Использование проектной методики при обучении учащихся 6 – 7 классов устной речи на немецком языке

Для того, чтобы повысить уровень овладения учащимися устной иноязычной речью, необходимы новые способы и средства организации учебного процесса. Наиболее перспективным в этом смысле является проектная методика, которая позволяет в процессе обучения организовать предметную деятельность учащихся и придает естественный характер устно-речевому общению учащихся в процессе её выполнения.
Раздел Иностранные языки
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Использование проектной методики при обучении учащихся 6 - 7 классов устной речи

на немецком языке



Введение


Стр. 3


Глава I. Теоретические основы проектной методики

Стр. 4 - 7

1.1 Развитие проектной методики в XX веке

Стр. 4 -6

1.2 Значение проектной методики в решении задачи обучения устной иноязычной речи.


Стр. 6 - 7

Глава II. Проект как метод моделирования общения учащихся на немецком языке.



Стр. 7 - 10

Заключение

Стр. 11


Список использованной литературы




Стр. 12 - 14










Введение.

Ведущей целью обучения иностранным языкам является практическое овладение ими как средством устной и письменной коммуникации. Особый интерес в настоящее время вызывает проблема формирования умений и навыков устной речи.

Для того, чтобы повысить уровень овладения учащимися устной иноязычной речью, необходимы новые способы и средства организации учебного процесса. Наиболее перспективным в этом смысле является проектная методика, которая позволяет в процессе обучения организовать предметную деятельность учащихся и придает естественный характер устно-речевому общению учащихся в процессе её выполнения. Вместе с тем, технология использования проектной методики требует больших затрат времени, тщательной и продуманной подготовки, высокого профессионального уровня учителя. Как показывает практика, технология использования проектной методики при обучении учащихся немецкому языку разработана недостаточно хорошо.

Этим обусловлен выбор темы исследования: «Использование проектной методики при обучении учащихся 6-го класса устной речи на немецком языке».

Объект исследования - процесс обучения немецкому языку в образовательной школе.

Предмет исследования - использование проектной методики в целях интенсификации обучения учащихся шестого класса устной речи на немецком языке.

Цель исследования: выявить условия использования проектной методики как метода моделирования общения учащихся в учебном процессе на средней ступени обучения.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю и современное состояние проблемы использования метода проектов в учебном процессе.

  2. Выявить специфику использования проектной методики при обучении иностранному языку.

  3. Разработать технологические основы использования метода проектов при обучении учащихся шестого класса устной речи на немецком языке.

Методы исследования:

  • изучение научной литературы, статей,

  • анализ теоретической литературы,

  • интервьюирование,

  • наблюдение,

  • обобщение положительного опыта учителей,

  • беседа.

Исследование проводилось в основной общеобразовательной школе № 11, города Красного Сулина Ростовской области. В нем приняло участие 16 учеников шестого класса школы № 11 города Красного Сулина.


Глава I. Теоретические основы проектной методики.


  1. Развитие проектной методики в ХХ веке.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Еще в 1919 году в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст сделал попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Учащимся была предоставлена возможность продвигаться в изучении школьных программ в индивидуальном темпе. Первую половину дня они работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине занятия проводились в группах по интересам. Этот опыт получил название «Дальтон - план».

В 1920-е годы нынешнего столетия методом проектов занимался американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859 - 1952). Он называл метод проектов методом проблем и связывал его с идеями гуманистического направления в философии и образовании.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. А для этого, по его мнению, требовалась проблема, взятая из реальной жизни, для решения которой ученику необходимо было приложить полученные знания и новые, которые ему еще предстояло приобрести.

Учитель при этом мог подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны были самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Решение проблемы, таким образом, приобретало контуры проектной деятельности.

