Реализация проекта «Исследование в действии»

Курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан побудили меня внести изменения в свою деятельность. Прежде чем приступить к проведению уроков я провела беседу с учащимися класса, в котором планировала реализовать знания полученные на первом этапе курсов. При беседе с учениками я ввела их в курс планируемых уроков с учетом изменений в практике. Кратко ознакомила их с приемами активных методов обучения. Подробно остановилась на групповой работе. В ходе этой беседы предл... При планировании уроков учитывались идеи всех семи модулей, которые нам предлагает данная Программа. На каждом уроке планировалась групповая работа, потому что этот метод предполагает раскрытие скрытых потенциалов как низкомотивированных, так и успешных учеников. В этом можно было убедиться при проведении серии уроков с использованием активных методов обучения, в частности, при организации групповой работы. Что касается изменений, которые были внесены практику, то это, в первую очередь, нетрадиционная структура урока, которая позволяет детям взаимообучаться, чувствовать себя достаточно комфортно и не бояться замечаний учителя. На данных уроках при организации работы в группах дети чувствуют, что учитель больше направляет и наблюдает, нежели обучает. Характер выполняемых детьми заданий был разнообразен. Каждый урок начинался с позитивного ролика или психологического тренинга, на уроках использовались стратегии критического мышления, приемы само- и взаимооценивания. Весело проходили разминки. Проводились разными премами рефлексии, как на конец урока, так и на отдельные этапы.Совместно с учениками выявлялась тема и цели урока. Критерии успешности для учеников составляли ученики и писали на доске, что позволяет знать в каком направлении нужно ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация проекта «Исследование в действии»Реализация проекта «Исследование в действии»Реализация проекта «Исследование в действии»Реализация проекта «Исследование в действии»Реализация проекта «Исследование в действии»Реализация проекта «Исследование в действии»Реализация проекта «Исследование в действии»Реализация проекта «Исследование в действии»Реализация проекта Исследование в действии

Раздел 1. Обоснование выбора темы для исследования в действии

Школа-это мастерская, где формируется

мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать ее в руках,

А. Барбюс

Прежде всего хотелось бы ещё раз вспомнить, что такого особенного несут в себе эти курсы, новая Программа. «Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое призвание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях» (Хэтти, 2009). cpm.kz/forum/index.php?topic=42424.10;wap2

Как стало мне понятно, данная теория основывается на утверждении о том, что коммуникативное развитие учащихся происходит во взаимодействии. Подтверждением вышеизложенному могут выступить слова Л. Выготского (1991) о том, что совместная деятельность создает благоприятные условия для развития коммуникативных качеств личности у школьников... Также способствует развитию умения вести диалог, ставить вопросы, умения слушать и слышать, вести спор, приводить аргументацию, умения стать на точку зрения другого, умения работать сообща для достижения общей цели. nsportal.ru/sites/default/files/2012/8/dialogovye_formy_obucheniya_mladshih_shkolnikov_na_urokah_matematiki.doc

Во время прохождения практики в школе я реализовывала процесс Action research. Данное исследование происходило в общеобразовательной школе, в одном из классов среднего звена, возраст наблюдаемых 14-15 лет. Темой исследования является «Диалогическое обучение», потому что, как в контексте данного класса, так и в контексте любой общеобразовательной школы на первом месте остается важность развития коммуникативных способностей учащихся. Доказательством этому служат труды ученых-исследователей. (dissercat.com/content/razvitie-kommunikativnykh-sposobnostei-uchashchikhsya-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-ya)

Основываясь на своем педагогическом опыте я пришла к выводу, что у членов данного классного коллектива необходимо развивать коммуникативные способности для преодоления психологического барьера и овладения коммуникативными навками, потому что при переходе к юности у детей улучшается коммуникативность, появляется самостоятельность. Так же, по моим наблюдениям, некоторые ученики данного класса довольно пассивны при выполнении заданий, связанных с устной интерпретацией. Это учащиеся с вполне высокой социальной и учебной мотивацией, пишут диктанты по казахскому языку на «хорошо», добросовестно относятся к выполнению письменных домашних и классных заданий, но испытывают трудности при выполнении устных заданий, таких как, пересказ текста, чтение стихотворения, построение вопросов и предложений. Данный факт нельзя связать со скудным словарным запасом, так как эти учащиеся учат наизусть новые слова, изучаемые на каждом уроке. С неплохими результатами могут написать переводной диктант (учитель диктует слова, словосочетания и синтаксические конструкции с целью проверить знания детей на грамматику, умение правильно перевести и построить предложение). Являются обладателями хорошей памяти. Как я выяснила из бесед с классным руководителем и другими учителями, работающими в данном классе, этим девочкам довольно сложно дается демонстрирование своих коммуникативных способностей на уроке. Из беседы с психологом школы стало ясно, что в них присутствует страх несоответствия ожиданиям учителя. Поэтому на них и был направлен фокус исследования в действии с целью вовлечения их в групповую работу, как в один из методов развития навыков говорения. Итак, объектом данной реализации подхода Action research являются две девочки 14-ти лет - Карина и Жанна. Родители этих учеников детально интересуются достижениями своих детей. Что было одним из главных побуждений к осуществлению подхода исследования в данном классе и наблюдения за этими девочками. Еще одним обоснованием выбора темы является то, что мне, как исследователю-практику важно выяснить оказывает ли влияние групповая работа на развитие коммуникативных способностей данных учащихся. Если оказывает, то какое?

