Статья по немецкому языку От игры - к слову

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зинина Е. А.

«От игры - к слову»

Основной целью современной системы образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является формирование универсальных учебных действий на уроках (УУД).

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.

Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. На современных уроках иностранного языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. Эффективность обучения заметно улучшается, если применять игровые технологии на уроках.

Использование игровых технологий раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке.

Игры развивают умение работать в группе, помогают сотрудничать для достижения поставленных задач, вызывает интерес и активность учеников. При помощи игр ученики лучше усваивают материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются коммуникативные умения.

Учащиеся, находящиеся в обучающей игре, получают мыслительную, двигательную и эмоциональную разрядку, которая вызывает большой интерес у обучающихся к усвоению нового материала и мотивирует их на получение практических знаний.

Тщательно продуманная и хорошо проведенная игра облегчает введение и закрепление языкового, грамматического материала и способствует формированию соответствующих видов речевой деятельности, она приучает учащихся к тем психологическим усилиям, которые необходимы для усвоения иностранного языка.

Учебная игра - превосходное средство подстегнуть учащихся, заставить их активно работать на уроке. Учебная игра выполняет несколько функций:

• обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию коммуникативных умений и навыков в рамках одной или нескольких учебных тем);

• мотивационно - побудительную (мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность; оказывает положительное воздействие на личность обучаемого, расширяет его кругозор, развивает мышление, творческую активность и т. д.);

• ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);

• компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни).

Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Во всякой игре есть элемент неожиданности, элемент соперничества, а выигрывать любят все. Даже если победа - не главное, то уж свои силы проверить любит каждый. Не стоит забывать и о том, что игра - это проекция жизненных ситуаций.

На раннем этапе обучения иностранному языку можно начинать урок с пятиминутной игры, чтобы учащимся было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. И еще, можно спонтанно прервать урок, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации. Игра в конце урока тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпением.

Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.

Использование учебно-речевых игровых ситуаций полностью отвечает возрастным особенностям учащихся, и создают условия для их естественного общения. Учебно-речевая игровая ситуация побуждает учащихся говорить и действовать по правилам игры в учебно-методических целях. Именно игра повышает и поддерживает интерес к общению. На основании выше сказанного можно выделить следующие виды учебно-речевых или языковых игр в обучении немецкому языку: грамматические, лексические, лексико-грамматические, фонетические, орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. В играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо.

На уроках немецкого языка в 5 классе (первый год обучения) можно использовать следующие фонетические игры:

Игра «Поймай звук» используется для повторения звуков, развития слуха. Учитель произносит разные слова, знакомые и нет. Дети должны услышать слово с нужным звуком и «поймать» его, изображая хлопок.

Игра «Какое слово звучит?» проводится на начальном этапе обучения немецкому языку с целью формировать навыки установления адекватных звуко-буквенных соответствий. Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Учитель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности, обучаемые должны сделать следующее:

Вариант 1. Найти в списке слова произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.

Вариант 2. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены учителем.

Фонетические игры формируют коммуникативные УУД, способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных немецких звуков.

