Исследовательская работа Формирование коммуникативных навыков у учащихся по английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативной культуры учащихся

С первых дней работы преподавателем английского языка я столкнулась с очень актуальной проблемой - низкой заинтересованностью учеников в изучении иностранных языков.

За тридцать лет преподавания иностранного языка я пыталась найти тот метод, который бы отвечал современным требованиям, помог бы повысить мотивацию и, как следствие, качество знаний.

Я использовала в своей практике различные методы преподавания предмета. Однако, эти попытки не оправдали себя и не дали желаемого результата, потому что они не охватывали все четыре вида речевой деятельности. Я понимала, что такие методы не способствуют раскрытию личности ученика, не нацелены на успех.

Ребенок, переступивший порог школы, ждёт, конечно же, успеха. Ситуация успеха - необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему. Поэтому я считаю, что для успешного обучения необходимо формировать ключевые компетенции учащихся.

В своей работе я опираюсь на стратегию работы школы, направленную на развитие компетенций учащихся и их творческого потенциала. Поэтому целенаправленно создаю условия для овладения учащимися компетенциями, направленными на формирование личности, способной адаптироваться в условиях насыщенного информационно - коммуникативного пространства. Школа не должна научить на всю жизнь - школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. Сейчас я могу с уверенностью утверждать: основой методического содержания современного урока иностранного языка должна быть коммуникативность. Развитие коммуникативной культуры учащихся - моя тема по самообразованию. Я поставила цель, направленную на ожидаемый и диагностируемый результат обучения.

Цель: определить возможности для формирования коммуникативных компетенций учащихся.

Задачи:

- формировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка;

- формировать и развивать речевую активность;

- совершенствовать культуру общения.

Проводя мониторинг среди учащихся средней ступени обучения, я пришла к выводу, что у моих учеников невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Одной из главных причин является непонимание учащимися значимости знания иностранного языка для дальнейшей жизни.

Я строю урок как модель реального общения и организую деятельность учащихся так, чтобы ученик имел возможность сам познавать и развиваться, овладевать иноязычной культурой, а не подвергался бы обучению.

В основе обучения у меня - коммуникативно - деятельностный подход, который предполагает развивающий, функциональный и коммуникативный характер обучения, инициирующий познавательную активность в учении, формирующий способность и потребность к рефлексии, саморазвитию и самоактуализации.

В своей работе я использую УМК М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой «Enjoy English» для 2 - 8 классов и УМК В.П. Кузовлева для 9 - 11классов. Считаю, что в УМК М.З. Биболетовой имеет место приоритет коммуникативной цели в обучении. В учебных материалах сделан акцент на непроизвольное усвоение речевого материала, интересно подобраны темы для развития навыков устной речи. Впервые этот УМК был взят мною в 2007 году и сегодня это ученики 8 класса, успешно овладевающие языком и умеющие оперировать языковыми средствами. Я провела диагностику на начальном, подготовительном этапе с целью выявить склонности, интересы обучающихся, а также уровень их коммуникативности.

I этап. Диагностический.

2010 - 2011 учебный год. 2 класс. 10 человек.

Диагностика № 1.

Входная диагностика по следующим критериям: (автор методики Е.И. Щербакова)

  1. выявление мотивации к изучению иностранного языка;

  2. выявление образовательных запросов обучающихся;

  3. выявление склонностей и интересов обучающихся;

  4. выявление уровня сформированности коммуникативных компетенций;

  5. выявление требований рынка труда.

Опрос и анкетирование показали следующие результаты:

Критерии

Наиболее часто встречающиеся ответы

1. Мотивация к изучению иностранного языка

- Языки очень важны в современной жизни;

- иностранный язык пригодится для будущей профессии;

- язык нужен, чтобы разбираться лучше в компьютере

2.Образовательные запросы обучающихся

- Научиться говорить на английском языке;

- научиться общаться с иностранцами;

- уметь хорошо читать и переводить;

- понимать, о чём поётся в песнях

3. Склонности и интересы обучающихся

- Слушать музыку;

- знакомиться с различными странами;

- читать произведения английских писателей;

- читать журналы о спорте и знаменитых спортсменах

4. Коммуникативные компетенции

- Интересно говорить на незнакомом языке;

- нравится общаться с друзьями;

- нравится смотреть передачи на английском языке, затем обмениваться впечатлениями

5. Требования рынка труда.

- Язык необходим для профессии инженера, секретаря, консультанта;

- широко используется в сферах туризма, торговли, строительства, ИТ, управления персоналом;

- зарплата работника со знанием языка намного выше обычной

Таким образом, я выявила склонности и запросы своих учеников и приступила к работе над формированием ключевых компетенций.

