Ключевые моменты проявления ФГОС нового поколения на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Социальный заказ, отраженный в ФГОС, определяет цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Основными же позициями ФГОС в обучении иностранному языку являются развитие универсальных учебных действий, развитие индивидуальности в диалоге культур, специальных учебных умений.

Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться:

- навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации на уроке английского языка;

- обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся на уроках английского языка;

- осознание учащимися целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик предмета Английский язык.

Важным аспектом в обучении английскому языку остается формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Каждый новый год предлагает огромное количество инноваций, которые помогают выстраивать концепцию и направление деятельности учителя английского языка.

Основными методами работы в начальной школе при обучении английского языка становятся:

  • Метод проектов

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Портфолио

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль во формировании творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке английского языка:

  • игровая деятельность;

  • создание положительных эмоциональных ситуаций;

  • работа в парах;

  • проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Учителя иностранных языков в начальной школе начинают эффективно применять ИКТ в своей деятельности. Так как не возможно представить современный урок без мультимедиа, компьютера и интернета.

Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения;

- активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке ИЯ позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип коммуникативной направленности

2. Принцип активности

3. Принцип посильности

4. Принцип обратной связи.

Широко внедряются в процесс обучения ИЯ и такая инновация , как здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Учителя предметники продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

Это:

- учет возрастных особенностей;

- дифференцированное обучение;

- игровые технологии;

- динамические минутки и паузы.

С целью мониторинга развития умений ученика по предмету активно используются метод Электронного портфолио. Для учащихся младшей ступени обучения этот метод является возможностью самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, сравнивает себя с одноклассниками).

В традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. На уроке английского языка очень часто используется работа в парах: дети составляют разного рода диалоги (диалог-расспрос, диалог-знакомство, диалог-побуждение к действию). Но для того, чтобы эта форма работы была максимально эффективной, необходимо предлагать детям ситуации, близкие им по интересам и по возрасту, чтобы они понимали значимость знания языка. Для учащихся 2-ого класса недостаточно дать задание составить диалог, нужно погрузить их в какую-нибудь интересную, необычную ситуацию, например, «познакомься с артистами театра» , «поработай тренером, пусть спортсмен выполнит твои команды», «возьми интервью у фермера, узнай, какие животные у него есть» и т. д. Также при организации парной работы необходимо, чтобы дети следовали определенным правилам общения: говорить по очереди, не перебивать друг друга, слушать внимательно собеседника, не мешать другим парам, говорить вполголоса. Эти правила нужно озвучить на первых уроках английского языка.

Работа в группах не менее важна на уроке английского языка. Она требует большей подготовки, но при этом дает значимый результат. Детей в группы стоит объединять так, чтобы в каждой группе были и «сильные», и «слабые» ученики. Так, «сильные» учащиеся могут занять позицию лидера, организовать деятельность группы, помогать другим и представлять конечный результат, а «слабые» учащиеся будут тянуться за остальными, выполнять посильную для них работу, тем самым ощущая собственную значимость для группы. Здесь важно, чтобы такие ученики не отстранились от работы и не переложили всю работу на остальных участников группы. Учителю необходимо следить за этим и иногда ненавязчиво вмешиваться в их деятельность. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов, например, «Веселая азбука», «Кто где живет?», «В мире животных» и т. д. Так, при работе над проектом «В мире животных» дети поделились на 3 группы, все учащиеся были корреспондентами телепередачи, каждая группа была направлена в разные места для съемки репортажа ( зоопарк, ферма, лес), им необходимо было отобрать фотографии животных, живущих в этих местах, и составить о них рассказы. В итоге весь класс превращался в телезрителей, все с увлечением слушали репортажи одноклассников. К сожалению, не всегда хватает времени на уроке, поэтому требуется большая предварительная подготовка не только учителя, но и учащихся. Также важно, чтобы на начальной ступени обучения учитель выбирал краткосрочные проекты, чтобы результат был близок.

При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, предлагаю ребятам использовать кружки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось, я справился с заданием без ошибок; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но были некоторые трудности, я допустил от 1 до 3 ошибок; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание, допустил слишком много ошибок). Показ определенного кружка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран.

Успешность современного урока английского языка в начальной школе при реализации программы ФГОС второго поколения зависит от четкого представления учителем адекватности целей урока и осуществления положений программы. Использование инновационных технологий для наглядного и доступного объяснения материала по английскому языку.

Создавать ситуации успеха, так как мотивация на младшей ступени является залогом высоких достижений учащихся. Доброжелательная атмосфера на уроке, учет возрастных особенностей позволит сохранять здоровье детей.

Учитель и ученик - это единое целое педагогического процесса, следовательно, современный урок должен проходить в сотрудничестве.

Придерживаясь новым тенденциям, уроки английского языка на младшей ступени будут всегда эффективны.


Используемая литература:

  1. Лызлов А.В. Организация уроков с использованием ИКТ [Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль во формировании творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка] /А.В. Лызлов Вопросы Интернет-образования. - М, 2012. - № 26.- С.13-15.

  2. Щукин П.И. Методика использования новейших средств обучения [учет возрастных особенностей; демократический стиль общения на уроке; дифференцированное обучение; игровые технологии; динамические минутки и паузы у первоклассников, введение третьего часа физкультуры] / П.И. Щукин. - М. : Просвещение, 2012. - 156с.

6



© 2010-2022