Развитие критического мышления учеников на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОПИСАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА


Развитие критического мышления учеников на уроках английского языка

Для успешной интеграции в современный социум молодым людям необходимо умение критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Человеком, способным мыслить критически, сложно манипулировать; сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов.

Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности.

Мы предлагаем понимать под критическим мышлением самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы, и обязательство преодолевать наш природный эгоцентризм и социоцентризм.

Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта.

Вместе с тем одна из важнейших особенностей критического мышления заключается в том, что оно учит анализу и конструированию рассуждений, получению знания вне зависимости от профессиональной сферы деятельности.

Критическое мышление ориентируется на анализ «естественных» рассуждений, не стремясь подогнать их под стандартные структуры формальной логики.

Изучение английского языка играет огромную роль в развитии критического мышления подро­стков, определяемую спецификой его как учебно­го предмета и особенностями используемых тех­нологий обучения. Основной целью развития критическо­го мышления подростков является расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, учебных и практических проблем.

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления на уроках английского языка, как правило, включает в себя три стадии.

Первая стадия - стадия вызова. Основными задачами данной стадии является повышение адекватности детей, развитие интереса и учебной мотивации, обобщение имеющихся знаний по заданной проблеме.

Вторая стадия - стадия осмысления. На данной стадии выдвигаются следующие задачи: обеспечение знаниями учащихся, осмысление полученных знаний, соотношение имеющихся знаний.

Третья стадия - стадия рефлексии. На данной стадии решаются такие задачи как: осмысление и обобщение полученных знаний, присвоение (запоминание) знаний, формирование собственного отношения к проблеме.

Таким образом, в результате применения методов критического мышления в процессе обучения английскому языку актуализируется субъектная позиция личности каждого ребенка. Данные методы способствуют организации учебной деятельности в соответствии с механизмами ценностной ориентации поиск - оценка - выбор - проекция.

В мировой практике развития и формирования критического мышления разработано множество методов, способов и программ, каждая из которых должна привести к желаемому результату. Однако, используя ту или иную методику формирования критического мышления, в конкретной ситуации я столкнулась с рядом трудностей, заключающихся в специфических условиях возраста, предмета, на котором происходит формирование критического мышления, психологического климата и формы организации процесса обучения. Поэтому для каждого случая методы, используемые для формирования критического мышления, будут своими и будут представлять набор заданий/приемов, являющихся частью определенного критерия сформированности критического мышления.

Большинство исследователей, занимающихся развитием и формированием критического мышления, так или иначе, опираются на технологию развития критического мышления через чтение и письмо, разработанную американскими исследователями.

Технология развития критического мышления на уроках английского языка располагает огромным арсеналом средств: кластеры, написание синквейнов, инсерт, корзина идей, написание эссе, мозговые штурмы, тонкие и толстые вопросы, фишбон, чтение с остановками, бортовые журналы, «KWL Chart».

Также к методам развития критического мышления относятся так называемые «идейные сетки» (Mindmapping, Clustering), «Mind-Map», Mindmapping, размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками может стать хорошей основой для развития критического мышления учащихся, творческая работа с песнями и т.д.

Рассмотрим наиболее интересные задания для развития критического мышления, которые я использую в своей практике преподавания английского языка.

1. "Wordplay"

Учащиеся придумывают для своих одноклассников вопросы и дают им категории на любые темы: название стран, профессий, числительные, цвет, месяц, дни недели и т.д.

- Susan is a: a) surname b) first name c) boy's name

- England is a: a) language b) nationality c) country

2. Sightseeing.

На каникулах ты с родителями куда-нибудь поедешь, совершишь экскурсии, что бы ты хотел увидеть, потрогать, с кем пообщаться в первую очередь и почему. Опиши на английском языке это место: историческую ценность, размер, цвет, запах и т.д. Напиши, почему с этого места начнется твоя экскурсия.

3. Penfriend

Каким ты себе представляешь друга по переписке, опиши внешность, характер, увлечения и др., заполняя пропуски предполагаемого письма, затем ответь другу используя другие выражения, глаголы, прилагательные подходящие по смыслу, так что бы он понял "What sort of person you are" и стоит ли продолжать переписку с тобой.

Dear penfriend, My name is______and I'm_____(age). I'm from ______. I've got_____,_______hair and _____eyes. I'm_____metre___and I'm quite______(size). I look like my________. I'm_____and _____(character). I like ___,____and____but I don't like__________. Please write to me and tell me what you're like.

