Методический материал по английскому языку Из истории английского глагола

Раздел Иностранные языки
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

Грамматика - предмет обсуждений и дискуссий на протяжении

многих веков.

Ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика начиналась по - разному, она играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и вообще в системе образования отдельных стран мира.

Выделившись из синтеза логико - философских вопросов, грамматика еще до нашей эры стала самостоятельной областью знаний. Понятие «грамматика» ( греческ. Grammatike ) первоначально обозначало « искусство чтения и письма ». В средние века « свободное искусство » grammatica ( лат.) считалось одним из компонентов всякого образования и ставило целью : научить владению латинским языком , сообщить сведения по филологии , в том числе и при чтении текстов , осуществлять гимнастику ума. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образу латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и как самоцель.

В последующий период , особенн начиная с XIX в , понятие «грамматика» наполняется новым содержанием и в языкознании и в обучении языкам. По определению лингвистов, грамматика стала обозначать :


а) грамматический строй языка ; о

б) раздел языкознания , изучающий такой строй;

в) совокупность правил изменения слов , их соединений в сочетании,

предложения;

г) учебник , содержащий описание правил.

К концу текущего столетия в языкознании образовался целый «конгломерат грамматических наук». В него входят не только научные , но и в определенных аспектах - учебные или дидактические грамматики.

Учебники грамматики иностранного языка стали образовывать свой особый конгломерат , составные части которого ориентированы на разные цели : грамматики для разных возрастных категорий учащихся и ступеней обучения , грамматики для многих типов учебных заведений , грамматика для людей с разным лингвистическим опытом или имеющих разные профессии (например , грамматики для бизнесменов , для коммуникативные грамматики и пр.

В нынешнем веке роль грамматики в обучении иностранному языку особенно часто менялась под воздействием ряда факторов учителей иностранного языка ) , особые: под влиянием эволюции теории лингвистики, воздействием учета практических результатов обучения иностранному языку ( в том числе практики обучения по учебникам грамматики ) , учета государственной политики в области образования.

2

В текущем столетии имели место тенденции почти полной или абсолютно полной ликвидации грамматики и всех учебников грамматики в общеобразовательных учреждениях. В дореволюционной и послереволюционной России отмечался , например , своеобразный кризис грамматики , утверждалось , что мнение , будто грамматика учит

правильно читать и писать , ложно, и все министерские программы стали заменять слово «грамматика» словами «наблюдение над языком» , несмотря на протесты языковедов.

Тенденции к сокращению роли грамматики при обучении иностранному языку наблюдается и по сей день. Многие европейские педагоги отмечают , что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в силу того , что школьники при изучении традиционных грамматик иностранного языка , согласно многочисленным наблюдениям , не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий , ни целей грамматического анализа.

С другой стороны , можно привести примеры сохранения доминирующей роли грамматики в обучении иностранному языку , о чем свидетельствуют отечественные программы и учебники , создающиеся в ряде случаев не на основе методической целесообразности , а под влиянием особых мнений лингвистов.

Как показывает исторический опыт , с одной стороны , попытка отказа от какой - либо грамматики , а с другой , преувеличение ее роли в учебном процессе отрицательно сказываются на результатах практического владения языком.

Эффективность обучения грамматики может быть достигнута на основе учета психологических закономерностей , путем усиления роли дидактических основ обучения грамматике.

Учитывая современные потребности широких слоев населения разных государств владеть иностранным языком практически , а также накопленный опыт обучения грамматике в десятках европейских стран , Совет Европы принял решение в качестве одного из ключевых принципов обучения иностранному языку рекомендовать постановку только практических ( коммуникативных ) целей обучения грамматическому строю. Также необходимо во многом изменить традиционный характер и язык изложения грамматического материала при обучении учащихся. Сухость , абстрактность и лингвистическая академичность языка изложения создают у обучающихся эмоционально - отрицательное отношение к грамматике . Грамматика в том числе теория , может быть изложена увлекательно , живо , интересно ; она должна пробуждать эмоции , быть ориентированной на личность учащегося , сопровождаться комическими и другими рисунками и т. д. Все это , безусловно , повысит эффективность обучения иностранному языку.

3

Усвоение грамматического строя - сложная проблема

при овладении иностранными языками.

Обучение иностранному языку в средней школе преследует прежде всего практическую цель - овладение учащимися говорением на иностранном языке , в том числе коммуникативной компетенцией . Коммуникативная компетенция - это способность высказываться в соответствии с ситуацией речевого обучения. Учащиеся должны овладеть теми выражениями разговорной речи , какие бы употреблял в данной ситуации носитель языка.

Общеизвестно , что владение устной речью , чтением и письмом - это навыки , которые вырабатываются в результате упражнений. Научиться правильно говорить , читать и грамотно писать можно только упражняясь в соответствующих видах языковой деятельности. Нельзя научиться хорошо читать , выполняя только устные упражнения , равно как и нельзя научиться говорить , только читая и переводя тексты.

Большинство специалистов в области обучения иностранным языкам сходятся на точке зрения , что наиболее сложной проблемой при овладении иностранным языком является проблема усвоения грамматического строя иностранного языка.

