Инновационные технологии современного урока – путь повышения качества образования

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Минеральные Воды Ставропольского края








Инновационные технологии

современного урока - путь повышения качества образования.




Учитель английского языка, руководитель школьного методического объединения учителей иностранного языка и методического объединения учителей английского языка Минераловодского муниципального района


Ваганова Лола Ахматджоновна











27 февраля 2014 год



Необходимым условием качественного современного урока является использование инновационных направлений, то есть такое построение деятельности педагога, выполнение которого предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою активность, свое творчество. Задача преподавателя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие и игровые технологии (ролевые, деловые, и другие виды обучающих игр), проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, способствуют повышению качества образовательного процесса.

Существует множество способов повышения качества образовательного процесса на уроках английского языка. Это - ранее обучение английскому языку, использование в преподавании инновационных педагогических и информационных технологий, работа с одаренными детьми, имеющих повышенную мотивацию к изучению предмета, вовлечение их во внеклассную языковую деятельность посредством участия во внеклассных и внешкольных мероприятиях, различных олимпиадах, викторинах, конкурсах, фестивалях, и, конечно, новый образ учителя как специалиста, способного осваивать новшества и стремящегося принести в школьный класс творческий дух и энергию.

Одним из путей повышения качества преподавания иностранного языка в школе является раннее начало обучения в рамках системы непрерывного образования. Многообразие качественных учебников для начальной школы, их красочность, высокое качество аудиоматериалов, продуманность заданий, логичность распределения учебного материала помогают повысить мотивацию детей и сделать процесс обучения не только полезным, но и приятным. Наиболее естественным для детей этого возраста в школьной жизни являются игровые моменты учебной деятельности, общение с учителем и со сверстниками. Опора на игровую деятельность обеспечивает естественную мотивацию речи на английском языке, делает интересными и осмысленными даже элементарные высказывания. Игра в обучении английскому языку не противостоит учебной деятельности, а органически с ней связана. Использование игровых приемов в обучении позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель, и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей.

Главное место в образовательном процессе занимает урок, но урок не традиционного старого формата, а современный урок нового тысячелетия, содержащий инновационные технологии, урок, который даст возможность раскрыться каждому ребенку и поверить в свои способности. Учитель - это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий - создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, для этого ему следует постоянно повышать эффективность и качество урока. Для этого в арсенале каждого учителя должен быть целый ряд методов, приемов, способов позволяющих повысить эффективность и качество урока: улучшение материальной базы кабинетов, комплексное планирование уроков, рациональное использование времени урока, соблюдение логики уроков, соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и учителя, развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся, учет индивидуальных особенностей обучающихся.

Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные нетрадиционные формы уроков. К таким урокам относятся: урок-конференция, пресс-конференция, дискуссия, ток-шоу, урок-телемост, диалог, экскурсия, урок - заочное путешествие, читательская конференция, урок защиты профессий, ролевая игра и т.д. Прежде всего учителю необходимо уметь разграничивать эти уроки и знать специфику каждого из них, владеть методикой их подготовки и технологией проведения.

Современный урок английского языка немыслим без применения инновационных технологий. Применение новых педагогических и информационно - коммуникативных технологий является фактором повышения качества образования, индивидуализация и социализация обучения. Так, использование интерактивной доски - презентации, электронные учебники, видеофильмы, значительно повышает мотивацию учащихся, оказывает влияние на успешное усвоение языковых знаний и в конечном итоге повышает уровень обученности учащихся. Использование ИКТ требует от учителя переосмысления форм и методов работы. Понятно, что новые мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они подкреплены передовыми методическими приемами. Использование в учебном процессе компьютера, который на данный момент является техническим средством наивысшего порядка, - это не просто изменение технической вооруженности труда учителя - это обновление его роли, изменение всего склада его педагогических воззрений и подходов, его готовности передавать свои знания и опыт новыми средствами. Это готовность осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях. Это формирование педагогической культуры нового типа, культуры, требующей обновления содержания образования, подходов и методов, организационных форм обучения.

Разговор о внеклассной работе мне бы хотелось начать словами В.А. Сухомлинского «…замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков". Уделяя внеклассной работе серьезное внимание, мы вправе рассчитывать на ее положительный результат. У учащихся формируется устойчивый интерес к изучению иностранного языка. Внеклассная работа помогает учащимся совершенствовать уровень их практических навыков говорения, расширяет их кругозор, развивает их творческие способности. Внеклассная работа, характеризующаяся преемственностью по отношению к классной, должна помочь учащимся увидеть истинные возможности изучаемого иностранного языка и убедить их в том, что они изучают его "для жизни, а не для школы". Своими увлекательными формами внеклассная работа создает определенный эмоциональный настрой и является мощным рычагом мотивации учащихся.

Одним из компонентов повышения качества образовательного процесса является работа с одаренными детьми, основная цель которой заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков детей с интеллектуальной одарённостью, а также в создании возможностей, способствующих формированию и реализации творческих способностей в различных областях. Результативность этой работы - активное участие школьников в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах разных уровней (международный игровый конкурс «Британский бульдог», Всероссийские олимпиады «Олимпус» и «Альбус», краевая дистанционная межпредметная олимпиада «Интеллект»); активное участие школьников во внеклассной деятельности; повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. Задача учителя - научить ребёнка оценивать свои действия, результаты, своё продвижение вперёд.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. В настоящее время в нашей стране возросла потребность в таком учителе английского языка, который способен модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Поэтому необходимо создать все условия для повышения профессионального мастерства педагога через изменение функций методического сопровождения деятельности учителя. Новые образовательные стандарты требуют от современного педагога не только высокого уровня профессиональной компетентности, но и перестройки мировоззрения и профессионально значимых личностных качеств. Сегодня в условиях введения ФГОС нового поколения, модернизации образования школе нужен такой учитель, который должен изменить свою позицию транслятора знаний на позицию консультанта, организатора, тьютора, посредника между учеником и новым содержанием учебного предмета. Повышение квалификации педагога происходит сейчас не только через курсовую подготовку или участие в работе методических объединений, но и через обучение внутри школы, так называемое корпоративное обучение. Это консультации с отдельными педагогами или группой учителей, это совместное решение методических вопросов, это участие в педагогических и методических советах, методической учебе.

Развитие профессиональной компетентности педагогов происходит, когда учителя представляют или обобщают свой опыт на разных уровнях: показ открытых уроков и мастер-классов в период проведения методических недель и семинаров, презентация лучшего опыта на курсах повышения квалификации, участие в методических конкурсах. Учителя размещают свой опыт на сайтах в Интернет, создают электронные портфолио, обмениваются практическим опытом на МО учителей-предметников.

Большая роль в решении этих важных проблем отводится созданию развивающей образовательной среды школы, которая должна стать саморазвивающейся, более технологичной и достаточно комфортной, и направлена от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям деятельностного характера.
От традиционных отношений «учитель-ученик», «учитель-родитель» к отношениям сотрудничества, социального партнерства.

Большая роль по повышению качества образовательных услуг отводится сегодня согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» методической службе школы, которой предстоит многое сделать, чтобы изменить внутреннюю позицию педагога как участника нового образовательного процесса. Мы все должны строить свою деятельность на основе инновационных направлений развития образования, что, в свою очередь, приведет к повышению эффективности образовательного процесса.


7

© 2010-2022