Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

ГИА и ЕГЭ это новые явления в нашей системе образования, которые вошли в жизнь школьников относительно недавно.  Анализ результатов ГИА и ЕГЭ по английскому языку прошлых лет показал, что одной из трудностей данных видов контроля знаний является то, что обучающиеся не в полной мере владеют таким видом речевой деятельности как «Письменная речь»и не могут правильно ее оформлять. Поэтому при подготовке к выполнению данного раздела необходимо познакомить обучающихся со стратегиями написания писем и ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты! Меня зовут Розалия Халитовна,и я хочу представить вам нашу выпускную квалификационную работу по теме: Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку.


ГИА и ЕГЭ это новые явления в нашей системе образования, которые вошли в жизнь школьников относительно недавно.


Анализ результатов ГИА и ЕГЭ по английскому языку прошлых лет показал, что одной из трудностей данных видов контроля знаний является, то что обучающиеся не в полной мере владеют таким видом речевой деятельности как «Письменная речь»и не могут правильно ее оформлять.


Из этого следует актуальность нашего исследования: противоречие между социальным заказом государства и недостаточным количеством упражнений на формирование данного ВРД в современных УМК по английскому языку.


Объектом нашего исследования является процесс подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ по английскому языку.

Предметом нашего исследования являются стратегические и тактические особенности выполнения заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ.

Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

Целью нашего исследования является выявление существующих стратегии и тактик выполнения заданий раздела «Письмо» в структуре ГИА и ЕГЭ по английскому языку.

Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

Исходя из поставленной цели, выделились следующие задачи, которые представлены на слайде.:

1. Проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;

2. Изучить теоретические основы обучения письменной речи, а именно письменной речи как компонента подготовки к ГИА и ЕГЭ;

3. Сравнить УМК «Английский в фокусе»/ «Spotlight» Вэрджиния Эванс,Ю.Е.Ваулиной, Дженни Дули, О.Е. Подоляко, «Английский с удовольствием»/ «Enjoy English» Биболетова М.З. и Трубанева Н.Н., а именно на наличие системы упражнений для подготовки к написанию раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ;

4. Изучить методическую англоязычную литературу.

Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

В процессе решения этих задач использовались следующие методы исследования, которые вы также можете увидеть на слайде:

1. аналитический- анализ методической литературы по теме исследования;

2. описательный - изложение специфики письменной речи в теоретической части работы;

3.обобщения педагогического опыта - анализ научных статей, методической литературы, сайтов с отзывами педагогов по теме исследования;

4.наблюдения - анализ эффективности УМК на практике.

Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

В процессе исследования мы опирались на работы следующих методистов Солововой Елены Николаевны , Гальсковой Натальи Дмитриевны, Зимней Ирины Алексеевны, Азимова Эльхана Гейдаровича, Щукина Анатолия Николаевича и др.


Рабочая гипотеза: Приступая к исследованию, мы предполагаем, что эффективное использование системы упражнений по обучению письменной речи на уроках английского языка способствует повышению уровня подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по английскому языку.

Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

Наше исследование носит теоретико-практический характер. В начале исследования мы рассмотрели Письмо как вид речевой деятельности, разграничили понятия письма и письменной речи, рассмотрели компоненты содержания обучения письменной речи. Здесь мы пришли к выводу, что в процессе изучения иностранного языка и общения человека письменная речь по сравнению с другими ВРД занимает далеко не центральное место, но тем не менее значение этого ВРД остается огромной.

Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

Далее мы рассмотрели структуру и значение таких видов итогового контроля как ГИА и ЕГЭ. Как было сказано выше это совершенно новые явления в нашей системе образования.


Первый аналог ЕГЭ появился во Франции в 60-х годах прошлого века. Были введены тестовые опросы, выпускной экзамен совмещался с вступительным в ВУЗ. Но эта система контроля не прижилась, т.к.начались волнения и протесты против нововведения и вскоре эта система контроля была отменена.Однако подобная форма контроля успешно прижилась в Америке, откуда идея «2 экзамена в 1» перекочевала в другие страны.

Первые похожие экзамены стали появляться в России в 1997 году, когда в отдельных школах добровольно начали апробировать в качестве эксперимента такую форму контроля как тест. Инициатором идеи Единого государственного экзамена стал Владимир Филиппов, министр образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников и с 2009 года ЕГЭ стал единой формой гос.аттестации учеников, необходимым для поступления в большинство ВУЗов страны. ЕГЭ по иностранному языку проводится с 2003 года в режиме эксперимента. В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) было утверждено введение обязательного ЕГЭ по английскому языку с 2020 года. Задания ЕГЭ по английскому языку построены по тем же принципам, что и задания на международных экзаменах по английскому языку. По уровню ЕГЭ по английскому близок к Кембриджским экзаменам PET (Preliminary English Test) и FCE (First Certificate in English).


ГИА, проводится ежегодно среди выпускников девятых классов. Апробация данной формы экзамена в России началась в 2004 году. Эта форма аттестации отличается от привычных экзаменов тем, что итогом проведения ГИА в отличии от ЕГЭ является возможность получения независимой оценки о качестве обучения выпускников девятых классов.