На уроках немецкого языка можно использовать следующие лексические игры: Кроссворды и шарады - дети очень любят разгадывать кроссворды в любом возрасте (формируют познавательные и регулятивные УУД). В 5 классе на уроке немецкого языка по теме «Школьные принадлежности» апробирована игра «Разберём портфель». Учитель (или ученик, ведущий игру) готовит набор предметов, которые могут находиться в портфеле. Ученики по очереди отвечают, перечисляя школьные принадлежности. Если отвечающий угадал предмет, ведущий вынимает его, и подтверждает. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все предметы, находящиеся в портфеле. Эта игра применяется для закрепления лексических единиц по теме и развивает познавательные и коммуникативные УУД. Игра "Цветик-семицветик" применяется по теме «Цвета» в 5 классе. Цель - развивать умения называть цвета предметов. Заранее готовится ромашка со съёмными разноцветными лепестками. (Её можно приготовить на магнитной доске). Ученики друг за другом называют цвета лепестков. Если ученик ошибся, всё возвращается и игра начинается сначала. Такая игра формирует у учеников познавательные УУД. Игра "Кто правильно соединит?" используется на уроках, когда отрабатываются устойчивые словосочетания по теме «Свободное время» в 5 классе. Вводимые лексические единицы: Tennis spielen, Schi laufen...... Ход игры: учащиеся получают листы бумаги с расставленными в определенной последовательности точками. Соединив точки от 1 до 20 и нарисовав контур, они могут определить предмет, изображенный на картинке. Затем учитель переводит слово, и учащиеся повторяют вслед за ним. В этой игре развиваются регулятивные и коммуникативные УУД. Игра «Догадайся» используется на уроках немецкого языка в 7 классе по теме «Спорт» - Наглядные средства: картинки, учебная доска (стол). Ход игры: на доске (столе) расставляются (раскладываются) картинки с изображениями спортивных состязаний, сооружений. Учитель называет слово на немецком языке, а учащиеся должны показать нужную картинку и повторить слово. Эта игра направлена на закрепление лексики и развивает познавательные и коммуникативные УУД. Игра «Словарный квадрат» применяется на уроках в 5-6 классах по темам «Семья», «Школа», «Животные» и так далее. Ход игры - в квадратах спрятаны слова. Слова написаны по-вертикали, диагонали и горизонтали. Цель игры - развивать зрительную память, тренируя лексику и развивая регулятивные и познавательные УУД. Игра «Картинка-загадка» апробирована на уроках в 5 классе по теме «Моя квартира». Задача учащихся - найти и назвать все предметы на картинке, которые начинаются например, с букв В или Р. Игра проводится в парах.

Орфографические игры: Игра «Пропущенные гласные» используется на уроках в 5 классе по теме «Знакомство» для обучения письменной речи. Ход игры - вставь пропущенные гласные буквы в следующих пословицах (формирование коммуникативных УУД). Игра «Из двух - третье», активно используется в 6х классах для формирования словообразовательных и орфографических навыков. Ход игры: Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части, причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на листках бумаги и раздаются участникам игры. Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других. Эта игра помогает развивать познавательные УУД.

Грамматические игры: Игра «Изображение действия» применяется в 5 классе по теме «Свободное время». Цель игры - автоматизация употребления глаголов в устной речи. Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его, употребляя изученные глаголы. Такая игра активно развивает коммуникативные УУД. А развитие коммуникативной компетенции является основной целью изучения иностранного языка. Игра «Мемори» - используется для тренировки различных грамматических правил, а также для закрепления лексики. Например, на одних карточках пишут разные приставки, а на других - глаголы. Нужно найти правильную пару. Игра формирует регулятивные УУД. Игра «Задай вопрос соседу» - игрокам на голову надевают таблички, на которых написаны имена каких-либо личностей, но они об этом не знают, их цель при помощи наводящих вопросов отгадать. Игра проводится в 6 классе с целью тренировки вопросительных предложений и развивает коммуникативные УУД.

Игры для обучения чтению: Игра «Сумасшедший компьютер» проводится на уроках в 5 классе по теме «Школа». В этой игре нужно расшифровать не отдельные слова, а целый текст, который написан с пропусками или ошибками. Данная игра обучает навыкам правильного чтения. «Соедини правильно»: Задача - прочитать отрывки текста и соединить их в единый текст в правильной последовательности. Эта игра направлена на развитие логического мышления. Данные игры активно развивают познавательные УУД у учащихся.

Игры для обучения говорению и письму: Найди слова - какие слова соответствуют картинкам? Запишите правильные варианты; Игра «Продолжи» для 6 класса по теме «Еда» - прочитай строчки стихотворения и придумай продолжение. Направлена на развитее фантазии и творческих способностей, формирует регулятивные УУД.

Игры для обучения аудированию: Прослушай текст и заполни необычную таблицу. Игра проводится на уроках в 5 классе по теме «Хобби» и направлена на развитие аудитивных навыков.

Игры для обучения говорению: Игра «Озвучивание картинки» проводится в 7 классе в рамках темы «Картины и звуки». Цель - активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи. Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки; «Снежный ком» - тренировка лексики и грамматических структур, и другие игры. Такие игры помогают при формировании коммуникативных УУД.

Игра «Моя Вселенная». Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, желаний, стремление.

Учащиеся рисуют на листе центральную окружность и восемь - вокруг нее. В центральной окружности нужно написать букву «Я», а в других - окончания следующих предложений:

  1. Мое любимое занятие…..