2011 - 2012 учебный год. 3 класс. 10 человек.

Диагностика № 2.

Следующий шаг - изучение степени сформированности коммуникативных умений учащихся. С этой целью я провожу диагностику в 3 классе. В качестве объектов контроля выступают основные составляющие коммуникативной компетенции:

  • иноязычные коммуникативные умения младших школьников в следующих видах речевой деятельности: говорении в диалогической и монологической форме, аудировании, чтении и письме;

  • умения оперировать языковыми средствами.

Каждый обучающийся получает работу, которая состоит из 4 разделов (приложение № 1):

Название раздела

Задание

Планируемый результат

1.«Коммуникативные умения. Аудирование.»

Прослушай рассказ «Му Family» и выполни задание:

- выбери правильный ответ и занеси его в таблицу

Воспринимать на слух в аудиозаписи основную информацию из сообщений, рассказов, сказок, построенных на знакомом материале

2. «Коммуникативные умения. Чтение»

Прочитай текст и выполни задания:

1. Отметь утверждения, соответствующие содержанию текста, знаком «+», не соответствующие содержанию текста - знаком «-» и заполни таблицу.

Читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного на изученном языковом материале

3.«Языковые средства и навыки оперирования ими. Лексическая и грамматическая сторона речи»

1. Какое слово лишнее? Выпиши его.

2. Выбери нужный вариант и заполни таблицу.

Оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей, распознавать и употреблять в речи изученные грамматические явления.

4. «Коммуникативные умения. Письмо»

1.Заполни таблицу, впиши заглавные и строчные буквы.

Восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей.

5. «Коммуникативные умения. Говорение.

Диалогическая речь»

Разыграй сценку с одноклассником (4 реплики)

Расскажи о своём друге (не менее 5 предложений).

Участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге - расспросе, диалоге - побуждении.

Составить небольшое описание предмета, картинки, персонажа.


Результаты диагностики заносятся в таблицу:

Виды работы

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

тесты

От 40 до 60 %

От 61 до 84 %

От 85 до 100 %

Обучающиеся, выполнившие работу менее чем на 40 % - это «зона ближайшего развития»

Диагностика № 3.

2012 - 2013 учебный год. 4 класс. 11 человек.

Ребята выполняют подобную срезовую работу по четырём видам речевой деятельности.

Результаты получились следующие:

2011 - 2012 г.

3 класс

2012 - 2013г.

4 класс

2013 - 2014г.

5 класс (конец II триместра)

54 %

63%

65%

Гипотеза:

Если систематически развивать коммуникативные компетенции на уроках английского языка, это будет способствовать формированию коммуникабельной личности, которая понимает необходимость саморазвития, самосовершенствования, а также повысит качество и уровень обученности учащихся.

2 этап. Подготовительный.

Предмет обучения иноязычному общению уже имеет достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи, который изучали Бим И.Л., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л. и другие.

Психологи В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров определили коммуникативную компетентность как составную часть человеческого бытия, которая присутствует во всех видах человеческой деятельности. Они подчеркивают, что проблема состоит в том, что не все люди представляют себе, каким образом могут быть реализованы те или иные коммуникативные акты. Из этого следует, что для того, чтобы совершать эти коммуникативные акты, необходимо обладать определенными навыками и умениями. Соответственно в процессе обучения должна быть заранее определена целевая установка на формирование коммуникативной компетентности личности, а значит, должны быть определены методы и средства её формирования. Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев). Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. А.А. Леонтьев подчеркивает: «строго говоря, речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-либо деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую».

Мною была изучена литература по проблеме и практический опыт учителей-предметников.

  1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М., 1999.

  2. Денисова Л.Г., Мезенин С.М., Snowball English - М., 2000, «Просвещение».

  3. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики // Иностранные языки в школе. - 1989. - №2.

  4. Колкер Я.М. «Практическая методика обучения иностранному языку» - М., 2000.

  5. «Коммуникативность обучения - в практику школы» под редакцией Е.И. Пассова, М. 1985, Изд. Просвещение.

  6. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе - 2000 - №5.

  7. Е.И. Пассов. «Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре» Просвещение, Москва 1993.

  8. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1991.

  9. Рахманина М.Б. Типология методов обучения иностранным языкам. - М., 1998.

  10. Рахманов И.В. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв. - М., 1972.

3 этап. Практический.

Для развития навыков коммуникации я использую методы и приемы, которые являются наиболее оптимальными, прежде всего, методические приёмы интерактивного обучения: словесные ассоциации, таск-анализ, «Инсерт», «Фишбоун», ПОПС-формула, «Бином фантазии» и др.