Актуальность данной темы заключается в том, что высоко развитые коммуникативные способности являются залогом успешности. А успех человека зависит не только от силы его характера и жизненного везения. Во многих делах определяющим фактором являются наши взаимоотношения с окружающими. В частности, это наши коммуникативные способности, и от того насколько они развиты, зависит успешность человека в трудовой деятельности и других различных областях жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе, а также собственная социальная роль человека в обществе (kak-bog.ru/kommunikativnye-sposobnosti). Ну а фундамент всего этого закладывается в школьный период.

Если будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, друзей, родных, учителей и не смог приобрести опыт коммуникации в сфере речи, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе. И в этой ситуации не меньшая доля ответственности возлагается на школьных учителей. Необходимость развития коммуникативных способностей на уроках казахского языка, обосновывается еще и тем, что овладение государственным языком является одним из требований времени.

Из определившейся темы вытекает вопрос исследования: «Каким образом групповая работа влияет на коммуникативные способности учащихся на уроках казахского языка?» Коммуникативные способности - вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. (Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.)

В методике стран постсоветского пространства превалирует использование различных форм групповой работы для достижения активизации коммуникативной деятельности школьников. Групповая деятельность помогает преодолеть барьеры в общении, развивать навыки сотрудничества, устанавливает акценты на применение таких форм деятельности на уроках языкового цикла, которые больше нацелены на говорение. (Павлова, Е.А. Особенности организации групповой формы работы на уроке иностранного языка / Е.А. Павлова //Иностранные языки в школе. - 2011. - № 9. - С.23-26). На первом этапе курсов «Лицом к лицу» была продемонстрирована эффективность групповой работы.

Данный вид работы на уроках языкового цикла выделяется немецкими методистами как безусловно более полезный, интересный, захватывающий вид деятельности, который в любом случае преодолевает пелену монотонности, часто свойственную уроку, который ведется только учителем. Обучающимся всегда интересно перевоплотиться в роль учителя. Им интересно наблюдать, каким образом тема, задание, упражнение интерпретируется другими учащимися. Им доставляет удовольствие чувствовать на какое-то время повышение собственной ответственности, свою успешность, полезность. Кроме того, занятие становится лично значимым, ведь ученики объясняют материал друг другу более понятным, «своим» языком, да и вообще, тема становится ближе. (conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf9/703.doc)

Согласно модели обучения Л. С. Выготского, знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. (nsportal.ru/sites/default/files/2012/8/dialogovye_formy_obucheniya_mladshih_shkolnikov_na_urokah_matematiki.doc) И с этим нельзя не согласиться.

Целью данного процесса реализации подхода Action research было апробировать теорию диалогического обучения в педагогическую практику и проанализировать ее влияние на коммуникативные способности учеников с выраженной школьной тревожностью на уроках казахского языка посредством организации групповой работы. Этапами реализации данного подхода Action research было: планирование - действие и наблюдение - обдумывание - оценивание - повторное планирование.

Раздел 2. Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных.

Курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан побудили меня внести изменения в свою деятельность. Прежде чем приступить к проведению уроков я провела беседу с учащимися класса, в котором планировала реализовать знания полученные на первом этапе курсов. При беседе с учениками я ввела их в курс планируемых уроков с учетом изменений в практике. Кратко ознакомила их с приемами активных методов обучения. Подробно остановилась на групповой работе. В ходе этой беседы предложила ученикам разработать правила работы в группах. Правила, которые разработали дети были близки к тем, которые мы вырабатывали во время курсов, работая в группах.

При планировании уроков учитывались идеи всех семи модулей, которые нам предлагает данная Программа. На каждом уроке планировалась групповая работа, потому что этот метод предполагает раскрытие скрытых потенциалов как низкомотивированных, так и успешных учеников. В этом можно было убедиться при проведении серии уроков с использованием активных методов обучения, в частности, при организации групповой работы.

Что касается изменений, которые были внесены практику, то это, в первую очередь, нетрадиционная структура урока, которая позволяет детям взаимообучаться, чувствовать себя достаточно комфортно и не бояться замечаний учителя. На данных уроках при организации работы в группах дети чувствуют, что учитель больше направляет и наблюдает, нежели обучает.