  2. Мой лучший друг…….

  3. Мое любимое животное……

  4. Мое любимое время года……

  5. Мой любимый литературный герой…..

  6. Моя любимая музыка…….

  7. Мой любимый фильм…..

  8. Мой любимый цвет…….

Учащиеся сравнивают свои ответы, проводятся групповые обсуждения на иностранном языке. Учитель задает вопросы для обсуждения: «Что нового вы узнали о себе?».

Главное для учителя иностранного языка учитывать не только возрастные, но и психологические особенности детей. Нужно давать возможность каждому ребёнку реализовать себя без боязни быть непонятым.

Но нельзя ограничиваться использованием игровых приемов только на начальном этапе, это нужно продолжить и в среднем, и в старшем звене. Очень популярными становятся нестандартные уроки или нетрадиционные. Нетрадиционный урок - это урок, включающий в себя приемы и методы различных форм обучения, в том числе и игровых. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. Примерами нестандартных уроков могут быть различные виды игр, уроки - пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки - КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-игры, уроки-праздники и т.д. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования.

Урок - путешествие. Данный вид урока может использоваться как в младших, так и старших классах. Урок состоит из нескольких этапов:

  1. Начало путешествия. Ученики знакомятся с маршрутной картой и видят, что на ней все моря имеют названия цветов и для того, чтобы не заблудиться необходимо их повторить. Что мы и делаем с помощью разноцветной ромашки.

  2. «Полуостров Знакомства». На наш корабль мы попадём с полуострова Знакомства, но через него мы можем пройти, только если познакомим друг друга со своей семьёй. Учащиеся рассказывают о своих семьях

  3. «Залив Загадок». На нашем корабле мы приближаемся к заливу Загадок. Чтобы не потерпеть кораблекрушения, нужно отгадать несколько загадок по теме «Профессии». Один из учеников становится ведущим и получает картинки с изображением каких-либо профессий. Ученики на местах с помощью наводящих вопросов должны угадать, кто изображён на картинке.

  4. «Пролив Бодрости».

  5. «Остров Зверей». Бармалей заколдовал зверей. Нам нужно помочь им. Ученики называют животных и описывают их.

  6. «Бухта Находок». Кажется, наш корабль сбился с курса. Мы приближаемся к Бухте Находок. Посмотрите, тут конверты! Давайте посмотрим, что в них. Письма! Идёт работа с текстами: чтение, верно или неверно, закончи предложения, ответьте на вопросы.

Урок получается очень красочным и увлекательным.

Эффективной и продуктивной формой обучения в средних классах является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Урок-праздник очень нравится учащимся 6 классов. Такой тип урока является интересной и плодотворной формой проведения уроков. Урок-праздник расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в зарубежных странах, и развивает у учеников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок-интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью в 7-8 классах. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: "Свободное время", "Планы на будущее", "Биография" и т.д.

Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Урок-дискуссия. (9-11 классы) Цель: формирование коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению, умение вести дискуссию. Возможные темы - «Должны ли родители давать детям карманные деньги?», «Правильно ли нас воспитывают родители?». Сначала учащиеся знакомятся с основными правилами ведения дискуссии, затем делятся на две группы. Одна готовит аргументы "за", вторая - "против", в результате необходимо прийти к общему результату. Все нестандартные уроки формируют, в первую очередь коммуникативные УУД, а во-вторую очередь - познавательные, регулятивные и личностные.

Одним из путей повышения познавательной деятельности является включение учащихся старших классов в исследовательскую и проектную деятельность. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие учащихся в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать. Творческие мини-проекты формируют и совершенствуют личностные и коммуникативные УУД. Проекты позволяют наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении. Метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им урок, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.

Примерами выполненных проектов являются газеты о стране изучаемого языка, открытки - поздравления, пригласительные билеты на день рождения, презентации, буклеты и маршруты, инсценирование сказок, кроссворды, рассказы - загадки и т. д.

Таким образом, можно сказать, что игра - это наиболее эффективное средство формирования УУД учащихся на уроках немецкого языка на всех этапах обучения.

Главное помнить, что игра - лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ученик не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Учителю нужно приложить все свои силы, проявить талант и творчество, чтобы урок был интересным и продуктивным.


9


© 2010-2022