При обучении иностранному языку грамматикой следует заниматься специально , потому что , во - первых , грамматика является важнейшим компонентом языка , как системы , во - вторых , любые коммуникативные навыки без регулярного обращения к грамматике возможны лишь до определенного предела и , в - третьих , знания грамматики удовлетворяют естественным потребностям людей , желающих овладеть языком.

Усвоение законов грамматики - процесс , который требует интенсивной работы мышления учащегося для выработки совершенно новых , отличных от родного языка способов выражения знакомых отношений , выработки ориентировки на формы слов иностранного языка , выработки новых динамических стереотипов при постоянном влиянии законов грамматического строя родного языка.

Система времен английского глагола резко отличается от системы времен русского глагола как количественно , так и по характеру обозначаемых ими действий. Цель учителя - помочь учащимся осознать , как носители английского языка оформляют свои мысли средствами родного для них языка и помочь своим учащимся довести до автоматизма владение различными временными формами английского глагола , т.е. научить их употреблять глаголы в нужном времени , лице и числе , в нужной форме.


4

Из истории английского глагола.

Английский язык сложился на Британских островах в результате сложных и длительных исторических процессов.

Историю развития английского языка принято делить на три периода :

1) древнеанглийский - от начала письменных памятников

(YII век) до конца XI века;

2) среднеанглийский - примерно с начала XII века до третьей

четверти XY века;

  1. новоанглийский - с конца XY века до настоящего времени.

Грамматический строй древнеанглийского языка отличается от современного. Очень своеобразными были древнеанглийские глаголы. Одной из их особенностей было деление на сильные и слабые глаголы (в языкознании принято называть правильные и неправильные ). Под сильными (неправильными) глаголами подразумевались глаголы , у которых формы прошедшего времени и причастия II образовывались путем изменения , «чередования» гласных основы глагола.

Например :

singan - петь, sang - пел, singon - они пели, singen - пропетый.

В древнеанглийском языке существовали различные типы чередований , в зависимости от которых сильные глаголы делились на 7 групп. Эта особенность , то есть чередование гласных , сохранилась и до настоящего времени , хотя число сильных (неправильных) глаголов в современном языке значительно уменьшилось.

Слабые ( правильные ) глаголы в языке древнего периода образовывали свои формы путем прибавления к основе глагола суффиксов - ео - или - od - , к которым присоединялись личные окончания.

Для древнеанглийского языка было характерно наличие только двух временных форм - настоящего и прошедшего времени. Однако уже к концу древнего периода в системе глагола постепенно складываются формы перфекта , а также намечаются пути к образованию форм будущего времени.

Среднеанглийский период в истории развития английского языка длился около четырехсот лет.

В среднеанглийский период получили широкое распространение и уточнили свои значения глагольные формы , зародившиеся еще в древнеанглийский период - формы перфекта ( Present Perfect , Past Perfect ,

Future Perfect ) и будущего времени. Широкое использование этих форм привело к возникновению глагольной формы нового типа - аналитического , основными компонентами которой являлись : вспомогательный глагол с утраченным лексическим значением и смысловой глагол в форме причастия II ( в перфекте) или инфинитива (в будущем времени).

5

В среднеанглийский период система форм английского глагола пополнилась новой неличной формой , сочетавшей в себе как именные , так и глагольные признаки. Это была форма герундия , образовавшаяся от основы

инфинитива глагола с помощью прибавления суффикса - ing. Однако в этот период употребление герундия очень ограничено и рамки его значений еще слабо очерчены.

В новоанглийский период получает единую форму окончание - es глагола в третьем лице единственного числа настоящего общего времени , имевшее в среднеанглийском два варианта.

Большое число так называемых сильных глаголов принимает окончание

- ed в прошедшем времени и причастие II , включаясь в систему слабых глаголов.

Аналитический тип глагольной формы получил в новоанглийский период широкое распространение. На его основе в ранненовоанглийский период возник ряд глагольных форм : длительные и перфектные формы (Progressive Perfect) , и страдательный глагол ( Passive Voice).

Аналитический тип глагольной формы проник также и в формы настоящего и прошедшего общего времени ( Present , Past Simple ) , где сложились вопросительные и отрицательные формы аналитического типа с глаголом to do , утратившим свое лексическое значение делать , например :

Do you speak English ?

Вы говорите по - английски?

Современный английский язык - это в основном язык аналитического строя . Это значит что грамматические функции слов и их взаимоотношения в предложении выражаются специальными средствами : служебными словами - предлогами и вспомогательными глаголами - и определенным порядком слов.

Наиболее ярко аналитический характер английского языка проявляется в визовременной системе глагольных форм. Аналитическая форма глагола состоит из двух или более раздельно оформленных частей. Первая часть - вспомогательный глагол, не обладающий самостоятельным значением и передающий только грамматические признаки лица , числа , времени и так далее. Вторая часть - инфинитив или причастие смыслового глагола , который является носителем лексического значения присущего данной форме. И обе части вместе выражают грамматическое значение глагольной формы :

вид , время . залог ,наклонение.

Можно сказать, что аналитические формы глагола - это одна из характерных черт современного английского языка.



© 2010-2022