Исследовательская работа Музыкальное образование в Германии

Данная работа выполнена ученицей 6 класса Ермилиной А. под руководством учителя Черноусовой Т.И. для участия в научно-практической конференции. Предложенный материал содержит текст реферата и презентацию. Может быть использован во внеклассной работе по предмету, а так же при изучении темы "Система образования Германии".
Раздел Иностранные языки
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17

II городская научно- практическая конференция по немецкому языку





ТЕМА: МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ



Автор: Ермилина Анастасия Сергеевна

МАОУ СОШ № 35, класс 6 «Б»


Научный руководитель:
Черноусова Тамара Ивановна

МАОУ СОШ № 35,

учитель немецкого языка

Златоуст, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...…3

1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ…………………...........................4

1.1 Немецкие традиции музыкального образования ……………………………………4

1.2 Детские музыкальные школы в Германии…………………………………………5

1.3 Особенности обучения в музыкальных ВУЗах Германии………………………….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………10

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, так как в современном мире люди стали яснее понимать, что культура - знак коллективного самосознания и коллективной памяти.

Германия имеет богатые музыкальные традиции. Это родина Баха и Генделя, Бетховена и Шуберта, Брамса и Вагнера. Государственную поддержку получают композиторы и музыкальные фестивали. Всему миру известен Вагнеровский фестиваль, который проводится каждое лето. Ежегодно организуются фестивали, посвященные Бетховену (в Бонне) и Моцарту (в Вюрцбурге).

Проблема исследования. На уроках немецкого языка мы рассматриваем структуру образования в Германии, узнаем, в каких школах учатся немецкие дети, как они проводят свое свободное время, какие хобби имеют. Одним из увлечений немецких подростков является музыка.

Однако ничего не говорится о том, в каких музыкальных заведениях немецкая молодежь получает музыкальное образование, какие предметы изучаются, что является приоритетным в процессе обучения.

Интересна также проблема процесса формирования музыкальных традиций, начиная с периода становления музыкального образования к периоду современности.

Предметом исследования является музыкальное образование в Германии.

Объектом исследования является структура музыкального образования в Германии.

Цель исследования: проанализировать истоки и современное состояние музыкального образования в Германии.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть процесс формирования традиций музыкального образования в Германии.

  2. Проанализировать структуру музыкального образования в современной Германии.

В своем исследовании мы опирались на работы Гуревич Е., Гуревич А.Я., Ливановой Т., Уваровой О.Л., а также интернет ресурсы, посвященные теме исследования.

1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ

1.1 Немецкие традиции музыкального образования

Начало зарождения немецких традиций музыкального образования можно обнаружить в VIII -IX веках. Карл Великий (ок. 688-741) ратовал за грамотность всего населения своего государства, и в том числе за грамотность музыкальную. [Приложение I]

При Карле Великом была создана система школ церковного пения. Он предписывал священникам разных рангов не только самим досконально знать музыку, но и заниматься ею с детьми всех сословий. Особого расцвета достигли монастырские школы, а позже школы при кафедральных соборах. Это было не просто обучение, но и процесс становления личности, и музыка была важным слагаемым этого процесса, так как христианская религия признавала ее могучим средством воздействия на душу человека.

Церковь строго контролировала процесс обучения молодежи: «В школе надлежит, наподобие наших предшественников, учить церковному пению, если возможно, так как от долгого перерыва в этом обучении в большинство церквей вторглось невежество в делах веры и всей науки» [1].

При Карле Великом и позже, при его потомках, развивалось богатое светское искусство рыцарского сословия. Это была «дворцовая академия», собрания которой сопровождались музицированием. Так постепенно складывалась замковая музыкальная культура рыцарства. Молодые немецкие рыцари обучались музыке весьма серьезно: сочинение и исполнение песен было обязательным. Процесс обучения проходил в форме музицирования, бесед, диспутов, состязаний, т. е. в форме свободного общения. [Приложение II]

Формировалась и богатая фольклорная традиция. Еще в I веке Тацит в работе «Germania» восхищался германскими песнями: «Они (Германцы) прославляют древними песнями своих предков и героев.». К древности восходят и другие типы фольклорного музыкального искусства.

