Выступление на заседании кафедры на тему Региональный компонент на уроках английского языкак

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение регионального компонента на уроках английского языка.

Овладение иностранным языком помогает школьникам понять общность мирового культурного процесса и осознать особую роль в нем национальной культуры каждого народа, в том числе представителем которого он является. Современная цель обучения иностранному языку формулируется как подготовка к реальной межкультурной коммуникации, под которой понимается адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным культурам. При работе над социокультурным компонентом следует привлекать для сравнения элементы родной культуры, т. к. только в этом случае обучаемый осознает не только особенности восприятия мира носителями языка, но и специфику такого восприятия родным народом (диалог культур).

Согласно Федеральному базисному плану общего среднего образования, учебный план должен включать региональный компонент, содержащий материалы о конкретном регионе, где живут обучающиеся. Учащиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, город, в котором они живут. Если ученик обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке. Необходимость обучения иностранному языку с учетом национально-регионального компонента продиктовано тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своего региона.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды. Отбор содержания регионального компонента образования предопределяется природным, культурно-историческим, социально-экономическим своеобразием региона. Усвоение материала о своем регионе позволяет учащимся лучше узнать свой край, проникнуться любовью к родной земле. Кроме того, целенаправленное использование регионального компонента на уроках английского языка стимулирует интеллектуальную и эмоциональную сферы личности учащихся.

Цели регионального компонента:

  • Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по английскому языку;

  • Способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя нового поколения.

Задачи регионального компонента:

  • Создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов населяющих наш регион.

  • Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской, консультативной на уроках английского языка.

  • Создать условия для формирования выпускника - умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона, истинного патриота своей малой Родины.

Конечные цели здесь различны, например: разработка и проведение экскурсии, микроэкскурсии (с записью на видеокамеру) по своей местности или региональному центру для иностранных гостей, учащихся.

Другой целью может стать подготовка к ролевой игре, в ходе которой школьники предлагают свои варианты маршрутов экскурсий или миниэкскурсий, а также создание постеров и рекламных буклетов о наиболее привлекательных местах республики и родного города.

УМК по английскому языку позволяют учителю использовать дополнительные материалы по региональному компоненту для формирования коммуникативных навыков учащихся.

Одна из форм введения регионального компонента на уроке - лекционно-познавательная. Конечные цели здесь различны:

- разработка и проведение экскурсии по своей местности;

- организация «заочной» экскурсии по родным местам, которая дополняет часто практикуемые «заочные» экскурсии по столицам стран изучаемого языка. Чтобы не нарушать целостности занятий, сведения о регионе фрагментарно используют в связи с изучаемой темой, отводя для этого на уроке три - пять минут.

Другая форма введения регионального компонент - предметно - ситуативная. Ее основу составляют речевые ситуации, которые объединены чаще всего единой сюжетной линией и базируются на особенностях регионального содержания.

Свои впечатления об осуществленном проекте учащиеся излагают в форме коротких сочинений. Собранный материал используется для оформления стенной газеты, коллажа, альбома, устного журнала, видеофильма. Вариант оформления становится предметом обсуждения на уроке.

Есть также темы, представляющие интерес с точки зрения использования на уроке регионального компонента - «Традиции, манеры».

Изучая тему «Спорт», нужно обратить внимание на работу СК «Мордовия», Ледовый Дворец, Физкультурно-оздоровительный комплекс, Гимнастический центр имени Л. Я. Аркаева и спортивных школ города, которые посещают многие учащиеся школы и показывают хорошие результаты. За последнее время, когда в школьные учебники вошла тема по экологии, в рамках этой темы тоже обсуждаются проблемы регионального уровня, целью которой является развитие обеспокоенности экологической ситуацией вокруг нашего региона, формирование ответственного отношения к природе, воспитание правильного экологического поведения.

Основу содержания краеведения составляют знания учащихся о крае, стране, полученные ими при изучении школьных учебных предметов гуманитар­ного и естественного циклов. Это геогра­фические, исторические, биологические, литературные, искусствоведческие и др. сведения о своем крае, городе, стране.

Чтобы избежать однообразия в построении занятий региональных уроков, следует по возможности широко использовать различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников. При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов. На всех занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, презентации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.

На сегодняшний день наиболее востребованными умениями являются информационные умения, связанные с использованием приёмов самостоятельного приобретения знаний и информации. Использование компьютерных технологий по иностранному языку способствует интенсификации самостоятельной деятельности, индивидуализации обучения, повышению познавательной активности и мотивации учения.

© 2010-2022