МЕТОД ПРОЕКТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается вопрос инновационных технологий, особое внимание уделяется методу проекта, который является одной из актуальных технологий, позволяющих обучаемым применить накопленные знания по предмету, обеспечивает личностно-ориентировочное обучение, развивает творчество.   Конечно же, как преподаватель, я понимаю, что секрет как организовать условия, при которых обучение английскому языку протекало бы наиболее успешно и как повысить планку самооценки обучаемых, зависит от умения грам...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОД ПРОЕКТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


Серобаба Наталья Николаевна

Преподаватель английского языка




В статье рассматривается вопрос инновационных технологий, особое внимание уделяется методу проекта, который является одной из актуальных технологий, позволяющих обучаемым применить накопленные знания по предмету, обеспечивает личностно-ориентировочное обучение, развивает творчество.

Конечно же, как преподаватель, я понимаю, что секрет как организовать условия, при которых обучение английскому языку протекало бы наиболее успешно и как повысить планку самооценки обучаемых, зависит от умения грамотно выстроить урок, проследить его основную идею на всех этапах, дать обучаемым возможность осознать своё продвижение в овладении языком. И здесь преподавателя иностранного языка ожидает немало трудностей. Не имея возможности использовать полученные по предмету знания вне аудитории, обучаемые порой теряют интерес к изучению языка.

Я считаю, что повысить интерес к языку можно с помощью проекта.

Метод проекта способствует:

  1. развитию социально-коммуникативных особенностей личности;

  2. обогащению знаний по предмету;

  3. создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей;

  4. повышает профессиональную компетентность самого преподавателя.

Проект - это одна и наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность, вызывающая живой интерес и здоровый азарт, это общее, интересное дело, которое сплачивает.

Реализация проекта - уникальная возможность социализации обучаемых.

Даже самые застенчивые и малоактивные обучаемые вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.

Интересно, что иностранный язык как учебная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать для приобщения обучаемых к осознанию культурного наследия своего народа. Процесс работы над проектом стимулирует интерес к изучению иностранного языка, развивает воображение, творческое мышление, самостоятельность, способствует социализации личности, формирует деятельный подход в освоении учебного материала, наличие элементов поисковой деятельности, творчества, создаёт условия для общения, как на родном, так и на иностранном языке.

Таким образом, главные цели введения проекта в практику следующие:

  • показать умения отдельного обучаемого или группы обучаемых использовать приобретённые навыки;

  • реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;

  • продемонстрировать уровень обученности иностранному языку;

  • совершенствовать умения обучаемых участвовать в коллективных формах общения;

  • подняться на более высокую степень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

В настоящее время предлагаются различные варианты проектов и путей их реализации.

Наиболее распространённое в практике преподавания получила следующая типология проектов:

МЕТОД ПРОЕКТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

  • тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; обучаемые ориентированы на составление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.п.;

  • проблема, предлагаемая обучаемым, формируется так, чтобы ориентировать на привлечение фактов их смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичны источников информации;

  • необходимо вовлекать в работу над проектом всех обучаемых, предложив каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

При выполнении проектов предполагается информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что обучаемый должен ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобретательных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим способом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Обучаемый должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом обучаемый должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Обучаемый должен уметь описать или устно изложить средствами иностранного языка ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложения должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности обучаемого, оценивания результатов работы.

Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество обучаемых.

Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от преподавателей, привлечения в качестве консультантов преподавателей других предметов.

При организации работы обучаемых предполагается определённая последовательность в выполнении. В содержании работы над монопроектом и коллективным проектом будут совпадения, а так же некоторые различия.

Над монопроектом работает один обучаемый. На уроке он сообщает выбранную тему. Желательно, чтобы обучаемый выбрал её сам. Автор основывает мотивы выбора конкретного проекта, подчёркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатом исследования, желание и возможность раскрыть тему интересно для своих товарищей.

При выборе коллективного проекта инициатива может исходить от преподавателя, который ненавязчиво предлагает один или несколько вариантов заранее, будучи уверенным в коллективном интересе обучаемых к данному виду работы. Предложения могут выдвигаться и непосредственными участниками коллективного проекта, при этом может иметь место дискуссия, которая в конечном итоге приведёт к общему согласию в выборе темы.

При организации работы над коллективным проектом выбирается куратор для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений, отставания некоторый обучаемых, трудностей на пути исследования, выяснения причин и принятия мер к немедленному их устранению. В случае необходимости на помощь должны прийти товарищи по группе или преподаватель.

Полезны так же промежуточные отчёты участников проекта. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение всех участников. Их выступления покажут, одинаков ли уровень подготовки обучаемых, не возникнут ли в процессе работы противоречия, разногласия, которые будут тормозить её выполнение; ясно станет, насколько участники проекта - команда единомышленников.

При обсуждении обоих типов проектов их участники могут не согласиться с некоторыми критическими мнениями оппонентов и продолжать работу в выбранном русле.

Коллективный проект проходит следующие этапы организации работы: обоснование, согласование состава участников, выбор проблемы и логическое её выстраивание, выбор куратора, назначение срока выполнения, периодичности отчётов о ходе работы, обсуждение и выбор источников информации.

Проекты могут оформляться в письменном виде и путём публичной защиты. Объем письменных проектов будет разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Меньшим, как правило, будет проект краткосрочного монопроекта. Он охватывает сравнительно небольшой круг вопросов. Если на подготовку монопроекта отводится всего несколько дней, то возможно его представление в устной форме (что принято считать защитой) на уроке, с коллективным обсуждением и оцениванием проведённой работы.

