- Преподавателю
- Иностранные языки
- Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка
Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ларина И.А. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ «СОШ с. Колояр»
Выступление на педагогическом совете учителя английского языка Лариной Ирины Александровны
Тема: Реализация компетентностного подхода в преподавании английского языка
В основе практики педагогической работы не предметные компетенции по иностранному языку (хотя они отражены в стандартах), а ключевые компетенции, как более широкие, универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.
Ценностно-смысловая компетенция
Формирование ценностно-смысловой компетенции - очень важное условие становления личности, развития её качеств, уяснение общечеловеческих принципов бытия.
Уроки иностранного языка - благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.
Примеры тем:
«Насилие на телевидении»
«Как бы ты решал проблему бедности, если бы ты разрабатывал целевые программы?»
Общекультурная компетенция
Выполнение этой задачи позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, выработать у себя толерантность.
Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и поговорки. Обучающиеся имеют возможность познакомиться с большой группой английских пословиц, к которым увлечённо и с интересом подбирают русские эквиваленты, убеждаясь, что разные народы различными словесными формами и образами, часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи.
Безусловно, важны уроки и мероприятия, в игровой и развлекательной форме приобщающие детей к обычаям и традициям страны изучаемого языка.
Учебно-познавательная компетенция
Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности.
Момент совместного целеполагания должен присутствовать на каждом уроке. Начиная очередную новую тему учащиеся вместе с учителем обсуждают сферы применения данного материала, его практическую направленность.
Типичные вопросы при обсуждении:
В какой области реальной жизни мне пригодятся эти знания?
Какими способами я буду достигать цели?
Какие средства мне для этого понадобятся?
На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Учащиеся оказываются в ситуации выбора, принятия решения: постоянно аргументировано отвечать на эти вопросы; в результате у них вырабатывается навык рефлексии.
Формированию этого навыка способствует и самопроверка обучающимися собственных работ.
В соответствии с этими уровнями на практике применяется определённая система работы с лексикой, опирающаяся на цепочку разноуровневых заданий.
1-й уровень. Знание значения словарных слов, правильное их произношение и написание.
2-й уровень. Умение узнавать слова в контексте с тем значением, которое придают им соседствующие слова (блоки слов), понимать значение контекста.
Данный уровень уже частично выводит учеников на применение лексики в ситуациях общения на заданную тему.
3-й уровень. Умение самостоятельно употреблять словарные слова в необходимых ситуациях с нужным смысловым оттенком, диктуемым условиями общения.
Навыки систематизации, анализа, умения отделять главное от второстепенного формируются на уроках различными способами. Один из них - составление опорных схем и конспектов учителем и обучающимися.
Практика подобных заданий очень полезна, она позволяет обучающимся закрепить полученные знания, подключив моторную и зрительную память, создать системный образ строения языка.
Информационная компетенция
Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования этой компетенции.
На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступ к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является для них уже жизненной потребностью. Поэтому ученики, получая задание написать реферат или эссе, обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы.
К примеру, работая над написанием эссе на тему «Личность, которой я восхищаюсь», некоторые учащиеся 8 класса пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жизни современных «звёзд», которые часто являются их кумирами.
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.
Коммуникативная компетенция
Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку - коммуникативную.
Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определённые сведения и пр.
Обучающиеся определяют социальные роли и ведут диалог по различным темам. Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец - покупатель), «На улицах города» (местный житель - приезжий) и т.д. Помимо того, что такой вид заданий прекрасно практикует устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности в частности. Он ещё и позволяет детям проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции - умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
В письменной речи о сформировании коммуникативной компетенции можно говорить, когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию, может написать письмо.
На старшей ступени условия заданий усложняются. Теперь ученик умеет уже не только сообщить о себе, но и подобрать сведения, которые интересны, необходимы его собеседнику. К примеру, ученики 11 класса овладевают очень полезной компетенцией - умением написать резюме. Обучающиеся осваивают форму составления резюме, анализируют неудачные варианты, после чего пробуют силы в составлении подобных деловых писем. Такая практика даёт старшеклассникам шанс обдумать профессиональную пригодность, если они уже выбрали будущую профессию.
Социально-трудовая компетенция
В неразрывной связи с коммуникативной компетенцией находится социально-трудовая компетенция.
Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Социально-трудовая компетенция направляет это умение в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Поэтому умение вести диалог, руководствуясь своими общественными ролями, - очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку.
Основной способ - ролевая игра. Участвуя в разрешении разнообразных ситуаций, от самых простых (например, «Узнай у прохожего, который час») до более сложных (например, «Твой друг собирается пройти собеседование с работодателем. Он никогда раньше не бывал в таких ситуациях и очень нервничает. Обсуди с ним возникшую проблему, попробуй дать несколько дельных советов»), ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, но и готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.
Компетенция личностного самосовершенствования
Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию - то, что является объектом данной компетенции, - растёт и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в данном случае большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.
03.11.2011
Современные воспитательные технологии.
Смоляная М.Н., Герасева И.М.,
заместители директора по ВР
гимназии имени А.М.Горького
Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о те6хнологизации воспитания - утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя - воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит время и затраты.
Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:
Воспитательные технологии - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
-
Диагностирование
-
Целеполагание
-
Проектирование
-
Конструирование
-
Организационно - деятельностный компонент
-
Контрольно - управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно - ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности. Содержанием воспитательных технологий являются:
-
Научно обоснованные социализированные требования
-
Передача социального опыта
-
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
-
Социализированная оценка ученика
-
Организация творческого дела
-
Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии - технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела - формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
-
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
-
Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
-
Содержательная (предметная) деятельность
-
Завершение
-
Проекция на будущее
Рассмотрим отдельные педагогические технологии.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
-
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
-
Гуманно - личностный подход к ребёнку
-
Единство обучения и воспитания
Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
-
превращение школы Знания в школу Воспитания;
-
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
-
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
ценностей;
-
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
-
возрождение национальных культурных традиций;
-
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
-
постановка трудной цели;
Гуманно - личностная технология Ш.А.Амоношвили.
Целевыми ориентациями гуманно - личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:
-
способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
-
развитие и становление познавательных сил ребенка;
-
идеал воспитания - самовоспитание;
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
-
идея включения детей в улучшение окружающего мира;
-
идея соучастия детей в воспитательном процессе;
-
коллективно - деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
-
комплексный подход к воспитанию;
-
личностный подход, одобрение социального роста детей;
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Идеи и принципы:
-
в воспитании нет главного и второстепенного;
-
воспитание - это прежде всего человековедение;
-
эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
-
принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
-
культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
-
приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость;
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами - практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно - ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Образование - не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки поможет в решении данных задач.