Большой любовью пользовались шпильманы (Spielmann), странствующие актеры. Они пели, танцевали, владели разными музыкальными инструментами, разыгрывали театральные спектакли, были и циркачами. Всем этим навыкам обучали с детства, обучение становилось семейным, наследственным делом, принципом фольклорной педагогики. [Приложение III]

В Средние века фольклор находился в жестких условиях церковного гонения. Так, «Саксонское зеркало» IX века утверждает: «...музыканты и прочие все, рожденные нечестно, все бесправны. Музыканты и фигляры не люди, как все прочие, ибо они лишь вид людей имеют и почти мертвым подобны» [2].

О том же находим в Постановлении собора в Майнце: «Они (ваганты) никого не боятся. Они любят наслаждения и предаются, как животные, разврату; они больше похожи на гиппоцентавров, чем на людей».

XIII век оказался во многом переломным для Германии. Это было время междуцарствия. Швабский хронист жаловался: «Империя без правителя, и всякий, кто может, грабил все, что желал. Страна опустошена, лишена крестьян и утратила все богатства». [3]

Однако именно на этот период, мрачный для истории Германии, приходится высокий и даже уникальный подъем духовной жизни: в Кельне работает немецкий представитель высокой схоластики Альберт Больштадтский, творят поэты и музыканты Тангейзер, Ульрих Лихтенштейнский, Конрад Вюрцбургский, создается часть вагантского цикла «Carmina Burana». Баварский поэт Вернер Садовник сочиняет первую в Германии крестьянскую повесть «Майер Гельмбрехт», строки из которой сразу стали текстами народных песен и известны в этом виде до наших дней. Появляются «городские» жанры литературы: шванки, мистерии, «животный эпос», дидактическая, аллегорическая поэзия, сатира. Своеобразным жанром была и проповедь. Крупнейший немецкий проповедник XIII в. Бертольд Регенбургский, чья деятельность во многом формировала идеологию Возрождения и Реформации, стал легендой Германии, героем народного театра и многочисленных народных баллад.

В период Позднего Средневековья традиция светского музыкального воспитания переходит к Университетской корпорации магистров и студентов, истоки которой восходят к монастырским и соборным школам. Музыкальная образованность высоко ценилась в университетской среде, среди магистров были и музыканты-теоретики, и композиторы, и исполнители, причем высокого профессионального уровня. Остальные же были любителями, но хорошо знающими и церковную, и светскую музыку.

1.2 Детские музыкальные школы в Германии

В отличие от российских Детских Музыкальных Школ (ДМШ), немецкие музыкальные школы не имеют единой программы. Немецкие музыкальные школы являются общественными организациями, они не контролируются государством и подчиняются лишь местной администрации, будь то федеральная земля, округ, город или община. Поэтому педагогические методы, авторские концепции, даже гарантия качества образования устанавливаются и обеспечиваются самим коллективом школы. Рекомендации от VdM (Verband deutscher Musikschulen - Объединение немецких музыкальных школ) как правило, они касаются только самой общей школьной структуры. [Приложение IV]

Немецкие учреждения детского музыкального образования можно разделить на три типа:

1. Общественные, или публичные музыкальные школы. Структура обучения в них жестко регламентирована. Они имеют тщательно выверенные учебные планы, в которых сделан акцент на общее культурное воспитание учащихся. Наряду с развитием практических навыков игры на музыкальных инструментах или пением дети учатся воспринимать «культурный ландшафт» Германии и видеть свои достижения в его контексте.

2. Частные музыкальные школы. Они, как правило, организованы родительскими комитетами или союзами музыкантов в регионах, не охваченных структурами общественных музыкальных школ. В них (как и в российских музыкальных школах) сделан акцент на практическое овладение музыкальными инструментами. Тем не менее, они стремятся к включению в структуру общественных музыкальных школ, поскольку те котируются выше.

3. Коммерческие музыкальные школы. Как правило, они организованы какими-либо предприятиями, и программа в них ориентирована на широко разрекламированные, популярные методики. Это не всегда способствует глубокому образованию, и престиж этих школ не очень высок.

Существуют школы, которым присвоен особый знак качества («Gutesigel»). [4]

Несмотря на некоторые различия в программе обучения, структура музыкальных школ во многом сходна. Обучение делится на четыре ступени: базовая, низшая, средняя и высшая.