4. «Ассоциативный куст».

Известно, что очень тяжело «раскачать» учеников в начале занятия. Для того, чтобы улучшить начало занятия, я стала использовать «мозговую атаку» или «мозговой штурм». Конечно, что все новое воспринимается в начале отрицательно. Ученики начали задавать вопрос на манер: «Зачем это нам надо? Это неинтересно» и т.д. Но надо быть настойчивым и все будет надлежащим образом. Этот метод я стала использовать вместо «языковой разминки», и вместо вопросов типа: « Кто дежурный? Кто отсутствующий?», я стала давать для обдумывания ключевое слово или ключевую фразу занятия.

Например, если тема урока «Компьютеры», ученики говорят все слова, фразы, мысли, которые появляются у них, когда они слышат это слово. Для того, чтобы научить учеников пользоваться этим методом мне понадобилось приблизительно пять занятий. Так как я получила первые положительные результаты, решила двигаться дальше. Приняла решение дополнить эту работу «ассоциативным кустом». Теперь, я пишу ключевую фразу на доске, а потом располагаю все идеи вокруг нее. Ученики не только должны давать собственные идеи, а и объяснить, почему именно так, а не иначе. Можем констатировать тот факт, что страх ошибки постепенно отступил, вместо этого ученики стали более активно генерировать идеи, а со временем объяснение идей стало более мотивированным.

5. «Диаграмма Вена». Эта техника очень интересна потому, что я использую не только устную информацию, но и наглядную. Эта диаграмма составляется из трех или больше кругов, которые пересекаются. В тех местах, которые являются общими, я пишу те черты, которые присущие понятиям, которые сравниваются. А в тех, которые не пересекаются, пишу те черты, которые не являются общими.

6. «Доска вопросов». «Доску вопросов» надо поместить в легкодоступном месте. Когда у учителя нет времени ответить на все вопросы, ученики могут их там поместить и учитель может потом их собрать, выучить и ответить или в письменной форме, или устно на следующих уроках, или вынести их на обсуждение в классе.

7. «Линия ценностей». «Линия ценностей» является разновидностью кооперативной деятельности и рекомендуется для того, чтобы выявить мысли учеников из таких проблемных вопросов, где возможны разные ответы, то есть возможные разные степени согласия или несогласия с каким-то заявлением или утверждением. Очень полезно научить учеников признавать и уважать разные точки зрения. Полезно, чтобы ученики учились отстаивать свои убеждения, даже когда их друзья с ними не согласные. «Линия ценностей» предназначенная для того, чтобы привлечь внимание учеников к определенному проблемному вопросу, решить, что они думают по этому поводу. Осознать, что по поводу одного могут быть разные мысли, а также занять позицию относительно вопроса и уметь сформулировать аргументы в пользу своей мысли.

Например, на одном уроке мы показывали ученикам картинки одну за другой и спрашивали, что они видят. Большинство сказали, что они видят портрет женщины, несколько фигур, старика в лодке. Мы предложили посмотреть им на картинки по-другому: вверх ногами, вертикально; обсудить друг с другом, что увидели. Некоторые увидят: слово LIAR, слово LIFE. В белые пропуски между чёрными, большую птицу с человеком в клюве.

Ученики получили возможность обсудить на иностранном языке, что они увидели, узнать новые слова, отработать структуры в Present Continuous (e.g., "What is the man in the boat doing?").

Также в ходе развития критического мышления учащихся на уроках английского языка я использую кластеры - графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста.

8. Синквейн. Намного проще, но также эффективен прием называемый «синквейн». Происходит от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк (тема - существительное; описание темы - 2 прилагательных; описания действия - 3 глагола; фраза из 4-х слов; синоним к теме).

Данный прием используется как способ синтеза материала. Кратность и лаконичность формы позволяет развивать способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах. «Синквейны» применяются в качестве инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразительности мысли.

Для того чтобы начать рефлектировать по поводу своей деятельности, необходимо создать среду для рефлексии, которая включает: 1) особое пространство («круглые столы», педагогические гостиные, клубы); 2) положительное восприятие друг друга в процессе рефлексии.

