Метод проектов в работе учителя ин. яз

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Использование метода проектов

на уроках английского языка

как средство формирования положительного интереса к иноязычной культуре



Структура проекта по самообразованию

1.Тема проекта

2.Актуальность

3.Цель и задачи проекта

4.Целевая группа (классы или возраст)

5.Сроки проекта (краткосрочный, среднесрочный долгосрочный)

6 Ожидаемый результат

7 Этапы работы (диагностический, прогностический, практический обобщающий, внедренческий)

Этапы проекта

Мероприятия

Сроки

Форма демонстрации результата

Диагностический


8 Теория

9 Практика

10 Отчет (анализ, выводы, рекомендации)





1 Использование метода проектов на уроках английского языка

как средство формирования положительного интереса к иноязычной культуре

2 Основным принципом обновления средней школы стала личностная ориентация образования. Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков, интересов. При таком типе обучения содержание, формы, методы и средства должны максимально учитывать индивидуальные особенности школьника и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом. Процесс обучения иностранному языку - деятельность в высшей степени индивидуально окрашенная, и в этом смысле личность учителя важнее всякого "метода". В любом случае думаю, что лучшей методикой можно считать ту, которая вызывает у учащихся любовь к изучаемому предмету, а худшей ту, которая наводит на них тоску. Как хорошо, что в нынешнее время учителю дано достаточно свободы для реализации собственного понимания процесса обучения, потому что только так можно выполнять свою работу с энтузиазмом и радостью. Изучение английского языка есть сотрудничество, в процессе которого учитель и учащиеся работают вместе. Здесь необходима атмосфера радостного соучастия, партнерства. Огромную популярность в последнее время приобретает метод проектов. Каждый же учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения.

3 Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование. Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления.

За счет информативной насыщенности каждого урока с использованием метода проектов удается интеллектуально нагрузить учащихся, развить у них интерес к получению знаний об иноязычной культуре. Развивающий аспект обучения достигается на подобных уроках за счет использования проектной технологии, которая направлена на развитие личностной активности обучающихся.

Так как методическим содержанием современного урока иностранного языка является коммуникативность, то обучение иностранному языку мною организуется так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации, т.е. общению.

Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но часто эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.
2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.
3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности..

4 Обращаясь к практике использования проектной деятельности на уроках английского языка, хотелось бы отметить следующее: проекты в учебниках New Opportunities начинают предлагаться для выполнения учащимся с 6 класса и по 11 классы включительно.

5 Они (проекты) в основном краткосрочны; в 6-7 классах предлагаются лишь как итог изучения раздела, в последующих классах обучающиеся выполняют проекты в течение изучения разделов.

Работа над практикой внедрения проектов в учебную деятельность продолжается третий год. Детально проработаны учебные проекты для 6-9 классов (что равно четырем ступеням). Каждая ступень обучения проектной деятельности на уроках английского языка имеет свои особенности.

6 Ожидаемый результат: Высокий уровень мотивации учащихся к предмету за счет использования эффективных инновационных технологий( методик).

Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные.

Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствует развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни, способствуют более глубокому пониманию роли России во все более изменяющемся мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. Все это, в конечном счете, призвано интегрировать совокупность самых современных подходов к обучению.

Задача учителя - с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, потребностей, планов на будущее - создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность.

На уроках английского языка с использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся:

-- самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;

-- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-- приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

-- развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.)

-- развивают аналитическое мышление.

Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании.

На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации.

Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта.

На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

7 Этапы работы

В организации проектной деятельности очень важным моментом является структурирование. Оно включает такие этапы, как:

I этап - «Мотивация»

Этот этап особенно важен, т.к. от него зависит в большей степени успех последующей работы. Работу над материалом рекомендуется начинать не с учебника, а с установки на проблему, осмысления цели, создания ситуации общения с преподавателем.

II этап - «Информационное обеспечение»

.Задача этого этапа - собрать как можно больше информации по данному вопросу.

III этап - «Первичная обработка информации учеником»

Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.