Первая ступень состоит из раннего музыкального развития детей (4-6 лет) и собственно базового образования (6-8 лет). На этой ступени изучаются основы ритмики и музицирование по системе Карла Орфа . Обучение проходит с элементами детской игры в соответствии с уровнем понимания ребенка. Поощряются импровизация, сочинительство и детское естественное восприятие музицирования. [5] Затем идут классы так называемого «ориентирования». Ребенок, уже получивший элементарные музыкальные навыки, в течение трех месяцев практически знакомится с различными музыкальными инструментами, чтобы выбрать для себя основной. Родители могут оказывать помощь, но педагогов интересует в первую очередь выбор самого ребенка. [ПриложениеV, VI]

На уровне базового музыкального образования нет приемных экзаменов, так как все дети в состоянии овладеть начальными навыками. К экзаменам в немецких музыкальных школах совершенно другое отношение, нежели в российских. Педагоги относятся к экзаменовке с осторожностью и могут вообще отменить какой-то экзамен, если сочтут, что подготовка к нему вызывала перенапряжение сил ребенка или сам факт экзамена слишком пугает ученика. Такой подход подчеркивает доступность музыкального образования. Уровень общей музыкальной грамотности населения Германии очень высок. На концертах профессиональных музыкантов ждет уже подготовленный слушатель.

Следующие ступени детского музыкального образования посвящены совершенствованию игры на выбранном инструменте. В этом возрасте некоторые дети уже определяются в своих личных музыкальных пристрастиях: у кого-то - духовная музыка, у кого-то - театральная или фольклор.

Уровень жизни в Германии достаточно высок, следовательно, высоки и расходы. «Средняя сумма расходов на ребёнка, например по классу фортепиано, приблизительно составляет 900-1000 евро в год за 45 минут в неделю, без сольфеджио и хора. Дальнейшее продолжение музыкального образования с тем, чтобы стать профессионалом, обходится очень дорого. Родителям, которые хотят, чтобы их дети получили настоящее, профессиональное музыкальное образование, придется потратить сумму от 25.000 до 50.000 евро.» [6]

1.3 Особенности обучения в музыкальных ВУЗах Германии

В современных музыкальных ВУЗах страны высшее образование в Германии бесплатное как для самих немцев, так и для иностранных студентов.

Следует сказать, что современная немецкая система высшего образования весьма отличается от российской. Один из базовых принципов организации высшей школы в Германии - «академическая свобода». В Германии не существует жесткой системы обучения в обязательном порядке. Напротив, каждый студент немецкого вуза, в общем, предоставлен самому себе, что дает известную свободу выбора и действий, но и требует ответственности и самодисциплины.

Студент музыкального вуза не посещает занятий вместе со своими «сокурсниками», но должен сам организовать свой учебный план и свое время в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к обучающимся по данной программе. Средняя продолжительность обучения составляет пять лет.

Зачисление в ВУЗы происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром. Перед поступлением в вузы, в которых принят набор на конкурсной основе, абитуриенты могут пройти обучение на платных подготовительных курсах. Итоги обучения в течение семестра выражаются в зачетных баллах, которые присуждаются студенту после каждой сессии.

Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3-4 семестра), и основной (4-6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра. Помимо окончания основного курса университета, выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию. [7]

Государственный диплом, выдаваемый университетами и приравненными к ним высшими учебными заведениями Германии, дает право работать по профессиям, требующим высшего образования. После получения государственного диплома и степени магистра выпускники могут сдать экзамен или защитить диссертацию на степень доктора. Эту степень могут получить только те студенты, которые имели преподавательскую практику и сдали предварительные квалификационные экзамены.

Музыкальное образование можно получить и в высших школах. В университетах традиционно готовят будущих преподавателей музыки, в консерваториях - обучают более практическим специальностям исполнителя, певца или дирижера. В отличие от университетов и институтов эти заведения не имеют право присваивать докторские степени. [8] [Приложение VII]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования мы выяснили, что история музыкального образования в Германии имеет богатую историю. Традиции немецкого музыкального образования начали закладываться еще в VIII-IX веках. При Карле Великом была создана система школ церковного пения. Создавались монастырские и кафедральные школы, где обучались дети разных сословий.