Я предложила детям несколько тем, которые им более близки и понятны: еда, животные, работа по дому. Дети работали дома, и у них была возможность воспользоваться словарями. Родители приняли активное участие в этой работе. Ниже мы приводим несколько примеров подобного сотрудничества:

APPLES

JUICY, SWEET

BITE, EAT, ENJOY

EAT THEM EVERY DAY

HEALTH

PIZZA
WONDERFUL, TASTY
COOK, EAT, ENJOY
IT'S MY FAVOURITE FOOD
ITALY

HOUSEWORK

NECESSARY, BORING

WASHING, CLEANING, SHOPPING

I DON'T LIKE IT

DUTY

Синквейн развивает критическое мышление. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Уровень критического мышления будет достаточно развитым, если ученик показывает способность находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

9. «Шесть шляп мышления». Также одним из интересных приемов в технологии критического мышления является «шесть шляп мышления», основатель которого - Э. де Боно. «Шесть шляп мышления» - это возможность высказывать свои предположения независимо от предположений других: все точки зрения будут разными, так как «роли», распределенные между участниками, заведомо разные. Это дает возможность подумать об альтернативных взглядах на проблему, обсудить разные точки зрения, и если какое-то предположение окажется оспоренным, то ученик не будет чувствовать в этом ошибку, ведь он всего, лишь сыграл роль. Прием хорошо проводить на начальном этапе развития рефлексии, чтобы раскрепостить детей. При такой форме организации рефлексии преподаватель получает от учеников различные точки зрения по обсуждаемому вопросу. У учащихся нет опасений высказывания ошибочных предположений.

10. Стратегия «Дерево предсказаний» используется при работе с сюжетными текстами. На стволе записывается вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? Текст разбивается на 3-4 части. После прочтения каждой части ученики записывают на листьях дерева свои прогнозы по содержанию рассказа, на ветвях аргументируя их. Каждую версию нужно обосновать и устно. Когда текст дочитан до конца, учащиеся проверяют, сбылись ли их прогнозы.

Эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры, конференция, телемост, ток-шоу по изучаемой теме, а также диспут и дебаты. Они способствуют развитию таких важнейших характеристик критического мышления, как умение анализировать и сопоставлять разные идеи, события, точки зрения; умение слышать аргументы оппонентов; умение доказательно отстаивать свою позицию, одновременно воспитывая толерантное отношение к различным точкам зрения. Принимая решение по обсуждаемой проблеме, участники ролевой игры должны учитывать все её аспекты. Им становится ясно, что не только в игре, но и в реальной жизни часто нет однозначно устраивающих всех решений проблемы. Необходимо внимательно относиться к чужому мнению и уметь аргументировано доказывать своё мнение.

Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности. При завершении определенного этапа работы над темой дети учатся задавать себе вопрос «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?» и планировать свои дальнейшие действия.

11. Лист самооценки. Большую помощь в формировании правильной оценки своих достижений оказывает ученику «Лист самооценки», на котором зафиксированы требования к знаниям и умениям, которые должны быть достигнуты к концу определенного периода. Оценивая достигнутый уровень, ученик ставит перед собой задачи на будущее. Рефлексия позволяет структурировать информацию, мысли и эмоции.

12. Тонкие и толстые вопросы. Стратегия «Тонкий и толстый вопросы» учит детей правильно строить общение. Важно показать детям, в каких случаях вопросы могут быть тонкими, требующими краткого однозначного ответа; а когда необходимы толстые вопросы, на которые нужно отвечать развернуто, обстоятельно. Особенно важно научить детей задавать друг другу открытые вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать. Умение находить варианты ответов на открытые вопросы и задавать такие вопросы - шаги к формированию критического мышления. Анализ прочитанного текста может быть эффективно организован при помощи приема «Три вопроса». Каждый ученик составляет три «толстых» вопроса для своего соседа по парте. Каждая пара выбирает и задает классу самый интересный вопрос.

У учащихся, проявляющих интерес к английскому языку, особую популярность имеют задания, способствующие развитию критического мышления: напишите письмо автору книги или статьи, придумайте другое окончание рассказа, опишите то, что предшествовало событиям рассказа.

В заключение хотелось бы отметить, что уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. При выполнении какого-либо задания, учащиеся должны понять главную мысль, воссоздать логику изложения, выделить проблему, сопоставить с тем, что уже знают в этой области, и определить, какая дополнительная информация нам необходима, чтобы сделать вывод и сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме.


© 2010-2022