Характер выполняемых детьми заданий был разнообразен. Каждый урок начинался с позитивного ролика или психологического тренинга, на уроках использовались стратегии критического мышления, приемы само- и взаимооценивания. Весело проходили разминки. Проводились разными премами рефлексии, как на конец урока, так и на отдельные этапы.Совместно с учениками выявлялась тема и цели урока. Критерии успешности для учеников составляли ученики и писали на доске, что позволяет знать в каком направлении нужно работать, чтобы получить высокую оценку. Если до знакомства с таксономией Блума на уроках преобладали задания на низкий уровень мышления, то с учетом изменений целенаправленно задавались вопросы высокого порядка. На уроках предлагала задания следующего характера: какое предложение, по твоему мнению, заключает в себе основную мысль текста? Составить вопросы (неодносложные, в связи с возрастными особенностями данного класса) по тексту. Назвать основные признаки глагола. Как бы ты поступил на месте Батырхана? Все время задавала детям вопрос «почему?», что требовало все время «аргументированно обдумывать»

Наиболее увлекательным для наблюдаемого класса методом была групповая работа, а именно создание презентаций. Это является подтверждением того, что работа над проектом - один из оптимальных способов организации деятельности учащихся на уроке. В процессе проектной деятельности обучающиеся учатся правилам общения друг с другом, с другими группами, с учителем, с иными участниками проекта,

развиваются навыки говорения. (conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf9/703.doc)

Отличие «старых» заданий от «новых» заключается в том, что в ранней практике детям предлагались задания, которые требуют заранее известных учителю и другим ученикам ответов. В ходе выполнения этих заданий не требовалось наличие у детей творчества и глубокого размышления, а лишь механическое заучивание.

На уроках использовались различные ресурсы. Маркеры, постеры, которые на прежних уроках использовались только учителем, теперь перешли к детям для применения их на уроке. На уроках, построенных по новым принципам стали чаще использоваться ИКТ. При этом прослеживалась продуктивность общения учащихся с ИКТ. Листы само- и взаимооценивания, звезды, сердечки, игрушки, мяч, различные цветочки, конфеты, стикеры, «дерево настроения», градусник служили символом при делении на группы, психологических тренингах, рефлексии. На прежних же уроках основными ресурсами были учебник, тетрадь и мел. Знакомство с данной Программой дало понять насколько широко и глубоко необходимо продумывать каждый урок.

Фокус наблюдения был направлен на учеников, в которых, по наблюдениям школьного психолога, присутствует страх несоответствия ожиданиям учителя. Класс, в котором обучаются данные учащиеся характеризуется положительно. Преобладающая часть детей проявляет активность в процессе обучения и взаимодействия с другими членами классного коллектива. Более подробное описание действий наблюдаемых, которые служили причиной проведения исследования описаны в первом разделе.

Внесение всех вышеперечисленных изменений можно объяснить динамичностью происходящих в современном мире перемен. Именно это обусловило необходимость переосмысления основополагающих принципов функционирования мировых систем образования. В условиях стремительно меняющегося мира необходимо ответить на вопросы «Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке?», «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?» («Руководство для учителя/Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», стр.146). Ответы именно на эти вопросы необходимо искать и внедрять в педагогическую практику.

Во время прохождения второго этапа курсов - практики в школе, для исследования необходимо организовать и провести сбор данных касательно темы исследования. Прежде чем приступить к сбору данных целесообразно составить план действий. По мере необходимости, вносить в него изменения.

Основной частью методов по сбору данных было консультирование с другими сотрудниками школы. И в течении всех уроков планировалось включить следующие методы сбора данных: наблюдение, приглашение коллеги на урок, фото и видеосъемка уроков, анкетирование, интервьюирование, аудиозаписи, психологические тесты, рефлексия, опрос, само- и взаимооценивание. Нельзя сказать, что все эти методы приемлемы и примеримы для данного исследования.

Прежде чем приступить к консультированию был составлен список вопросов. Эти вопросы касались плана проведения исследования. Планировалось консультирование с директором школы, завучем, школьным психологом, классным руководителем, родителями учащихся данного класса.

Было посещено родительское собрание. Потому важно было ознакомить их с идеями Программы, рассказать о сути предстоящего исследования и узнать ответ на вопрос: «Каково ваше отношение к тому, что на уроках с участием ваших детей будет осуществляться фото- и видеосъемка? Почему является важным консультирование с этими людьми? Потому что члены фокус-группы находятся в непосредственном контакте с наблюдаемым классом. Имеют свои представления, касающиеся наблюдаемых детей и об уровне развития их коммуникативных способностей, могут служить источником важной информации. Фокус-группы предоставляют уникальную информацию, свидетельствующую о многочисленном разнообразии точек зрения. Поэтому важно ознакомиться с их мнением о ходе и методах исследования.

В контексте данного подхода Action research большинство запланированных приемов сбора данных осуществилось. С учащимися класса было более продуктивным провести анкетирование. Дело в том , что анкетирование является таким методом сбора данных, при котором можно допустить, чтобы анкетируемые в благоприятной для них обстановке, не торопясь, ответили на предложенные вопросы. Достаточное количество времени может позволить тщательное осмысление вопросов, что предполагает точность ответов. Были и анонимные анкеты. Это объясняется тем, что при анонимности уровень правдивости ответов может быть более высок. Но есть и обратная сторона медали. Эффект анкетирования зависит от качества сформулированных вопросов. Требуется более тщательное обдумывание и четкая формулировка вопросов. Необходимо давать четкий инструктаж (приложение 1).