Внимание русских педагогов метод проектов привлек также в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого (1878 - 1934) в 1905 году небольшая научно-исследовательская лаборатория пыталась активно использовать проектные методы в практике преподавания. Главная идея заключалась во включении детей в изучение и использование явлений и фактов окружающей среды на основе знаний и умений, полученных ими в школе. Отсюда появились разработки проектов проведения детьми Дня леса, праздников с театральными представлениями, декламацией и хоровым пением. Основной принцип деятельности заключался в создании детского коллектива, организации взаимодействия школы со средой, развития у учащихся самостоятельности, воспитания творческого начала, индивидуальности. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продумано и последовательно внедряться в школы. Но жесткая политизированность школ, сугубо классовый подход, нигилистическое отношение к прошлому противоречили общечеловеческим ценностям, гуманистическим идеалам. И уже в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался: в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Разумеется со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - от теории к практике - соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

В России к проектной методике вновь обратились уже в 90-е годы и в настоящее время метод проектов становится не просто популярным, но и «модным».

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п.; умение работать с разнообразным справочным материалом. Также решение проблемы предусматривает использование совокупности разнообразных методов и средств обучения. Учитель при этом становится непосредственным участником и помощником.

Приступая к работе, очень важно знать основные требования к использованию метода проектов. Е.С. Полат выделяет следующие требования:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в немецкоязычных странах, организация свободного времени у молодежи России и Германии, и т.д.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (совместный выпуск альманаха, газеты с репортажами с места событий, программа туристического маршрута, планировка и обустройство квартиры и т.д.)

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке и в неурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей)

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

На основе перечисленных требований можно определить этапы разработки структуры проекта и его проведения:

1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2. выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы, оформление результатов.

4. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или отвергающих гипотезу.

5. защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

6. выявление новых проблем.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциация процесса обучения. Но чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

После того, как выбрана тема, определяется тип проекта по типологическим признакам:

  1. доминирующим в проекте методу и виду деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.

  2. предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знаний) и межпредметный проект:

  3. характеру координации проекта с открытой явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участок проекта);

  4. характеру контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира), внутренний или региональный, международный;

  5. количеству участников проекта (личностные, парные, групповые);

  6. продолжительности проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.



1.2. Значение проектной методики в решении задачи обучения

устной иноязычной речи.

Ведущей целью обучения иностранным языкам является практическое овладение иностранным языком, как средством устной и письменной коммуникации. Устное общение может протекать при наличии как минимум двух собеседников.: слушающего и говорящего, позиции которых могут меняться, т.е. в диалогической и монологической форме.

Поэтому с самого начала обучение говорению должно протекать как акт устно-речевого общения, который предполагает вовлечение учащихся в разные формы деятельности, а именно: познавательную (получение и передача информации по интересующей проблеме), преобразовательную (подготовка выступлений, праздников, выпуск газет, плакатов) и ценностно-ориентационную (обсуждение результатов выполненных заданий, важности полученной информации, проблем, волнующих учащихся). Но, зачастую, реальный уровень обученности учащихся не всегда соответствует требованиям, поставленным программой. Причинами являются низкая мотивация к учению, к иностранным языкам в частности, искусственность устной коммуникации на уроке, отсутствие творчества учителя при подготовке к уроку, недостаточный учет психологических и индивидуальных особенностей учащихся и др. Практически каждый учебник по немецкому языку включает наличие заданий, требующих активной групповой работы, но нет материалов для обучения приемам ее осуществления. Учителям приходится обращаться к различным методикам. Но не каждая методика может эффективно решить проблемы обучения устной речи.

Большие возможности для решения перечисленных проблем заложены в проектной методике. Использование проектной методики в учебном процессе формирует у учащихся такие личностные качества, как самостоятельность, творчество, активность и др. Наличие этих качеств помогает учащимся эффективно овладеть навыками и умениями устной иноязычной речи.

С внедрением проектной методики в процесс обучения иностранным языкам происходит углубление в языковые средства, которые способствуют накоплению нового, более интересного и разнообразного материала по теме, увеличению активного лексического запаса учащихся, закреплению грамматических и фонетических умений и навыков. Это позволит учащимся эффективнее выполнять речевые упражнения, самостоятельно строить монологические высказывания, логично и связно излагать свои мысли, что ведет к развитию монологической стороны речи, а в дальнейшем и диалогическому общению учащихся на языке.