Развивая коммуникативные навыки, я провожу нестандартные уроки:

урок-театр;

урок - групповой проект, когда ученики в группах проводят исследование по заданной теме, придумывают оформление, а затем представляют результаты своей деятельности в виде коллажей, презентаций, докладов.

уроки-дебаты, как правило, в старших классах.

На уроках использую творческий подход к работе с диалогами, текстами. Даю задания проиграть по ролям, один и тот же диалог можно разыграть по-разному, часто дети сами придумывают оригинальные варианты. Ученики получают задание придумать другую концовку рассказа, истории; придумать и написать рассказ по серии картинок, сделать рисунок по прочитанному, часто ученики предлагают свои варианты заданий.

Как развить мыслительные навыки, необходимые для получения знаний по иностранному языку, таких как аналитическое, проблемное, критическое, творческое, рефлексивное мышление?

Я считаю, что использование современных технологий обучения является актуальным способом решения этой задачи. Я использую технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая была разработана в США в конце 20-го века (авторы: Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн и др., а в России - М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.)

Используя эту методику, я развиваю личность ученика, формирую коммуникативные компетенции, стимулирую интересы, развиваю желание практически использовать иностранный язык, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Критическое мышление позволяет формировать «неравнодушных» учащихся, готовых думать, говорить и общаться.

Свою задачу я определяю в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно. Использование технологии критического мышления позволяет мне значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи, совершенствуя процесс обучения. Таким образом, я развиваю и коммуникативные компетенции учащихся, и способствую целостному развитию их личности.

Руководствуясь методикой по психодиагностике (автор Ю.В.Филиппова), я провела тестирование обучающихся 4 класса в 2012 - 2013 учебном году по определению исходного уровня склонности к критическому мышлению.

В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:

  1. желание вступать в контакт;

  2. умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

  3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами. Каждый учащийся получал анкету с утверждениями и отмечал ответы.

1 критерий - желание вступать в контакт

Утверждение

Результат

1 Ты можешь сам начать разговор.

Высокий уровень (3 балла) - легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

2 В разговоре пользуешься нормами речевого поведения.

3 Не стараешься в беседе говорить слишком много.

4 Никогда не обижаешь своего собеседника.

5 Умеешь внимательно слушать, но не показываешь свою заинтересованность беседой.

Средний уровень (2 балла) - ребенок стремится к общению, но межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью.

6 Стараешься не задавать вопросов, потому что не умеешь это делать.

7 Ты делаешь комплименты своему собеседнику только в ответ.

8 Ты не любишь общаться, в разговоре у тебя часто проскальзывает грубость.

Низкий уровень (1 балл) - ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

9 Ты не умеешь сдерживать свои эмоции в разговоре.

10. Не желаешь похвалить собеседника за интересный разговор.

2 критерий - умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

1 Ты легко включаешься в любую совместную деятельность.

Высокий уровень (3 балла) - ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

2 Ты можешь взять на себя функции организатора

3 Ты внимательно выслушиваешь собеседника.

4 Умеешь, когда нужно, обратиться с вопросом.

5 Ты можешь возражать, когда тебе что-то не нравится.

Средний уровень (2 балла) - ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

6 Ты обычно легко отвечаешь на вопросы, но не любишь сам спрашивать.

7 Тебя не интересует мнение окружающих.

Низкий уровень (1 балл) - ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

8 Ты чувствуешь себя некомфортно в общении со старшими.

9 Любишь всегда настаивать на своём.

10 Не умеешь сдерживать свои эмоции.

3 критерий - Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Утверждение

Результат

1 Ты умеешь слушать собеседника.

Высокий уровень (3 балла) - выполняет правила культуры общения со взрослыми и сверстниками.

2 Никогда не перебиваешь, даже если тебе не интересно.

3 В общении всегда вежлив и дружелюбен.

4 Ты слушаешь собеседника невнимательно, стараешься быстрее закончить разговор.

Средний уровень (2 балла) - имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых.

5 В беседе ты настраиваешься на дружелюбие, но эмоции побеждают.

6 В беседе стараешься больше слушать, потому что стесняешься своей речи, отвечаешь односложно.

7 В разговоре имеешь привычку прерывать собеседника.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям, в общении со сверстниками агрессивен.

8 В разговоре слышишь только себя.

9 Стараешься обидеть, унизить собеседника.

10 Любишь кричать, махать руками перед собеседником.

Анализ результатов, полученных по данной методике, оценивается в баллах.

Общий балл:

Высокий уровень -15 - 18 баллов

Средний уровень - 10 - 14 баллов

Низкий уровень - 6 - 9 баллов

Анализ результатов я занесла в диагностическую карту.