Один из методов сбора данных по настоящему исследованию было тестирование. Результаты тестирования сравнительно легко обрабатываются и не зависимы от субъективного отношения наблюдателя. Но есть и трудности при составлении вопросов тестирования, так как этот процесс требует специальной подготовки и соответствующей компетентности. В преодолении этого препятствия помогли материалы пособия «Педагогическая диагностика. Сборник анкет для учителей, учеников и родителей».

Фокус видеонаблюдения, в оновном, был направлен на наблюдаемых учащихся. Эта работа имеет цель создания качественного банка фото- и видеодоказательств. Для раскрытия темы данного исследования важны видеофрагменты не только процесса групповой работы, но и психологических тренингов, рефлексии, так как при таких приемах работы прослеживается уровень коммуникативных способностей учащихся. Несомненный плюс данного метода в том, что при просмотре видеоматериалов можно увидеть то, что не было замечено наблюдающим в течении урока. Результативным была консультация с другим слушателем данной Программы. Потому что он имеет некоторый опыт ведения исследования на базе класса.

Следующим методом сбора данных было наблюдение. Этот метод имеет свои преимущества и недостатки. Проанализировав характеристики этого метода, сочла его приемлемым для своего исследования. Главным достоинством наблюдения было то, что уже наблюдая можно делать новые выводы. Поскольку человеческий ум является важным аналитическим инструментом.

После каждого урока заполнялись листы наблюдения. Одно из безусловных преимуществ данного метода - это его удобство. Заранее приготовленные листы наблюдения за деятельностью учащихся не требуют значительного объема времени. Заполняются символами «+», «-». Этот метод предоставляет возможность проследить изменения в деятельности учащихся на разных этапах урока.

На первом уроке была проведена рефлексия «Найди себя», которая несет графический характер. По результатам данной рефлексии можно увидеть лишь уровень психологического комфорта, но не уровень коммуникативных навыков. Так как этот прием рефлексии не имеет практичности для данного исследования, на последующих уроках детям предлагались такие приемы рефлексии, которые требовали бы говорение и вызывали бы активизацию умственной деятельности.

На один из уроков была приглашена коллега. Цель этого шага заключается в сопоставлении и анализе наших взглядов на наблюдаемых Карину и Жанну. Так же выработать дальнейший план работы с ними. Значимость данного метода заключается в том, что результаты наблюдения коллеги могут отличаться от результатов собственных наблюдений исследователя-практика. В данной ситуации необходим «свежий взгляд» и мнение требовательного коллеги.

Еще одним методом сбора информации была аудиозапись. Метод аудиозаписи заслуживает расположение тем, что не требует особой психологической подготовки. Потому что фиксируется только речь, а не сам говорящий. Этот способ был удобен при сборе данных для исследования, так как опрашиваемые не испытывают в данном случае психологический дискомфорт. Так же предоставляет возможности неоднократного прослушивания в процессе обсуждения, анализа или составления письменного отчета.

Полагаю, что вышеперечисленные методы сбора данных помогут ответить на вопрос исследования.

Раздел 3. Выводы и анализ.

Анализ результатов предварительной беседы с учащимися класса показал следующее: ученики с большим интересом отнеслись к предстоящему сотрудничеству. Об этом свидетельствуют количество и уровень задаваемых ими вопросов. Например: «Сколько уроков будут проходить в таком режиме?», «Что практического мы получим от участия в активных методах обучения?». Дети всегда готовы к принятию каких-либо изменений, они ждут новшества и разнообразия от деятельности учителя.

Внесение изменений в практику привело к мысли, что новые методы и подходы в обучении, в частности, организация групповой работы на уроке положительно влияет на развитие коммуникативных способностей (рис.1), способствует Реализация проекта «Исследование в действии»

Рисунок 1 доброжелательному сотрудничеству учеников, учитель имеет возможность наблюдать за учениками, что очень важно для обнаружения и определения уровня развития когнитивных, социальных навыков у детей.

Выполнение заданий высокого порядка показало, что у большинства учащихся данного класса достаточно развиты навыки анализа, об этом свидетельствуют их работы. Например, умение выделить основную мысль текста и обосновать ее. Например, на рисунке 2 - предложение, которое по мнению группы заключает в себе основную мысль текста. А на рисунке 3 - вопрос, высокого порядка который Реализация проекта «Исследование в действии»

Рисунок 2 сформулировали ученики, работая по тексту. Уровень ответа соответствовал уровню вопроса. Используя на уроках новые ресурсы, такие как постеры, различные символы, ИКТ, записи разминок дети проявили высокую активность на уроках, чем до внесения изменений. Уровень вовлеченности в работу был достаточно высок. Используя сотовые телефоны (в качестве источника Интернет) дети сумели найти и продемонстрировать на постере дополнительную информацию о ученом-Реализация проекта «Исследование в действии»

Рисунок 3 океанологе Жак Ив Кусто.

Консультирование с директором школы выявило ее отношение к предстоящей практике в школе и к исследованию в действии. Важна была поддержка в создании условий для исследования (ИКТ, кабинет, съемка). С завучем школы было согласовано проведение серии последовательных уроков, внесение изменений в расписание уроков. В период прохождения практики можно было удостовериться в значимости этих консультаций, потому что они важны для планомерного прохождения практики.

