые. Например, как мы работаем над пересказом текста в по страноведению:

  • Слабые учащиеся выбирают достопримечательности города и делают пояснения к ним из одного предложения.

  • Сильные и средние выделяют особенности этого города, свое отношение к тому, что им показалось интересным, удивительным, а, позже, работая над творческим проектом о городах, сильные учащиеся пользуются еще дополнительным материалом из других источников кроме учебника.

Перед устной разминкой я всех всегда нацеливаю на то, чтобы учащиеся не просто слушали чьи-то ответы, а участвовали в нашем общении, и, если не успевают дать ответ, или нет своего ответа, то жужжащим образом озвучивали бы либо свой ответ, либо услышанный ответ, либо нашли глазами ответ в словаре, в тексте, либо я прошу их сделать пояснения на русском языке. И в данном случае я оцениваю их работу тоже положительно, потому что для слабого ученика, в силу его слабой языковой подготовки - это уже мыслительная деятельность: пусть он только понимает, что говорит его одноклассник и повторяет высказанное сильным учеником, но я оцениваю его работу положительно и поощряю его.

Проектная методика тоже позволяет осуществлять дифференциацию, потому что здесь тоже у учащегося есть выбор: например, сделать свой проект групповым или индивидуальным. При чем опыт показывает, что чаще сильные учащиеся выбирают индивидуальную форму проекта, предварительно взвесив свои возможности, а ребята послабее больше предпочитают групповую форму проекта, потому что там роли распределяются, и каждый берет себе тот участок работы, который ему по силе и при подготовке проекта, и при защите самого проекта, а значит, здесь тоже присутствует дифференциация, которая помогает каждому ребенку самореализоваться.

Далее письменная словарная работа. Даю 2 варианта. На «4» и «5» - диктую по-русски, а ученики пишут по-английски. Здесь оценивается знание лексики и умение оформить слово графически. На «3» диктую по-английски, учащиеся пишут по-русски. Однако многие пытаются писать диктант два раза и 1вариант, и 2вариант - т.е. идет самооценка учащегося своих знаний, таким образом, я развиваю у учащихся навыки адекватной самооценки.

И, конечно, надо сказать, что оценка знаний - это тоже важный фактор. Я стараюсь оценивать усилия детей в получении знаний. И такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.








Гуманитарно-экологическая школа-гимназия №1 им. А.С. Пушкина




Доклад


На тему: «Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку.»



Подготовила: Челнокова С.Н.








Шымкент 2009

© 2010-2022