Проектная методика может стать одной из наиболее удачных форм контроля, стимулирующей речемыслительную деятельность учащихся, вызывающей у них живой интерес, языковой комфорт, а следовательно и повышение мотивации к изучению иностранного языка. Но главным фактором в решении задач устной иноязычной речи при использовании проектной методики является организация предметной деятельности учащихся, которая в последствии ведет к естественности речевого общения учащихся в процессе обучения иностранному языку. Таким образом, реализуя проектную методику на практике учитель сможет помочь учащимся овладеть такими социальными формами общения, которые побуждают их к активному практическому использованию иностранного языка, но не когда-либо в будущем, а еще в ходе школьного обучения

2.2. Проект как метод моделирования общения учащихся на немецком языке.

Данное исследование было проведено в основной общеобразовательной школе № 11 г. Красного Сулина в 6 классе. Им было охвачено 16 учащихся.

Реальный уровень владения учащимися устной речью из беседы с учителем немецкого языка, не соответствовал уровню, предъявляемому программой. Большинство учащихся в классе только с помощью механического заучивания предложений могли делать краткие сообщения по теме и передавать содержание прочитанного. Учащиеся не могли вести диалог в стандартных ситуациях, вариативно использовать известные структурные типы предложений и комбинировать их. Некоторые причины такого уровня знаний и умений были выявлены в результате проведенного среди учащихся опроса. В качестве причин были названы большие пробелы в знаниях и умениях вследствие большого количества пропусков, недостаток свободного времени для изучения языка из-за большого объема домашнего задания по другим предметам и просто нежелание учить язык. Кроме того, из разговора с психологом выяснилось, что этот класс не очень активен в общении и на родном языке.

Таким образом, возникла необходимость в использовании проектной методики в этом классе. Основная задача работы заключалась в разработке технологических основ использования проектной методики как метода моделирования общения учащихся 6 класса при обучении устной речи на немецком языке с целью изменения отношения учащихся к иностранному языку как предмету.

В течение одного месяца в классе проводилась работа над проектом «Jede Jahreszeit - das Fest». Цель проекта заключалась в том, чтобы собрать информацию о немецких праздниках и рассказать о них своим одноклассникам. Работа велась поэтапно. На каждом этапе решались определенные задачи, намечались совместные действия учителей и учащихся. На организационном занятии учащимся было предложено подумать над тем, как они будут работать над проектом, каким они видят его практический результат. В ходе совместного обсуждения предстоящей работы появилась идея составить календарь немецких праздников. Для ее реализации учащиеся разбились на четыре группы, каждая из которых отвечала за сбор информации и оформления материалов в рамках одного времени года. Была определена тема «Jede Jahreszeit - das Fest», и составлен план работы над проектом, который заключался в следующем:

1. Научиться описывать «свои» времена года.

2. Составить календарь немецких праздников по временам года и научиться рассказывать о некоторых из них.

3. Собрать немецкие пословицы и поговорки, стихотворения, рисунки, характеризующие времена года и немецкие праздники.

4. Организовать выставку рисунков и поделок по теме «Jede Jahreszeit - das Fest»

5. Организовать и провести вечер, посвященный немецким праздникам.

На следующем этапе учащиеся непосредственно работали над выполнением заданий.

Сначала решалась задача активизации знакомого языкового материала, овладения новым лексическим материалом по теме «Jahreszeiten». Так для каждой группы была разработана лексическая таблица (см. Приложение № 2) т.е. даны слова и выражения, которые учащиеся должны были усвоить, чтобы уметь описывать данное время года. Трудностей в этом задании у учащихся не возникало, так как работа с лексической таблицей была включена в планирование уроков. Уже на этом этапе учащимся было предложено нарисовать картинки, отображающие различные погодные явления и попытаться описать их, употребляя известный и новый лексический материал. Это задание очень понравилось учащимся, они серьезно отнеслись к составлению рассказов о временах года. (см. Приложение № 3) Их картинки использовались потом на уроках для организации межгрупповой работы, когда группы рассказывали о временах года друг другу. Таким образом, каждая группа три раза выступила в роли рассказчика и три раза в роли слушателя, что позволило в итоге провести фронтальную беседу (см Приложение № 4).