Из бесед с психологом школы я взяла для себя очень полезную информацию. Это и психолого-педагогическая характеристика, интересующего меня класса, и конкретных детей, на которых был направлен фокус наблюдения. Удалось ознакомиться с социальным паспортом класса. Стало ясно, что психологическая атмосфера в классе благоприятная, об этом свидетельствуют результаты тестов, проведенных психологом школы. Анализ данных тестирования позволил сделать следующие выводы: класс достаточно активен. Присутствует командный дух. Можно также судить о том, что в данном классном коллективе учащиеся с уважением относятся к мнению друг друга, присутствует уважение. В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу "один за всех, все за одного" (приложение 2). Все это говорит о том, что в классе преобладает положительный психологический климат. Эта информация была важна для исследования при разработке заданий к урокам. Классный руководитель предоставила общую характеристику класса и он, на мой взгляд, является тем членом фокус-группы, который владеет наибольшей информацией о объекте данного исследования. Из консультирования с ним выявилось следующее: качество знаний составляет 68%, успеваемость 100%- ная. Интересы довольно разнообразны. Дети посещают художественную школу, музыкальную школу, мальчики посещают спортивные секции, такие как каратэ, волейбол, серьезно занимаются легкой атлетикой. Из своих собственных наблюдений, я знаю, что большинство детей по вечерам собираются на стадионе и катаются на роликах. Подобное времяпровождение говорит о том, что дети взаимодействуют друг с другом достаточно тесно и используют при этом свои речевые навыки.

Одним из важных этапов была беседа с родителями. Так как одним из важных аспектов проведения исследования в действии является осведомленность родителей о ходе и принципах данного подхода. Необходимо было взять их разрешение на участие детей в исследовании и их съемку в процессе работы. С этой целью я посетила родительское собрание в данном классе. Я решила, что будет правильнее, если я сначала познакомлю их с идеями программы и расскажу о сути исследования. Мое убедительное повествование и видеоролик о Программе данных курсов очень заинтересовали их. Стало ясно, что родители приветствуют цели исследования и новые методы в обучении. Им была понятна важность этих изменений. На вопрос: «Как вы смотрите на то, что ваших детей будут снимать на видеокамеру в процессе работы и фотографировать в целях исследования?» родители всех 14-ти учащихся ответили положительно. (рис.4)

Результат анализа анкетирования (приложение 3) на предмет определения уровня развития коммуникативных способностей hrm21.ru/rus/tests/?action=show&id=31260 позволил сделать выводы, что данные навыки учащихся развиты достаточно хорошо.

Большинство детей имеет много друзей, что уже предполагает наличие развитых коммуникативных способностей, которые ярче выражаются во внеурочное время. Так можно отметить тот факт, что десятерым ученикам из 14-ти приятно проводить время в общении с людьми.

100 %

0%

«Положительно» «Отрицательно»

Рисунок 4

Что касается наблюдаемых Карины и Жанны, то из бланка анкетирования Карины (приложение 4) вытекают следующие выводы: у Карины много друзей, что говорит о ее общительности. Однако, ответы на вопросы 1-5 говорят о том, что у девочки слабо развит речевой навык. И для нее разговор с незнакомым человеком или вовлечение в новую компанию представляют определенные трудности.

Обработка результатов данных анкетирования Жанны дала следующие выводы: (приложение 5) Жанна, в отличии от Карины, без труда втягивается в новые компании. В отличии от Карины, она полагает, что ей не составит труда внести оживление в малознакомую компанию, что свидетельствует о ее высокой самооценке. Из этого вытекает следующий вывод: у Жанны коммуникативные способности развивать будет легче, чем у Карины. Во время уроков Жанна выполняла роль спикера, лидера в группе, что дало положительные результаты и обосновало мое вышеизложенное предположение.

Результат и анализ анкетирования «По сотрудничеству в учебной деятельности» («Педагогическая диагностика. Сборник анкет для учителей, учащихся и родителей», стр.91), проведенного к концу второго урока привели к следующим выводам: из 84-ех возможных ответов, 36 свидетельствует о наличии у анкетируемых навыков работы в группе (14 учеников х на 6 вопросов =84 ответа). Из данного анализа следует вывод, что на втором уроке у детей были более высокие показатели навыков работы в группе (приложение 6).

Реализация проекта «Исследование в действии»Реализация проекта «Исследование в действии»


Рисунок 4

Просмотрев результаты сбора фото и видеоматеалов и проанализировав их я еще раз убедилась в эффективности этого метода. На фотографиях начальной стадии исследования видно, как наблюдаемые сторонятся общения и не вовлечены в групповую работу. На фотографиях уже третьего урока достаточно ярко выражено активное участие наблюдаемых и всего класса в групповой работе.