IV этап - «Обработка информации вместе с учителем»

Продолжается сбор информации. Учитель стремится предложить конкретный набор поисковых задач. Происходит определение «белых пятен» в контексте, выделяется тема и подтемы, формулируются основные мысли.

V этап - «Дополнительный сбор информации»

В процессе работы, обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой "нехватки" материала. Появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения «под углом нерешенных вопросов». Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.

VI этап - «Осмысление, сравнивание, анализ и коррекция»

Самый важный в работе, т.к. именно здесь происходит интеллектуальный рост человека, становления личности. Ученики учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию.

VII этап (заключительный) - «Защита проекта»

Обучающиеся совершенствуют навыки публичного выступления и работы в режиме презентации.

Этапы

Мероприятия

Сроки

Форма демонстрации результата

1

Диагностический

1 Анализ трудностей;

2 Постановка проблемы

3 Изучение литературы по проблеме

2008-2009 уч. г

Постановка проблемы

2

Прогностический

Постановка цели, задач, работы в рамках проекта.

Разработка проекта

2008-2009 уч.г

Выступление на МО

3

Практический

Диагностика уровня мотивации.

Внедрение проекта в УВП.

Формирование методического комплекса по проекту

Вторичная диагностика уровня мотивации учащихся.( промежуточный контроль)

Корректировка проекта

2009-2010 уч.г

Открытые уроки, конференции

Выступления на заседании МО.

4

Обобщающий

Подведение итогов внедрения

Оформление результатов работы по проекту

Дальнейшая реализация проекта в УВП

Повышение квалификации

( курсы)

Распространение

Опыта.

2009- 2010

уч.г

Выступление на заседании МО

Выступление на педсовете

Участие в открытых конференциях

5

Внедренческий

Внедрение результатов проекта в работу с учащимися.

Внедрение опыта на практику.

2009-2010

уч.г

Выступление на открытых уроках, на заседании МО , школьных конференциях.


9 Практика:

Начальная (первая) ступень (6 класс)

Первая группа проектов "LOOKING GOOD". Применимы как увлекательная форма закрепления полу­ченных знаний в области лексики по теме «Внешность». Предлагается выполнить на выбор три проекта:

  • "Dressing for different activities"

  • "I want (do not want) to change my look"

  • "My dream clothes"

Про­ект: нарисовать (представить фотографии, вырезки из журналов и т.д.) и рассказать о предпочтениях в одежде.

Целью данного проекта является со­вершенствование навыков произношения и формирование навыков устной речи, а также усиление мотивации изучения предмета.

В данном случае с проектами обучающиеся сталкиваются впервые. Поэтому в учебнике есть специальные памятки и разъяснения для учащихся при выполнении проектов.

В 6 классе предлагаются для выполнения следующие проекты:

  • People and things I like (" Animals I like" "My favourite animals")

  • "Home medicine in my country"

  • "A season tourist guide"

  • Changing times ("The life in this country 50 years ago", "The life in this country in the 22nd century")

  • It's my favourite shop! ("It's my favourite shop!", "A shop I would like in my locality", "A shop I would like to run")

  • "Tell your story", "Tell your story of your family"

  • "Let's play town!"

  • "A picture of me in the future", "My wishes are best", "My wishes about my English textbook"

Вторая ступень обучения проектной деятельности (7 класс)

В 7 классе обучающимся предлагаются для выполнения следующие проекты:

  • Healthy living Здоровье и личная гигиена

  • Sport Досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/ театра/парка ат­тракционов)

  • Holidays

  • Our country-Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое поло­жение, климат, погода, столицы, их досто­прим-сти

  • Cultures -Культура

  • Image. Looking Good -Выглядеть хорошо

  • Celebrities - Знаменитости

  • Space/ Космос

Третья ступень обучения (8 класс)

На третьей ступени обучения процент практико-ориентированных проектов сокращается и используется как модуль более сложных типов проектов. Дальнейшее плодотворное развитие получают литературно-творческие монопроекты. Они представлены следующими проектными заданиями.