В целом структура экзаменов ГИА и ЕГЭ в частности части С «Письмо» отличается друг от друга. ЕГЭ по английскому языку состоит из 4х разделов Аудирование», «Грамматика и лексика», «Чтение» и «Письмо»,со следующего года в добавится новый раздел, который был не так давно отменен «Говорение».В основном это задания с выбором ответа, открытого типа с кратким ответом, задания на установление соответствия и задания открытого типа с развернутым ответом. В разделе «Письмо» контролируются умения создания различных типов письменных текстов. В соответствии с российскими образовательными стандартами ЕГЭ по английскому языку может включать задания, оценивающие умения продуктивной письменной речи в письменных сообщениях следующих видов: автобиография/ резюме, анкета, письмо личного характера, деловое письмо, тезисы, план письменного/ устного сообщения и. т. д.Часть С «Письмо» состоит из двух частей С1 «написание личного письма» и С2 «Написание эссе».Образцы заданий представлены на слайде.


ГИА в отличие от ЕГЭ состоит из 2х частей устной(раздел 5, содержащий задания по говорению) и письменной(разделы 1-4, включающие задания по аудированию, чтению, письменной речи, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков выпускников).В разделе С учащимся требуется написать только личное письмо.Образец задания представлен на слайде.


Таким образом из всего вышесказанного следует вывод, отом,что «Письмо» является одним из сложнейших разделов данных видов контроля. Поэтому при подготовке к выполнению данного раздела необходимо познакомить обучающихся со стратегиями написания писем и эссе;научить писать тексты разных жанров; а так же использовать на уроках английского языка различные системы упражнений по обучению письменной речи, которые способствуют повышению уровня подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по английскому языку.


В практической части нашего исследования мы проанализировали современные УМК на наличие упражнений на формирование навыков письменной речи, а именно УМК «Английский с удовольствие»/ «Enjoy English» Биболетовой Мерем Забатовны и Трубаневой Натальи Николаевны и «Английский в фокусе»/«Spotlight» Дженни Дули, Вэрджинии Эванс, Юлии Евгеньевны Ваулиной, Натальи Ильиничны Быковой и др.


В результате исследования мы пришли к выводу, что УМК «Английский в фокусе»/«Spotlight» наиболее эффективен и содержит большее количество упражнений на формирование навыков письменной речи, т.е необходимых дискурсов для написания части С «Письмо» ГИА и ЕГЭ. Результаты исследования представлены на слайде.


Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку


Это связано во-первых с тем, что УМК различаются по своей структуре. В учебнике Английский с удовольствие»/ «Enjoy English» работа над формированием навыков письменной речи ведется в основном дома, поэтому большинство заданий содержатся в разделе «Homework»/ «Writing at home» начиная с 4 класса или в рабочей тетради.

Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку


В структуре учебника и «Английский в фокусе»/«Spotlight» письменной речи отведен отдельный этап каждого урока. Более того, в каждом модуле этому ВРД отведен отдельный урок.

Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

Также работа над навыками письменной речи ведется в разделе «Spotlight on Russia»,предусмотренном в каждом модуле.


Также в каждом УМК предусмотрена рабочая тетрадь, с помощью которой обучающиеся могут работать над формированием навыков письменной речи дома..


Кроме того особым компонентом УМК «Английский в фокусе»/«Spotlight» является Языковой портфель (My Language Portfolio).Он представлен в виде отдельной тетради, и содержит материал, который учащиеся будут использовать во время прохождения всего курса. Его цель-помочь учащимся увидеть результаты их изучения английского языка, т.е. то они чего они достигли и какие аспекты языка нуждаются в дополнительной подготовке


Не смотря на то, по результатам исследования система упражнений УМК «Английский в фокусе»/«Spotlight» является более эффективной, весь процесс обучения английскому языку и такого аспекта языка как «Письмо» полностью зависит от учителя, который может подобрать систему упражнений по обучению письменной речи наиболее образом, что обучающийся не будет испытывать огромных трудностей при написании части С ГИА и ЕГЭ и добиться наивысших результатов.


Так как эта область еще несовершенна в российской методической литературе . Учителю следует обратиться к пособиям зарубежных издательств, которые в последнее время выпускают большое количество пособий по формированию навыков письменной речи.. Проанализировав большое количество методической литературы, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными являются упражнения из сборников:

  • «Английский язык. ЕГЭ. Практикум. Письмо» Солововой Е.Н и

  • John Parsons и « Exam Skills for Russia Reading and Writing » Malcolm Mann, Steve Taylor-Knowels,

  • Practice Tests for the Russian State Exam» серии Macmillan Skills for Russia,

  • «Successful Writing» Virginia Evans,

  • «Reading and Writing Targets» Virginia Evans, Jenny Dooley

  • Writing Cource» John Morley, Peter Doyle, Ian Pople

Включая упражнения из этих сборников в образовательный процесс учитель английского языка может успешно сформировать навык письменной речи у обучающихся, что способствует их успешному написанию части С ГИА и ЕГЭ по английскому языку.






© 2010-2022