Видеоматериалы свидетельствуют о том, что у Карины и Жанны в какой-то мере преодолен страх несоответствия ожиданиям учителя (рис.4). На видеоматериалах урока есть доказательство того, что Жанна и Карина проявляют навыки говорения при защите постера. Как было замечено, Жанна этот барьер преодолела легче, нежели Карина (рис 5). Думаю, что Карине нужно больше времени для преодоления данных трудностей. Возможно, ей надо чаще давать роль спикера. При просмотре видеоматериалов третьего урока я пришла к выводу, что девочки могут демонстрировать свои коммуникативные способности. Следующий вывод таков: работа в группах эффективна для развития коммуникативных способностей учеников. Об этом свидетельствуют фото и видеоматериалы урока, на которых видна увлеченность детей с низкой коммуникативной подготовкой (приложение 7).

Реализация проекта «Исследование в действии»

Карина участвует при защите постера, но не активно.


Рисунок 5

Реализация проекта «Исследование в действии»

Жанна проявляет достаточно хорошие коммуникативные навыки (читает с книги предложение, которое, по ее мнению, содержит основную мысль текста)

Анализируя данные по результатам наблюдения я пришла к выводу, что при групповой работе дети могут научиться высказывать свои мысли. В критике они могут быть не совсем тактичны. Превалирует тип диалога беседа-дебаты. Прослеживаются признаки исследовательской беседы (рис.6).

Реализация проекта «Исследование в действии»

Рисунок 6. Тип диалога: беседа-дебаты

Обработанные результаты данных по листам наблюдения показывают, что систематическое проведение групповой работы помогло Карине стабилизировать внимание на начальном этапе и в конце урока. При закреплении материала на 3-ем уроке показала высокий уровень активности. Однако прочность навыков пока еще не соответствует норме. Соответствующий уровень культуры речи сумела показать на 3-ем уроке. Принимает участие при групповой и самостоятельной работе (приложение 8).

Лист наблюдения за деятельностью Жанны показывает, что внимание у нее стабильное на всех этапах урока. При закреплении материала по итогам 2-ух уроков девочка показала высокую активность. Прочность ЗУН соответствует нормам. Культура речи - соответствующая. Самоконтроль организован. Развиты навыки работы по учебнику. Принимает участие в групповой, парной и самостоятельной работе (приложение 9).

Проведение рефлексии на различных этапах урока и по итогам урока позволило сделать выводы о том, что этот прием активизирует мыслительную деятельность учащихся (рис.7). Побуждает их быть объективными, критичными. По результатам анализа интерсубъективного сбора данных я Реализация проекта «Исследование в действии»

Рисунок 7 пришла к выводу, что коллега оценила коммуникативные способности и активность Жанны выше, чем навыки Карины. Так же, по комментариям коллеги, мне стало ясно, что причиной низко развитых коммуникативных навыков Карины является чувство неуверенности и страха, нежели незнание предмета.

Повторное прослушивание и обработка результатов произведенной аудиозаписи с одноклассником Карины и Жанны позволяет судить, что во внеурочное время они более разговорчивы, чем на уроках. Возможной причиной, по мнению одноклассника девочек, является стеснительность. Так же мальчик поведал о том, что Карина и Жанна всегда хорошо пишут контрольные по алгебре, сочинения и диктанты, предметные тесты тоже выполняют хорошо.

Проанализировав данные транскриптов, я пришла к выводу, что детям нравится работать в группах, создавать и защищать презентации, дети хотят выступать в роли спикера, что позволяет им чувствовать себя успешным учеником. После анализа листов само- и взаимооценивания я сделала вывод, что к третьему уроку дети стали более объективны и точны в оценивании. Анализ результатов анкеты, которая была проведена после трех уроков с применением форм групповой работы, на определение коммуникативной установки (приложение 10) показала, что большинство детей желают работать в паре с Жанной, на вопрос «Стесняешься ли ты проявлять активность на уроке?» Карина ответила «уже нет», что позволяет сделать вывод о том, что Карина сама ощущает положительное влияние групповой работы на ее коммуникативные способности. А свои коммуникативные способности Жанна показала так, что и ребята заметили улучшение.

Раздел 4. Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики.

В период реализации подхода Action research были препятствия, которые надо было устранить, насколько это возможно. Осмысление в действии помогало оперативно находить пути преодоления этих препятствий и делать заключения для последующей практики.

Думаю, что основным препятствием в проведении исследования в действии для всех исследователей-практиков является недостаточный запас времени. В данном процессе исследования тоже ощущался дефицит во временном ресурсе. Но тем не менее на протяжении трех уроков удалось проследить положительную тенденцию. Планирую дальнейшее внедрение в практику групповой работы с целью развить коммуникативные способности учеников на уроках казахского языка. Мешало более продуктивной работе то, что дети не соблюдают принципы приема «TIME-менеджмент». В дальнейшей работе обязательно буду прививать детям навык рационального использования предоставленного времени. Не все ученики внимательно слушали инструктаж, на повторное объяснение затрачивалось время, которое можно было использовать для выполнения заданий. Думаю, что после дачи инструкции надо задавать детям вопрос «Итак, что мы сейчас будем делать?» или «Кто сможет повторить, что я сказала?» Привыкнув к тому, что учитель задаст подобный вопрос, ученики будут более внимательно слушать инструкцию к заданию.