Диагностическая карта «Определение уровня развития коммуникативных способностей у младших школьников»

ФИ ребенка

3 класс.

2011 - 2012 учебный год

4 класс.

2012 - 2013 учебный год


Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил в общении

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил в общении

Общий балл

1.

Б К.

10

11

16

12

11

16

37/39

2.

В А.

9

10

15

12

12

16

34/40

3

ГА.

10

11

15

12

11

15

36/38

4

К Е.

15

15

16

15

15

16

46/46

5

К Д.

Не учился

12

14

17

43

6

М А.

8

9

15

9

9

15

32/33

7

О А.

15

10

10

15

12

10

35/37

8

О Д.

14

14

15

15

14

16

43/45

9

С В.

16

17

17

17

18

17

50/52

10

Т Т.

8

10

12

9

11

12

30/32

11

Я О.

15

15

16

16

15

16

46/47

Таким образом, я определила исходный уровень склонности к критическому мышлению, которое необходимо для развития коммуникативных компетенций и сделала вывод, что за год он немного улучшился. Результаты мониторинга коммуникативных УУД в 5 классе, проведённые в начале 2013 - 2014 учебного года и в конце II триместра подтверждают мои исследования. (результаты прилагаются - приложение № 2)

Я отметила, что с применением данной педагогической системы повысилось качество обучения.

Классы

2010 - 2011

2011 - 2012

2012 - 2013

2 - 4

60%

64%

66%

5 - 11

41 %

45 %

46 %

Система моей работы нашла применение и в образовательных стандартах 2 поколения. Обучающиеся 5 класса успешно осваивают программу по ФГОСам, демонстрируя сформированные навыки коммуникации.

На сегодняшний день обучающиеся старших классов всё чаще демонстрируют желание вступать в контакт, с желанием обыгрывают ситуации реалистического общения, обсуждают прочитанное, самостоятельно выделяют мировоззренческие проблемы, совместно пытаются их разрешить, знакомятся с разными позициями, уточняют, обобщают, вербализируют собственные знания, иногда в споре, конфликте мнений, иногда взаимно дополняя, помогая друг другу, двигаются к взаимопониманию, истине.

Результаты освоения образовательных программ:

2010 - 2011г.

2011 - 2012г.

2012 - 2013г.

2013 - 2014г.

(II триместр)

100/50

100/53

100/53

100/57

Результаты экзаменов:

2009 - 2010г.

2010 - 2011г.

2011 - 2012 г.

2012 - 2013 г.

9 кл.- 3 уч -ся в традиционной форме (качество 66 %)

1 уч-ся - ЕГЭ

(39 баллов)

1 уч-ся - ГИА

(31 балл)

1 уч-ся 9 кл. в традиционной форме

(качество - 100 %)

На уроках я не могу не использовать информационно-коммуникационные технологии. Тем более сейчас, когда появился доступ в Интернет. В кабинете есть мультимедийный компьютер с выходом в Интернет.

В наличии имеются следующие цифровые образовательные ресурсы:

- курс «Профессор Хиггинс. Английский без акцента»

- "Spelling Made Easy" - обучающая программа по правилам орфографии английского языка;

- "Занимательный английский для детей" - обучающая программа для детей от 6 до 12 лет;

- интерактивный тренинг "Подготовка к ЕГЭ. Английский язык";

"British English" - учим английские слова;

- "Tilly's Word Fun 1" - обучающая программа по английскому языку для школьников;

- репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия;

- "English Grammar in Use" - обучающая программа по грамматике английского языка;

- "Enjoy the ABC" программа по изучению алфавита;

-"Enjoy Listening and Playing" - обучающая мультимедийная программа-приложение к УМК Enjoy English (2,3,4)

Использую в постоянной практике англоязычные учебно-тематические фильмы с сайта youtube.

- сайты lingualeo, english-4kids, cartoons-english - для занятий кружка.

Имеются презентации, составленные самостоятельно практически ко всем темам школьной программы.

В работе мне всегда помогает кабинет, который оснащён достаточно хорошо, является центром проведения не только уроков, но и внеклассных занятий. В кабинете много методической, художественной литературы, есть грамматические таблицы, контрольно-измерительные материалы, пособия по страноведению, двуязычные словари, портреты писателей, карты стран изучаемого языка, аудиозаписи к УМК.

Большое внимание уделяю внеклассной работе по предмету, в школе уже 20 лет существует Английский клуб. И здесь я преследую ту же самую цель: развивать коммуникативные способности учащихся, повышать их социокультурный уровень. Изучая реалии жизни в других странах, ребята получают новые знания, учатся ранжировать ценности и осознавать возможности взаимовлияния культур.



© 2010-2022