Музыкальная культура рыцарства формировалась в так называемых «дворцовых академиях», где процесс обучения проходил в форме музицирования, бесед, диспутов, состязаний, т. е. в форме свободного общения.

Фольклор также оказал большое влияние на формирование немецких музыкальных традиций. Однако церковь очень негативно относилась к народному творчеству. В Средние века фольклор находился в жестких условиях церковного гонения.

В период Позднего Средневековья традиция светского музыкального воспитания переходит к Университетской корпорации магистров и студентов.

В настоящее время существует три типа учреждений детского музыкального образования. Это:

  1. Общественные, или публичные музыкальные школы. В этих школах сделан акцент на общее культурное воспитание учащихся.

  2. Частные музыкальные школы, которые организованы родительскими комитетами или союзами музыкантов. В них, как и в российских музыкальных школах, сделан акцент на практическое овладение музыкальными инструментами.

  3. Коммерческие музыкальные школы. Они организованы какими-либо предприятиями, и программа в них ориентирована на широко разрекламированные, популярные методики. Это не всегда способствует глубокому образованию, и престиж этих школ не очень высок.

Структура музыкальных школ во многом сходна. Обучение делится на четыре ступени: базовая, низшая, средняя и высшая.

В отличие от российских Детских Музыкальных Школ (ДМШ), немецкие музыкальные школы не имеют единой программы. Немецкие музыкальные школы являются общественными организациями, они не контролируются государством и подчиняются лишь местной администрации. Педагогические методы, авторские концепции, даже гарантия качества образования устанавливаются и обеспечиваются самим коллективом школы.

Высшее музыкальное образование можно получить в университетах и консерваториях. В университетах традиционно готовят будущих преподавателей музыки, в консерваториях - обучают более практическим специальностям исполнителя, певца или дирижера.








СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гуревич Е. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях. - М.: «Просвещение», 1991. - С.160.

  2. Гуревич Е. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях. - М.: «Просвещение», 1991. С.163

  3. Реутин М.Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. - М.: Прогресс, 1996. С.197.

  4. Райбер А. Взгляд из Германии. // Всероссийская музыкально-информационная газета. - 2015. №3 - URL: gazetaigraem.ru/a7200311

  5. Метод обучения Карла Орфа. - URL: drumspeech.com/news.php?id=1004

  6. ДМШ в Германии. - URL: teninga.livejournal.com/33079.html

  7. Уварова О.Л. Формирование системы музыкального воспитания и образования в Германии: теория и практика. - М.: Музыкальная литература, 1995. С.104.

  8. Татьянкина Е. Фабрика звезд, или Как получить высшее музыкальное образование в Германии. - URL: dw.de

  9. Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 года. - М., 1985. Т. 1.

  10. Музыкальная эстетика западно-европейского средневековья и Возрождения. Под ред. О.Л. Уваровой. - М.: Музыка, 1966.





ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

Исследовательская работа Музыкальное образование в Германии

Карл Великий - франкский король в 768-814 гг. Основал огромную империю в Западной Европе, в которую входили Северная Испания, Франция, Германия, Северная и Центральная Италия.

hrono.ru/biograf/bio_k/karl1veliki.php

Приложение II

Исследовательская работа Музыкальное образование в Германии

Странствующие актеры (Spielmann)

de.wikipedia.org/wiki/Spielmann

Приложение III

Исследовательская работа Музыкальное образование в Германии

vestnikk.ru/dosug/legends/3834-prekrasnaya-dama-i-ee-rycari.html

Приложение IV

Исследовательская работа Музыкальное образование в Германии

Verband deutscher Musikschulen - Объединение немецких музыкальных школ

musikschulen.de/index.html



Приложение V

Исследовательская работа Музыкальное образование в Германии

Обучение по методу Карла Орфа

drumspeech.com/news.php?id=1004

Приложение VI

Исследовательская работа Музыкальное образование в Германии

Обучение по методу Карла Орфа

drumspeech.com/news.php?id=1004

Приложение VII

Исследовательская работа Музыкальное образование в Германии

Гамбургская высшая школа музыки и театра

evartist.narod.ru/mdo/mdi/006.htm











© 2010-2022