Не могу сказать, что дети с первого урока придерживались правил, которые сами же разработали. На практике оказалось труднее обсуждать задания, высказывать свои мнения. Возможно, это была реакция на камеру. Были случаи, когда дети с опаской поглядывали на учителя. Ведь они больше привыкли к диалогу «учитель - ученик». Обычно ученики общаются только на перемене, и то, на те темы, которые никак не касаются урока. Ученики обучались рядом, но не вместе. Я думаю, что традиционные методы являются некоей «заглушкой» в процессе обучения. Не дают свободу творчества, вгоняя учащихся в определенные рамки. Еще одной проблемой было то, что дети чувствуя непринужденную обстановку, при которой проводится урок, могли вставать с места, подходя к другим группам откровенно мешали. Так же присутствовал тот факт, что дети при создании постеров просили у других групп маркеры определенного цвета, те не подавали, а кидали. Это противоречило правилам техники безопасности. Приходилось несколько раз делать замечания. В дальнейшей практике обязательно подойду серьезно к вопросу дисциплины при организации коллоборативной среды.

При устном взаимооценивании ощущался дефицит словарного запаса, неумение выстраивать свои мысли в предложение, обосновывать свое мнение, расплывчатость устных ответов. Было необходимо направлять, однако, другие члены группы тоже подсказывали. Тут можно было проследить взаимовыручку учащихся, что говорит о присутствии командного духа.

Немаловажным и требующим тщательного обдумывания являются проблемы с организацией видеосъемки. Во время исследования съемка велась самим учителем и для того, чтобы не отвлекаться и не упустить значимые моменты видеокамера устанавливалась на одном месте. Приходилось часто менять ракурс, чтобы зафиксировать процесс работы и ведения диалога в определенной группе. Расположение парт в кабинете, где Рисунок 8 проводились уроки не совсем позволяют свободно перемещаться по кабинету. Неудобно для расположения групп (Рис. 8).Реализация проекта «Исследование в действии»

Еще одним препятствием было то, что дети больше времени и концентрации внимания тратили на оформление постера, а не на его содержание. Чтобы избежать таких проблем в будущем, надо совместно с учениками составить требования к содержанию и оформлению постеров.

В своей дальнейшей практике планирую более тщательно подойти к организации групповой работы. Уверена, системность и стабильность применения групповой работы разовьют в учащихся не только коммуникативную способность, но и другие. Не менее важным являются методы сбора данных. В следующий раз при исследовании в действии будет целесообразным побольше снимать на видеокамеру, подумать, как можно еще улучшить листы наблюдений. Проводить различные рефлексии. Так как я согласна с мнением, что то, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности.ezhvalicey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka

В ходе проведения исследования я обратила внимание на то, что в классе есть ученик с низкой социальной адаптацией. Планирую выявить причины подобной адаптации, проблемы ребенка и, думаю, что найду пути решения данной проблемы.





Используемая литература

  1. freeref.ru/wievjob.php?id=642;page=1

  2. cpm.kz/forum/index.php?topic=42424.10;wap2

  3. nsportal.ru/sites/default/files/2012/8/dialogovye_formy_obucheniya_mladshih_shkolnikov_na_urokah_matematiki.doc

  4. dissercat.com/content/razvitie-kommunikativnykh-sposobnostei-uchashchikhsya-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-ya

  5. kak-bog.ru/kommunikativnye-sposobnosti

  6. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.

  7. Павлова, Е.А. Особенности организации групповой формы работы на уроке иностранного языка / Е.А. Павлова //Иностранные языки в школе. - 2011. - № 9. - С.23-26

  8. conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf9/703.doc

  9. nsportal.ru/sites/default/files/2012/8/dialogovye_formy_obucheniya_mladshih_shkolnikov_na_urokah_matematiki.doc

  10. conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf9/703.doc

  11. «Руководство для учителя/Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», стр.146

  12. («Руководство для учителя/ ACTION RESEARC/ Исследование в действии», стр. 239

  13. hrm21.ru/rus/tests/?action=show&id=31260

  14. «Педагогическая диагностика. Сборник анкет для учителей, учащихся и родителей», стр.91

  15. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/





Приложение 1

«Анкета уровня развития коммуникативных способностей» hrm21.ru/rus/tests/?action=show&id=31260

1. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?

2. Трудно ли Вам включаться в новые компании?

3. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

4. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

5. Полагаете ли Вы, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию? 6. Верно ли, что у Вас много друзей?

Инструктаж: ответьте на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).