Однако и устно защищаемый монопроект должен быть зафиксирован в какой-то форме у исследователя. Это может быть развернутый план, конспектированное изложение проблем, развернутый отчёт или кинопленка, что позволит сохранить проделанный обучаемым труд.

Если проект серьёзен по проблематике, предполагает углублённое исследование, время его реализации может доходить до нескольких месяцев. В этом случае целесообразнее представить его в письменном виде.

Обратимся к вопросу о том, как работать с источниками.

Необходимы разные стратегии при использовании источников. Вначале обучаемые используют просмотровое чтение - они должны определить, имеет ли отношение информация текста к проблематике проекта. С этой целью читается название книги, просматривается оглавление, иллюстрации, схемы и т.д.

Если источник заинтересовал обучаемыго в ходе беглого знакомства, он переходит к чтению с полным пониманием текста.

Таким образом, путём разных стратегий чтения отбираются тексты важные для исследовательской работы по проекту.

Обучаемый, выбравший монопроект, всю эту работу проводит сам. Участники коллективного проекта находятся в более затруднительном положении, так как они должны выстраивать письменные сообщения по конкретной проблеме с учётом логики построения и изложения всего проекта в целом.

На самом деле именно в этом этапе снимаются трудности, которые обучаемые не могут преодолеть самостоятельно; они составляют план изложения, в котором отражён прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по проблеме. Далее, на каком-то уроке происходит предварительная апробация написанного каждым обучаемым. Поскольку это первое обсуждение как бы законченного исследования, здесь могут проявляться нестыковка в логике и содержании всего проекта, противоречия, недостаточность или избыточность в раскрытии темы, ошибочная интерпретация и многие другие неувязки. Этой работе, очевидно, потребуется поставить два занятия для коллективного проекта. Монопроект может быть апробирован на одном занятии, но с обязательным выступлением экспертов, которые должны быть в курсе проблем и высказать своё отношение. Экспертами становятся все обучаемые группы.

Итак, мы видим две ведущие линии в осуществлении проектной методики. Оба направления одинаково важны.

Первая линия состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход её разработки, наполнить её интересным материалом и содержанием, логически её завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования.

В процессе этой исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор обучаемых, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты.

Обучаемый, способный к такой исследовательской деятельности, взрослеет в своём общественном сознании и способен занять определённую позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации.

Последовательность выполнения проекта:

Этапы

Задачи

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

1

2

3

4

I

Целеполагание

II

Планирование

III

Выбор мето-

дов проверки принятых гипотез

IV

Выполнение


V

Защита проекта

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.

Поиск необходимой информации, подтверждающий или опровергающий гипотезу. Выполнение проекта.

Представление результатов проектирования. Оценка результатов.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

Выдвигают гипотезы. Формируют задачи.

Обсуждают методы про-

верки.

Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.

Работают с информацией.

Синтезируют и анализируют идеи.

Проводят исследования. Оформляют проект.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.

Мотивирует студентов. Объясняет цели. Наблюдает.

Помогает в анализе и синтезе.

Наблюдает.

Наблюдает.

Консультирует.

Советует (по просьбе).

Наблюдает.

Направляет процесс анализа (если это необходимо).


Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Метод проектов позволяет создавать на уроке иностранных языков исследовательскую творческую атмосферу, где каждый обучаемый вовлечён в активный творческий процесс на основе методики сотрудничества.

Группы обучаемых формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный студент, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый обучаемый получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Овладение культурой выполнения проективных заданий, обучаемый приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, обучаемые учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.

При использовании метода проектов меняется и роль преподавателя. Она различна на различных этапах проектирования. Преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главную задачу преподавателя мы видим в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение.

Для передачи способов работы разрабатываем алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности.

Важным моментов в работе является создание проблемных ситуаций. С этой целью мы используем различные методические приёмы:

- помогаем обучаемым выявить противоречия и предлагаем найти способы их разрешения;

- излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагаем обучаемым рассмотреть явления с различных позиций (например, с точки зрения политика, юриста, журналиста и т.д.);

- побуждаем обучаемых делать сравнения, обобщения, выходы из ситуации.

На всех этапах занятия преподаватель должен инициировать поисковую, творческую деятельность обучаемыого, направлять на определение проблемы и поиска путей её решения.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением обучаемых в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых. Использование методов проектов позволило создать условия для развития личности.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е.Н., Материалы Интернета на уроке английского языка журнал "Иностранные языки в школе",-2010. №1

2. Журналы "Иностранные языки в школе" - 2008., №1-6

3. "Инновация в подготовке учителя", Под ред. И.А.Бочкарёвой. М-С-П, 2009.

4. Леонтьев А.А. Психология общения, М.,2010.

5. Ломакина О.Е. Технологические основы проектирования методической системы обучения иностранным языком", Волгоград: Перемена, 2010

6. " Инновационные процессы в образовании. Образование за рубежом. - С-П: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Полат Е.С., М, "АСАДЕТА", 2009.

8. Семенова Е.В. Метод проектов как средство преодоления конфликта культур на занятиях английского языка //Теоретические и прикладные аспекты педагогического образования. - Красноярск ,2008.-С.56-61

9. Сафонова В.В. "Проблемные задания на уроке иностранного языка", М.: Еврошкола ,2009.

10. Чечель И. Метод проектов, журнал "Директор школы", 2010 №3, №4.


© 2010-2022