Lifestyles-Образ жизни .Межличностные взаимоотношения в
семье, с друзьями, в школе

Herous -Герои. Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру;

Nothing is Impossible /Ничего нет невозможного Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка

Our Country -Родная страна и /страны изуча­емого языка, их культурные особенности
(национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи),

Money - Деньги - Покупки, карманные деньги

Четвертая ступень обучения (9 класс)

В 9 классе обучающимся предлагается создать "School yearbook" (Школьная летопись) .В течение всего учебного года предлагается работать над этим большим проектом, постепенно пополняя его новой информацией относительно каждой пройденной темы. Школьная летопись включает следующие темы:

Gadgets - Изобретения .Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет

Adverts- Реклама

Communication -Межличностные взаимоотношения в семье, с друзьями, в школе; досуг и увлече­ния

Tourism -Виртуальный туризм

Путешествие по странам изу­чаемого языка и России

Performance - Выступление Культ-е особ-сти страны изуча­емого языка

Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни.

10 Отчет (анализ, выводы, рекомендации)

Опираясь на практические результаты использования метода проектов в обучении, можно отметить следующее.

- Метод проектов является дидактическим средством для повышения мотивации развития личности учащегося, универсальным средством для применения в учебном процессе; хорошей формой консолидации лексического материала и развития коммуникативных умений (при этом
за отправную точку дискуссии принимался текст).

- Посредством проекта осуществляется разноуровневое обучение. Чем ниже коммуникативная компетенция учащегося, тем больше вероятность- гость выбора им фантастической тематики, и наоборот, чем она выше, тем вероятнее выбор реальной фактологической, эмпирической тематики.- Начальная (1) ступень обучения характеризуется, в основном, выполнением краткосрочных практико-ориентированных монопроектов, что объясняется конкретностью мышления детей 7-8-летнего возраста. Также появляется интерес к выполнению простейших литературно-творческих проектов на обиходные темы.

На второй ступени обучения процент выполнения практико-ориентированных монопроектов по-прежнему высок, но их структура усложняется. В связи с повыше­нием уровня креативности возрастает интерес к литературно-творческим моно-проектам. Появляется новый, более сложный тип проекта - информационный, что поз­воляет сделать вывод о повышении уровня языковой компетенции учащихся. Кроме того, изменяется стратегия презентации, увеличивается степень свободы выбора.

На третьей ступени обучения процент практико-ориентированных проектов со­кращается и используется как модуль бо­лее сложных типов проектов. Дальнейшее плодотворное развитие получают литературно-творческие моно-проекты. Продолжается работа над информационным ти­пом проекта. Повышается уровень языковой компетенции, развивается аналитическое, ассоциативное и системное мышление, комбинаторные умения. Усиливаются межпредметные связи, расширяется общий кругозор. Информационный проект приобретает межпредметный характер.

Впервые появляется информационно-ис­следовательский тип проекта, так как усложняется технология работы с информацией и повышается интерес к проведению практических исследований. Продукт исследования по-прежнему является личностно-ориентированным.

На четвертой ступени обучения практико-ориентированные проекты становятся менее актуальными в силу возрастных особенностей и усложнения структуры интересов учащихся: усиливается их интеpec к познанию и анализу. Литературно-творческий проект сохраняется, но процент выбора учащимися данного типа проекта незначителен. Он используется, как правило, в качестве модуля деятельности в информационно-исследовательском проекте. Информационнно-исследовательский проект становится межпредметным. Учащиеся начинают уделять больше внимания стилю своих работ, логике

- построения, аргументированности выводов и иллюстрации фактическим материалом. На этапе планирования особенно популярным становится применение «мозговой атаки», проявляется отчетливый интерес к коллективной дискуссии. На презентации работы оцениваются всеми присутствующими путем голосования. Отмечается появление интереса к ролевому типу проекта при полной самостоятельности учащихся.Чем выше языковая компетенция учащихся, тем более гибким становится контроль со стороны учителя. В конечном итоге роль учителя трансформируется в роль полноправного участника проекта, то есть осуществляется переход к скрытой координации

Таким образом, в школе постепенно создается атмосфера, в которой бездействовать становится просто невозможно.

© 2010-2022