Приложение 2. «Определение психологического климата группы»

Полож. особенности

Расшифровка ответа/количеств. показатель из 14-ти возможных

Отриц. особенности

Расшифровка ответа/количественный. Показатель из 14-ти возможных

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

Проявляется всегда/10 в большинстве случаев/3 достаточно часто/1 не проявляются достаточно ясно/0

Преобладает подавленное настрое-ние, пессимистический тон

Достаточно часто/ в большинстве случаев/ проявляется всегда/1 не проявляются достаточно ясно/13

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

проявляется всегда/12 в большинстве случаев/1 достаточно часто/1 не проявляются достаточно ясно/

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

достаточно часто/ в большинстве случаев/ проявляется всегда/ не проявляются достаточно ясно/14


Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

проявляется всегда/8 в большинстве случаев/1 достаточно часто/2 не проявляются достаточно ясно/3

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

достаточно часто/5 в большинстве случаев/3 проявляется всегда/6 не проявляются достаточно ясно/

В трудные для коллектива минуты происходит эмоц. соединение по принципу "один за всех, все за одного"

проявляется всегда/11 в большинстве случаев/2 достаточно часто/1 не проявляются достаточно ясно/

В трудных случаях коллектив "раскисает", появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

достаточно часто/3 в большинстве случаев/4 проявляется всегда/1 не проявляются достаточно ясно/6


Коллектив активен, полон энергии

проявляется всегда/11 в большинстве случаев/1 достаточно часто/3 не проявляются достаточно ясно/

Коллектив пассивен

достаточно часто/ в большинстве случаев/2 проявляется всегда/ не проявляются достаточно ясно/12

+3 - качество, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;

+2 - качество проявляется в большинстве случаев;

+1 - качество проявляется достаточно часто;

0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;

-1 -достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа);

- 2 - качество проявляется в большинстве случаев;

- 3 - качество проявляется всегда.

Приложение 3

Приложение 4. Результат анкетирования Карины

Вопрос анкеты

Ответы

Да

Нет

Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?


Трудно ли вам включаться в новые компании?


Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?


Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?


Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?


Верно ли, что у вас много друзей?

Приложение 5. Результат анкетирования Жанны

Вопрос анкеты

Ответы

Да

Нет

Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?


Трудно ли вам включаться в новые компании?


Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?


Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?


Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?


Верно ли, что у вас много друзей?

Приложение 6

Вопрос

Ответы/ количеств.данные

Никогда

Иногда

Часто

Я задавал вопросы для получения информации или уточнения

2

4

8

Я высказывал свое мнение

2

1

11

Я выслушивал точку зрения других учеников в моей группе

5

6

3

Я комментировал высказывания других учеников в моей группе

4

5

5

Я привлекал других членов моей группы к участию в обсуждении

4

2

8

Я выполнял ту роль, которую мне поручил учитель или группа

7

6

1

Приложение 7. Урок 2. Карина вовлечена в групповое обсуждение

Реализация проекта «Исследование в действии»

Приложение 8. Лист наблюдения за деятельностью Карины

Требования

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Вывод

Внимание уч.-ся


В начале урока

Стабильное

Стабильное

Не стаб.

Стабильное

В середине урока

Не стаб.

Не стаб.

Стабильное

Не стаб.

В конце урока

Не стаб.

Стабильное

Стабильное

Стабильное

Активность при опросе


При проверке пройденного материала

Не достат.

Не достат.

Средняя

Не достат.

При изложении нового материала

Не достат.

Не достат.

Средняя

Достаточная

При закреплении

Не достат.

Средняя

Высокая

Средняя

Прочность ЗУН


Прочность знаний

Соответств.

Соответств.

Соответст.

Соответст.

Прочность умений

Соответств.

Соответств.

Соответств.

Соответств.

Прочность навыков

Не достат. соотв.

Не достат. соотв.

Соответств.

Не достат. соответств.

Культура речи


Соответствует норме


Не соответствует норме


Самоконтроль


Организован


Не организован


Виды деят. на уроке


Ответы на вопросы учителя


Ответы на вопросы по учебнику


Групповая работа


Работа в парах


Самост. работа

Приложение 9. Лист наблюдения за деятельностью Жанны

Требования

Урок 1

Урок 2

Урок 3

Вывод

Внимание уч.-ся


В начале урока

Стабильное

Стабильное

Стабильное

Стабильное

В середине урока

Стабильное

Стабильное

Стабильное

Стабильное

В конце урока

Не стаб.

Стабильное

Стабильное

Стабильное

Активность при опросе


При проверке пройденного материала

Не достат.

Не достат.

Высокая

Не достат.

При изложении нового материала

Безразличие

Не достат.

Высокая

Не достат.

При закреплении

Не достат.

Высокая

Высокая

Высокая

Прочность ЗУН


Прочность знаний

Соответств.

Соответств.

Соответств.

Соответств.

Прочность умений

Соответств.

Соответств.

Соответств.

Соответств.

Прочность навыков

Не достат. соотв.

Соответств.

Соответств.

Соответств.

Культура речи


Соответствует норме


Не соответствует норме

Самоконтроль


Организован


Не организован


Виды деятельности учещегося на уроке


Ответы на вопросы учителя


Ответы на вопросы по учебнику


Групповая работа


Работа в парах

Самост. работа

Приложение 10. Анкета «Ваша коммуникативная установка»

Бланк ответов учащегося_______________________________

Вопрос

Ответ

Если бы на уроке предстояло обсуждение в паре кого бы ты выбрал/а


С кем в группе нравилось работать?


Кто, по-твоему, любит письменные задания больше, чем устные?


Нравится ли тебе работать в группе?


Стесняешься ли ты проявлять активность на уроке?


Боишься ли ты не оправдать ожидания учителя во время урока?




21


© 2010-2022