Далее ставилась задача развития монологических умений на основе учебных текстов (см Приложение № 5). Каждая группа получила по четыре текста, чтобы каждый ее участник мог внести посильный вклад в общий результат. К текстам прилагались задания, выполнение которых подготавливало учащихся к пересказу текста, который осуществлялся сначала в своей, а затем в других группах (см Приложение № 6). Здесь пришлось работать над ошибками, допускаемыми учащимися в процессе пересказа. Грубые ошибки наблюдались при спряжении глаголов, в некоторых предложениях был нарушен порядок слов. Со слабыми учениками проводилась дополнительная индивидуальная работа. Они также могли поработать с текстом дома. Данный вид работы позволил выявить у учащихся слабые стороны в области грамматики и устранить грубые ошибки.

Затем ставилась задача создания ситуации успеха для всех учащихся. Практический результат решили оформить в виде коллажа (см Приложение№ 7). Затем один представитель из каждой группы рассказывал о том, что изобразили участники группы в коллаже (см Приложение № 8). Таким образом, решилась задача дальнейшего развития и совершенствования монологических умений и навыков учащихся. Проделанная работа позволила поставить более сложную задачу, а именно, научить учащихся расс5азывать о русских праздниках на примере праздника Мам. Для образца учащимся предлагали учебный текст, который содержал описание немецкого праздника Мам. К тексту прилагались общие для всех учащихся вопросы и таблица. Отвечая на вопросы, учащиеся заполняли таблицу и сравнивали, как проводят праздник Мам в России, а как в Германии, выделяя сходные и отличительные признаки (см Приложение № 9). В результате учащиеся пришли к выводу, что не только этот праздник, но и все другие праздники имеют много общего. И немцы и русские любят и соблюдают все праздничные обычаи и традиции.

На следующем этапе ставилась задача представления результатов работы над проектом. Практическим результатом проделанной работы стал изготовленный учащимися календарь немецких праздников, который включал в себя немецкие поговорки, пословицы, стихотворения, рисунки (см Приложение № 10). Отдельно была организована и представлена участниками проекта выставка рисунков «Jede Jahreszeit - das Fest» (см Приложение № 11), а также проведен вечер, посвященный немецким праздникам (см Приложение № 12) На вечере учащиеся демонстрировали полученные в процессе работы над проектом знания. В форме монологических высказываний они представляли вниманию гостей и класса описание различных немецких праздников, рассказывали стихи, пели песни. На выставке рисунков, посвященной временам года, каждый участник представил свою работу в форме рассказа-описания. Некоторые учащиеся подобрали к своим рисункам стихотворения и читали их наизусть. Все ребята были очень довольны своей работой.

Проведение исследований позволило сделать вывод о том, что использование проектной методики действительно оказывает положительное влияние на развитие устной речи у учащихся на немецком языке. В ходе выполнения проекта упрочились грамматические и лексические умения и навыки учащихся. Объем активного лексического минимума значительно увеличился (в среднем на 60-70 лексических единиц). Учащиеся также овладели навыками составления различных типов предложений, что позволило им самостоятельно строить монологические высказывания, объем которых составил в среднем 7-8 предложений. Сильные учащиеся при этом не нуждались в опорах. Монологические высказывания учащихся стали отличаться логичностью, последовательностью, грамматической сложностью. Слабые учащиеся охотно включались в процесс работы, принимая помощь товарищей и учителя, что способствовало повышению мотивации к изучению немецкого языка. Помимо этого, каждый ученик выучил около двух-трех стихотворений и 10-12 немецких пословиц и поговорок, что способствовало улучшению фонетической правильности речи и увеличению темпа речи. Значительно возрос интерес и желание участвовать в подобных проектах.

По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что использование проектной методики в учебном процессе является важнейшим средством при обучении учащихся устной речи на немецком языке.





























Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проектная методика обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях во взаимодействии с учреждениями ДО, как коммуникативный метод открывает новые перспективы учебного процесса, предоставляет учащимся возможность реального общения на иностранном языке. Её теоретические основы были разработаны в трудах как зарубежных, так и отечественных методистов и позволяют иметь четкое представление о том, какова роль участников проекта м какой алгоритм их совместной деятельности в процессе его реализации. Но в практике, как показало исследование, проектная методика не получила широкого распространения, поскольку ее использование в учебном процессе сопряжено с большими трудностями, как в ОУ, так и в УДОД.

Данное исследование представляет технологию использования проектной методики на примере обучения учащихся 6-го класса общеобразовательной школы устной речи на немецком языке.

Организация работы учащихся над проектом требует пересмотра приемов, форм и способов обучения. В процессе работы над проектом необходимо создать определенный микроклимат, который позволит достичь большого успеха каждому участнику.

Благодаря групповой работе резко увеличивается время на разговорную практику, что позволяет решать задачи автоматизации языковых навыков и совершенствования речевых умений учащихся, а также активизации межличностных отношений в коллективе в целом.

Проектная методика позволяет перевести ученика в субъектную позицию, когда он самостоятельно ставит цели и задачи работы, предлагает и определяет способы и формы ее реализации. Но сама организация работы учащихся над проектом предъявляют большие требования к учителю, поскольку требуют от него не только педагогического мастерства, но и творческих способностей. Учитель должен уметь подбирать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и языковых возможностей, а также уметь сопоставить свои цели и вывести одну общую цель, направленную на реализацию интеграционного процесса.

Проведенная опытная работа объективно подтвердила большие возможности проектной методики в процессе обучения иностранному языку в форме интеграционных занятий. В результате проделанной работы у учащихся значительно возрос интерес к изучению предмета, повысился уровень владения учащимися устной речью за счет увеличения лексического запаса и совершенствования лексико-грамматических навыков. Практическим результатом стало качественное улучшение устной речи учащихся по всем основным параметрам (грамматическая правильность, вариативность использования речевых образцов, логичность, увеличение темпа речи и др.) улучшился психологический микроклимат в группе, а также усвоение некоторых особенностей

В ходе проведенного исследования были решены все поставленные задачи, что позволяет сказать о том, что цель исследования достигнута.

Список используемой литературы:


  1. Андреевская М.В. Некоторые основы обучения иностранному языку в 5 - 7 классах. - В помощь учителю ин. яз. Сборник статей Л., 1956 - 146 с.

  2. Бим И.Л. Базовый курс. Концепция, программа. - М., Новая школа, 1995 - 128 с.

  3. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М., Просвещение., 1998 - 386.

  4. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка. // ИЯШ. - 2002 - №1

  5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига. - Педагогический центр ''Эксперимент'', 1995 - 330 с.

  6. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранного языка. - М, 1987 - 115 с.

  7. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - совместный инструментарий дидактических исследований. // Школьные технологии. - 2001 - №5.

  8. Пассов Е.И. Комплексный метод обучения иноязычному говорению. - Пособие для учителей иностранного языка. М.: Просвещение., 1985 - 208 с.

  9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках немецкого языка. // ИЯШ. - 2000 - №2.

  10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках немецкого языка. // ИЯШ. - 2000 - №3.

  11. Полат Е.С. Бухаркина М.Ю. Новые педагогические технологии в системе образования. - М., Академия, 2000 - 271 с.

  12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и ИПК и ПРО. М.: ''Народное образование'', 1998 - 391 с.

  13. Скалкин М.Н. Основы обучения устной речи. М.: Русский язык. - 1958 - 324 с.

  14. Чанилова Н.Г.. Использование проектной методики на уроках немецкого язык.// ИЯШ. - 2000 - №4.

  15. Чечель И. Методика проектов.// Директор школы. - 1998 - №3,4.

  16. Шатилов И.В. Методика обучения иностранных языков в средней школе. - М.: Просвещение., 1986 - 222 с.


© 2010-2022